Сколько заработают на проведении Чемпионата мира по футболу 2022 в Катаре?
Проведение чемпионата мира по футболу — дорогое дело, в этом нет ничего удивительного. Катар потратит около 220 миллиардов долларов на проведение Чемпионата мира по футболу 2022 года. Но смогут ли они окупить эти деньги? В чем преимущество страны хозяйки турнира? Каковы будут потенциальные размеры полученных доходов от проведения турнира? И стоит ли оно того? Перевод познавательного видео-материала ютуб-канала Tifo-Football, касающегося грядущего Чемпионата мира по футболу.
* Цифра в 200 миллиардов долларов также связана с расходами Катара на проект "National Vision 2030", а не исключительно расходами на инфраструктуру для подготовки Чемпионата мира. Чемпионат мира только увеличил объем этих расходов, но представитель Катара заявил, что, помимо 6,5 миллиардов долларов, потраченных на инфраструктуру для конкретного турнира, оставшиеся деньги "уже были выделены на существующие проекты, которые были бы реализованы независимо от того проводил бы Катар турнир, или нет".
До Чемпионата мира по футболу в Катаре осталось совсем немного времени. Проведение турнира обойдется Катару примерно в 220 миллиардов долларов, что примерно в 60 раз больше, чем 3,5 миллиарда долларов, которые Южная Африка потратила на турнир 2010 года. Таким образом, возникает уместный вопрос – а стоит ли оно того? Сколько зарабатывают страны, которые принимают Чемпионаты мира? У этого вопроса есть два аспекта: во-первых, доход, получаемый принимающей страной, и расходы, понесенные при подгтовке к проведению мероприятия.
Ключевыми потоками доходов от такого мероприятия, как Чемпионат мира по футболу, являются: представительские платежи, плата за проживание и права на продажу билетов.
Доход от продажи билетов не делится с принимающей страной и на 100% принадлежит дочерней компании FIFA. Существует доход от гостеприимства (в основном от размещения), который помогает местной экономике, но его превосходит стоимость и материально-техническое бремя создания дополнительных жилых помещений для команд, официальных лиц ФИФА и более миллиона болельщиков. Например, перед Чемпионатом мира 2010 года, проводимого в Южной Африке, в прессе было много сообщений о незавершенных строительствах тренировочных лагерей.
Права на вещание, телевидение и другие средства массовой информации (доход от них) также полностью принадлежат ФИФА и является самым крупным источником дохода от проведения Чемпионатов мира, учитывая количество зрителей во всем мире. В 2018 году 55% выручки ФИФА в размере 4,6 миллиарда долларов поступили от продажи глобальных телевизионных прав и прав на трансляцию Чемпионата мира по футболу.
Спонсорские, маркетинговые и лицензионные права. В совокупности доходы от этих источников составили 35% доходов ФИФА в 2018 году, и они также не передаются принимающей стране. Доходы от лицензирования, в частности, растут в геометрической прогрессии и увеличились на 114%, за период с 2014 по 2018 год по сравнению с предыдущими 2010 и 2014 годами.
В своем годовом отчете FIFA указывает на высокие показатели лицензирования брендов как на ключевую движущую силу — на что, в частности, повлияли такие события, как проведение Гранд-финала FIFA eWorld Cup в 2018 году, в котором приняли участие 20 миллионов игроков и более 29 миллионов зрителей по всему миру.
Стимулируемый туризмом импульс для местной экономики часто упоминается ФИФА как мощный фактор роста для принимающей турнир страны. Во время проведения Чемпионата мира несомненно есть преимущества туристическго характера, особенно в период проведения стадии плей-офф. Тем не менее, это одноразовая вспышка, и было замечено, что уровень туризма стабилизируется до уровня, предшествующего Чемпионату мира, в течение нескольких месяцев после проведения мероприятия. Имеются случаи "негативного туризма" — особенно во Франции, во время Чемпионата мира 1998 года, где в период группового этапа количество прибывших иностранцев фактически сократилось на 13% по сравнению с предыдущим годом!
Это связано с тем, что такие мегасобытия, как Чемпионат мира по футболу, влекут за собой последствия, нежелательные для обычного туризма: пробки, шум, более высокие цены и потенциальные нарушения общественной безопасности.
Широкое социально-экономическое воздействие (новые рабочие места, улучшение инфраструктуры и т.д.) это реальный плюс для принимающей страны, а в некоторых случаях он оказывает долгосрочное положительное влияние. Лучший пример — Южная Африка и Чемпионат мира 2010 года, на подготовку к которому Южная Африка потратила около 3,5 миллиардов долларов. Так, в частности, огромный импульс в развитии получила местная инфраструктура: был создан внутренний общественный транспорт, отремонтированы дороги, а принимающие города подверглись значительной реконструкции. Все это создало несколько тысяч рабочих мест и существенно помогло экономике на несколько следующих лет.
Подобное широкое социально-экономическое воздействие было замечено и другими принимающими турнир странами: в отчете, подготовленном организаторами Чемпионата мира по футболу в России, говорится, что турнир фактически позволил создать около 315 000 рабочих мест и в дальнейшем будет продолжать оказывать влияние на страну в течение пяти лет.
Другая сторона уравнения — это расходы, и их важно учитывать в контексте принимающей страны, потому что сама ФИФА на проведение мероприятия ничего не тратит. Процесс подачи заявок на проведение Чемпионата мира является чрезвычайно конкурентным, что дает ФИФА все преимущества.
Принимающим странам необходимо потратить миллиарды долларов на создание стадионов и обслуживающей инфраструктуры мирового класса (включая жилье для команд, болельщиков и официальных лиц ФИФА) и предоставить ФИФА и всем её партнерам и спонсорам выгодные налоговые режимы. Эта часть финансируется либо налогоплательщиками принимающей страны (по оценкам, более 70% стоимости Чемпионата мира по футболу 2018 года в России было профинансировано налогоплательщиками), либо органами власти/компанией-организатором принимающей страны, которые берут в долг миллиарды долларов для того чтобы провести высококачественное мероприятие, за проведением которого будет наблюдать весь мир.
К концу Чемпионата мира по футболу 2014 года долг Бразилии составил 3,5 миллиарда долларов. Большая часть расходов на инфраструктуру также является расточительной. Самый большой стадион, построенный к Чемпионату мира по футболу 2010 года в Бразилии (стадион Мане Гарринчи), теперь по сути служит автобусной стоянкой. Бразилия потратила 2,6 миллиарда долларов на модернизацию крупных аэропортов, что гораздо менее полезно для местного бразильца, чем длинный список обещанных железнодорожных и автобусных проектов, которые были отменены или остались незавершенными в своей реализации.
Особенно на принимающую страну влияют налоговые льготы. Страна-организатор обычно зарабатывает деньги на том, что люди тратят деньги в ресторанах, кинотеатрах и других источниках развлечений в отсутствие Чемпионата мира, но все расходы на Чемпионат мира FIFA (билеты, покупка спонсорских товаров / товаров) полностью не облагаются налогами, что влечет за собой миллионы долларов упущенной выгоды.
Примечательно, что все другие потоки доходов, принадлежащие ФИФА (телевидение, вещание, СМИ), также полностью не облагаются налогом. Германия подсчитала, что колоссальные 272 миллиона долларов в виде налоговых льгот были предложены в рамках её заявки на проведение Чемпионата мира 2006 года.
Таким образом, сколько страна-хозяйка зарабатывает на Чемпионате мира и стоит ли оно того? В среднем она не зарабатывает ничего, в большинстве всего уходя в минус, еще и создавая новые проблемы. Есть некоторый положительный момент от временного подъема туризма, и Южная Африка является хорошим примером долгосрочного инфраструктурного и социально-экономического подъема, но в большинстве случаев это было дорогостоящим и убыточным мероприятием для принимающей страны. Это кажется особенно очевидным, когда развивающиеся страны принимают у себя Чемпионат мира по футболу, поскольку деньги налогоплательщиков можно было бы использовать для улучшения условий для более бедных и менее привилегированных слоев населения, повышать уровень жизни в своей стране, а выплаты по долгам со временем становятся непосильными и тянут вниз.
Неудивительно, что ФИФА сейчас хочет проводить Чемпионат мира каждые 2 года.