В Кубке забил пожарный: тренируется после суточных смен в МЧС, получает 30 тысяч, весит 105 кг
Самый тяжелый форвард страны.
В зачаточных стадиях ФОНБЕТ Кубка России впечатлили не только «Амкал», «Тудротс» и «CтавропольАгроСоюз».
Любительский «Темп» в первом раунде Пути Регионов выбил из турнира городских соседей – барнаульское «Динамо». Победный мяч забил 105-килограммовый форвард Роман Сычев: ловко убежал от защитника, сравнял голкипера с газоном и покатил в пустые.
Вряд ли в российских лигах вы найдете нападающего тяжелее.
Биография Сычева – уникальная. Разочаровавшись в футболе, он по собственному желанию прошел срочную службу, где сопровождал воинские грузы. После – поработал школьным учителем, но не понравилось – устроился в МЧС. Сейчас Роман тушит пожары и зажигает на поле: 26 голов и 7 ассистов в 32 матчах за 2022-й.
Валерий Самсонов поймал Сычева между пожарной частью и футбольным полем и узнал, как живет самый тяжелый форвард страны.
Пожарные получают 30 тысяч и работают не как в американском кино
– Ты – пожарный. Как проходит твой день?
– Есть распорядок, по которому живем в течение суток.
Прихожу на работу к 7:30, в 8:00 развод, в 8:30 заступаем на смену. Домой – через 24 часа. Утром принимаем дежурство, пишем занятия (начальник читает лекции), обедаем, выезжаем на отработку (периодически проверяем гидранты), приезжаем в часть, снова пишем занятия, ужинаем и занимаемся своими делами. Например, уборкой территории.
Когда поступает вызов – выезжаем на пожар.
– В пожарную охрану сложно устроиться?
– Непросто. У меня это заняло полгода – сравнительно быстро. У некоторых уходит до года.
– Почему так долго?
– Нужно ждать, пока появится место, пройти кучу психологических тестов. Если сдал – вызывают на углубленную военно-врачебную комиссию. Я никогда не проходил такое детальное обследование. Дальше – ждешь, пока подпишут приказ.
– В фильмах пожарные спускаются по винтовой лестнице, садятся в машину и отправляются на выезд.
– В Америке так, наверное. Но у нас все на одном этаже: классы, подсобные помещения, гараж.
– Кто-то позвонил по 01 и сообщил о пожаре, что дальше?
– Оттуда информация поступает нашему диспетчеру: на пульт или по рации. Он принимает вызов и подает сигнал в часть. Мы запрыгиваем в заранее подготовленную спецодежду и выезжаем. От сигнала до выезда машины не должно пройти больше минуты – в этот норматив мы обычно укладываемся.
– У тебя график «сутки – трое». Как себя чувствуешь под конец смены?
– Зависит от суток. Иногда проводишь всю смену на пожарах и в части практически не бываешь: особенно весной, когда горит трава. Конечно, после такой смены чувствуешь себя тяжело. А бывает за сутки – ни одного пожара. Тогда нормально.
– Успеваешь отдохнуть за три дня?
– Конечно, хотя постоянно на тренировках в «Темпе». Особенно в сезон. Иногда после смены так вырубало, что спал до ночи и пропускал тренировки. Такое очень редко случается, но руководство всегда относится с пониманием.
– Ты рассказывал, что самый большой пожар был на заправке. Что еще можешь вспомнить?
– Да, тогда лицо «горело» за 200 метров до очага. К счастью, по масштабу пока ничего крупнее не было. Однажды на пожаре погибли люди. Это оставило тяжелый осадок.
– Кто и как помогает пережить травматичный опыт?
– Каждый знал, куда шел. В основном самостоятельно справляемся. Иногда начальники помогают разговором.
– Ты можешь тушить только открытые пожары. Что нужно, чтобы работать на закрытых возгораниях?
– Получить допуск в учебном центре, куда большая очередь. С каждой части периодически вызывают пожарных. Жду, когда придет мой черед. После 3,5 месяцев обучения выдается допуск к газодымозащитному аппарату. С ним можешь работать в крытых помещениях.
– Как устроена зарплата пожарного?
– Оклад (в зависимости от категории допуска) плюс ежемесячная премия и бонус за работу в ночные часы. В сумме выходит около 30 тысяч рублей. Если получу допуск к закрытым очагам, зарплата незначительно увеличится.
– Другие бонусы: питание, льготная ипотека?
– Нет. Единственное, раз в год оплачивают проезд на пожарного и одного члена семьи в любую точку России любым транспортом.
– Ты рискуешь жизнью за 30 тысяч. В чем мотивация?
– Мне нравится моя работа. Удобный график. Сколько платят – столько платят.
– Пожарным часто пихают по двум причинам: приезжают без воды и долго едут.
– Пожарные не могут приехать без воды. Машина в гараже стоит заправленная [водой]. Если она едет с одного вызова на другой, то между ними происходит дозаправка. Просто не все люди понимают, что воды не всегда может хватить. Условно, 2 тонны воды хватает на 2 минуты.
Кажется, что долго едут – на самом деле, это максимально быстро. Во дворах очень узкие дороги, припаркованы автомобили – пожарной машине сложно проехать. Еще хуже – в садовых участках. Часто проезжаем во вред машине.
– Часто люди ведут при пожаре ведут себя неадекватно?
– В основном пьяные. Кидаются, пытаются забрать [пожарные] рукава. Начинают рассказывать, что ты все неправильно делаешь. С такими тяжело, но нельзя реагировать. На меня не кидались, но с товарищем было дело. Пришлось в грубой форме ответить, потому что по-другому человек не понимал.
– Как МЧС может сделать работу пожарных престижнее?
– Они сами знают как лучше. Не могу ответить на этот вопрос.
– Советы, которые снизят количество пожаров.
– Если у каждого в доме будет огнетушитель, он поможет снизить количество печальных последствий: на плите загорелась пища – через несколько минут может загореться комната. Плюс базовые вещи: не курить в кровати, не поджигать пух.
На выходных часто горят бани. Люди ложатся спать, когда еще тлеют угли. Думают, они сами потухнут. А в итоге пожар.
И, главное, – с пониманием относиться к работе пожарного.
– Часто приходится ехать на игру со смены или наоборот?
– Часто. Перед домашними играми у нас заезд в гостиницу возле манежа. Там можно поспать до вечера. Если не получается – ничего страшного. Чтобы прям рубило от недосыпа – редкость.
Сычев играл с Соболевым (нырял уже в детстве) и рубился в коробке с Головиным (был сильнее всех)
– Ты начинал заниматься футболом с Александром Соболевым.
– Да. Я начинал заниматься в «Школе Алексея Смертина». Потом перешел в [барнаульское] «Динамо», где в молодежке и пересекся с Соболевым. Не сказать, что он сильно выделялся. Просто верил в себя больше, чем остальные. Поэтому он сейчас там, а мы не там.
– Соболев нырял в детстве?
– Да, он всегда был таким. Но не вспомню какой-то конкретный эпизод.
– Ты дважды пробовал закрепиться в Москве: стажировался в «Локо», полгода играл за ЦСКА.
– Я тогда играл за барнаульский «Алтай». Мне было лет 14 и 16 лет соответственно. Спасибо тренеру, который договорился о просмотрах.
В «Локомотив» поехали пять человек (все – за счет родителей), но на просмотровую игру с «Локо-2» оставили только меня и еще одного парня. Мы оба забили, но взяли только его. Сейчас пылит где-то во Второй лиге. Почему не оставили меня? Думаю, был недостаточно хорош.
В ЦСКА приехал на неделю и остался на полгода: играл больше остальных, забивал больше остальных. Говорили, что останусь, но потом сообщили, что еду домой без обратного билета. В интернате жил вместе с Александром Головиным, который на год старше. В свободное время ходили играть на коробку, он был гораздо сильнее остальных: и техникой, и головой.
– За два сезона в барнаульском «Динамо» ты сыграл лишь 14 матчей в ПФЛ и Кубке России. Почему?
– Такого, что я был суперкрутой, а меня не ставили – не было. На моей позиции играли более опытные футболисты, до уровня которых я не дотягивал.
– «В «Динамо» была такая обстановка, что играть не особо хотелось», – говорил ты.
– Мой контракт был на 3 года, но за полгода до окончания попросил меня отпустить. Не хотел заниматься футболом. Не нравилось все, что происходило в «Динамо». Взял паузу на полгода. Многие ушли по той же причине, не только я.
– По какой причине?
– Отношение клуба к игрокам. «Динамо» – команда, которая отбивала желание играть в футбол. Давай на этом закончим обсуждать эту тему?
– Возможно, после интервью люди в клубе задумаются.
– От моего интервью ничто не изменится. Люди [в «Динамо»] из года в год заканчивали с футболом. Дело было в клубе в целом. Может, сейчас лучше. Не знаю.
В армии гонял по стране, охраняя грузы, и топил печку, чтобы не замерзнуть. Отслужив, полгода работал физруком
– Покинув «Динамо», ты отправился в армию.
– Сам хотел пройти срочную службу. После окончания университета у меня была отсрочка еще на два месяца: до ноября. Написал заявление об отмене отсрочки, и, не успев получить диплом, ушел в армию.
– Что полезного тебе дала армия?
– Служба в армии пошла мне в рабочий стаж, дала возможность устроиться в МЧС. Научился готовить, завел новых друзей.
– Откуда такая тяга к армии?
– У меня не было страха перед армией. Никогда не считал ее потерей времени. Знал, что в дальнейшем армия даст возможности по работе: МЧС, полиция или еще что-то. Отслужил – и не жалею.
– Ты служил в отдельной роте сопровождения воинских грузов. Что это такое?
– Караульная служба, которая состоит из начальника и трех часовых.
Приезжали в один город, принимали груз (от танков до боеприпасов) и сопровождали его в конечный пункт. Иногда дорога занимала до месяца из-за того, что долго стояли на станциях. Все это время жили в теплушке – вагоне, в котором есть только печка. Обустраивали его сами: спали на двухъярусных кроватях. Тяжело, особенно зимой: чуть запустил печку – можно замерзнуть.
Как-то перевозили китайскую армию, но больше всего понравился маршрут из Ульяновска в Калининград. Полторы недели ехали в Ленинградскую область. Из Питера плыли на огромном пароме, в который помещается сто железнодорожных вагонов.
Я не так часто ездил по стране, потому что играл в футбол за свою роту (в первенстве Новосибирска Сычев забивал вот такие шедевры – Sports.ru).
– У тебя есть видео из армии, на котором зимой кровати стоят на улице. Что случилось?
– В армии такое развлечение для командиров называется пожар. Кто-то провинился – мы выносили всю мебель из казармы и заносили обратно. Официально это называется «репетиция пожара».
– С 21 сентября в стране объявлена частичная мобилизация. Не боишься, что тебе может прийти повестка?
– Не боюсь. Добровольно не рвусь. Если призовут – пойду. Если придет повестка – значит надо.
– После армии ты работал учителем физкультуры.
– Отслужив, полгода работал по образованию и параллельно устраивался в МЧС.
Мать долгое время работает учителем младших классов. Наверное, это приходит с опытом. Но это неблагодарная работа, учитывая, как дети относятся к учителю. Хотя, наверное, я в школе себя так же вел.
Мне было сложно найти контакт с маленькими детьми. Уходило много нервов на это. Со старшими было попроще. У меня душа не лежала к этому, поэтому работа сильно не нравилась. Много требований, много ответственности, а платили гораздо меньше, чем сейчас.
– Сколько платили?
– 12 тысяч, потом [зарплата] выросла до 20.
В отличие от учителя, работа пожарным более благородная. Там хоть говорят спасибо, хотя ты просто делаешь свою работу.
– В школе достаточно спортивного инвентаря?
– В принципе, хватает для занятий. По крайней мере там, где я работал, были лыжи, мячи, сетки, кольца, воротики.
– Уроки проводил по знаниям из университета?
– По годовому плану, в котором были расписаны занятия по различным видам спорта.
Сычев феерит в чемпионате Сибири, но не хочет ни во Вторую, ни в Медиалигу
– Как ты оказался в «Темпе»?
– В Барнауле ежегодно проходит зимний турнир «Лига.Бро». В 2020-м «Темп» выиграл чемпионат Алтайского края и на этом турнире просматривал игроков для участия в Третьем дивизионе. Меня пригласил тренер Иван Евгеньевич (Старков, провел 54 матча в РПЛ за «Локомотив», «Ростов», «Амкар» и «Химки» – Sports.ru). Надеюсь, в следующем году проведу третий сезон за «Темп».
– 26+7 за 32 матчах в 2022-м. С такой статистикой сложно вылететь из клуба.
– Надеюсь, так и будет. Но ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов.
– Очевидно, ты слишком хорош для Третьего дивизиона. Были предложения из Второй лиги?
– Не было. На 99,9% профессиональный футбол для меня в прошлом. У меня уже есть другая профессиональная деятельность.
– Какой тренер Иван Старков?
– Большой фанат своего дела. Огромное количество времени проводит за разбором соперника, поиском у него слабых сторон. Уверен, он далеко пойдет.
– «Темп» – частный клуб, барнаульское «Динамо» – государственный. Какие отличия?
– Огромные. Особенно в плане отношения руководства к футболистам. У нас все условия гораздо лучше. Такие не во всех командах Второй лиги: от организации тренировочного процесса до проезда, проживания и питания. В «Динамо» за три года мне выдали одну экипировку, да и то не всю. В «Темпе» новая каждый сезон.
– В Кубке вы прошли два этапа. Почувствовал разницу в уровне?
– Было очень тяжело. Но не из-за соперников, хотя скорость и темп выше, а плотного календаря. Мы провели два матча в пятницу и воскресенье в первенстве Сибири, потом в среду играли на Кубок. И так два раза.
– В Третьем дивизионе спаренные туры?
– Да, для экономии. Например, Чита – Улан-Удэ, Новосибирск – Томск. В Красноярске и Иркутске по две команды, поэтому отправляемся туда на все выходные. На дальние выезды летим на самолете, хотя все команды добираются на поезде или автобусе.
– Двойник на выезде вместе с дорогой занимает пять дней. Как удается совмещать с работой?
– Стараюсь поменяться с кем-то. Спасибо руководству, которое лояльно относится к этому.
– В дерби с «Динамо» ты отпраздновал гол как Криш. Стали узнавать на улицах?
– Празднование спонтанно вырвалось от переизбытка эмоций.
Несколько раз узнавали, но мне неловко от этого. Играешь на любительском уровне, а дети просят автографы. Приятно, конечно, но непривычно. Не особо люблю излишнее внимание, интервью, камеры. Не мое это. Но надо – значит надо.
– После матчей Кубка внимание медиа было сфокусировано на «Амкале» и «Тудротс». Справедливо?
– У меня нет к ним отрицательных эмоций из-за того, что они забрали все внимание. Нормально, что о них говорят больше: они блогеры с большим количеством подписчиков.
– Если позовут в Медиалигу на умноженную зарплату МЧС, согласишься?
– Не думаю, что мне предложат столько, чтобы я отказался от своей работы. Нужно будет полностью перевернуть жизнь ради, возможно, одного сезона или нескольких месяцев. Не знаю, готов ли я к этому. Когда предложат – можно будет обсудить. Пока не вижу смысла.
– Как корректно называть людей твоей комплекции?
– Без разницы: хоть толстый, хоть полный. Я к этому нормально отношусь.
– Ты с детства был крупным?
– Нет, обычным ребенком. Начал набирать, когда ушел из «Динамо». С тех пор держится такой вес. В начале сезона перед сборами режимлю, питаюсь правильно, подскидываю до 10 килограмм за две недели, но все равно лишний вес есть. Сейчас – 105 кг. Бывало и хуже. Может, я в следующем сезоне буду весить 140 и никому не буду нужен, ха-ха.
– Думал скинуть лишнее?
– Думал, но просто не хватает силы воли.
– Следишь за питанием?
– Сезон закончился, поэтому я вообще не парюсь. Хотя во время сезона я тоже кушаю что хочу. Любимых блюд нет. Нравится все, что нельзя. Ближе к началу сезона начну приводить себя в порядок.
– Часто сравнивают с Адебайо Акинфенва?
– Никогда.
– В комментах удивлялись, как выдерживают его колени. Адресую вопрос тебе.
– Слава богу, пока серьезные травмы меня обходят. Надеюсь, так и будет. Бывают микротравмы, но неизвестно: из-за веса или большой нагрузки. Все-таки мы проводим больше 30 игр за полгода.
– Какая у тебя мечта?
– Хочу кому-то принести в жизни пользу. Было бы круто спасти кого-то на работе.
Фото: vk.com/fctemp_barnaul
Нет, базара нет, грамотность важна. Но не будьте занудами, ну.
Есть такое понятие как "устойчивое выражение". Ну вот этот тот случай, когда миллионам людей привычно называть пожарных, пожарниками.
Знаю пару пожарных и они вообще не парят голову, что их пожарниками величают.
Зато НЕ пожарные как в комментах, прям спать не могут, если кого-то не поправят)
Но неожиданно для себя дочитал до конца и проникся уважением к человеку. Спасибо ему и автору!
Но плохо что мужик не париться насчёт лишнего веса. Это пока он на движе и спортом занимается, это помогает ему хоть более-менее калории жечь.
Но если будут перемены в жизни (ну более сидячая работа или со спортом подзавяжет), но будет меньше активностей, привычка жрать побольше останется и вес начнёт пробивать космос.
Жить жирным колобком, ну такое себе. И в постели похуже и живут меньше. Суставы, сердце и.т.д
А сгонять лишнее в возрасте, то ещё адок.