Его называют Пеле 40-х, а последние годы жизни он провел в психушке
Элено де Фрейтас и его жизнь с трагичным финалом.
«Маракана». Бушующий котел. Элено де Фрейтас получает мяч, но мысли его не здесь. Они как-то тихо угасают, и промежутки между ними становятся все больше. Тускнеет свет. Этот котел уже не такой громкий. «Маракана», ты прекрасна, Элено мечтал о тебе, но это его последний матч. Он прощается с тобой, прощается с футболом, прощается со зрителем. Спустя пару лет Элено окажется в психиатрической лечебнице – и оттуда уже не выберется.
Про Элено сняли фильм, который так и называется – «Элено». Директор картины и главный актер - Родриго Санторо -самостоятельно собирали информацию об Элено, прохаживаясь по улицам Рио-де-Жанейро в поисках свидетелей его игры. Санторо признается, что до участия в съемках ничего не знал про Элено, но как только увидел фотографию, что-то в его облике сразу зацепило актера. «Он хотел стать больше жизни», - говорит Санторо.
В 17 лет Элено пригласили на просмотр в «Ботафого» - как гласит легенда, скаут заприметил его на пляже, жонглирующим апельсинами. Публика быстро полюбила молодого парня – он не играл, а творил. Писатель Эдуардо Галеано выделял мяч, который Элено забил в ворота «Флуминенсе». Штрафная кишела защитниками, так что Элено принял решение, изогнувшись, пронести мяч на своей груди. Игроки «Флуминенсе» не знали, как к нему подобраться – боялись сфолить. А Элено преспокойно дошел до линии ворот и направил мяч в сетку.
Игра Элено была произведением искусства, и неудивительно, что на протяжении карьеры он притягивал к себе писателей. Молодой Габриэль Гарсиа Маркес повстречал Элено в Колумбии, будучи тогда неизвестным журналистом. «Он был больше, чем просто центральный нападающий. Он постоянно давал поводы позлословить на свой счет», - писал Маркес.
Кадр из фильма "Элено"
Это правда, Элено был плохим человеком. Тут ни к чему спорить. Кто-то скажет – эксцентричным, но скорее просто плохим. Постоянно на взводе, опасен, горяч, местами – ненормален. Он зависел от алкоголя, казино, наркоты и женщин. Оскорблял одноклубников, сносил шкафчики в раздевалке, показывал свои причиндалы фанатам соперника – Элено знал много способов вызвать ненависть. Но один запомнился особенно.
Элено тогда выступал за «Васко». На одной из тренировок тренер Флавио Коста раскритиковал Элено за вялость и апатичность. Чуть позже Элено пришел на стадион с ружьем, приставил его к голове Косты и нажал на спуск. Оказалось, оно было не заряжено.
А вот бумеранг сработал отменно. Тот, который прилетел к Элено годами позже, когда его не включили в состав сборной на ЧМ-1950. Рулил бразильцами как раз Флавио Коста, а на память он не жаловался.
Элено называли принцем Рио, даже принцем Бразилии его именовали, некоторые кричат, что Элено – это Пеле 40-х: его звездный статус не вызывает сомнений. Талант тоже. Но, по сути, Элено – неудачник, который не сумел удержать в узде свой талант, свои амбиции и свой нрав – и жестоко за это поплатился. У Элено было две мечты: выиграть чемпионат штата с «Ботафого» и поднять кубок с Бразилией. «Ботафого» чемпионат выиграл, но без него, а с ним вечно были вторыми. В сборной тоже не сложилось. И Элено в один момент просто исчерпал желание жить.
Последние дни жизни, проведенные в полусознании, полузабытьи. Элено ел вырезки из газет, где рассказывалось о его былых подвигах, а ведь медсестра с таким трепетом вешала их на стену. Элено набивал рот сигаретами, зажигал их все, надеясь таким образом сыскать себе смерть.
Он напоминает мне дядю Джуниора из «Клана Сопрано». Имел все, а потом… Белые халаты, обрывки воспоминаний и туман, повсюду туман.
попробую завтра еще раз