Каким хочется видеть спорт-департамент «Локомотива»? Да и любого российского топ-клуба
Привет, читатели! Это материал блога скаута-аналитика Тимофея Ушанского. Больше разных материалов о молодых игроках и тенденциях скаутинга в телеграме.
Вчера описывал, какими критериями подбора нового тренера я бы руководствовался. Пользуясь тем же принципом "Важно не кто - важно как" опишу структуру эффективного селекционного департамента, соответствующего сегодняшним российским реалиям.
Идеальный спортивный департамент должен решать 2 функции: селекционно-аналитическую и переговорную.
Селекционно-аналитическая функция
Главной проблемой большинства (сразу скажу - не всех) селекционных отделов клубов РПЛ является малый перебор кандидатов. Часто скауты оценивают только футболистов, напрямую предложенных агентами. В результате отдел, оценив лишь 15-20 кандидатов на одну позицию, составляет шортлист из 4-5 кандидатов, только 2 из которых в лучшем случае способны усилить состав. Нахождение половины игроков шортлиста определяется не спортивным принципом, а принципом доступности. Скауты клуба при таком подходе не развиваются, так как 70% времени тщательно рассматривают "шлак".
Существует куда лучшая организация селекционно-аналитической функции. Она не придумана, не "бумажная", её используют эффективнейшие бельгийские "Брюгге" и "Юнион Сен-Жиллуаз", "Фейеноорд", "Спортинг", "Тулуза" и много кто еще.
1. Аналитик выявляет лонглист просмотра для скаутов. Этот лист формируется в результате анализа расширенной статистики и содержит в себе кандидатов из всех конкурентных лиг мира. В этом первичном листе может быть от 100 до 200 кандидатов на каждую позицию.
2. Скауты проводят быстрый просмотр лонглиста, изучая технические нарезки каждого игрока. В нарезку входят все ключевые активные действия футболиста на протяжении 10-15 последних матчей. На этом этапе перед скаутами не ставится задача детального описания. Нужно лишь отметить, интересен кандидат для дальнейшего рассмотрения или нет. В результате такого просмотра остается по 30-40 кандидатов на каждую позицию. Этот список называется миддллистом.
3. Каждый футболист миддллиста изучается глубинно, скаутом и аналитиком отдельно оцениваются все качества игрока (скорость, пластика, техника, навыки паса, удар, игра в различных фазах, тактическое применение и пр.). В результате глубинного просмотра формируется шортлист из 15-20 кандидатов с порядком приоритетности. Есть лидеры - 1-й, 2-й, 3-й по приоритету. Есть отстающие: 13-й, 14-й, 15-й. Но даже они по мнению селекционно-аналитического отдела способны усилить клуб.
Таким образом ключевой задачей селекционно-аналитического отдела является формирование шортлистов на каждую позицию и постоянная их актуализация. Кто-то из шортлиста меняет клуб и пропадает с рынка, кто-то получает серьезную травму, кто-то теряет игровую форму - за этим всем должны следить скауты. Также скауты при сигнале от переговорщиков о возможности приобретения футболиста проводят финальный ресёрч: смотрят полные матчи, при возможности вылетают на живой просмотр.
Переговорная функция
На этом этапе работы шортлисты передаются переговорщикам. Этих людей называют по разному: менеджеры селекционного отдела, координаторы скаутинга. Их задача сводится к одному - вести переговоры по трансферам и контрактам футболистов.
Ключевая проблема российских клубов не изменилась, но усугубилась весной этого года. Статус нашего чемпионата в глазах иностранцев не высок. Легионеры и раньше предпочитали переезду в Россию клубы-аутсайдеры лиг топ-5, Голландию, Бельгию, Швейцарию, Австрию, США. А после начала конфликта даже самые статусные менеджеры с хорошими связями столкнулись с тем, что агенты и спортивные директора зарубежных клубов попросту перестали брать телефонную трубку при звонке. Возникла проблема "открытия дверей" - первого контакта и начала переговоров.
Моя точка зрения: большим российским клубам необходимо заводить послов на основных языковых рынках, как это давно делают большие команды Европы. Рассмотрим на примере "Локомотива". Назначаем послами клуба именитых игроков прошлого: Ведрана Чорлуку (сербо-хорватская группа языков, балканский рынок), Джефферсона Фарфана (испанский язык, рынок Южной Америки), Питера Одемвингие (французский язык, африканский рынок), португалоговорящий рынок можно оставить на будущее под Маринато Гилерме. Отдельно можно назначить послов и в дружественных странах СНГ.
Ключевая задача послов - то самое открытие дверей: контакты на локальных рынках, проведение первичных переговоров. Там, где российскому функционеру не ответят по телефону, Ведрана Чорлуку из-за высокого статуса в регионе примут с распростертыми.
Система послов - это хороший инструмент налаживания связей в регионах. Поскольку послы связаны позитивным опытом с клубом, им будет проще убедить игрока, агента и спортивного директора в том, что "Локомотив" - это хороший вариант развития карьеры. Важнейшим элементом установления доверительных отношений станет и первичное использование родного языка в переговорах.
Ну а завершит процесс переговоров при содействии посла уже высшее руководство, здесь ничего менять не нужно.
На мой взгляд описанная модель построения спортивного департамента может значительно увеличить качество приходящих футболистов при тех же финансовых затратах клуба на трансферы.
Как вам идея построения такого департамента в "Локомотиве" или другом клубе РПЛ? Сделает ли это наш футбол лучше?
а сейчас, в "после-февральских" условиях, у этих агентов откаты еще больше, т.к. на другие рынки выйти стало намного сложнее, многие клубы от безыдейности окунаются в этот водоворот "прудниковых", "бурмистровых" и прочих агентских лимитных бревен
А современных реалиях просто мечта.
Как сказал Карпин: "Фалькао к нам не поедет". С годами стало только хуже. Любой игрок которому предоставят выбор Янг Бойз или Локомотив приоритетом выберет Европу. И здесь как раз таки на него должен влиять агент. А для этого надо агенту выставить приоритеты.