«Лехия» Гданьск: управление клубом прямиком из 90-ых и отсутствие маркетинга на протяжении нескольких лет
Piłka Nożna - телеграмм канал о польском футболе на русском языке. Здесь Вы сможете узнать самые свежие новости из польского футбола, мысли автора о прошедших матчах, прогнозы на матчи Экстракласы и многое другое.
Данный материал является переводом двух статей на weszlo.com и przegladsportowy.onet.pl.
Гданьск с населением в 486 тысяч человек занимает шестое место в стране по численности населения. Это красивейший город и один из наиболее популярных городов Польши среди туристов. Так, летом 2021-го года город посетило около 1,1 миллиона туристов. Сложно сказать, сколько человек из этой цифры интересуются футболом, но благодаря такой туристической привлекательности города местная «Лехия» могла заполучить новых болельщиков, которые спустя год, возможно, вернуться в Гданьск и снова посетят матч местной команды, но нынешнее положение дел в гданьском клубе не притягивает новых болельщиков на трибуны. И дело не только в спортивных результатах команды.
А с результатами в последние годы у «Лехии» все не так плохо. За 68 лет «Лехия» по разу завоевывала бронзовые медали чемпионата Польши и поднимала над собой кубок, а также суперкубок страны. За последние же девять сезонов «бело-зеленые» лишь дважды финишировали вне первой пятерки Экстракласы, а в музей клуба добавились еще одна бронза, кубок и суперкубок Польши. В сезоне 2021/2022 «Лехия» заняла 4-ое место, получив путевку в лигу конференций. Кажется, что «Лехия» развивается, превратившись из середняка в постоянного участника борьбы за еврокубки, но внутри клуба все не так хорошо.
Маркетинг по-гданьски
Болельщики «Лехии» не понимают сегодня, кто в ближайшее время будет владельцем клуба, и вообще произойдет ли смена владельца клуба. Болельщики «Лехии» не понимают, каким видят будущее клуба его нынешний президент, потому что он уже несколько месяцев не высказывается на какую-либо тему. Болельщики «Лехии» могут задаваться вопросом, почему клуб решил организовать акцию #ТридцатьТысячНаЛехию, а сам в заявке на организацию матча указал посещаемость в размере 28 тысяч человек. Болельщики могут пытаться понять, почему клуб покидают важные игроки, а вместо них никто не приходит. Что должен делать болельщик? Купить билет, хот-дог, прийти на матч и по его завершению пойти домой.
Популяризация клуба, уважение к болельщикам... Смешно. Может это результаты плохой работы маркетингового отдела «Лехии», пресс-службы? Нет. Это результат дилетантства и отсутствия профессионализма со стороны Павла Желема, Адама Мандзяры и других членов верхушки руководства «бело-зеленых».
Казалось, что в Гданьске есть неплохой фундамент для строительства серьезного клуба. Совсем недавно «Лехия» выигрывала кубок и суперкубок Польши, медали чемпионата. С этих триумфов прошло уже некоторое время, но до сих пор непонятно в какую сторону двигается клуб.
Посмотрим со спортивной точки зрения. «Лехия» вернулась в еврокубки, довольно редкое событие для Гданьска, но клуб фактически сдался без боя в еврокубках нынешним летом, никак не усилившись перед стартом еврокампании. По этой же причине сложно было рассчитывать, что в чемпионате у «Лехии» все будет куда успешнее.
Может «Лехия» великолепно функционирует с организационной точки зрения? Тоже нет. Частично спортивные успехи скрывали за собой тот маразм, который происходил в гданьских кабинетах. Клуб не в состоянии вести диалог со своими болельщиками. Ничего удивительного нет в том, что в Гданьске никто массово не побежал за абонементами на новый сезон. На старте чемпионата Goal.pl опубликовал информацию касаемо продажи абонементов:
«Видзев» - 15903
«Легия» - 7800
«Ягеллония» - 4029
«Гурник» - 2774
«Корона» - 2556
«Краковия» - 2500
«Медзь» - 2432
«Ракув» - 1500
«Лехия» - 1244
Больше «Лехии» абонементов продали не только клубы Экстракласы, но и «Заглембе», «Рух», «ЛКС», «Подбескидзе», «Висла» и «Арка» из I-ой лиги.
Но можно ли удивляться такому болельщицкому интересу к «Лехии», когда 24-го июля на железнодорожном вокзале находится афиша апрельского матча против «Варты»?
Или на матч, который так и не состоялся и был перенесен на более поздний срок?
Во времена, когда в Плоцке маркетинговая служба местной «Вислы» делает настоящее шоу из продления контракта с Пётром Томасиком, «Лехия» никак не смогла продать жителям Гданьска спортивные успехи клуба (выход в еврокубки), которых клуб не достигает ежегодно.
Но нужно еще раз отметить. Не стоит винить в сложившейся ситуации маркетинговый отдел клуба. За последние несколько лет там работало немало талантливых людей, болельщиков, которые желали изменить «Лехию», но руководство клуба в лице Павла Желема и Адама Мандзяры не ценило таких людей.
Павел Желем. Управление клубом прямиком из 90-ых
Начнем с Павла Желема. Можно было предположить, что человек, некоторое время проработавший в «Лехии» в качестве директора маркетинга и PR, а также успевший поработать пресс-секретарем клуба, прекрасно понимает важность поддержания диалога с болельщиками, журналистами. К сожалению, спустя годы работы Желема в качестве президента клуба можно сделать вывод, что Желем ничего в данной сфере не понимает, либо понимает, но очень специфично.
- Это очень странный человек. Знаю, что когда он пришел в клуб Желему предлагали встретиться с журналистами, болельщиками, где он мог бы представить свой план развития клуба. Но Желем не хотел ничего этого. Более того, после прихода в клуб он даже не стал приветствовать игроков. Доходило до абсурда, спустя несколько месяцев игроки всерьез спрашивали, а кто вообще является президентом клуба? - рассказывает один из экс-работников «Лехии».
Еще до одной абсурдной ситуации дошло 8-го марта, в международный женский день. Желем, никого не информируя, взял с собой Пётра Стоковца, руководившего на тот момент командой, и поехал поздравлять с цветами Александру Дулькевич, президента города. Вроде бы все правильно, но чуть позже в клубе напомнили Желему, что президентом Energi, главного спонсора «Лехии», тоже является женщина. Желем ответил, что у него уже нет свободного времени и предложил в клубе кому-то другому отвезти ей цветы.
Экс-работник клуба продолжает: - Желем не знает, что такое чувство стыда. Я понимаю, что иногда можно сделать что-то неправильно, допустить ошибку, но есть ситуации, когда нужно помнить об уважении, продемонстрировать хоть каплю профессионализма. В клуб приходили серьезные люди, а Желем встречал их в футболке «Лехии», которой было около десяти лет. Представляете, в каком состоянии была эта футболка, и как в ней выглядел президент клуба? В ней он больше был похож на работника продуктового магазина, а не на президента серьезного клуба. Многое Желем в клубе старался делать сам, правда, не всегда это входило в обязанности президента клуба.
Возможно, это ключевая проблема Желема. Он никому не доверял и все хотел делать сам. Наш собеседник говорит:
- Невозможно эффективно управлять такой организацией способами, которые использует Желем. Не знаю, где он этому научился, но времена, когда футбольными клубами так руководили, давно ушли. Желем следит за тем, кто кому (а иногда и что) пишет в клубе. Бывали случаи, когда Желем подолгу изучал, как команда ездила на выездной матч и не переплатила ли за топливо. Это правдивые истории, но в них сложно поверить, если сам не увидишь.
Другой человек, поработавший в «Лехии» под руководством Желема рассказывает: - «Лехия» с точки зрения управления остановилась в 90-ых. Даже мельчайшие решения должны пройти через согласование с верхушкой, никто не доверят рядовым сотрудникам в клубе. Ты принимаешь на работу профессионалов в своих областях, но не даешь им нормально работать. Все должно контролировать руководство клуба. Это приводит к тому, что маркетинговый отдел клуба насчитывает меньше людей, чем правление клуба. А все потому что в клубе появляются непонятные должности типа специального директора, генерального директора. Желем же в это время удивляется, почему на выездной матч от клуба едут сразу два представителя, вопрошая: Почему так много? Однажды мы поехали на выездной матч на день раньше. Снова все не так. Желем не понимал, почему не поехали на следующий день, если могли так сделать. Он пытался создать из клуба организацию, где все находилось бы под его личным контролем. Раньше он работал журналистов и пресс-секретарем, а теперь считает, что разбирается во всех сферах.
Адам Мандзяра. Человек с несколькими личностями
Желем не производит приятного впечатления ни при первом знакомстве, ни при следующих контактах (как минимум на работников клуба). Немного иначе выглядит работа с Адамом Мандзярой, который в «Лехии» не работал, кажется, только тренеров. Он был и советником правления, и президентом, а сейчас работает в клубе председателем наблюдательного совета (на момент написания текста, Мандзяра объявил о своем уходе с данного поста).
В отличие от Желема с Мандзярой можно наладить хоть какой-то контакт. Некоторые люди в клубе ему даже симпатичны и он может прислушиваться к их мнению, но ни раз можно было услышать, что Мандзяра ведет себя лицемерно.
- При разговоре один на один Мандязра мог поинтересоваться, как у тебя дела, узнать есть ли какие-то проблемы личного характера, а затем ты узнаешь, что по его мнению ты не справляешься со своими обязанностями и работаешь плохо. От людей, которые проработали с ним дольше, чем я, можно было услышать о раздвоении личности у Мандзяры.
- Возможно, Мандзяра в отличие от Желема понимает роль маркетинга в футбольном клубе, но одного понимания здесь не достаточно. Он ничего не предпринял, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Наш собеседник продолжает: - Болельщики постоянно интересуются клубом, хотят ближе узнать футболистов не только первой, но и второй команды (когда та еще существовала), академии. Но руководству не нужна такая работа маркетингового отдела. Можешь придумать великолепный фильм с участием футболистов, а потом услышишь вопрос: А сколько мы на этом заработаем? Как можно ответить на этот вопрос? В подобных ситуациях можно говорить лишь о долгосрочном результате, а не результате здесь и сейчас. Мы проводили исследования, с чем у людей ассоциируется «Лехия». В результате большинство опрошенных признались, что в первую очередь «Лехия» ассоциируется с долгами перед футболистами. И никто не собирается этого менять, потому что различные акции, фильмы и конкурсы не приносят дохода прямо сейчас, чего так желает руководство клуба.
Бывший работник клуба добавляет: - Мы пробовали переубедить руководство, пытались доказать, что маркетинг в нашем случае играет важную роль, но постоянно у руководства появлялись аргументы против. То руководство слишком занято, то не самый лучший момент истории клуба. Однажды Мандзяра "дал интервью" клубному сайту. Выглядело это так, что он отправил свой монолог, который попросил правильно подать на сайте.
В том монологе Мандзяра заявил, что отсутствие глубины состава перед стартом второй части сезона - это хорошо, ведь можно усилить состав, но вместе с тем он обвинил спонсоров клуба в том, что они не выделяют деньги для усиления.
Желание заработать здесь и сейчас неоднократно становилось серьезной проблемой для «Лехии» Желема и Мандзяры. Если какое-либо действие принесет пользу через два года - это слишком долго. Если ты что-то сделал в пятницу, в понедельник должен получить пользу, желательно финансовую. Однажды маркетинговый отдел предлагал руководству клуба организовать мероприятия в школах с участием работников клуба. Отличная идея, благодаря которой на стадион можно было привлечь целые семьи. Но Мандзяра задавался вопросом, что он получит от этих акций прямо сейчас. Для Мандзяры куда важнее было продать рекламу на баннерах во время матча. Потому что в этом случае можно было заработать здесь и сейчас.
Но не всегда в Гданьске маркетинг находился в таком упадке. В 2015-ом году клуб сделал незамысловатый ролик, который посмотрели более 76 тысяч раз, с участием львёнка, посетившего стадион «львов севера».
Piłka Nożna тогда так оценивала маркетинговые старания «Лехии»:
- Долгое время существовало впечатление, что «Легия» и «Лех» - это наиболее сильные клубы Польши с маркетинговой точки зрения. Но «Лехия» в последнее время проводит хорошую работу в этой области. Эффектом этого стало увеличение посещаемости. В сезоне 2013/2014 средняя посещаемость матчей гданьчан составляла около 13 тысяч человек. В следующем сезоне она выросла до 16609 человек. По данному показателю «Лехия» уступила лишь «Леху», который тогда боролся за чемпионство.
- Никогда не получится уйти от прямой зависимости между спортивными результатами команды и посещаемостью матчей. Болельщики всегда будут хотеть переживать победы, видеть, как команда побеждает, но некоторые проводимые нами мероприятия, позволяют немного уменьшить эту зависимость. Мы стараемся строить образ клуба, создать у гданьчан желание прийти на стадион. У нас ограничен бюджет на подобные акции, мы не можем тратить огромные деньги на такие акции, но руководство клуба всерьез относится к мероприятиям подобного характера. - говорит маркетинговый директор клуба Януш Бесяда.
С появлением в клубе Павла Желема маркетинговому отделу ясно дали понять, что денег на различные акции не хватает, но ведь здесь деньги не играют решающей роли, куда более важен креатив работников. Постепенно вместе с отсутствием денег на маркетинг появилось и тотальное игнорирование маркетинговых акций со стороны руководства клуба.
Лечение у психиатра после работы в «Лехии»
Под руководством Желема и Мандзяры довелось поработать и многим людям, которые были готовы на все ради любимого клуба. Одна из экс-работниц «Лехии» рассказывает:
- В отделе маркетинга и коммуникации вынуждена была работать семь дней в неделю, пойти в отпуск было огромным успехом. Я давно болею за этот клуб и работа в «Лехии» была воплощением моей мечты в реальность. Знаешь, я отдавала все силы, работая в этом клубе, могла бы и дальше работать, но хотелось бы получить что-то взамен. Я работала за смешные деньги, а вынуждена была сталкиваться с тем, что ко мне приходит кто-то из руководства клуба и говорит это плохо сделано, потому что плохо сделано. Никаких объяснений. Я без проблем приму обоснованную критику, но когда к тебя приходят и говорят, что ты плохо выполняешь свою работу, не объясняя ничего - для меня неприемлемо. Не помню, чтобы хоть раз услышала от руководства «Лехии» "Хорошая работа", «Спасибо". Если кто-то из руководства и контактировал со мной, то всегда с негативной оценкой моей работы.
Другой бывший работник гданьчан продолжает: - Это черта их характера. Они просто не уважают других людей. Не знаю причину такого поведения. Может, их кто=то обижал, может, бояться доверять людям. Не знаю этого, но знаю, что они не считают других людей равными себе.
- Может это элемент устрашения?
- В моем случае, думаю нет, но не исключаю, что некоторые это так и воспринимали. Скажу одно. После работы в клубе один из экс-работников «Лехии» лечился у психиатра в течение нескольких месяцев. Работа семь дней в неделю, невыполнимые требования, постоянная критика.
Работника PR отдела и отдела маркетинга встречаются не только с отсутствием уважения, но и с полным непониманием со стороны руководства. Мандзяра и Желем считают, что в этих отделах могут работать один-два человека, ведь зачем платить больше более крупному отделу, если можно платить одному-двум.
Бывший работник гданьчан вспоминает: - Власти в клубе имеют неправильный подход. Они не понимают, чем должен заниматься маркетинговый отдел. Зачастую один человек занимался и коммуникацией с болельщиками и маркетингом. Быстро такое сотрудничество заканчивалось. Именно поэтому в «Лехии» часто менялись работники на этой должности.
Другой экс-работник говорит: - В польских клубах часто маркетинговый отдел и пресс-служба объединены, но в «Лехии» маркетингового отдела нет уже шесть-семь лет, с тех времен, когда проводилась какая-то работа с болельщиками, что позволяла заполнять стадион, например, матч с «Легией» в 2015-ом году. Тогда были люди и деньги на эти акции. Сейчас большинство маркетинговых акций проводится засчет спонсорских денег. Никакого общения с болельщиками нет, а если оно и возникает, то делается это по инициативу пресс-службы. Руководство «Лехии» попросту некомпетентно в этих вопросах.
Еще одна девушка, поработавшая с нынешним руководством «бело-зеленых» откровенно признается: - Они совершенно не понимают потенциала такого клуба как «Лехия». Нигде в другом месте я бы не согласилась работать семь дней за такую смешную зарплату, которая у меня была в Гданьске. Но я работала там из-за любви к клубу. И таких людей было много, которые тратили свое время, креативили, а в ответ получали смешную зарплату и волну критики. У людей было желание, амбиции, но в клубе это просто не собирались учитывать.
Новый пресс-секретарь раз в полгода
Терпения когда-нибудь заканчивается у каждого. До 2015-го года пресс-секретарем клуба был Михал Левандовски. На небольшой период времени его заменил Кацпер Сухецки, затем и.о. пресс-секретаря был Томаш Копровски. Три года в этой должности продержался Якуб Сташкевич, еще два года проработал Патрик Седлиньски. В 2020-ом году исполняющим обязанности стал Михал Журавски, которого сменил Аркадиуш Брулиньски, а затем вернулся Журавски. Он в итоге тоже ушел. Его сменила Каролина Зембала. Но и ее уже нет в клубе, теперь пресс-секретарем в клубе работает Мацей Марковски.
10 пресс-секретарей за семь лет. Возьмем соседей из гдыньской «Арки». Томаш Рыбиньски работает пресс-секретарем «желто-синих» с 2009-го года. И таких примеров много.
Бывший работник «Лехии»: - Эта работа доставляла мне удовольствие, но в определенный момент чаша моего терпения переполнилась. Работаешь семь дней в неделю, никаких дополнительных выплат за эти сверхурочные дни тебе никто не платит, выходных никто не предоставляет. Это нормальное положение дел в «Лехии». Когда я попал в клуб, то сразу столкнулся с предвзятым отношением. И так руководство клуба относилось практически ко всем. Работника в отдел продаж? Зачем, Мандзяра заявил, что он сам прекрасно с этим справится. Трудно долго проработать в таких условиях.
Центр принятий решение на Майорке
В конце августа Адам Мандзяра нашел способ наладить общение с болельщиками. Понадобился ли ему для этого специалист по работе с болельщиками? Конечно же нет! Понадобился лишь Инстаграм. Пока клуб находится (-лся) в процессе продажи, команда демонстрировала провальные результаты, председатель наблюдательного совета «Лехии» на тот момент писал посты в инстаграме, находясь на солнечной Майорке. Видимо, оттуда легче принимать решения, абстрагировавшись от гнева гданьских болельщиков. В разговоре с Przeglądem Sportowym Мандзяра объяснял это тем, что хочет соблюдать дистанцию между собой и болельщиками. Кажется, речь шла немного о другой дистанции.
Именно на Майорке было принято решение об увольнении Томаша Качмарека. Здесь Павел Желем и Адам Мандзяра смотрели матч «Лехии» против «Леха» (0:3). Отсюда руководство позвонило уже экс-тренеру «бело-зелёных» и проинформировало его о расставании.
Поздние трансферы
Все спортивные вопросы в «Лехии» не проходят мимо Адама Мандзяры. Проблема состоит в том, что Мандзяра редко бывает в Гданьске, а руководить клубом издалека не всегда получается. Не любит Мандзяра и досматривать матчи на стадионе. В 32-ом туре прошлого сезона «Лехии» принимала «Сталь». После двух голов Лукаша Зволиньского гданьчане вели 2:0, но в концовке пропустили дважды. Не дожидаясь конца матча, Мандзяра встал со своего места в вип-ложе и поехал домой. Уже без председателя наблюдательного совета клуба футболисты «Лехии» вырвали победу 3:2, удержавшись в конце сезона на 4-ом месте, которое обеспечило клубу еврокубковую путевку.
Неоднократно в ходе пресс-конференций Томаш Качмарек говорил о необходимости усиления состава, называя в том числе и позиции, которые требовали усиления. Он надеялся, что руководство поможет клубу сделать шаг вперед. На деле вышло иначе.
Юри де Кампс и Жоэл Абу Ханна пришли в клуб в конце августа, когда «Лехия» уже вылетела из еврокубков и шла в подвале таблицы Экстракласы. Абу Ханна успел дебютировать при Качмареке, выйдя на поле в матче с «Лехом». Это был последний матч Томаша Качмарека в качестве главного тренера «бело-зеленых». Де Кампс и вовсе пришел уже после увольнения Качмарека. Интересно, что именно экс-тренер гданьчан настаивал на подписании полузащитника. Почему он не пришел в «Лехию» раньше? Клуб до последнего пытался экономить, в конце трансферного окна нидерландец был согласен пойти на понижение своей зарплаты. Кто знает, возможно, к тому времени де Кампс мог бы отбить вложенные деньги, если бы помог «Лехии» пройти «Рапид» и принес несколько очков в Экстракласе.
Но не только отсутствие трансферов беспокоило болельщиков. Нервировали болельщиков гданьчан и слухи об уходах футболистов. За 300 тысяч евро в шведский «Мальмо» был продан Жозеф Сисей. Проблема в том, что Сисей серьезно прогрессировал во время предсезонной подготовки на позиции правого защитника. В случае успешного сезона «Лехия» могла выручить за Сисея куда больше денег. Напрашивалось усиление и центра защиты.
Усиление центра защиты было крайне необходимо. Михал Налепа пропустил часть предсезонной подготовки, а Марио Малоча серьезно сдал за последние несколько месяцев. Абу Ханна был взят в аренду в самом конце трансферного окна, когда гданьчане уже вылетели из еврокубков. Серьезно ощущается отсутствие спортивного директора, которого в клубе нет уже несколько лет. Попросту должен быть кто-то, кто будет связывать раздевалку и руководство клуба.
Непростой процесс продажи
В конце прошлого сезона появилась информация, что «Лехия» сменит владельца, летом в клубе заявляли, что процесс продажи клуба вот-вот закончится. Перед матчем с «Вартой» 3-го сентября вице-президент клуба Агнешка Сычкевская заявила, что в течение недели появится официальное заявление клуба относительно смены владельца. Но никакого заявления клуба не появилось. Przegląd sportowy обладает информацией о том, что несколько недель назад руководство клуба завершило переговоры с инвестиционным фондом, желавшим приобрести «Лехию». Но переговоры закончились ничем. Несмотря на заявления Адама Мандзяры о стабильной финансовой ситуации в клубе, новый владелец должен заплатить около 20 миллионов евро за «Лехию» и взять на себя долговые обязательства по кредитам на сумму около 15 миллионов евро. Вряд ли это вызывает большой интерес у потенциальных покупателей.
- В воскресенье сообщил о своем уходе с поста главы наблюдательного совета «Лехии». Это очередной шаг в сторону продажи клуба. Вас интересует, когда процесс смены владельца будет завершен? Подводя итог переговоров, стоит признать, что мы не зашли так далеко, как хотелось бы в процессе смены владельца. Мы хотим продать клуб тому, кто сможет обеспечить развитие клуба. На сегодняшний день мы так и не получили предложения, которое могли бы со спокойной душой принять. К сожалению, спортивные результаты, атмосфера вокруг клуба, а также события на трибунах не помогают нам найти желающих приобрести «Лехию» - написал в своем аккаунте в Instagram Адам Мандзяра.
- Мы привлекли к процессу продажи клуба международную организацию высококвалифицированных юристов и финансовых экспертов. В задачу этой группы лиц входит анализ состоятельности заинтересованных в покупке клуба. Решающее значение о продаже клуба принимает Франц-Йозеф Вернзе вместе со своей женой и личным юристом. Хочу акцентировать внимание, что мы не будем принимать быстрого решения, хотим максимально убедиться, что отдаем клуб в руки человеку, с которым клуб будет развиваться. В то же время хочу сказать, что до продажи «Лехии» нынешний владелец гарантирует финансирование клуба - добавил Мандзяра.
Флавио - элемент игры
В раздевалке тоже у «Лехии» не все спокойно. Многие догадывались о серьезном разделении футболистов в раздевалке «бело-зеленых», но особенно серьезно это проявляется во время кризиса. В начале прошлого сезона Флавио Пайшау потерял место в старте, впервые выйдя в основе в четвертом туре. Пётр Стоковец не делал ставку на 37-летнего португальца, а с решением тренера были согласны в том числе и представители руководства клуба. Когда «Лехию» возглавил Томаш Качмарек, новый тренер заявил, что имеет свое видение использования португальца. Качмарек нашел место Флавио под Зволиньским. Это свой результат принесло. Прошлый сезон Пайшау закончил с десятью голами и семью ассистами. Кажется, все были довольны. Флавио получал игровую практику, а Качмарек привел «Лехию» к еврокубкам.
Но все было не так просто. В конце сезона 2021/2022 истекал срок действия контракта португальца с «Лехией». Руководство изначально не планировало продлевать срок действия контракта с возрастным нападающим. В клубе предлагали новый контракт с условием, что Пайшау нередко будет оказываться на скамейке запасных. Флавио, который недавно был ключевым игроком в команде, не соглашался на такие условия. В итоге переговоры длились несколько месяцев. После победного матча с «Термаликой» (2:0) Пайшау неожиданно разразился с критикой в адрес самого Качмарека, а также Дамьяна Корбу, тренера по физподготовке.
- С моей точки зрения, команда выглядит очень уставшей. У нас просто нет сил, это приводит к отсутствию быстрого мышления в головах футболиста. Нам не хватает свежести - остро заявил Флавио.
Как отреагировал Качмарек на такое заявление португальца? Он не мог сделать вид, что ничего не произошло. Несмотря на статус легенды гданьского клуба, вряд-ли слова Флавио были просто неудачным заявлением, которое кто-то неправильно понял. Отсутствие какой-либо реакции со стороны тренера могло вызвать непонимание остальной раздевалки. В итоге Пайшау был отстранен на два матча (матч чемпионата против «Гурника» (3:1) и благотворительный матч с «Шахтёром»).
Отдельно стоит сказать о реакции Адама Мандзяры на слова португальца. Мандзяра был готов выгнать Флавио из клуба после его заявления, подчеркивая, что никто из футболистов не может делать подобных заявлений. Но у Флавио помимо роли на поле есть еще одна роль. Пайшау выступает за «бело-зеленых» с 2016-го года, за это время португалец сыграл в футболке гданьчан 246 матчей, в которых отметился 92 забитыми мячами и 28 голевыми передачами. Пайшау - легенда «Лехии». Оставляя Пайшау в клубе, руководство клуба сохраняло нейтралитет в отношениях с болельщиками. Пропустив эти два матча, Пайшау вернулся в состав, а в клубе, кажется, все забыли о произошедшем.
Руководство «Лехии» после беседы с португальцем хотели финансово наказать Пайшау, не отстраняя последнего от игры, тренер гданьчан на такое наказание не согласился. Отбыв свое короткое наказание, Пайшау вернулся в состав, оформив дубль в победном матче против «Варты» (2:0). Казалось, что это последние матчи Флавио в футболке «бело-зеленых». Но неожиданно все изменилось. Футболист начал публично хвалить Мандзяру и Желема, что перевернуло с ног на голову планы руководство в отношении Пайшау. Если бы португалец ушел из команды после сезона 2021/2022 выиграли бы и сам футболист, и руководство, и тренерский штаб, и раздевалка. Пайшау ушел бы из Гданьска в качестве легенды. 13-го мая 2022-го года португалец подписал новый годичный контракт с клубом.
Поделенная раздевалка
Кризис показал, что Флавио Пайшау в качестве капитана не сумел объединить раздевалку вокруг себя. Он разговаривал с считанными партнерами, игнорируя большую часть команды, при этом португалец не скрывал, что не в восторге от Томаша Качмарека. Это выглядит довольно удивительным, учитывая, что неоднократно Качмарек вступался за Пайшау перед руководством «Лехии». Во время кризиса тренер принял непросто решение отобрать капитанскую повязку у португальца. Это произошло не без согласования с руководством клуба. Поддержки в раздевалке у Флавио ожидаемо не нашлось, более того его не поддержали и те, кто изначально, казалось, относился к португальцу положительно. В матчах с «Медзью» и «Лехом» Пайшау на поле не выходил, тренерский штаб твердил, что португалец получил травму и угодил в лазарет.
Парадоксально, но спустя два дня после матча с «Лехом», после которого был уволен Томаш Качмарек, Пайшау уже под руководство Мацея Калковского вернулся в основной состав в матче с «Вартой» (0:0). Большая часть раздевалки не оценила таких шагов Калковского. Тренер пытался аргументировать свое решение тем, что хочет, чтобы в трудный момент ответственность на себя взяли игроки, которые дольше других выступают за «Лехию». Несколько недель до этого Калковского вместе с Качмареком забрали у Пайшау капитанскую повязку, отдав его Душану Куцяку.
Атмосфера в раздевалку остается напряженной по сегодняшний день, часть футболистов не разговаривает друг с другом, игроки поделены на группы. Сложно в таком моменте говорить о взаимоуважении.
Качмарека заменили... Качмареком
Изначально в клубе не скрывали, что Мацей Калковски - это лишь временная опция на позиции главного тренера. Под руководством специалиста, который недавно ассистировал Томашу Качмареку, «Лехия» провела три игры, в которых набрала два очка, не сумев подняться с последней строчки таблицы Экстракласы.
19-го сентября «Лехия» объявила имя нового главного тренера. Томаша Качмарека сменил Марцин Качмарек. Это не чужой человек для «Лехии» и Гданьска. И в этом, кажется, есть проблема. В нынешних условиях клуб нуждался в человек извне, который сможет закрыть глаза на иерархию игроков в раздевалке.
Качмарек - воспитанник «Лехии». Здесь же он и завершил свою игровую карьеру в 2004-ом году, когда «бело-зеленые» выступали в четвертом по силе дивизионе страны. Завершив игровую карьеру Качмарек начал работать в тренерском штабе гданьчан, возглавив клуб в конце мая 2004-го года. За два года «Лехия» с Качмареком добралась до второго по силе дивизионе, после чего тренер уехал в «Погонь». Интересно, что во время игровой карьеры Качмарек тоже переходил из «Лехии» в стан «портовцев». После этого в карьере Качмарека были «Олимпия» из Грудзёндза, плоцкая «Висла», где специалист проработал чуть более пяти лет, «Термалика» и «Видзев», из которого специалист был уволен, несмотря на то, что вывел лодзинцев в I-ую лигу. Теперь тренерская карьера Марцина Качмарека, как и его игровая карьера, закольцевалась вокруг «Лехии».
Первый официальный матч под руководством Марцина Качмарека «бело-зеленые» проведут 1-го октября против «Погони», метящей на третий подряд подиум чемпионата Польши.
Фото: wikipedia.org, sport.trojmiasto.pl, weszlo.com, sport.interia.pl, wyborcza.pl, praca.trojmiasto.pl, transfery.info, sport.tvp.pl, lechia.pl.