Гончаренко перестроил схему и изменил роль Подберёзкина. Разбираем дебют нового главного тренера «Урала»
Перед первым матчем на посту главного тренера Виктор Гончаренко не стал делать серьёзных кадровых изменений: по сравнению с предыдущей игрой только Сунгатулин вышел в опорной зоне вместо Коновалова.
Но изменения в структуре были более серьёзными. Гончаренко решил сыграть по 4-3-3 и опустил Подберёзкина в центр поля.
Расстановка игроков выглядела примерно так:
При позиционных атаках было чёткое разделение: 5 игроков обороны разыгрывали мяч (к защитникам опускался Мишкич), а 5 атакующих футболистов искали свободное пространство впереди.
При этом и без мяча Мишкич играл ниже остальных центральных полузащитников. Он не участвовал в прессинге на чужой половине, а должен был перекрывать варианты для передач низом на игроков, которые открывались в недодачу.
Атакующая группа часто активно включалась в прессинг при потере, но было видно, что команда ещё не успела освоить элементы контрпрессинга – игроки часто не успевали, были вынуждены нарушать правила и срывать атаки. В итоге за 10 нарушений до удаления футболисты «Урала» получили 4 жёлтые карточки.
Гончаренко постарался вернуть короткие розыгрыши при выходе из-под прессинга. Помимо Мишкича теперь под короткий пас открывался Подберёзкин. Он и раньше часто опускался для розыгрышей, но чаще всего это наблюдалось во время позиционных атак. Сейчас, когда он вышел в центре полузащиты, Гончаренко смог использовать сильные качества Подберёзкина в продвижении мяча при переходных фазах.
У «Пари НН» достаточно качественно выстроен прессинг, полузащитники перекрывали и Подберёзкина, и Мишкича. Поэтому чаще всего «Уралу» приходилось использовать второй вариант – длинные передачи. Из игроков атакующей тройки длинные передачи чаще шли на Егорычева и Гаджимурадова, чем на Бикфалви. Логично, ведь фланговые игроки оказывались против фулбеков «Пари НН», а Эрик – против Гоцука, который хорош в верховой борьбе.
Галактионов всё ещё не устраивает глобальной перестройки команды. «Пари НН» сохраняет тактический рисунок Кержакова – качественный прессинг и ставка на стандарты. Это не похоже на привычный Галактионову футбол, но в нынешних условиях, подобная линия развития кажется разумной. Тем более, стандарты тоже хорошо отработаны – в игре против «Урала» именно Калинский стал лучшим по продвижению мяча (EPV) благодаря штрафным и угловым ударам (стандарты обозначены зелёным цветом).
Гончаренко более явно использовал ассиметричные фланги при атаке в этом матче. В разборе предыдущего матча «Урала» я отмечал, что логично было бы использовать правый фланг как более «силовой». Так же, как и в игре против «Факела», слева Егорычев часто смещался в центр при позиционных атаках, а в широкой позиции на фланге был другой игрок.
У Аверьянова это был Гогличидзе – защитник поднимался выше, а на его позицию опускался Коновалов. У Гончаренко ширину слева создавал Сунгатулин в случае смещения Егорычева.
В перерыве Гончаренко решил добавить больше конкретики в атаке и дал указание больше подавать в штрафную. Если в первом тайме навесы акцентированно шли на дальнюю штангу, то сейчас всё стало наоборот. При подачах игроки растягивали оборону «Пари НН» и один из игроков центра поля врывался из глубины на свободное пространство между центральными защитниками.
Гоцук держит Бикфалви, а Масоэро ушёл на фланг. Между игроками образуется свободная зона, в которую вбегает Сунгатулин.
Фаниль бьёт без сопротивления.
Аналогичный эпизод буквально через 3 минуты. Но сейчас уже Бикфалви сыграл на опережение и пробил.
В итоге за первые 15 минут второго тайма у «Урала» 5 ударов по воротам, 4 из которых были нанесены практически из одной точки.
После удаления Егорычева «Уралу» пришлось перестраиваться: Подберёзкин ушел на левый фланг, и схема команды была похожа на 4-4-1.
Но Гончаренко всё равно не отходил от основных идей: игроки пытались коротко разыгрывать мяч от ворот и вступали в прессинг на чужой половине при потере. Но сейчас прессинг стал ещё менее эффективным. Смешанные реакции – главная ошибка игроков.
Железнов и Мишкич оказывают давление на чужой половине, но при этом защитники Бевеев и Кузьмичёв отходят назад. Между линиями образуется большое пространство.
В связи с тем, что «Пари НН» продолжал создавать опасность с помощью фланговых передач и стандартов, Гончаренко решил поменять схему и выпустил третьего центрального защитника на 70ой минуте.
После этого команда стала играть по 5-3-1, а Железнов перешел в центр поля. Почему-то именно вышедший Эмерсон был страхующим в тройке центральных защитников. Не совсем понятно, учитывая то, как хорошо в этой роли раскрывались качества Кузьмичёва. При Шалимове именно Иван всегда располагался по центру при игре в 5 защитников. Ему всегда хватало скорости для подстраховки при высоком расположении линии обороны. К тому же, он хорошо чувствует тайминг при необходимости выдернуться из линии на перехват. Именно через эту зону и прошла голевая атака. Возможно, не хватило сыгранности из-за перестановки.
После пропущенного гола никакого давления оказать не удалось, но судя по всему матчу, работа Гончаренко уже заметна. Нужно наладить прессинг и дождаться возвращения Шатова. Думаю, что такой специалист, как Виктор Михайлович, не пошёл бы в «Урал» без возможности для трансферов. Поэтому перспективы для борьбы за 10-12 место у команды точно есть.
Ещё больше аналитики в Telegram-канале t.me/fcuralanalytics
Вся статистика взята с understat, whoscored и xglab.pro.