4 мин.

В АПЛ работает первый судья-легионер – австралиец. Он кандидат наук и изучает ДЦП

Интересно.

Кажется, работа британских судей в последние годы не устраивает даже Футбольную ассоциацию Англии. Поэтому с прошлого сезона в АПЛ работает судья с другого конца света – австралиец Джарред Джиллетт.

Джиллетт провел девять лет в качестве судьи в чемпионате Австралии, после чего перебрался в Англию. В 2019-м он начинал с нон-лиги, но очень быстро дослужился до Английской футбольной лиги – начиная с Лиги 2 и заканчивая чемпионшипом. А перед сезоном-2021/22 его подняли в АПЛ – работа в низших лигах впечатлила британский судейский комитет.

«Когда растешь в Австралии, футбол – не главный вид спорта. Поэтому следишь за АПЛ и думаешь: «Вау, в спорте, которым мы занимаемся, есть другой мир». Обычный путь судей – домашний чемпионат, попадание в международные списки и чемпионат мира. Я думал об этом. Но когда я добился определенных успехов на поле и вне поля, в том числе исследование в университете, мы с семьей подумали и поняли, что я готов к новому вызову, чтобы попробовать путь, который больше мне подходит. Наверное, для меня и моей семьи это был самый большой вызов в жизни».

Австралиец уже вошел в историю – он стал первым иностранным судьей в АПЛ на поле. До этого он уже работал в качестве видеоассистента, но впервые отработал непосредственно матч АПЛ между «Уотфордом» и «Ньюкаслом» в прошлом году.

Правда, тут стоит сделать сноску – в АПЛ уже работал судья Дермот Галлахер, который родился в Ирландии, но переехал в Англию и работал в качестве представителя FA с 1992 по 2010 год.

Но на самом деле Джиллетт – не простой судья. Австралиец защитил кандидатскую и стал кандидатом наук в области биомеханики, темой его работы стали дети с церебральным параличом. Ему предложили возможность продолжить исследования в ливерпульском университете имени Джона Мура, и Джиллетт переехал.

Но судейство – его основная работа, он стал одним из трех первых австралийских судей, которые получили полную ставку. Как же он попал в Англию?

«Обычно такого не бывает. Нет агентов, никто за тобой не следит, ничего такого. Поэтому ты должен сам прокладывать свой путь, если хочешь чего-то такого. Нужно многое сделать. У судейского комитета Англии и Федерации футбола Австралии хорошие отношения, они много лет совершали обмен судьями на несколько недель, чтобы смотреть за тренировками судей АПЛ, ходить на собрания, матчи, а некоторые судьи приезжали сюда и судили матчи Кубка и австралийской Премьер-лиги. Но до постоянного переезда не доходило».

В Австралии и Англии разный не только уровень футбола – физически, как признавался Джиллетт, он был хорошо готов, потому что австралийская Премьер-лига тоже с упором на физику. Но главным отличием для него стал уровень давления. «Я сразу почувствовал усиление давления и интенсивности, – рассказывал он. – Думаю, главная причина – в Австралии нет вылета и промоушна. А когда они есть, ты ощущаешь давление с первого тура, гостевая команда может выцарапывать ничью, и ты понимаешь, какие ставки, как много это для них значит. Это сильно влияет на большое количество людей, на болельщиков, на клубы, на доходы».

По словам Джиллетта, в разных лигах могут быть разные интерпретации разных эпизодов: игры рукой, степени физического контакта. Еще один важный момент – взаимодействие с игроками на поле. «Один из серьезных вызовов – я не знал ни одного игрока с точки зрения взаимоотношений. Думаю, это важно, на это нужно время. Нужно обрести свой стиль, чтобы игроки понимали, чего от тебя ожидать, – объяснял реф. – Можно ошибиться, но важно признаться в этом и признать ошибку. Если игроки знаю, чего ждать от тебя каждую неделю, это имеет большое значение для выстраивания отношений. Нужно заработать кредит доверия, чтобы построить эти отношения. Удаляешь ты кого-то, назначаешь пенальти – нужно заслужить уровень уважения своим способом коммуникации. На это нужно время».

Важно – чего Джиллетту больше всего не хватает в Англии? «Очевидно, что это кофе и погода. Первым делом мы купили домой кофе-машину, а также нашли несколько небольших частных кофеен, куда тоже ходим. Ну и, конечно, не хватает друзей и семьи».

Но пока рефери не собирается возвращаться в Австралию – хочет добиваться успеха в АПЛ.