Альберт Перрин – отец лапортизма, который знает Жоана с детских лет
Лапортизм нельзя понять, не рассматривая фигуру одного из его основателей – Альберта Перрина (1944). Сейчас он уже является бизнесменом на пенсии, но в первый срок правления Лапорты, Альберт был вице-президентом, да и вообще, знает Жоана с детства.
– Вы по-прежнему переживаете за «Барселону»?
Мне тревожно, потому что мой друг – президент, и мне больно видеть, как он страдает.
– Почему бы не помочь ему изнутри?
Я уже в том возрасте, когда подобные задачи отнимают слишком много времени. Пускай лучше директорами будут те, кто полон энергии.
– А Лапорта энергичен?
Он, возможно, таковым не выглядит, но ситуация очень сложная.
– Вы почти что отец лапортизма...
После того, как я отошёл от дел, то решил везде следовать за «Барсой». Со временем я познакомился с некоторыми журналистами, и начало возникать движение против Нуньеса.
– Ваш главный противник.
Ну, он был великим президентом...
– Как это?
Если бы он ушёл в отставку в 92-м после «Уэмбли»*, его бы считали одним из лучших президентов в истории.
*Примечание: историческая победа в финале Кубка европейских чемпионов против «Сампдории» на стадионе «Уэмбли» (1:0, д.в.).
– Вы оказывали на него сильное давление.
Нам нужны были перемены. Никто не должен оставаться у власти вечно. Журналистка Джоан Пэтси познакомила меня с Арманом Карабеном, а затем, после встреч с такими людьми, как Жасин Боррас и Эварист Муртра, что-то начало складываться. Однажды я решил пригласить Жоана Лапорту.
– Он был очень молод.
Я проводил лето в Кастельдефельсе, и моим соседом был доктор Жоан Лапорта (отец). Я знал его сына с детства. Он давал моим детям уроки попрошайничества. «Дай мне 100 песет, Альберт, а то из моего отца их не вытянуть…», – сказал он мне (смеётся). Я очень люблю его.
– И он приходил на собрания...
Мы почувствовали необходимость что-то сделать, и «слон» родился.
– «Голубой слон»*...
Другие цвета мы исключили. Белым он точно быть не мог. Мы изготовили пины (значки на булавке, – прим. переводчика)… «Слон сделал свой ход», написал я на открытке, которую разослал коллегам. А Пилар Раола, хорошая подруга Жоана, пришла на телешоу с этим пином на лацкане одежды. Вот тогда всё и началось.
*Примечание: Elefant blau – общественное движение, направленное на критику тогдашнего действующего президента «Барселоны» Жозепа Нуньеса.
– Слон сделал свой ход. Где же он сейчас?
В спячке... (смеётся). Идти против кого-то неприятно, но обществу полезно испытывать чувство отвращения, оно помогает развиваться.
– Вы были настроены очень воинственно.
Я всегда был таким. Я сделал то, что должен был сделать.
– Как изменилась «Барса» за последние 20 лет?
Явно в худшую сторону. Гаспар оставил Клуб в плохом состоянии, но не в таком удручающем, как сейчас. У нас есть долги, нам нужна реконструкция стадиона... Без помощи сосьос мы не сможем встать на ноги, и я прошу их о терпении, потому что впереди трудные времена.
– Вы говорите как паникёр.
Я лишь хочу, чтобы Клуб не превратился в акционерное общество. От мыслей об этом у меня сердце замирает.
– Вы считаете, что это возможно?
Когда вы находитесь в нынешней ситуации, в такой динамике, вы либо проходите процедуру банкротства, либо заключаете с кем-то сделку.
– Правление Бартомеу – единственный виновник?
Пандемия, конечно, повлияла, но ни один клуб не пострадал больше, чем «Барса». Его управление было катастрофическим. Зарплаты, например.
– Вы говорили с Бартомеу, после того как против него был подан судебный иск?
Я поддерживаю с ним отношения, но всегда говорю то, что думаю. В прошлый раз я сказал, что «нет ничего опаснее дурака, который не знает, что он дурак, и мне кажется, это твой случай». Но это я любя.
– О, Боже…
Он окружил себя людьми, которые вместо того, чтобы помогать ему что-то создавать, рыли ему могилу.
– На фотографии 2003 года они все [Бартомеу, Лапорта, Росель] были вместе. Сегодня – враги. Что случилось?
Так всегда было в «Барсе», но в случае с нашим правлением они зашли слишком далеко. Всё дело было в судебных исках, а потом ещё больше исков. Где сейчас та группа сосьос, которая всё подавала и подавала на нас в суд? А где газета Diario Gol?
– Неужели не было причин для этого?
Они сказали, что мы стали директорами ради денег, но я только потерял в деньгах. Ты идёшь в «Барсу», чтобы служить ей, а не для того, чтобы она служила тебе.
– Простили ли вы их за иск об ответственности?
Простил, но не забыл. Как и многое другое, что они сделали. Я до сих пор помню Сандро [Роселя] с его «Я не подведу тебя». Вышло так себе. Надеюсь, он не будет использовать тот же лозунг в своей предвыборной компании на пост мэра [Барселоны], а то мне станет нехорошо. В 2010 году мы передали им в руки лучшую команду и лучшего тренера в мире, и ничего из этого не осталось.
– «Барса» позволила Месси уйти. В слезах.
Я друг Лео и его жены. Он плакал в воскресенье, а уже во вторник подписал контракт с ПСЖ. Соглашение такого масштаба разве можно подготовить за два дня?
– Лапорта же обещал болельщикам, что уладит этот вопрос.
Он такой, какой есть. Иногда желания не могут быть исполнены.
– Возможно ли, что Лапорте не хватает сильной команды для руководства Клубом?
Жоану необходимо, чтобы рядом с ним были люди, которым он доверяет. Ревертер* – отличный руководитель, но я думаю, что между ними были разногласия и какие-то проблемы личного характера. Ему следует найти замену, и я думаю, Жоан сделает это.
*Примечание: после отставки Феррана Ревертера, Лапорта не смог найти ему быструю замену, поэтому основные обязанности, закреплённые за этой должностью, возложил на себя.
– Он импровизирует?
Жоан считает, что сможет восстановить статус-кво. По-своему. И он будет бороться насмерть за то, чтобы «Барса» продолжала принадлежать сосьос. Если бы мне нужно было его за что-то критиковать, то за то, что он не смог предупредить о серьёзности ситуации в момент своего прихода, предупредить, что первые два сезона будут ужасными, а не обещать трофеи и выход из кризиса.
– Ферран Торрес, Рафинья…
Это нормально. Сосьос не хотят, чтобы команда проигрывала. Но вы видели состав, который достался Хави? Если бы Йохан [Кройфф] был жив, он бы нас убил... Мы взвалили ответственность на очень молодых игроков. Педри, Гави, Ансу Фати...
– Кройфф хотел бы видеть Хави тренером.
Да, потому что он живёт футболом. Но будьте осторожны, размышляя о том, что повторить успех Гвардиолы легко. У Пепа были выдающиеся игроки, у Хави – нет. Он справляется, но понемногу.
– Вот, Дембеле подписали.
Мне это не понравилось. Этот игрок всё время думает только о себе.
– Видите ли вы себя когда-нибудь на новом стадионе?
Почему они отказались от нашего проекта Foster? Он был на 80% дешевле нынешнего. Во всяком случае, моя идея была другой.
– Какой?
Гора «Барса». Всё должно было быть на Монжуике*. Стадион, Палау**, Спортивный городок...
Примечание: *Гора Монжуик в Барселоне, на которой расположен «Олимпийский стадион». Именно на нём «блауграна» будет играть в сезоне 2023/24 в период активной фазы строительных работ на «Камп Ноу»
**Палау Блауграна – клубный дворец спорта, закрытое помещение, где выступают команды по футзалу, баскетболу, гандболу и хоккею на роликах.
– Возможен ли конец «-измов»*?
Я считаю, что это маловероятно, а с появлением социальных сетей – почти невозможно. Оскорбления, ложь...
*Примечание: речь идёт о битве идеологий: нуньизм, кройффизм, лапортизм и т.п.
– «Мадрид» имеет преимущество в этом вопросе.
Там у себя «Мадрид» контролирует все СМИ, а здесь мы не знаем, как это делать, и это неправильно. Если бы ситуация по типу слива аудиозаписей Флорентино* случилась с нами, вот это был бы бардак. А там всё это замяли. Мы занимаемся саморазрушением.
*Примечание: в СМИ попали аудиозаписи разговоров Флорентино Переса, в которых он оскорбительно высказывается о многих игроках и тренерах «Реала». Особенно досталось Криштиану Роналду и Жозе Моуриньо.
Barça Virtual Dream: новый интерактивный опыт. «Барселона» потихоньку становится виртуальной
Юлимар Рохас – чемпионка мира в тройном прыжке. «Барселонская» легкоатлетка снова непобедима
Хроники прессы. «Аспиликуэта на расстоянии вытянутой руки». Сесар уже в шаге от перехода в «Барсу», а Хави наконец-то смог получить разрешение на въезд в США