Аналитика в MLS: структура аналитических отделов клубов США и Канады
Вашему внимание представляется перевод статьи американского аналитика — Навида Машинчи. Он выявил текущее положение аналитики в MLS и изучил организационную структуру аналитических отделов клубов. Больше контента о футболе вы можете найти на нашем Telegram-канале.
Для начала приведем список должностей в структуре отделов аналитики клубов, дадим им описание и перечислим необходимые навыки:
Руководитель направления Sports Science: должен обладать сильными аналитическими навыками. При оценке состояния травмированного игрока специалисту необходимо наблюдать за травмой, а также правильно анализировать и интерпретировать данные, чтобы определять степень тяжести и сроки восстановления.
Sports Scientist: также должен обладать сильными аналитическими способностями. Его компетенция – изучение и мониторинг производительности игроков, отслеживания физических данных для оценки уровня усталости и предотвращения травм. Помимо технических и аналитических навыков, такому специалисту также необходимо разрабатывать программы фитнес-тренировок.
Руководитель направления футбольной аналитики / Data Science: собирает и обрабатывает данные для анализа. Он отвечает за интеграцию аналитических подходов во все структуры, которые связаны непосредственно с спортивной составляющей. В их числе: анализ предстоящих встреч, анализ соперника, подбор и скаутинг местных игроков и легионеров, а также прогнозирование результатов.
Тактический аналитик: отвечает за предматчевые и послематчевые анализы игр. Также отвечает за сбор данных по ходу матча и во время тренировок для дальнейшего анализа. Составляет отчеты по игрокам и анализирует данные о выступлении для дальнейшего использования тренерским штабом и самими игроками. Отвечает за поддержание статистической и видео базы данных в актуальном состоянии.
Аналитик данных: человек, который является техническим экспертом в области сбора и обработки информации из баз данных и других источников. В его обязанности входит создание и ведение баз данных.
Видео-аналитик: все то же, что тактический аналитик. Клубы с небольшим бюджетом ориентируются именно на таких специалистов.
Генеральный менеджер / Ассистент генерального менеджера (спортивный директор в нашем понимании): они должны уметь понимать данные и интерпретировать их для решения задач. Технологии развиваются, и в профессиональном спорте используются все больше данных, поэтому спортивные директоры должны разбираться в аналитике. В последнее время наблюдается тенденция назначения футбольных аналитиков и аналитиков данных на эти позиции.
Директор по скаутингу / Технический директор / Ассистент главного тренера: требования к ним также возросли. Им нужно лучше освоится с современными технологиями анализа и платформами, как Wyscout, InStat, Opta и др. Растет тенденция к тому, что помощники тренеров проводят видеоанализ вместо штатного видеоаналитика.
Структура отделов аналитики
На графике ниже показано, что наибольшее количество сотрудников среди клубов MLS, которые используют аналитические данные в своей работе, в Атланте Юнайтед и Ванкувер Уайткэпс:
В структуре аналитического отдела Атланты есть руководитель направления футбольной аналитики, три тактических аналитика и руководитель направления Sports Science. В Ванкувере также есть руководитель направления Sports Science, два тактических аналитика и два специалиста по Data Science. В среднем, в каждом клубе MLS три штатных сотрудника, которые работают с данными.
Если же сравнивать конференции (в MLS их две - Восточная и Западная), то общее число сотрудников, выполняющих аналитическую работу, примерно одинаковое: 40 в Восточной, 37 в Западной. Тем не менее, рассматривая данные по позиции тактического аналитика, мы увидим, что в Восточной конференции их почти вдвое больше:
В клубе есть, по крайней мере, один сотрудник, который работает с «сырыми» данными: это может быть data scientist, аналитик данных или руководитель направления футбольной аналитики.
В то же время, в некоторых клубах до сих пор нет своих специалистов, которые занимаются обработкой собранных данных. Они обращаются к сторонним исполнителям. Сан-Хосе Эрткуэйкс, к примеру, сотрудничают с местными университетами.
Ниже рассмотрим схему движения данных в структуре клуба:
Ивент-данные (Event Data) находятся в открытом доступе у многих провайдеров и довольно распространены. Большинство команд в MLS работают с Opta, InStat и Wyscout.
Данные физических показателей (Physical Data) собираются с помощью носимых футболистами устройств и камер, установленных на стадионе. В начале 2020 года MLS заключила партнерское соглашение с Second Spectrum, которая использует машинное обучение и искусственный интеллект для сбора ивент, трекинг и данных физических показателей вместе. Для полноценной работы сервиса на каждом стадионе MLS были установлены оптические системы слежения.
Как показывает схема, данные проходят через три разных отдела. Первый — Sports Science, второй — технический (Technical Department), третий — рекрутинговый или скаутский (Recruitment Department).
Через отдел Sports Science в основном проходят данные физических показателей. Это объясняется мониторингом нагрузки на игроков на тренировках и играх с целью повышения физической производительности и предотвращения травм.
Технический и рекрутинговый отделы работают со всеми тремя типами данных. Тренеры используют ивент и трекинг данные для подготовки к сопернику, оценки игры и развития своих футболистов. В дополнении к этому технический отдел также использует данные для анализа матчей в реальном времени. Данные физических показателей в основном используются для планирования тренировок по рекомендации отдела Sports Science.
Скаутинг также использует все три типа данных в своей повседневной работе. Ивент данные, в основном, используются на начальном этапе поиска футболиста. Например, если клуб ищет нападающего, то количество голов - первые данные, на которые нужно будет обратить внимание. Если нападающий не забивал последние два сезона, можно предположить, что он плохо справляется со своей работой. После того, как игрок найден, можно углубиться во все три вида данных. Данные физических показателей могут предоставить, к примеру, цифры по среднему пройденному расстоянию за матч, что покажет насколько игрок активен без мяча. Трекинг данные дадут понимание позиции, которую занимает тот или иной футболист, и как он передвигается по полю в течение матча.
Выводы
Опираясь на факты выше, можно сделать следующие выводы:
• В среднем, в аналитических отделах клубов MLS работают по три сотрудника. • В некоторых клубах помощник тренера полностью ответственен за видеоанализ, несмотря на наличие тактических аналитиков в штате клуба. Примеры — Сан Хосе и Интер Майами, где видеоаналитик был частью тренерского штаба в прошлом сезоне. • Популяризируется тренд назначения тактических аналитиков и других специалистов, работающих с данными, на управленческие позиции. Монреаль Импакт, Лос-Анджелес и Колорадо Рэпидс уже назначили на эти должности специалистов с опытом в аналитике.
Следите за нами в Telegram, Instagram, VK, Sports.ru и на сайте