Корабль-призрак
Реагируя на вторую за сезон тренерскую отставку в «Вильярреале», Станислав Рынкевич листает бортовой журнал тонущего корабля. Каковы причины такой деградации, может ли решить проблемы новый тренер и чем сулит «желтой подлодке» падение во второй дивизион – об этом в блоге «Испанская кухня».
Очередной тур испанской примеры принес новую тренерскую отставку. Хосе Молина уступил свое место в «Вильярреале» Мигелю Анхелю Лотине. Начинала сезон «желтая подводная лодка» со специалистом Хуаном Карлосом Гарридо. С октября в Ла Лиге происходит по тренерской отставке каждый месяц. Испанское футбольное сосаети продолжает жить по принципу «entrenador nuevo, victoria segura» (новый тренер – победа обеспечена). Самое смешное, что из девяти дебютов на посту главного тренера победой завершился лишь один.
Бывший тренер дубля «Вильярреала» оставил главную команду там же, где и подобрал – на 17 месте в таблице. И если сейчас валенсийский клуб четвертый с конца, то прошлый год закончил четвертым с начала. Как же так случилось, что по образу «Сельты» 2003/04 один из самых играющих коллективов в Испании всего за год превратился в нечто несвежее и второсортное? Почему команда, добившаяся права выступать в Лиге чемпионов, через считанные месяцы ведет борьбу за выживание?
С такой скоростью распространяются только вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем. Когда вовремя не объявлен карантин и не приняты специальные меры, возникает эпидемия. Веселая битловская «подлодка» превращается в корабль-призрак, с которого мечтают убежать не только крысы, а даже вполне приличные люди.
«Я бы очень хотел, чтобы чемпионат закончился сегодня. В таком случае мы бы остались в высшем дивизионе». Диего Лопес, голкипер команды.
Строительный бизнес президента клуба Фернандо Роига вследствие экономического кризиса уходит в нокдаун. Роиг из числа тех людей, которые любят играть по правилам. Если у клуба есть долги – их надо устранять, и среди суммарного 700-миллионного долга испанских клубов доля «Вильярреала» стремится к нулю. Это «Сарагоса» может себе позволить одновременно оформлять банкротство и приобретать вратаря Роберто Хименеса за 8 млн. евро. Роиг нашел единственный и самый логичный способ погашения кредитов – продажа футболистов.
На столе – предложения о покупке Росси и Касорлы. Одного из двух лидеров играющей команды необходимо отпустить. Тренер Гарридо делает свой выбор, и Касорла отправляется в «Малагу». «Вильярреал» теряет диспетчера на поле и вожака в раздевалке. В «Бенфику» переходит один из ветеранов команды Жоан Капдевила – этим решением апологет молодежного футбола Гарридо портит отношения со «старой гвардией» в коллективе. В Португалии Капдевилу не включают в заявку на Лигу чемпионов, и он фактически не играет в новом клубе.
Продажа Касорлы означает, что в команде остался лишь один креативный футболист – Борха Валеро. Сохраненный Росси в начале сезона рвет крестообразные связки колена и выбывает на полгода. Без него скисает Нилмар, действующий одинаково неэффективно, будь он на поле или в лазарете. Покупка Кристиана Сапаты себя не оправдывает – раны в линии обороны не затягиваются. Покупка Джонатана де Гузмана себя не оправдывает – в «Мальорке» сезоном ранее выступал какой-то другой футболист под тем же именем и фамилией.
Катастрофические последствия селекционной работы сразу сказываются на результатах – «Вильярреал» проигрывает все шесть матчей в группе Лиги чемпионов, вылетает от рук скромнейшего «Мирандеса» в Кубке Короля и становится не редким гостем в зоне вылета. Гарридо оказался хорошим строителем, но неважным реаниматологом. На смену ему заступает Хосе Франсиско Молина, ранее работавший с дублем. Перемена в поведении разительная – экспрессивному, суровому и словоохотливому предшественнику бывший вратарь отвечает поразительным спокойствием и немногословностью.
Выбор его в качестве возможного спасителя ситуации обусловлен несколькими факторами – преемственность, знание системы клуба и цена услуг. На обратной стороне медали – отсутствие опыта и не самые лучшие рекомендации от его бывших одноклубников. Молина и сам признавался, что никогда не собирался стать тренером. Он резко отличается от тех тренеров, которые фактически были ими еще во время карьеры футболиста. Ему не хватает харизмы, страсти и желания общаться с игроками. Три месяца его работы не привели хоть к каким-то позитивным изменениям на дистанции. Молина сумел побороть рак, но не смог побороть безнадежную ситуацию, которая вполне возможно не решается тренерскими перестановками.
Проблема в том, что «Вильярреалу» нельзя падать в сегунду. Если мы часто говорим о том, что в примере клубы получают копейки от телетрансляций, если они не «Мадрид» с «Барселоной», то что уж говорить о выплатах во втором дивизионе. Сейчас «Вильярреал» получает за сезон 25 млн. евро, а команды дивизионом ниже получают по 2 млн. евро в год. Играя в сегунде, нельзя позволить себе примерный состав. И примерный здесь не в значении «приблизительный». Росси, Борха Валеро, Бруно, Нилмар – ни у кого из них не будет желания остаться, а у Роига не будет возможности их оставить.
Но в ситуации, когда сраженный эпидемией корабль-призрак надо вывести в тихую гавань, за руль встает Мигель Анхель Лотина. Его прошлое место работы – «Депортиво», которое он отправил во второй дивизион впервые за 20 лет.
перед началом сезона уход санти выглядел лучше чем возможный трансфер росси. кто ж знал, что он кресты порвет? надеюсь, что они останутся в примере.
А что Лотина еще тот Лотина, что все так печально заканчивается статья?