Как нам обустроить фентези-2. Послесловие
Привет!
Меня зовут Антон, я играю в фентези на Sports.ru вот уже почти 15 лет.
За эти годы на портале сменилась уйма редакторов, руководителей и прочих продакт-менеджеров. Казалось бы уже пора привыкнуть, что вся эта публика относится к фентези как к непрофильному активу, который только и делает, что мешается под ногами и отвлекает от основной работы, но надежда на лучшее - это все таки предельно живучая часть человеческого биоса, которая периодически толкает нас всех на прекрасные, но не всегда успешные кампании.
Именно эта мотивация и привела лично меня к идее того поста, с которого пару недель назад началось бурное обсуждение изменений дедлайна на sportsru. И честно говоря, когда я затевал этот процесс, что предполагал, что как и в прошлом году спортс нас просто проигнорирует, но благодаря вашей активности - комментариям, письмам в адрес sports и прочей движухе, администрация все таки снизошла до ответа и даже провела публичный опрос
Результаты как вы видите предельно красноречивы и только находясь в альтернативной реальности (где один год равен девяти земным, а 15 это больше чем 56), можно утверждать что пользователи не определились со своими предпочтениями.
И вот скажите, что сделала бы адекватная фентези-площадка (заработок и успех которой завязан на количестве пользователей) , если бы узнала, что у абсолютного большинства юзеров есть запрос на то, чтобы изменить правила игры?
-Ну прежде всего, регулярно проводила бы исследования целевой аудитории (без флешмобов и понуканий от юзеров), тестировала новые идеи на отдельных турнирах, принимала бы те из них, которые выстрелили и постепенно бы докрутила движок, следуя пожеланиям пользователей
Что сделала бы нормальная фентези-площадка, которая дорожит своей аудиторией, если бы узнала, что у абсолютного большинства пользователей есть запрос на то, чтобы изменить правила игры?
-Вероятно сказала бы спасибо всем высказавшимся за обратную связь и докрутила бы движок, следуя пожеланиям абсолютного большинства пользователей.
Что сделал sports, выяснив, что 56 процентов игроков хотели бы чтобы дедлайн начинался одновременно со стартовым свистком первого тура?
Этот опрос безусловно полезен, тем, что его можно использовать как ярчайший образец того как именно выглядит голосование "для галочки". Которое проводят с одной единственной целью - сымитировать внимание вождей к пастве, но ничего не менять.
Следите за руками:
1) Во -первых, придумываем порог явки. Берем из головы число, умножаем его на десять и говорим, что без вот такого количества людей опрос будет признан нелегитимным
2) Во-вторых, запускаем опрос летом, когда многие игроки находятся в отпусках и предельно далеки от этих ваших интернетов. Потому что см п.1.
3) В-третьих, ограничиваем сроки голосования двумя днями и устраиваем опрос поближе к выходным, когда даже не уехавшие в отпуск игроки разъезжаются по дачам и шашлыкам. Идеально было бы в пятницу, но на крайняк сойдет и вечер четверга. Потому что см п.1.
4) В-четвертых, полностью игнорируем пост с точки зрения медиаподдержки. Никаких анонсов, никаких размещений на главной странице. Пусть сами юзеры привлекают сочувствующих и передают новость об опросе из уст в уста, как мифы Древней Греции. Потому что см п.1.
5) В-пятых, даже если эти горлопаны успеют за пару дней набрать нужное количество голосов, давайте запилим правило, что что-то менять мы будем только если один из пяти (!) вариантов наберет 65+ процентов голосов(!!). Такой поддержки нет даже у Путина, так что ход абсолютно беспроигрышный
6) В шестых, давайте на всякий случай размоем голосование вариантами "мне вообще пофиг" и "мне пофиг, лишь бы не как сейчас". Какой-то процент голосов у лидирующего варианта это отберет и до цифры 65% он точно не доберется.
7) Ну и в седьмых, давайте дадим действующему варианту дедлайна иммунитет и продолжим его юзать, даже если он обосрется при опросе.
Спойлер - он обосрался. Меньше голосов чем "дедлайн за час до игры" получили только те самые варианты "мне вообще пофиг" и "мне пофиг, лишь бы не как сейчас".
Такой богатый набор манипуляций может любой опрос превратить в фарс и сделать так что даже самый очевидный вопрос перерастет в клоунаду, итоговый результат которой вызывает только смех
Ну а главная вишенка на торте, это то, что спортс то ли в рамках все тех же манипуляций, то ли просто в силу тотального непонимания игровых процессов, умудрился вкорячить в одно голосование фактически два вопроса: а) нужно ли в принципе изменение дедлайна ( и тут как раз бы логично смотрелся порог в 2/3 голосов между вариантами да/нет) и б) Если изменения нужны - какой именно дедлайн поддерживает большинство юзеров.
На самом деле мне думается, что главной идеей проведения голосовалки на спортс было утихомиривание активных пользователей и получение индульгенции на то, чтобы и дальше ничего не менять. Ограничений было установлено столько , что над формулировками никто из устроителей особо не заморачивался. И когда к вящему удивлению устроителей голосование все таки состоялось - то из-за того, что запрос был изначально сформулирован криво, администрация и сама долго не понимала, что делать с его итогами и старательно цитировала мантру про "наиболее компромиссный вариант из всех возможных" и прочие варианты тезиса о том, что "не надо раскачивать лодку".
Но поскольку игнорировать результаты голосовалки, которую сам инициируешь, было бы совсем глупо, площадка анонсировала, что несколько турниров все таки получат бескомпромисный дедлайн, который коварно поддержало абсолютное большинство юзеров..
Это конечно не так уж много, но в случаях когда я имею дело с какой-либо бюрократией - мне всегда вспоминается фильм "Побег из Шоушенка". Там есть роскошный момент, когда главный герой, чтобы выбить книги для тюремной библиотеки регулярно пишет в Сенат Штата. Одно письмо в неделю. Шесть лет. И в конце концов тамошние чиновники осознают, что парень не отступится и выдают герою желаемое.
И знаете что он делает? Он начинает писать по два письма в неделю вместо одного. И добивается регулярного финансирования библиотеки.
И если подводить какой-то итог произошедшему, то лично я испытываю довольно таки противоречивые эмоции.
Прежде всего, я конечно рад, что спортс пошел хоть на какой-то диалог (и в этой связи я передаю личное мерси Михаилу Стогову, который взял на себя неблагодарную роль адвоката дьявола ) и даже анонсировал изменение игровой механики в нескольких чемпионатах. Я считаю что это прогресс. Прошлым летом нас тупо проигнорировали. В этом году дело дошло до дискуссии и каких-то подвижек. Кто знает, что будет через год? )
Но с другой стороны я весьма разочарован. Тем что нас держат за болванчиков, которые которые не видят что с ними играют краплеными картами. Тем, что точку зрения большинства юзеров последовательно игнорируют второй год подряд. Тем что спортс, забивая на им же проведенный опрос, в одно лицо решает что лучше для пользователей. В конце-концов тем что некогда топовая фентези-площадка из-за собственной косности и лени уже довольно долго и уверенно движется к упадку.
Мы с вами в меру своих сил попытались этому процессу противостоять. Сделать фентези на спортсе хоть немного удобнее. Да, наша дискуссия не привела к желаемым переменам, но мы смогли достучаться до администрации. Нащупать способ коммуникации, который вызывает у площадки хоть какую-то реакцию. Поэтому я выражаю громадный респект всем кто голосовал, комментировал, плюсовал и вообще хоть как-то поучаствовал в дискуссии.
В любом случае все это было не зря.
Ну и чтобы не нарушать законы жанра, давайте и этот пост завершим голосованием)
Обычно, получив ответ от службы поддержки, пользователю предлагается оценить качество оказанной услуги.. Но я предлагаю обсудить более фундаментальный вопрос. Давайте с вами оценим: исходя из действий спортса за последние годы и в частности их реакции на инициативу об изменении дедлайна, как вы думаете: Является ли фентези важным проектом для портала sports.ru?
По пятибальной шкале, где:
5 -это "Да, я думаю, что фентези это приоритетное направление развития портала sports.ru",
а 1 - это "Я думаю, что портал sports.ru не уделяет развитию фентези никакого внимания"
Голосовать можно прямо вот тут (кликабельно)
Бамос!
Мне кажется, не все понимают, что в масштабе портала фентези довольно низкоприоритетная история
Активные игроки действительно хорошо генерируют просмотры, клики, показы рекламы
Но их довольно мало
Иногда получается заинтегрироваться с букмекером и получить лишнюю денежку за рекламу (вопрос - почему настолько редко? Не занимаются/считают, что не стоит затраченного времени/другой вариант ответа?)
Второй вопрос - почему фентези уделяется мало внимания на главной странице - этого я реально не понимаю, т.к. фентези способствует увеличению "проникновения" в пользователя - он чаще возвращается, чтобы сделать замены, изучить новости и тд
Здесь мы получаем потенциальный переход какой-то (малой, но не нулевой) доли пользователей из периодических читателей новостей в более активную когорту
А стоит это дешево - всего лишь попиарить больше это самое фентези на главной (перед стартами сезона + периодически ненавязчиво упоминать фентези в статьях про футболистов в хорошей форме и тд)
Мб вернуть призы за топ3, те же майки клубов - это тоже видится небольшими затратами
Мб заинтегрироваться с букмекерами, чтобы топ3 какие-то плюшки на сайте букмекера получали (или, условно, топ-10 получают по 10к рублей фри ставок на портале, которые он должен отыграть с какими-то условиями, но этот фрибет работает даже без заноса своих денег в контору - что-то такое, это тоже дешёвая интеграция что для одних, что для других)
Но в целом фентези - это не слишком монетизируемая история
Развивать проект с какими-то долгосрочными целями - тестировать разные форматы и прочее-прочее-прочее можно, если видеть в этом финансовую выгоду
Видимо, ее нет (она меньше затрат на разработку/анализ)
К слову, вот сейчас, если фентези реально какой-то обновленный движок презентовать будет (ходили слухи, я хз, насколько это реально), уже можно начать подогревать интерес к скорому старту рпл (осталось меньше 2 недель), чтобы большее количество новых для фентези-комьюнити людей имело возможность этим заинтересоваться
Для этого спортсу нужно всего лишь выкатить какой-то анонс - мол, так вот и так, прикольная игра с призами, вот такие вот изменения, все будет "как в лучших домах лондона и парижа"
Повисит немного в серединке главной, а к выходным уже нужно стартовать фентези и анонс рпл на главную выкатывать уже (тоже - именно на выходных, а не в рабочие будни, чтобы больше людей покрыть + в четверг-пятницу повыше поднять снова)
А если ничего в плане популяризации не делать, лишь периодически подводить статистику, как число игроков падает, то смысл вообще хоть каких-то изменений в фентези
Все выше - дискуссионно, я могу быть не прав в выводах и в верности гипотез
Это лично мое видение проблемы
В первую очередь, еще раз спасибо, что голосовали и шли на конструктивный диалог!
Теперь, прежде чем ответить на пункты из абзаца "Следите за руками", немного лиричного отступления.
Достаточно ли Sports.ru уделял время Фэнтези?
Скорее всего - нет. Но так, к сожалению, можно сказать не только про Фэнтези. Много наших страниц, сервисов итп - нуждаются в обновлении. Мы стараемся их проводить с максимальной скоростью, но ресурсы у нас ограничены, поэтому какие-то проекты могут ждать обновления дольше, чем бы этого хотелось пользователям.
Тем не менее, Фэнтези мы начали обновлять одним из первых. Раньше тегов, главной страницы и других сервисов. И дело тут вовсе не в деньгах. Объем показов рекламы (наш единственных источник дохода) для той аудитории, которая взаимодействует с Фэнтези, не является значимым в масштабе всего сайта. Кроме того, для Фэнтези не применимо словосочетание «срок окупаемости», потому что объем работ по нему очень большой.
Нам важно, чтобы Фэнтези, в которое играет и значительная часть нашего офиса, продолжало развивать и увеличивать сложившееся годами специализированное коммьюнити внутри Sports.ru
Поэтому, отвечая на этот вопрос сегодня, я могу сказать, что мы откроем первую версию обновленного Фэнтези до старта ближайшего сезона РПЛ. Раньше улучшать/изменять Фэнтези было просто невозможно из-за очень старого кода, на котором написан старый движок.
С этого момента Фэнтези будет сделан на новом современном коде и мы сможем изменять/обновлять/улучшать его вместе с вами. Поэтому надеюсь, что в дальнейшем - мы сможем строить диалог также конструктивно, чтобы улучшать совместно проект нового Фэнтези на Sports.ru
Теперь касаемо пунктов "Следите за руками"
1. Пороговое значение 370 голосов было расчитано на основе числа активных игроков Фэнтези, а также доверительного интервала 95%. В посте с опросом есть скрин из калькулятора для такого расчета https://s5o.ru/storage/dumpster/e/9a/8b4218c922e3f2c7aaa05cc4533df.jpg
Без такого значения числа голосов - выборка была бы просто непоказательной.
2-3. Мы были вынуждены действовать в таких сжатых сроках, чтобы успеть принять решение заранее и подготовиться технически к изменениям дедлайнов.
4. Во-первых, спасибо, что делились опросом, мы очень благодарны за это! Мы смотрели по темпам голосов и уже в первый вечер было понятно, что голоса наберутся, поэтому решили не делать дополнительных анонсов (но были готовы сделать их в любой момент, если бы увидели что голосов недостаточно). Кроме того, эти анонсы привели бы много голосов от пользователей, которые не играют в фэнтези, и их голоса все равно были бы исключены, и это могло вызвать ненужные подозрения у игроков, если бы много голосов из опроса было бы удалено.
5. 65% было выбрано, так как мы готовы раскатывать новый дедлайн на всех игроков, только если за него единогласно проголосуют 2/3 пользователей.
Вариант с дедлайном в 0ч набрал много голосов - 60% (55,7% принципиально голосовали за него и еще 5% за любой вариант, главное не текущий). Мы ни в коем случае не спорим с этим. Но еще две группы игроков проголосовали принципиально за другие варианты, их было почти 40% (22% принципиально за 1,5ч и 17% принципиально за текущий дедлайн). С таким количеством игроков, которые выступают принципиально за другие варианты - мы не готовы раскатывать вариант 0ч на все турниры.
Тем не менее, два турнира пройдут с новым дедлайном в 0ч, чтобы игроки имели возможность попробовать этот дедлайн на реальных турнирах и в следующем году - это может изменить процент голосов либо в одну, либо в другую сторону.
6. Не согласен, что мы размывали голоса. Во-первых, мы складывали голоса за вариант "мне пофиг, лишь бы не как сейчас" с вариантом дедлайна за 0ч - то есть тут не было никакого размытия. Во-вторых, в посте с подведениями итогов мы показали распределение процентов голосов, если не учитывать голоса за 5й вариант.
7. В самом первом посте мы рассказали, почему считаем текущий вариант компромиссным. Не хочу тут повторяться еще раз https://www.sports.ru/tribuna/blogs/fantasy/3056044.html
Спасибо большое за подробное и развернутое сообщение!
Действительно, Фэнтези очень сложномонетизируемый продукт. Мы можем едва ли покрыть стоимость разработки.
Поэтому так долго мы не могли подступиться к обновлению фэнтези. Обновление требовало очень больших ресурсов, без видимых сроков окупаемости. Но все же мы пошли на это и выделили ресурсы разработки, так что вы можете ожидать обновление в ближайшее время до старта РПЛ, это не слухи :)
В скором времени будет пост с анонсом проведенного обновления, о котором мы, конечно, расскажем на широкую аудиторию (используя все мощности маркетинга Sports.ru и не только). Чтобы постараться привлечь в этот продукт не только действующих игроков, но и новичков. Не хотим говорить об обновлении раньше, чем откроем сбор команд, чтобы юзеры могли сразу не просто почитать пост, но и сразу потестировать продукт на деле.
На самом деле, каждый год мы анонсируем начало крупных турниров фэнтези на главной странице сайта и в соц. сетях. Просто это не приносит того эффекта, который можно ожидать. Хотя бы просто из-за отсутствия нормальной мобильной версии, а 70% пользователей Интернета сидят именно с мобильных устройств.
Подводя итог, надеюсь, что ближайшее обновление фэнтези решит сразу несколько проблем - и с устаревшим кодом, и с монетизацией, и с эффективностью маркетинга, и с призами. Что позволит нам не останавливаться на этом обновлении и совместно с коммьюнити продолжить развивать и дальше фэнтези на Sports.ru
лично для меня основной повод посещения данного ресурса - фентези (60% времени), потом уже чтение материалов (новости почитать/послушать и в др.источниках могу).
неравнодушным спасибо, что подняли тему. а администрация сайта, прислушывайтесь к тому, что юзеры глаголят. это ж вам бесплатная аналитика от инсайдеров.
удачи всем в новом сезоне.