Потеря Садьо Мане и Мохамеда Салаха подвергнет испытанию даже мастерство построения команды «Ливерпуля»
В течение нескольких недель, последовавших за их триумфом в Лиге чемпионов в 2019 году, «Ливерпуль» с любовью попрощался с тремя игроками, которые сыграли свою роль в возрождении клуба под руководством Юргена Клоппа.
Клопп назвал Дэниэла Старриджа «великим игроком современного "Ливерпуля"», Альберто Морено — игроком «мирового класса», а Симона Миньоле — «выдающимся человеком», а также «вратарем международного класса».
Двенадцать месяцев спустя «Ливерпуль» впервые за 30 лет стал чемпионом Англии, но Клопп признался, что у него комок в горле, когда он прощался с Адамом Лалланой («местной легендой», «Я уже скучаю по всему, что связано с ним») и Деяном Ловреном («еще одна легенда "Ливерпуля" — очень, очень важная часть этой команды с первого дня, когда я только пришел в команду»). И он правда так думал.
В прошлом году это был Джорджиньо Вейналдум, и, хотя Клопп был разочарован неспособностью полузащитника согласовать новый контракт, он не собирался позволять этому или чему-либо еще омрачать его глубокую привязанность. «Мы построили этот "Ливерпуль" на его ногах, легких, мозге и его огромном, прекрасном сердце, — сказал менеджер. — Я люблю его, и он всегда будет моей семьей».
Расставаться тяжело, особенно для менеджера, который столь эмоционально привязан к своим игрокам, как Клопп.
Ему было больно расставаться с такими игроками, как Нури Шахин, Лукас Барриос и Синдзи Кагава из дортмундской «Боруссии» — и это до того, как он испытал шок от перехода Марио Гетце в мюнхенскую «Баварию», который Клопп сравнил с «сердечным приступом», и перехода Роберта Левандовски на «Альянц Арену» год спустя.
Но терял ли он когда-нибудь игрока, который так много дал ему за столь длительный период, как Садьо Мане?
С того момента, как Клопп продлил свой контракт с «Ливерпулем» до 2026 года, он знал, что следующий этап эволюции клуба будет включать в себя несколько трудных и болезненных уходов. Попрощаться с Джо Гомесом, Алексом Окслейд-Чемберленом или Дивоком Ориги было бы достаточно тяжело. Но прощание с Мане? И, возможно, с Мохамедом Салахом через год? Это кажется почти немыслимым.
После поражения в финале Лиги чемпионов от мадридского «Реала» в минувшие выходные стало ясно, что Мане после шести лет в Мерсисайде чувствует себя готовым принять новый вызов.
Получив возможность опровергнуть слухи, представ перед СМИ во время матча за сборную в пятницу вечером, он предпочел сослаться на онлайн-опрос, в котором говорилось: «От 60 до 70 процентов сенегальцев (...) хотят, чтобы я покинул "Ливерпуль"», и добавил: «Я сделаю то, что они хотят. Скоро все увидим».
На следующий день Мане дал понять, что его комментарии были скорее шутливыми, чем полностью искренними, и что «"Ливерпуль" — это клуб, который я очень уважаю. Что касается будущего, то посмотрим».
Но никто на «Энфилде» не находится на стадии отрицания. Интерес к Мане со стороны «Баварии» вскружил ему голову, и, поскольку до истечения срока его контракта остался всего год, его клуб должен решить, стоит ли обналичивать деньги сейчас, сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться, или позволить ему уйти бесплатно следующим летом.
Вчера вечером стало известно, что чемпионы Бундеслиги уже сделали свой первый шаг, предложив «Ливерпулю» начальную сумму в £21 млн. и еще £4 млн. в качестве потенциальных бонусов. «Ливерпуль» заявил о нежелании продавать, но ожидается, что «Бавария» вернется с улучшенным предложением.
Салах? Та же неудобная дилемма существует, даже пусть, в отличие от Мане, он и намерен остаться в «Ливерпуле» на следующий сезон, несмотря на неопределенность, связанную с его контрактом, срок действия которого также составляет чуть больше года.
Беспокойство по поводу будущего Салаха и Мане висело над «Ливерпулем» на протяжении последних месяцев их сезона. На «Энфилде» надеялись, что они присоединятся к Алиссону, Тренту Александер-Арнолду, Вирджилу ван Дейку, Эндрю Робертсону, Фабиньо и Джордану Хендерсону, которые подписали новые долгосрочные контракты в прошлом году. Но лето пришло и ушло без какого бы то ни было решения. В обоих случаях переговоры оказались проблематичными.
В случае с Мане любые трения держались в секрете, в то время как он и его команда проводили сезон, не сдаваясь на четырех фронтах. Лишь после финала Лиги чемпионов появились новости о его беспокойстве.
Агент Салаха Рами Аббас был гораздо менее дипломатичен. Когда в марте Клопп сказал, что «Ливерпуль» «не может особо чего сделать в переговорах» и что «я думаю, что клуб сделал то, что мог сделать», Аббас ответил, написав в твиттере семь смайликов смеха, как бы говоря, что клубу нужно сделать чертовски больше, или их звездный игрок уйдет.
Неизвестно точно, о чем Салах и Аббас просили «Ливерпуль». Салах неоднократно говорил, что «дело не только в деньгах», и, хотя частые междометия его агента, как правило, усиливают обратное, к чести клуба следует отметить, что до сих пор не было никаких утечек или брифингов о том, что два игрока хотели бы получить или от чего они отказались.
Однако Клопп имел полное право чувствовать разочарование. Он вернул «Ливерпуль» на уровень, на котором они снова могут оставаться одними из лучших в Европе — не только на тот уровень, на который он вывел «Дортмунд» в начале 2010-х, но и за его пределы, и на более длительный период. Но когда дело доходит до финансовой мощи, есть определенные клубы, с которыми они не могут справиться.
С заработной платой в £314 млн. в их последних опубликованных отчетах (за сезон 2020/21) «Ливерпуль» вряд ли можно назвать нищим, но это меньше, чем у «Манчестер Сити», «Челси» и «Манчестер Юнайтед» в Премьер-лиге — и меньше, чем у «Барселоны», «Пари Сен-Жермен», «Реала» и «Баварии» среди их европейских конкурентов.
Из этих клубов «Ливерпуль» занимает седьмое место по доходам. Они были пятыми в предыдущем году, когда заработали больше призовых и гораздо больше доходов в день матча до пандемии COVID-19, но общий смысл заключается в том, что среди сверхбогатой футбольной элиты другие клубы платят больше. Либо они зарабатывают больше денег, чем «Ливерпуль» — в некоторых случаях благодаря коммерческим контрактам, которые, похоже, больше зависят от модели владения клубом, чем от силы его бренда — либо они тратят бо́льшую часть того, что зарабатывают. Или и то и другое.
Вообще говоря, именно поэтому такие игроки, как Криштиану Роналду, Давид де Хеа и Рафаэль Варан в «Манчестер Юнайтед», Кевин Де Брюйне и Джек Грилиш в «Манчестер Сити», а также Ромелу Лукаку в «Челси» зарабатывают гораздо больше, чем Салах, Мане и Ван Дейк (и даже Харри Кейн из «Тоттенхэм Хотспур»).
И их контракты были подписаны до того, как ожидания ведущих игроков по заработной плате взлетели еще выше благодаря огромным сделкам, о которых «Пари Сен-Жермен» и «Манчестер Сити» договорились в последние недели с Килианом Мбаппе и Эрлингом Халандом соответственно.
Председатель правления «Ливерпуля» Том Вернер неоднократно выражал надежду на то, что финансовое регулирование может быть более строгим, что позволит контролировать инфляцию заработной платы, но этого не произошло.
Так что же делать «Ливерпулю»? Стиснуть зубы и заплатить все, что попросят игроки? Это кажется маловероятным. Как сказал Вернер в прошлом месяце, когда его спросили о трудностях удержания элитных талантов: «Футбол переживает сложный период. Мы соревнуемся с некоторыми очень успешными клубами. В принятии наших решений мы должны мыслить стратегически».
Или, как выразился Клопп в августе прошлого года, когда болельщики начали беспокоиться из-за отсутствия трансферной активности по сравнению с некоторыми из их соперников: «Мы не можем тратить деньги, которых у нас нет. Нельзя сравнивать нас с другими клубами. Очевидно, что у них нет ограничений, но у нас они есть».
Последующие девять месяцев дали несколько полезных напоминаний о том, что может быть глупо недооценивать Клоппа и его игроков. Пусть они едва не достигли своих двух главных целей, финишировав на одно очко позади «Манчестер Сити» в Премьер-лиге и потерпев поражение от «Реала» со счетом 0:1 в финале Лиги чемпионов, но их выступление в обоих турнирах было выдающимся, учитывая, что они выиграли Кубок Карабао и Кубок Англии.
Но предстоящая задача похожа на ту, с которой «Арсенал» столкнулся в середине 2000-х годов, когда распалась их команда «Непобедимых», а Патрик Виейра и Тьерри Анри уступили место молодым игрокам. Одно существенное отличие заключается в том, что «Арсенал», как правило, принимал эти решения с позиции относительной силы, продав Виейра и Анри в возрасте 29 лет, прежде чем их трансферная стоимость начала падать. Это было воспринято как краткосрочная боль ради долгосрочной выгоды, но, как устало вспоминают болельщики «Арсенала», сия долгосрочная выгода так и не материализовалась.
«Ливерпуль» далеко не без гроша в кармане, но, как и «Арсенал» в эпоху после «Непобедимых», у них меньше денег и меньше права на ошибку, чем у некоторых их непосредственных соперников. Они должны быть умными.
В годы правления Клоппа, когда спортивным директором был Майкл Эдвардс, их принятие стратегических решений было чрезвычайно впечатляющим, но если и есть ноющее беспокойство, которое усилилось за последние два года, так это то, что эта группа игроков, вместе достигнув замечательного пика производительности в их 25-30 лет — стареют они тоже вместе.
Джеймсу Милнеру 36 лет, Хендерсону и Тияго Алькантаре по 31, а Жоэлю Матипу, Ван Дейку, Роберто Фирмино и Мане по 30 — рубеж, которого Салах достигнет на следующей неделе. Алиссону 29 лет, а Фабиньо и Робертсону по 28.
В команде Клоппа есть несколько чрезвычайно одаренных молодых людей — Александер-Арнолд, Ибраима Конате, Кертис Джонс и Харви Эллиотт, к которым вскоре присоединится Фабию Карвалью — но, несомненно, существует большая зависимость от основного состава игроков, которым сейчас по 28-31. В среднем, только «Бернли», «Вест Хэм Юнайтед» и «Уотфорд» в этом сезоне выставляли стартовые составы старше их в Премьер-лиге.
Когда «Ливерпуль» играл с «Реалом» в финале Лиги чемпионов в 2018 году, их стартовый состав (со средним возрастом 26 лет 170 дней) был самым молодым из всех финалистов с тех пор, как «Дортмунд» Клоппа проиграл «Баварии» в 2013 году. Четыре года спустя, даже с учетом того, что в последние месяцы Конате и Луис Диас были включены в стартовый состав, их средний возраст в финале этого сезона составлял 28 лет и 150 дней.
Стоит отметить, что состав «Реала» был еще старше: Тони Кроосу, Кариму Бензема и Луке Модричу было 32, 34 и 36 лет соответственно, но у испанского клуба есть финансовые возможности действовать иначе — удерживать своих суперзвезд до 30 лет и платить им соответственно, пока они не будут восприниматься как отработанный материал, и в этот момент на их место обычно приходит либо другая звезда из топ-списка, либо один из самых желанных молодых игроков в мировом футболе (Эдер Милитао, Эдуардо Камавинга, Винисиус Жуниор, Родриго и, возможно, в скором времени Аурелиен Чуамени).
В идеальном мире «Ливерпуль» сделал бы нечто подобное с Салахом и Мане, точно так же, как «Манчестер Сити» сделал с Венсаном Компани, Фернандиньо, Яя Туре, Давидом Сильвой и Серхио Агуэро — и как они наверняка поступят и с Де Брюйне.
Но реальность такова, что мерсисайдский клуб более ограничен. Не драматично, но достаточно, чтобы Салах, Мане и их агенты знали, что в другом месте можно заработать больше, и это представляет проблему не только тогда, когда речь идет о сохранении талантов, но и когда речь идет о конкуренции за контракты игроков, которые могли бы пойти по стопам сегодняшних героев.
Как отмечали и Клопп, и Вернер, послужной список «Ливерпуля» на трансферном рынке превосходен. Это дает некоторую надежду на то, что они смогут справиться с переходом, который потребуется в течение следующих нескольких сезонов. Их успехи в годы, предшествовавшие триумфу в Премьер-лиге, были хорошо задокументированы, но последующие добавления Диогу Жоты, Тияго, Конате и Диаса также выглядели вдохновленными.
Фактически, комбинированная отдача от Жоты по центру и Диаса на левом фланге означала, что «Ливерпуль» уже отошел от классической линии нападения эпохи Клоппа. В наши дни Фирмино используется более экономно, как старинный спортивный автомобиль, который может проехать не слишком много километров по трассе, и, по крайней мере, пока он, похоже, готов согласиться на сокращение игрового времени.
Но это Фирмино, который, несмотря на весь свой несомненный талант, никогда не получал — и даже не жаждал — такого же звездного рейтинга, как двое других игроков атаки клуба.
Постепенный уход и замена Салаха и Мане всегда выглядели гораздо более пугающими, и именно поэтому руководство «Ливерпуля» приложило столько усилий, пытаясь их удержать. (Очевидно, недостаточно, чтобы понравиться Аббасу, но они все еще надеются, что решение каким-то образом может быть достигнуто.)
Даже с учетом Жоты и Диаса на борту, мысль о потере хотя бы одного из пары Салах-Мане, должно быть, тревожит Клоппа. Мысль о потере обоих — и скорее раньше, чем позже — наверняка наполняет его ужасом.
Как можно заменить то, что Салах и Мане привносят в эту команду? Дело не только в голах (54 на двоих во всех турнирах в этом сезоне) или голевых передачах. Так долго они были неотъемлемой частью того, как «Ливерпуль» играет как с мячом, так и без него. Кроме того, есть их стойкость; в возрасте, когда так много игроков начинают получать травмы, они почти не пропускали матчи в этом сезоне, кроме как из- за поездки на Кубок африканских наций.
Конечно, на каком-то этапе наступит физический спад, особенно у игроков, которые известны своей скоростью и мощью — и, возможно, это одна из составляющих расчета «Ливерпуля». Если мы говорим о продлении их контрактов дальше следующего сезона — например, еще на три года, чтобы продлить их с 31 до 34 лет — тогда становится трудно оправдать ту зарплату, которой требуют Мбаппе и Холанд, которые намного моложе.
Мане потерял форму в первой половине прошлого сезона. Салах провалился во второй. Но все это относительно. Ни в одном из них нет ничего, что указывало бы на то, что они все еще находятся в тисках упадка.
Именно поэтому «Ливерпуль» столь усердно работал, пытаясь удержать их, предлагая Салаху больше, чем любому игроку в истории клуба, и этого, вероятно, было бы достаточно, если бы не огромные сделки, заключенные в других местах с Роналду, Вараном, Грилишем, Лукаку и Лионелем Месси за последние 12 месяцев — и с Мбаппе и Холандом совсем недавно.
Во многих отношениях готовность «Ливерпуля» придерживаться более консервативной структуры заработной платы является разумной. Даже похвальной. Помимо того, что это имеет экономический смысл, это помогает снизить напряженность в раздевалке.
Но, возможно, суровая реальность такова, что цифры, которые они имели в виду, когда год или два назад изначально думали о сохранении Салаха и Мане, больше не жизнеспособны. По крайней мере, на высшем уровне футбол больше не находится в состоянии рецессии, вызванной пандемией. Среди элитных игроков заработная плата продолжает расти.
И это может означать, что даже когда команда борется за самые большие призы, мысли игрока могут блуждать. Это, безусловно, может усилить аппетит к новому вызову где-то в другом месте, даже если в лагере Мане говорят, что он просто хочет сменить обстановку и не предъявлял к «Ливерпулю» никаких финансовых требований.
Новые вызовы, как правило, оказываются более прибыльными. Это, безусловно, имело место с Серхио Рамосом и Роналду, когда те ушли из «Реала» в «ПСЖ» и «Ювентус» соответственно, и, возможно, более уместно, с Тияго, когда он покинул «Баварию» и перешел в «Ливерпуль» летом 2020 года.
Вне зависимости от суммы трансфера, мало кто на «Энфилде» будет завидовать Мане в новом вызове, если это то, чего он хочет. Как и Салаху, будь то сейчас или через год.
Но, конечно, Клопп не мог себе представить, что история с Мане закончится именно так, в то время как он все еще может предложить гораздо больше. Его уход оставил бы огромный разрыв не только в плане голов или технических способностей, но и в плане личности, интеллекта и лидерства.
Линия нападающих Салах-Жота-Диас по-прежнему была бы сильной, но это потребовало бы очень многого от любого игрока — будь то Диас, Жота, молодой игрок, такой как Эллиотт или Карвалью, или гипотетическая трансферная цель, такая как Кристофер Нкунку («РБ Лейпциг»), Дарвин Нуньес («Бенфика») и Мартин Терьер («Ренн») — чтобы заполнить пустоту, оставшуюся от Мане. И от Джулиана Уорда, преемника Эдвардса, потребовалось бы очень много, чтобы в таком напряженном положении вытащить кролика из шляпы.
Что касается возможности бесплатной потери Салаха через год, то это тоже сценарий, которого «Ливерпуль» отчаянно надеется избежать.
С точки зрения бизнеса, всегда есть веские аргументы в пользу продажи игрока до того, как он вступит в последний год своего контракта, но может ли «Ливерпуль» позволить себе единомоментно потерять и Салаха, и Мане? Если оба ухода в конечном итоге кажутся неизбежными, то, возможно, лучше отложить их, даже если это означает бесплатную потерю одного из них.
В любом случае, для болельщиков «Ливерпуля» волнение последних месяцев сезона уступило место дискомфорту. Они, как и Клопп, будут надеяться, что еще не слишком поздно достичь соглашения с Салахом или Мане, или даже с обоими, но все больше кажется, что начинается расход.
И хотя в идеальном мире этот переход был бы осуществлен на условиях клуба, сейчас кажется, что это совсем не так.
На поле Клопп вернул «Ливерпулю» позиции большой силы, но когда дело доходит до привлечения и удержания лучших талантов, они по-прежнему находятся в положении сравнительной слабости, и именно поэтому им приходится размышлять о самых болезненных прощаниях.
Фото обложки: Шарлотта Уилсон/Offside/Offside via Getty Images
Автор: Оливер Кей (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.
Да Клопп сделал Ливерпуль одним из лучших. Но без денег это будет БД. Толко получше. Игроки не будет до конца играть в клубе. Им тоже нужен деньги. Сейчас такого время. Автор правильно сказал без трансферов или крупных зарплаты Ливерпуль долго не сможет так держатся. Они станет БД который игроки хочет перейти в клуб ради дальнейший трамплина. Да Робертсон, Трент, Матип или Фабинио будет играть эти деньги, по тому что это их предел но не Салах или Мане.