Луис Диас: Поразительный взлет «Лучито», «настоящего чуда» «Ливерпуля»
Это читается, как головокружительный финал Лиги чемпионов, который, несомненно, нарушит режим сна по всему Мерсисайду на этой неделе.
«Луис Диас — быстрый, худощавый, талантливый форвард — обводил игроков на трех четвертях поля. Он увернулся от первого защитника с помощью финта, отклонил второго с помощью трюка и обошел на скорости третьего. Затем, с невероятным классом, он оставил позади последнюю группу игроков соперника, прежде чем обыграть вратаря тонким, точным ударом...»
...и в этот момент ты возвращаешься в мир бодрствования, обливаясь потом и сетуя на безжалостный реализм реальности. Несмотря на весь неоновый энтузиазм своих первых пяти месяцев в английском футболе, Диас на самом деле не забивал такой гол за «Ливерпуль». Уж простите.
Тем не менее, он все-таки забил его. Этот отчет был написан в январе 2009 года; Диас играл на молодежном турнире под названием Кубок Зодиум Джинс в Барранкилье, Колумбия. На его фотографии того времени видна крошечная точка мальчика, уносящегося праздновать, лишняя ткань его огромной синей майки развевается на ветру, как непристегнутый парус. Знакомая улыбка украшает его лицо.
Диасу было всего 11 лет, но это не сильно ослабило ажиотаж. Родители падали в обморок от его работы ногами; тренеры соперника ее проклинали. Местная газета поместила его на обложку своего спортивного раздела. «Миниатюрная суперзвезда», — назвал его «Эль Эральдо», запечатлев то же волнение, которое преследовало Диаса во время его короткого пребывания в Англии.
Проведите прямую линию от того момента до сегодняшнего дня, и можно подумать, что Диас был просто одним из тех детей — благословенных, сияющих немногих, для которых статус суперзвезды — пустяковая неизбежность. Так быстро и грациозно он адаптировался к жизни на «Энфилде», что легко представить, как он, не потревоженный гравитацией, скользит по своей карьере до этого момента.
Но это означало бы упустить контуры истории, промежуточные моменты, которые делают его путешествие — и особенно его ранние части — достойными внимания.
В течение многих лет, благодаря географическому стечению обстоятельств, Диас выглядел как один из «если бы только» футболистов — выигрышный лотерейный билет, потерянный за диваном. Когда он с опозданием нашел себе место в профессиональной команде, у него был такой недостаточный вес, что медицинский отдел клуба заподозрил, что он страдает от недоедания. Прежде всего, он боролся с сомнениями — что он был слишком сырым, слишком худым, чтобы иметь шанс, слишком поздно пришел в игру.
Один из его старых наставников называет его восхождение «настоящим чудом», и хотя это может быть немного высокопарно — в конце концов, все, с кем вы говорите о Диасе, изо всех сил стараются подчеркнуть, что у него всегда был ослепительный талант — это намекает на некоторую стойкость, которая была ему нужна, чтобы достичь того, где он находится сегодня.
Диас вырос в Ла-Гуахире, на кусочке суши, выступающем с севера Колумбии в Карибское море. Неспокойные воды и завывающие ветры побережья делают его Меккой для кайтсерфинга; внутри страны раскинулись обширные пыльные заросли кустарника, окруженные скромными городами и деревнями. Это небогатый район: уровень образования низкий, нищета и недоедание распространены повсеместно.
Отец Диаса, Луис Мануэль, торговал уличной едой в Барранкасе, в полутора часах езды от столицы штата Риоача. Он также руководил небольшой футбольной школой, где Луис-младший — «Лучито», как его называли в те годы становления — начал заниматься в возрасте шести лет. «Мой папа — мой герой, — сказал он несколько лет спустя. — Он научил меня играть».
Луис Мануэль также посетил прилавки местного рынка, чтобы приобрести DVD-диски с другим кумиром своего сына: Рональдиньо. Немного бразильского таланта просочилось в игру юноши еще в детстве: Дриблинг Диаса был развязен и паренек имел целый репертуар трюков. «Никто из моих игроков не мог отобрать у него мяч, — вспоминает Генри Перальта, который тренировал одну из команд, с которыми Диас встречался на том молодежном турнире в 2009 году. — Он испортил мне весь день!»
По счастливой случайности шесть лет спустя их пути снова пересеклись. К тому времени Перальта работал молодежным скаутом — «охотником за талантами», если использовать очаровательный испанский термин — в «Атлетико Хуниор», одном из крупнейших клубов Колумбии. И хотя те, кто был свидетелем того, как «Лучито» стал любимцем СМИ еще до полового созревания, могли бы ожидать, что к этому моменту он уже будет на пути к вершине — с ним такого просто не случилось. Ему было 17 лет, и он быстро шел в никуда.
Это был не вопрос таланта: Диас продолжал хорошо развиваться. Но он был большой рыбой в маленьком пруду. Не так много скаутов добирались до Ла-Гуахиры, которая совсем не известна как рассадник футбола. Топ-клубы проводили просмотры, но это делалось всегда в больших городах, и у семьи Диаса раньше никогда не было средств, чтобы отправить его на них.
Он не то, что бы входил в салун «последний шанс», когда поехал в Барранкилью на открытый просмотр команды «Хуниор» в 2014 году, но, возможно, так оно и было. Конечно, обстоятельства были соответственно суровыми.
Просмотр проводился для мальчиков 1997 и 1998 годов рождения; Диас был там одним из самых старших. Футбол был неискушенным — отчасти потому, что в него играла кучка отчаявшихся незнакомцев, у которых еще не сгладились острые углы с помощью надлежащих тренировок, но также и потому, что Перальте не разрешили использовать самые хорошие поля в молодежном комплексе «Бомбона» клуба «Хуниор».
«Повсюду были камни, дыры в газоне, — рассказывает он. — Это были очень трудные условия. Но именно на этом поле Луис начал творить магию, которая очаровала столь много людей».
Очевидно, что эти воспоминания в Перальте все еще живы. «Там было много детей, поэтому мы разделили их на группы, — вспоминает он. — Я подошел к матчу, который вел мой коллега. Я спросил его, видел ли он кого-нибудь приличного. Он сказал: "Просто посмотри вон на того тощего паренька". Я остался немного посмотреть, и моей единственной мыслью было: "Боже мой!". Он был таким впечатляющим. Я знал, что смотрю на выдающегося игрока».
В конце просмотра Перальта сказал Диасу, что он собирается от всей души рекомендовать его молодежным тренерам «Хуниор». Но он знал, что есть два потенциальных камня преткновения.
Первой была сырость Диаса. «В 17 лет почти невозможно влиться в молодежную систему профессионального клуба, — говорит Перальта. — Я решил дать ему шанс, но, честно говоря, наши надежды были не так уж и велики. Другие ребята в этом возрасте уже имели большой опыт и уже начинали продвигаться к первой команде. Он начал очень поздно».
А еще был вопрос его физики. К 17 или 18 годам некоторые футболисты представляют собой ходячие скопления мышц. Диас выглядел как пять ершиков для труб, склеенных вместе липкой лентой.
«Он был невероятно худым, — вспоминает Перальта. — Ему было 17 лет, но телосложение у него было как у 12-летнего подростка. Я побеседовал с ним после просмотра. Я спросил его: "Ты что, никогда раньше не ел? Почему ты такой худющий?". Он просто смотрел на меня и улыбался».
По словам Перальты, молодежный директор «Хуниор» поначалу не был впечатлен. «Когда он увидел Луиса, он посмотрел на меня и расхохотался», — говорит он. Но Перальта поручился за талант Диаса и был оправдан в последующие месяцы. Через некоторое время все заговорили об этом чуде, когда худощавый ребенок начал продвигаться по молодежным командам клуба.
Восемь лет спустя Перальта считает, что ему повезло, что он сыграл свою роль в возвышении Диаса. Субботний финал будет иметь для него дополнительный резонанс, потому что он знает, что 23-го номера «Ливерпуля» так легко можно было упустить.
«Вот почему я всегда устраиваю открытые для всех просмотры, — говорит он. — Потому что никогда не знаешь, когда такой игрок, как Луис Диас, прячется в сорняках в далекой деревне, просто ожидая своего единственного шанса. Открытие его было благословением».
В июне 2015 года Фабиньо и Роберто Фирмино были в Чили. Полузащитник мадридского «Реала» Каземиро тоже был там; все трое были в составе сборной Бразилии на Кубке Америки того года.
Тем летом Диас тоже находился в Чили, но пункт его назначения находился довольно далеко от проторенной дороги. Он играл за сборную Колумбии на первом — и пока единственном — Кубке Америки коренных народов Пуэбло, футбольном турнире для игроков из коренных общин по всей Южной Америке.
Он квалифицировался как представитель Вайю, сообщества, насчитывающего около 150 000 человек, чья идентичность глубоко вплетена в идентичность Ла-Гуахиры. Их история — это история борьбы, от решительного восстания против испанского правления до, в последние десятилетия, ожесточенных споров с горнодобывающими компаниями в регионе.
Турнир дал пишу не только скромной публике, посетившей матчи, но и бывшему плеймейкеру сборной Колумбии Карлосу Вальдерраме, который помогал подбирать состав и был консультантом перед вылетом игроков в Чили. (Вопреки некоторым сообщениям, он не руководил командой во время соревнований.)
Вальдерраме нравился Диас. «В нем просто было что-то», — сказал он позже с нетипичным минимализмом. Но он и тренер команды Джон Хайро Диас, более известный под прозвищем Почильо [Чашка], подумали, что ему пойдет на пользу небольшое изменение позиции. «Он был центральным нападающим, — рассказывает Почильо. — Он был очень быстр с мячом у ног, но зачастую ему не хватало длинны поля; он просто делал свой шаг и достигал лицевой линии. Мы с Карлосом решили, что ему нужно больше места для забеганий».
«Сначала мы переместили его на правый фланг, но ему нравилось смещаться в центр, а его левая нога была недостаточно сильной. Поэтому мы попробовали заигрывать его слева для смещения в центр. У него был по-настоящему мощный, точный удар правой ногой. Он был быстр с мячом и мог обыгрывать защитников с помощью финтов. Было очевидно, что именно это была его позицией».
Диас разрывал на поле. Он забил со штрафного в ворота сборной Аргентины и вдохновил Колумбию на победу со счетом 3:0 над хозяевами в полуфинале. «Он по-настоящему проявил свою индивидуальность, — говорит Почильо. — Он был лидером и контролировал все на поле».
Хотя кампания закончилась разочарованием — Диас не мог успокоиться и плакал после того, как Колумбия проиграла Парагваю в финале — Почильо рассматривал турнир как стартовую площадку для своего лучшего игрока.
«Для него это было чрезвычайно важно, — говорит он. — Его имя начало появляться в средствах массовой информации — люди начали говорить об этом тощем, неуклюжем парне, который преуспевал в сборной Колумбии. С этого момента он начал обретать бо́льшую уверенность в себе».
Та поездка открыла Диасу глаза. Он был ребенком из маленького городка с мировоззрением парня из маленького городка, возможно, слишком невинным для его же блага. Это был ускоренный курс в условиях реальной жизни.
«Я помню, как он приехал на первый тренировочный сбор в шортах и футболке, не понимая, что Богота находится высоко в горах, — со смешком говорит Почилло. — Когда мы увидели, как он появился, так вот одетый… тот образ остался со мной навсегда. Нам пришлось забежать внутрь, чтобы найти какие-нибудь спортивные штаны и куртку, чтобы он не замерз».
«Он был замкнутым ребенком. Он не всегда принимал такое активное участие, потому что не чувствовал себя уверенно в каждой ситуации. Мы остановились в трехзвездочном отеле, и он продолжал рассказывать о том, насколько удобная у него кровать. Все было для него новым и захватывающим».
«До того, как мы отправились в Чили, он даже никогда не выезжал за пределы Колумбии. Теперь он летел пятичасовым рейсом с товарищами по команде, вдали от своей семьи. Поездка помогла ему повзрослеть».
Конечно, это была также возможность выразить свою любовь к своей общине. «Он всегда очень гордился тем, что он Вайю, — говорит Почилло. — И до сих пор гордится. Люди говорят мне, что всякий раз, когда он может, он возвращается в Ла-Гуахиру, чтобы побыть рядом со своим народом, своими предками».
«Я думаю, что именно эта идентификация движет им. Это заставляет его хотеть максимально раскрыть свой потенциал».
Диас вернулся из Чили с улучшенной репутацией. «Хуниор» решил, что ему пора попробовать себя в футболе для взрослых — не за них, а за ФК «Барранкилья», команды-сателлита из второго дивизиона Колумбии.
Именно здесь, с помощью тренерского штаба, Диас начал устранять сохраняющиеся опасения по поводу своего веса.
«Это было для нас настоящим беспокойством, — говорит Перси Монкада, тренер по фитнесу в "Барранкилье" в то время. — Он был реально талантливым игроком, но очень худым. Очень, очень худым. Даже слишком. Мы знали, что ему нужно было нарастить мышцы, если он хотел реализовать свой потенциал».
Монкада заподозрил, что он страдает от недоедания — к сожалению, это не редкий диагноз среди жителей Ла-Гуахиры — и составил для него план питания. Диасу пришлось есть больше красного мяса и принимать пищевые добавки. В обед шеф-повару на тренировочной базе было велено подавать ему двойную порцию. «По сути, все было удвоено», — объясняет Монкада.
Со временем Диас стал сильнее. И голоднее тоже. «Мы выдавали всем талоны на питание в столовую, — вспоминает Монкада. — У Лучо всегда было два. Когда еда была особенно вкусной, он подходил ко мне и просил третью порцию. Так что порой он съедал три блюда за один прием. Он много ел».
Диас быстро стал постоянным игроком основного состава, получив вызов в сборную Колумбии до 20 лет. В течение года тренер «Барранкильи» Артуро Рейес, который позже, в качестве временного менеджера, помог Диасу дебютировать за сборную Колумбии, решил, что он готов играть в высшем дивизионе.
Вингер вернулся в «Хуниор» без особых фанфар. Клуб только что представил два крупных трансфера десяткам тысяч болельщиков на своем стадионе; Диас был объявлен с фотографией, сделанной на iPhone в пустом зале для прессы.
Тем не менее, тренер Хулио Комесанья вскоре увидел, что у него на руках есть игрок. «Он был немногословным пареньком, но много действовал, — рассказывает уругваец. — Он был отважен против своего врага, по-настоящему отважен. Мне также понравилось его отношение и дисциплина. Все давалось ему легко».
В его первом сезоне было два выдающихся момента. Он забил решающий гол с пенальти в ворота «Мильонариос» в четвертьфинале Кубка Колумбии, а затем забил потрясающий победный гол в матче над «Серро Портено» в Кубке Судамерикана, аккуратно положив мяч в сетку ворот, после того, как пробился на пространство в левом коридоре поля. Несмотря на то, что были некоторые вопросы по поводу его дисциплины — за голом в ворота «Серро Портено» последовала красная карточка за дикий выпад двумя ногами — жизнерадостность, которую он привнес на левый фланг «Хуниор», быстро сделала его неизменным фаворитом болельщиков.
«Он был таким трудолюбивым и очень готовым к матчам, — говорит Комесанья. — Он мог снова и снова прилагать высокоинтенсивные усилия, каждый раз быстро восстанавливаясь. Это было необыкновенно. Он был таким сильным и храбрым. Он не позволил нам иметь никаких сомнений. Как только он занял место в стартовом составе, он уже никогда его не упускал».
Диас постепенно начал забивать больше голов, завершив сезон 2018 года с 16 голами во всех турнирах и привлекая интерес со стороны аргентинских гигантов «Ривер Плейт». Это ни к чему не привело, но они были не единственным клубом, который что-то пронюхивал. В марте 2019 года Диас сообщил, что между «Хуниор» и «Кардифф Сити» существует неофициальное соглашение, и что последний заинтересован в перспективе смены Колумбии на Уэльс.
«Я полон решимости уехать, — сказал он местной радиостанции. — Если представится такая возможность, это было бы хорошо».
Возможно, это было мудро, что они с «Хуниор» задержались в поисках лучшего предложения. Спустя четыре месяца и место в составе сборной Колумбии на Кубке Америки 2019 года он перешел в «Порту», оставив «Хуниор» с €7 млн. в банке и множеством незабываемых моментов.
Об остальном вы, вероятно, уже читали на этих страницах. Диас штурмом взял португальский футбол, зажег на Кубке Америки 2021 года и провел 2022 год, проводя собственное личное расследование того, как быстро футболист может достичь статуса божества в футбольном клубе Премьер-лиги.
Оказывается, довольно быстро. Диас не столько пахал землю, сколько парил над ней, словно подгоняемый каким-то мистическим ветром. Даже те, кто знает его лучше всех, были всем этим удивлены.
«Я всегда был уверен, что он далеко пойдет, — говорит Комесанья. — Было очевидно, что у него был высокий потолок. Но я никогда не думал, что у него так быстро все пойдет хорошо, особенно если учесть давление, которое возникает при подобном трансфере. Я думаю, что клуб очень хорошо справился с переходом».
Нет ничего возмутительного в том, чтобы надеяться, что Диас будет еще лучше в следующем сезоне. Монкада, который знал его в «Барранкилье», описывает его как информационную губку («одно из его больших достоинств»), так что есть хороший шанс, что Юрген Клопп сможет добиться от него еще большего, проводя больше времени на тренировочной базе.
Перед этим есть небольшой вопрос о субботнем матче против мадридского «Реала». Диас, если он будет играть, будет делать все обычные Диасовские штуки. И, несмотря на все давление, он будет получать удовольствие. Учитывая, откуда он пришел, долгий путь, который он прошел к этому моменту — эта часть не подлежит обсуждению.
«Что мне в нем нравится, так это чувство радости, с которым он выходит на поле, — говорит Монкада. — И оно было такое же в каждой из возрастных групп, на каждом стадионе, на котором он когда-либо играл. В этом он совсем не изменился. Он играет счастливым».
Фото обложки: Сэм Ричардсон/Getty Images
Автор: Джек Лэнг (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.