Путь Диаса в «Ливерпуль» – ад. Луис – представитель бедного коренного народа, который отставал от сверстников
Подписывайтесь на другие площадки блога: телеграм-канал | ютуб-канал
Исходный текст: Sky Sports
«Луис Диас – игрок, который голоден до успеха и который знает, что успех возможен лишь в результате борьбы».
Выше – цитата Юргена Клоппа. Тренер «Ливерпуля» похвалил Диаса вскоре после трансфера из «Порту». Слова немца отозвались за восемь тысяч километров, в далекой от британских островов Колумбии.
«Ливерпуль» изучал Диаса заранее. «Мы следили за Луисом долгое время», – подтверждал Клопп. Но лучше всех бойцовский характер изучили тренеры, которые застали первые футбольные шаги вингера.
Диас круто стартовал в «Ливерпуле». «Кажется, будто Луис играет у Клоппа несколько лет», – впечатляется Карлос Паньягуа, который тренировал футболиста в молодежной сборной Колумбии. Совсем недавно такой взлет вингера казался невозможным.
К 18 годам Диас подошел без профессионального контракта. Луис вырос в Гуахире, одном из наименее развитых регионов Колумбии, и принадлежит народу Вайю – коренному, но бедному. Шансов на спортивный договор у игрока оставалось мало.
«Мало кто из Гуахиры пробивается в профессиональный спорт. Именно происхождение делает карьеры местных особенными, – объясняет Паньягуа. – Диас принадлежит коренному народу. В футбол Луис попал благодаря клубу «Атлетико Хуниор». Теперь представляет гордость всего колумбийского народа».
Диас показался скаутам «Атлетико» в 2015-м, на одном из открытых смотров. «Хуниор» – одна из трех команд высшего дивизиона, расположенных на северном побережье Колумбии. Ивент для детей клуб организовал в городе Барранкилья, в шести часах от родного для Луиса Барранкаса – местечка на границе с Венесуэлой.
Октавио Ривера, бывший глава академии «Хуниор», рассказывает, что на просмотр приехало около трех тысяч игроков. «Диас не выделялся и не привлек ничье внимание до просмотра. История Луиса – норма для колумбийцев, которым не хватает качественных питания и условий жизни для развития наравне со сверстниками», – объясняет бывший работник клуба.
Диас впечатлил Хуана Карлоса Кантильо, одного из скаутов «Хуниор». «На просмотр приехали разные игроки разных поколений и качества игры, но Хуан Карлос выделил именно Диаса, – вспоминает Ривера. – Луис выглядел худым, но невероятно выносливым, энергичным, техничным и скоростным».
Будущая звезда «Ливерпуля» впечатлил и Фернеля Диаса, тренера из молодежки «Атлетико». «Луис был тощим и уступил во множестве единоборств из-за недостатка силы. При этом оставался талантливым. Очень талантливым», – рассказывает коуч.
После просмотра Диаса забрали в молодежку «Атлетико». На тренировки юного вингера возил дядя. Помощь родственников помогла не сразу: Луис никак не раскрывался в новой обстановке.
«Диаса выделяет скромность. Луису не хватало денег, но он всегда оставался преданным делу, профессиональным футболистом, – вспоминает Ривера. – На мой взгляд, причины его успела – скромность, стойкость и способность проходить трудности. Просто в «Атлетико» Лучо оставался слегка закрытым – по крайней мере, пока мы не вели рейтинг лучших игроков академии».
Несколько тренеров академии «Хуниор», включая Риверу и Фернеля Диаса, анализировали каждого футболиста и составляли топ по потенциалу. Диас стабильно удерживал первое место – обходил 450 конкурентов. «С появлением рейтинга Луис получил полную поддержку от клуба и углубился в развитие», – дополняет Ривера.
Сначала под Диаса создали специальную команду. «Атлетико» содержал лишь два молодежных состава, U-17 и U-20, но Луис не проходил ни в один из них: был старше 17, но не дотягивал до 20-леток по физическому развитию. Так ради вингера клуб организовал ростер U-18.
Самому Диасу новинка почти не пригодилась. Луис быстро проскочил в состав U-20, а затем – в сборную Колумбии для Копа Америка коренных народов. Вингер впечатлил: забил два мяча и выдал несколько ярких перфомансов на пути в финал, где игроки Карлоса Вальдеррамы уступили Парагваю – 0:1.
«Диас – великолепный игрок», – подтвердил после турнира Вальдеррама, легенда колумбийского футбола.
С одной стороны, международный турнир привлек к Диасу внимание нескольких колумбийских клубов. С другой, предостерег: вес Луиса отставал от нормы.
«Обычно мы начинаем контролировать развитие игроков с 15 лет. Но Диас прибыл в клуб в 18, так что с ним ситуация оказалась сложной», – рассказывает Фернель Диас.
Результат – Ривера обратился к руководству клуба, чтобы Диасу выдали первый профессиональный контракт. «В марте 2016-го я попросил президента заключить полноценную сделку с Луисом. Парню не хватало веса – нужна была поддержка, чтобы нагнать сверстников», – вспоминает Октавио.
Президент «Атлетико» согласился. Тренер первой команды Алексис Мендоса захотел привлечь Диаса к основе, но в руководстве решили: Луис должен привыкнуть к мужскому футболу. Так вингер оказался в «Барранкилье», клубе-дочке «Хуниор» из второго колумбийского дивизиона.
«Мы не думали, что Диас готов играть за взрослую команду. Предполагали, что Луиса нужно подвести к основе мягче. Отсюда – согласие на оффер «Барранкильи», – отмечает Ривера.
Будучи профессиональным игроком, в «Барранкилье» Диас получил комфортные условия для жизни и доступ к спортивному питанию. Бонусом Луису достались специализированные тренеры.
«Диас выполнял двойные тренировки в зале. «Барранкилья» предложила Луису место в основной команде, поддержала благодаря профессиональным и дисциплинированным тренерам», – утверждают Фернель Диас и Октавио Ривера.
В «Барранкилье» Диас блистал в командах U-19 и U-20, пусть и тренировался с основой. Шаг во взрослую команду дался с трудом.
«От Диаса ждали многого, но Луису было трудно. Тело Лучо менялось: он поправился с 50 до 58 кг, а такие изменения часто сопровождаются потерей отдельных качеств», – объясняет Ривера. Тренерский штаб «Барранкильи» понимал проблемы Диаса и не был слишком требователен к парню, который лишь нагонял сверстников с точки зрения физики.
«Барранкилья» подстроила спортивный проект под Луиса, – рассказывает Ривера. – В клубе понимали: Диас обладает элитными качествами, которые раскроются лишь со временем. Несмотря на слабоватый старт, в Лучо не сомневались: никуда не гнали, оставляли в покое, позволяли играть. Диас играл всегда».
Опыт во взрослой команде сформировал Луиса как футболиста, а еще привлек к вингеру тренеров молодежной сборной: в 2017-м Колумбия U-20 участвовала в Южноамериканском кубке.
«У работников сборных куча друзей по всей стране. Вот и Октавио Ривера – один из моих приятелей», – говорит Паньягуа. В 2017-м Карлос работал ассистентом в штабе молодежной сборной Колумбии.
«Октавио знал, что мы искали по регионам игроков 1997 года рождения, и позвал меня на игру «Барранкильи». Приглянулся левый защитник Габриэль Фуэнтес. Рядом бегал худощавый, но быстрый и техничный Луис Диас.
Я знал, что Диас представлял сборную коренных народов и играл под руководством Вальдеррамы. Карлос рассказал, что Луис вырос в трудных условиях. Тем не менее, потенциал паренька был очевидным. Меня впечатлили скорость, талант и легкость, с которой он вступал в штрафную», – отмечает Паньягуа.
Итог – Диаса пригласили на тренировки сборной в Боготе. Как и Фернель Диас с Октавио Риверой, Паньягуа впечатлила самоотдача Луиса.
«Первое впечатление о Луисе было связано со скромностью. Диасу не хватало денег – любые премиальные он направлял семье, о ней и думал постоянно. Лучо выглядел скромным и тихим пареньком, но на поле показывал все качества, за счет которых блистал в «Барранкилье». Не хватало лишь завершения», – вспоминает Паньягуа.
Тренерский штаб колумбийской молодежки поработал над игровым интеллектом Диаса. Сложнее оказалось подтянуть физику. «Ребятам из береговых территорий трудно освоиться в Боготе. Столица находится на сильной возвышенности. Новые условия бьют по потенциалу игроков», – объясняет Паньягуа.
Высота Боготы наложилась на прежние трудности с физикой: Паньягуа и Карлоса Рестрепо, главного тренера сборной Колумбии U-20, предупреждали, что Диаса не стоит брать на Южноамериканский кубок. По прогнозам медиков, тело Луиса не справилось бы с нагрузками.
«Выводы докторов подтвердил и тренерский анализ. Южноамериканский кубок подразумевает девять матчей за 25 дней. Турнир должен был пройти в эквадорском городе Кито, который, как и Богота, расположен на возвышенности. Мы не были уверенными, что Диас справится с нагрузкой», – объяснял Паньягуа.
Только оставить Диаса вне состава было бы преступлением: с одной стороны, из-за таланта, с другой – из-за личностных качеств.
«Луис жаждал развиваться с футбольной точки зрения. Диас слушал окружающих, был вежливым и внимательным, изучал, как стать лучше, преодолеть личные трудности и помочь семье», – впечатляется Паньягуа.
Диас рассматривал Южноамериканский кубок как лишний шанс выстрелить. Опасения по поводу формы вингера подтвердились, – Паньягуа отметил, что Луиса задействовали лишь в половине матчей – но подтвердился и личный топ-уровень. Колумбиец блеснул в матчах с Чили и Венесуэлой. С возвращением в «Барранкилью» парень понял, что готов к новому шагу в развитии.
Спустя несколько месяцев Диас вернулся из «Барранкильи» в «Атлетико Хуниор». Луис впервые заиграл в высшем дивизионе Колумбии.
Главным тренером команды был назначен Хулио Комесанья – уругваец, который сталкивался с «Барранкильей» Диаса в Кубке Колумбии. Новый тренер «Атлетико» убедился: Луиса почти невозможно остановить.
Комесанья набил репутацию тренера, который развивает молодых игроков. «Хулио улучшает футболистов как волшебник», – восхищается Ривера. Под руководством уругвайца расцвели Карлос Бакка и Теофило Гутьеррес. Диас оказался следующим.
«Именно у Комесаньи Луис раскрылся в полной мере, – утверждает Паньягуа. – Диас нагнал коллег с точки зрения физики и пользовался точечной работой с тренерским штабом, благодаря которой превратился в игрока основы».
С помощью Диаса «Атлетико» выиграл чемпионат Колумбии и дошел до финала Южноамериканского кубка в 2018-м. Параллельно Луис выбил первый вызов во взрослую сборную – на товарняк с Аргентиной в Нью-Джерси.
Диас расцвел и привлек внимание «Ривер Плейт». «Ривер» всегда пытался подписать лучших колумбийских игроков до того, как они уедут в Европу», – утверждает Фернель Диас. Несмотря на интерес с домашнего континента, после Копа Америка-2019 Луис рванул в «Порту», откуда перешел в «Ливерпуль».
«Конечно, «Порту» сыграл важную роль в развитии Диаса, – отмечает Ривера. – Но будь у нас в Колумбии ресурсы и инфраструктура европейцев, вы бы увидели не одного, а тысячи Луисов Диасов. Мы теряем слишком много талантов из-за финансовой бедности».
Тем необычнее взлет паренька из Гуахиры, каждый тренер которого помнит, какой он прошел путь.
«Взгляните на цифры Диаса в «Барранкилье». Луис забил три мяча в 50 матчах, потому что созидал для партнеров. Теперь – превратился в бомбардира и пережил мощный рост», – гордится Ривера.
Паньягуа добавляет: «Видел дебютный матч Луиса в АПЛ против «Лестера». Диас не изменился, остался скромным и готовым работать на команду. Личностные черты – главное достоинство Лучо.
Болельщики «Ливерпуля» полюбят Диаса. Луис будет биться за команду и добавит к игре магию, сделает на поле все – и с улыбкой. Я работал с тысячами молодых футболистов, но с точки зрения характера и стойкости с Лучо не сравнился никто».
Другие тексты блога к финалу ЛЧ
Быстрые пасы и работа без мяча. Что делает Модрича гением