Мохамед Салах, «Реал Мадрид» и месть
На такие вопросы — например, «Вы не возражаете, не так ли?» или «Имеет ли значение размер?» — очень редко дают честный ответ.
Когда команда BT Sport спросила Мохамеда Салаха сразу после полуфинальной победы «Ливерпуля» в Лиге чемпионов над «Вильярреалом», с кем из пары «Манчестер Сити»/«Реал» он предпочел бы сыграть в финале, они, вероятно, думали, что он даст стандартный, шаблонный ответ. «Я не возражаю, обе отличные команды, я просто рад, что мы в финале, против любой из них будет трудно играть», бла-бла-бла.
Вместо этого Салах покачал головой из стороны в сторону, как будто взвешивая свои варианты, и сказал: «Что ж... да… Я хочу играть против Мадрида. Я должен быть честен. Если вы спрашиваете лично меня, то я хочу сыграть с Мадридом. Потому что мы проиграли им в финале!»
Затем он удвоил усилия, написав в твиттере на следующий вечер после того, как «Реал» совершил тот экстраординарный камбэк против «Сити»: «Нам нужно свести счеты».
И на всякий случай, если мы не получили сообщение, на следующий день на ужине Ассоциации футбольных журналистов его спросили: «Вы рассматриваете это как миссию мести?»
«Ага. Мы проиграли в финале (в 2018 году). Это был печальный день для всех нас, но… пришло время отомстить».
Это, конечно, не просто игрок, желающий обыграть команду, которой он проиграл четыре года назад. Это человек, который все еще явно чувствует себя обиженным из-за того, что его первый финал Лиги чемпионов был преждевременно прерван. Человек, который думал, что рекордный дебютный сезон в «Ливерпуле» приближается к идеальной кульминации. Человек, которого в лучшем случае сразил чрезмерно агрессивный противник, а в худшем — намеренно травмировал самый известный футбольный киллер.
«Салах никогда не забудет инцидент с Рамосом», — сказал Хамди Нух, один из первых тренеров Салаха в египетском «Аль-Мокавлуне» в 2021 году.
Нух, похоже, прав, даже несмотря на то, что Серхио Рамос, человек, чей выпад/борцовский прием в Киеве лежит в основе сюжета «расплаты», теперь является игроком ПСЖ.
Давайте вернемся к 26 мая 2018 года, на стадионе «Олимпийский» в Киеве. Первый тайм финала Лиги чемпионов между мадридским «Реалом» и «Ливерпулем», счет 0:0. Многое происходит, но мы вот-вот увидим зарождение какой-то затянувшейся заварушки.
Это был достаточно безобидный инцидент, или, по крайней мере, так казалось в то время, и он потенциально был вызван неправильным решением в пользу «Ливерпуля» на 25-й минуте. Марсело и Джини Вейналдум боролись за мяч на правом фланге «Ливерпуля», примерно на трети расстояния до половины поля «Реала». Мяч, казалось, отскочил от Вейналдума и ушел за пределы поля. Лайнсмен указал на бросок из-за боковой в пользу «Реала», но судья отменил это решение.
Трент Александер-Арнолд бросил мяч в пустую зону. Рамос следил за Салахом с самого начала игры и последовал за ним, когда египтянин бросился в это пространство, чтобы подобрать мяч после броска Александер-Арнолда.
Один раз Рамос попытался схватить Салаха за плечи, но не смог достаточно хорошо ухватиться, поэтому со второй попытки зажал правую руку Салаха под своей левой и повалил их обоих на землю, посередине падения Салах развернулся и приземлился на свое же левое плечо. У Рамоса была чуть более мягкая посадка: на самого Салаха, что и вызвало проблему.
Салах сразу же почувствовал агонию, но рядом оказался рыцарь в сверкающих белых доспехах Adidas, который помахал физиотерапевтам и выразил мгновенное и искреннее сочувствие: Сархио Рамос.
После пары минут оказания лечения Салах встает, подбегает к бровке, касается своего плеча и пытается продолжить. Минуту или около того спустя Садьо Мане подает угловой, но Салах прячется на краю штрафной и горбится, положив руки на колени, явно испытывая боль.
Затем он снова падает, ложась на спину, закрыв лицо руками. К тому времени он уже знает. Он знает, что его игра окончена. Он на грани слез, и до него начинает доходить осознание того, что его первый финал Лиги чемпионов подошел к концу.
Приходят физиотерапевты, чтобы провести дополнительные процедуры, но это бесполезно: слезы уже текут, и ему приходится уходить прочь с поля. Вместо него выходит Адам Лаллана— который сам страдал от травм в том сезоне и почти за два месяца провел на поле всего 16 минут.
Телевизионная картинка переключается на Рамоса, и его лицо появляется на больших экранах стадиона. Раздается улюлюкание. Они знают.
Рамос, конечно, на этом не закончил. Во втором тайме он врезался в Лориса Кариуса на подступах к воротам «Ливерпуля»: как и в случае с Салахом, тут можно делать свои выводы относительно того, намеренно ли он пытался причинить боль и ослабить соперника, но позже «Ливерпуль» сказал, что Кариус получил сотрясение мозга, тем самым объясняя его последующие катастрофические ошибки.
Эти ошибки в конечном итоге привели к победе «Реала» со счетом 3:1 — их четвертому титулу в Лиге чемпионов за пять сезонов. В то время мы этого не понимали, но это оказалась последняя игра «Реала» как для Зинедина Зидана (на время), так и для Криштиану Роналду.
Через некоторое время после финального свистка группа журналистов ждала в микст-зоне, где игроки теоретически останавливаются, чтобы поговорить со СМИ, в надежде получить несколько слов от Рамоса. Капитан «Реала» был последним игроком, вышедшим на поле с трофеем Лиги чемпионов. Английский репортер спросил, могут ли они перекинуться парой слов. Рамос сказал «Да», кивнув на кубок и уходя со стадиона.
Нусрет Гекче, более известный как Солт Бэй, слонялся вокруг, как какой-то инстаграмный стервятник, и пристал к явно все еще расстроенному Салаху, чтобы сфотографироваться с ним после игры. Пока невероятно знаменитый приправитель стейков надувает губы и показывает пальцем в камеру, Салах стоит с ошеломленным видом, накинув на плечи верх от спортивного костюма «Ливерпуль», под которым нет ничего, кроме повязки. Мистер Бэй после игры также сфотографировался с чуть более охотными Рамосом, Роналду, Марсело и Гаретом Бэйлом.
Первоначально считалось, что у Салаха было вывихнуто плечо. В конечном счете оказалось, что он «всего лишь» растянул связки, не то чтобы это имело большое значение: Самый опасный нападающий «Ливерпуля» выбыл из финала, и хотя он дважды забил за сборную Египта на чемпионате мира тем летом, сбившись с темпа, он пропустил их первую игру. Ущерб был нанесен — точное определение ущерба на самом деле не имело значения.
Салах, однако, по-видимому, был глубоко утешен послематчевым твитом Рамоса.
В дни, последовавшие за финалом, более 500 000 человек подписали петицию с требованием к ФИФА «принять меры» против Рамоса, который, по словам инициатора петиции, «представляет собой ужасный пример для будущих поколений футболистов». Европейский союз дзюдо взвесил ситуацию, определив движение Рамоса — по-видимому, ваки-гатаме — и объявив его «опасным» и объяснив, что «в дзюдо запрещено использовать этот прием для перехода в не-ваза [перевод в партер]».
Египетский адвокат по имени Бассем Вахба подал иск на €1 млрд. от имени Салаха и всего Египта за то, что Рамос «намеренно» причинил вред нападающему и тем самым поставил под угрозу шансы страны на чемпионате мира. «Весь мир видел это (Рамос причинил Салаху боль), — говорил Вахба, — и мы можем считать это преступлением. К сожалению, закон не налагает достаточных наказаний по этому пункту, но это вина закона, а не наша».
Сделал ли он это намеренно? Рамос всегда отрицал это, заявив в 2019 году: «Это часть моей жизни, я должен иметь с этим дело... но у меня чистая совесть. Я бы никогда намеренно не причинил вреда другому игроку».
Но бывший нападающий сборной Египта Мидо — по общему признанию, не совсем беспристрастный наблюдатель — озвучил мысли многих. «Любой, кто разбирается в футболе, знает, что Серхио Рамос намеренно травмировал Салаха», — сказал он.
Рамос также получил признание уважения от такого же великого старика темных искусств. «То, что он сделал с Салахом, было мастерским приемом, — сказал центральный защитник сборной Италии Джорджо Кьеллини в 2020 году. — Он, Серхио мастер, всегда говорил, что это было непреднамеренно, но он знал, что, падая таким образом, не ослабляя хватки, в девяти случаях из десяти ты можешь сломать своему противнику руку».
Рамос, со своей стороны, великолепно сыграл роль мультяшного злодея, выступая перед СМИ примерно через неделю после финала.
«Черт возьми, они уделили этому эпизоду с Салахом столько внимания, — сказал он. — Я не хотел говорить, потому что все преувеличено. Я хорошо помню игру: он сначала хватает меня за руку, и я падаю на другую сторону, травма произошла с другой рукой, а они сказали, что я провел на нем прием из дзюдо. После этого вратарь сказал, что я оглушил его столкновением».
«Я общался с Салахом через сообщения, он был вполне себе в порядке. Он смог бы играть дальше, если бы ему сделали укол во втором тайме. Со мной порой такое случалось, но когда Рамос делает что-то подобное, это прилипает несколько больше. Мне не хватает только того, что Роберто Фирмино сказал бы, что простудился, потому что на него упала капля моего пота».
Нормальный такой ответ. Со своей стороны, Салах усомнился в том, что он все простил.
«Он прислал мне сообщение, но я никогда не говорил ему, что все в порядке, — сказал Салах вскоре после прибытия в Россию на чемпионат мира. — Мой комментарий заключается в том, что всегда нормально, когда тот, кто сначала заставил тебя плакать, потом заставляет тебя смеяться. Может быть, он мог бы также сказать мне, буду ли я готов к чемпионату мира?»
Кроме того, сразу после приземления в России Салаху пришлось иметь дело с чрезмерно восторженным болельщиком, который, после того как игрок согласился сделать быстрое селфи перед тем, как сесть в автобус команды, схватил форварда за травмированное плечо, пытаясь сделать снимок. Салах выглядел соответственно испуганным, и охрана прогнала фаната прочь.
В то время как все это по-прежнему связано с Салахом, что насчет его товарищей по команде из «Ливерпуля»? Очевидно, Деян Ловрен все еще думал об этом, когда сборная Хорватии играла с Испанией в ноябре 2018 года, с гордостью хвастаясь, что он немного больше, чем обычно поработал локтями над Рамосом, когда те играли друг против друга. «Намеренно ли я ударил Рамоса после того, как тот причинил боль Салаху? Да, такое возможно, — сказал впоследствии Ловрен. — Я думаю, что то, что сделал Рамос, было намеренным, чтобы травмировать моего друга, так что пришло время заплатить за то, что он сделал».
Рамоса также освистали, когда в том году сборная Испании играла с Англией. «Конечно, я бы хотел, чтобы меня принимали по-другому, - сказал он, — потому что они помнят конкретное действие в финале, но не угрозы расправы, которые получила моя семья. Моя совесть чиста, потому как я не пытался причинить никакого вреда».
Более тихая форма протеста возникла, когда «Реал» пытался добиться расположения Харви Эллиотта, тогда игравшего за «Фулхэм», прежде чем «Ливерпуль» подписал его в 2019 году. «Реал» устроил Эллиоту большую экскурсию по «Бернабеу» и их тренировочной базе, и когда они подошли к висевшей в раздевалке футболке Рамоса, они упомянули, что Эллиот мог бы встретиться с тогдашним капитаном «Реала», если захочет.
«Нет, все в порядке, спасибо, — ответил Эллиот. — Он мне не нравится после того, что он сделал с Мо Салахом».
Джеймс Милнер, как и следовало ожидать, был немного более осмотрителен в этом вопросе, но намекнул на идею о каком-то незаконченном деле.
«Мы тренировались на их тренировочной базе два или три раза, когда играли в Мадриде, и у них есть все крупные европейские кубки, когда ты приходишь туда, и под одним из них написано "Киев". И ты думаешь: "Этот мог бы быть нашим", — недавно сказал он в интервью Алану Ширеру. — Я думаю, что это будет отличная игра, и у них перед нами определенно есть должок. Было бы неплохо вернуть им его».
Юрген Клопп, тем временем, поначалу не горел желанием говорить об игре или инциденте, отказавшись обсуждать это на своей первой пресс-конференции следующей предсезонки, но к тому времени, когда он снова обратился к СМИ о предсезонной поездке «Ливерпуля» в Америку, он немного расслабился.
«Мы снова открываем эту бутылку?» — сказал он, когда его спросили об инциденте, прежде чем приступить к 10-минутному ответу на вопрос.
«Если вы смотрите назад и вы не болельщик мадридского "Реала", то вы думаете, что это безжалостно и жестоко. Вы не думаете: "Вау, хороший приемчик"».
«Я не уверен, что это тот опыт, который мы испытаем снова — идите туда и ткните локтем вратаря, уложите их бомбардира борцовским приемом в центре поля, и тогда вы выиграете игру. Такова была история той игры».
«Рамос сказал много вещей, которые мне не понравились. Как человеку, мне не понравилась его реакция. Он давал понять, что : «Пофиг, чего они хотят? Все нормально". Нет, это не нормально».
«Если вы соберете все ситуации с Рамосом вместе, а я смотрю футбол с пяти лет, то вы увидите множество подобных ситуаций».
Если хорошо жить — лучшая месть, то «Ливерпуль» получил некоторую форму расплаты год спустя, когда они выиграли Лигу чемпионов («Реал» был выбит «Аяксом»), обыграв «Тоттенхэм» в финале, отчасти благодаря раннему голу с пенальти, забитым Салахом.
«Я очень рад сыграть второй финал подряд и, наконец, отыграть все 90 минут! — сказал он после игры. — Я посмотрел на фотографию (его самого в перевязи), чтобы мотивировать себя на победу в финале на этот раз. Я подумал, что мне нужно ее запомнить. Честно говоря, я долго на нее не смотрел. Это было то, что я использовал, чтобы мотивировать себя, и я только один раз посмотрел на нее и подумал: "Ладно, такого больше не повторится, а ну-ка выйдем и победим"».
И с тех пор «Ливерпуль» встречался с «Реалом», но обстоятельства не могли быть более разными: это было в четвертьфинале 2020/21, за закрытыми дверями, травмы означали, что их центральными защитниками были Озан Кабак и Нэт Филлипс, Рамос не играл, и «Реал» выиграл 3:1 по сумме двух матчей.
Ближе всего Салах и Рамос подошли к противостоянию на церемонии вручения премии УЕФА «Игрок года-2018». На обратном пути со сцены, где он был назван защитником года, Рамос похлопал Салаха по плечу — левому плечу, конечно, — в то время как Салах тупо смотрел вперед, не признавая своего противника.
Перед той игрой 2021 года Клопп сказал: «Это не имеет никакого отношения к 2018 году, но когда мы получили такого соперника и впервые с тех пор нам выпало играть против мадридского «Реала", конечно, я вспомнил ту игру. Я сказал после матча, что, если бы кто-нибудь спросил меня неделю или месяц спустя, приглашу ли я Серхио Рамоса на свое 60-летие, я бы сказал "нет". (Сейчас) Я бы подумал об этом еще раз».
«Он отличный футболист, но мне не понравилось то, что произошло тем вечером. Это был странный матч для нас, но он уже давно прошел, и я не могу вернуть то чувство, тот гнев, поэтому я даже не пытаюсь. У нас не турне мести».
Может быть, Клопп и не был в таком турне ни тогда, ни сейчас. Но Салах — вполне. Если финалу Лиги чемпионов между командами, у которых на двоих 19 титулов, нужно больше острых краев, то вот он.
Фото: Getty Images/Дизайн: Сэм Ричардсон
Автор: Ник Миллер (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.
2. давайте ко мне редактором, а?
2. Нет уж, давайте каждый будет делать свою работу хорошо
Вообще спасибо, что пишете. Я радею за то, чтобы на Спортсе были не только интересные статьи, но и написаны они были удобно для чтения. Других внятных спортивных ресурсов в рунете я не нашёл. Некоторые авторы Спортса открыто плюют на вычитку материала: копипаста из переводчика и погнали следующую новость клепать. Я просил их, писал комменты - реакции ноль. Потому и скатился до простой (и как оказалось не действенной) формы - сарказма. Авторам наверняка за те статейки платят, мне за комменты - нет.
Короче, хочу, чтобы приятно было, без желтизны и халявы. Вот)
Спасибо, что вышли на диалог