Контуры культуры. Как песня карибских иммигрантов стала гимном «Манчестер Юнайтед»
В 1948 году теплоход Empire Windrush высадил в Британии первый внушительный десант карибских иммигрантов. Вскоре после войны британское правительство открыло границы для жителей Содружества, чтобы восстановить разбомбленную экономику страны, и принялось заполнять образовавшиеся рабочие места ямайскими автомеханиками, тринидадскими грузчиками и барбадосскими медсестрами – правда, забыло объяснить своим же подданным, что все эти люди приехали сюда не просто так, а потому, что их позвали. Прибытие иммигрантов немедленно породило социальную напряженность, но среди людей, привыкших к физическому труду, нашлись двое, не державшие в руках ничего тяжелее гитары – и им, в общем-то, пришлось отвечать хоть за какую-то культурную интеграцию.
Алдвин Робертс и Эгберт Мур были довольно известными в Тринидаде музыкантами. Они играли калипсо – расслабленную музыку волн, музыку ветра с задушевными духовыми и деликатной перкуссией; в общем, такую, что меньше всего подходила к послевоенной британской реальности, где не было места ни карнавалам, ни теплому морю. Однако Робертс и Мур взяли себе звучные псевдонимы Лорд Китченер (намек на Горацио Китченера, британского фельдмаршала времен Первой мировой) и Лорд Бегиннер, сочинили две знаковые песни (одну про крикет, другую про победу Клемента Эттли на выборах премьер-министра) и вскоре добрались до футбола.
Главное футбольное калипсо Лорда Китченера разрывало абсолютно все шаблоны в голове рядового британца середины 50-х. Мало того, что заезжий темнокожий пижон пел про любимую местную игру без обязательной в таких случаях помпезности, так еще и речь в его песне шла сразу о двух в общем-то взаимоисключащих друга друга командах – «Манчестер Сити» и «Манчестер Юнайтед». Китченер пересказывал недавнюю историю футбольных достижений Манчестера («Юнайтед» выиграл чемпионат, а «Сити» – кубок), совершенно не беспокоясь о том, что одновременно хвалит не слишком-то любящие друг друга клубы, но делал это настолько безмятежно и мелодично, что песня быстро стала хитом не только в танцевальных клубах, которые держали выходцы из Вест-Индии, но и у коренных англичан. Любое возможное напряжение снимала вот эта трогательная, слегка несогласованная строчка: «When speaking of good football / They can never beat Manchester at all».
«Manchester Football Double»
Еще одно калипсо про Манчестер, но только уже про его красную половину, сочинил Эдрик Коннор. Эффект был тот же, что и в случае Лорда Китченера, но эту песню ждала особенная судьба. Речь в ней шла о «малышах Басби», погибших в мюнхенской авиакатастрофе 1958-го, и в знак памяти о той команде «United Calypso» теперь всегда играет на «Олд Траффорд» перед матчами.
«Manchester United Calypso»
Кроме того, «United Calypso» разучили болельщики – и в их исполнении оно, конечно, куда больше рассказывает о культуре и интеграции, чем о футболе: песня, написанная далекими от игры людьми, прижилась в фанатском фольклоре, а спустя 50 лет даже стала гимном антиглейзеровского движения. Видео белых англичан из Манчестера, поющих (ну или скорее скандирующих) карибское калипсо во время игры «Юнайтед оф Манчестер» в девятом дивизионе, вызывает у меня дикий культурный восторг – о таких вещах, конечно, надо писать научные статьи.
После успеха манчестерских песен было записано еще несколько футбольных калипсо – для «Ипсвича», «Норвича» и других клубов. Самое примечательное из них – «Leeds United Calypso»; его исполнял уже настоящий англичанин, йоркширский крунер Ронни Хилтон, который то выводил классические эстрадные рулады, то пытался имитировать карибский акцент.
«Leeds United Calypso»
Короче говоря, начало было положено: задолго до бума песен для кубковых финалов в британские чарты стали проникать хиты, сочиненные людьми с другой стороны океана, но отлично подходящие местной реальности, – и все потому, что среди жестянщиков и плотников на Empire Windrush случайно оказались два человека с гитарой.
Можно было бы ещё написать про детишек этих иммигрантов с Ямайки и Тринидада, что в 60 - 70 открыли Англии рокстеди, ска и регги.
Юнайтед Калипсо (короткая версия) вообще мой любимый чант). Надо бы заснять и выложить в исполнении Москоу редз))
очень познавательно