5 мин.

АНГЛИЯ, ТОТТЕНХЭМ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Безусловно, это было самое унизительное политическое зрелище, которое наблюдалось в доме "Тоттенхэм Хотспур", который недавно снесли.

Перевод видео-материала ютуб канала Tifo-Football

Как это случилось?

Всё это объясняется ростом полулярности фашизма, который в середине 30-х годов рассматривал футбольную игру как инструмент пропаганды. Корни этого идут от итальянского диктатора Бенито Муссолини, которого многие считают первым политическим лидером, признавшим манипулятивную силу 22 человек, гоняющихся за мячом на поле.

Уайт Харт Лейн стал свидетелем множества невероятных сцен с тех пор, как 5 тысяч болельщиков впервые полностью заполнили стадион на товарищеском матче против Ноттс Каунти - произошло это 4 сентября 1899 года.

Победа 13:2 над Крю [Crewe Alexandra Football Club], в матче Кубка Англии 1960 года. Диего Марадона в рубашке с эмблемой шпор 1986 году. Пол Гаскойн, забивающий "Арсеналу" в 1988 году и потерявший бутсы. Восторженное прощание с этим стадионом, в конце сезона 2017 года.

Всё это впечатляющие и прекрасные моменты. Но даже воспоминания о своих соперниках из северного Лондона, которые использовали свой стадион для домашних игр во время Второй мировой войны не могут сравниться с фактом использования на стадионе свастики, невинно порхающей над Западной трибуной во время игры, в декабре 1935 года.

Анджела Тежа из Национальной Олимпийской Академии (расположенной в Италии) подтвердила, что Муссолини "имел желание пропагандировать свой образ нового итальянца - смелого, физически привлекательного, энергичного, спортивного. Если можно заставить двигаться весь стадион забив гол, то зачем останавливаться на достигнутом", - рассуждал он.

Книга рекордов свидетельствуют, что Чемпионат мира 1934 года был выигран на родной земле Италией - но это говорит только о спортивной стороне вопроса Стремясь закрепить поддержку своего фашистского режима, "Дуче" организовал специальный турнир, внедрив собственное видение успеха, которое должно отразится далеко за пределы римского стадиона. 

Именно здесь сборная Италии одержала победу со счетом 2:1 над Чехословакией. Судья Иван Эклинд также наблюдал за полуфиналом с участием Италии против Австрии и, в соответствии с классическим фольклором - отобедал с Муссолини перед игрой и фактически сам принимал участие в игре и головой отдавал мяч одному из итальянских игроков во время матча.

В других частях Европы нацистская диктатура Адольфа Гитлера уже доказала свою квалификацию в искусстве пропаганды и, черпая вдохновение у Муссолини, чтобы отразить их искаженный политический союз, увидела возможность продвигать свое, вызывающее разногласие мировоззрение.

В 1935 году, после двух лет пребывания у власти и разногласий вокруг многих направлений политики, особенно касательно еврейского вопроса - британское правительство оставалось миролюбивым по отношению к гитлеровским национал-социалистам и согласилось организовать в Лондоне товарищескую встречу между Англией и Германией.

К всеобщему разочарованию, отражая отрицательные взгляды еврейской фанатской базы местного сообщества, Уайт Харт Лейн был объявлен местом проведения матча. "Тоттенхэм Хотспур будет держать мешок для нацистской рекламы", - говорил тогда секретарь окружной футбольной лиги.

Тем не менее, "Tottenham Weekly Herald" сообщила о ряде альтернативных взглядов, подчеркнув, насколько разобщенной и грязной была позиция по этой проблеме, даже в Лондоне. "Шпоры всегда найдут достаточно английской поддержки, не беспокоясь о евреях"... "Будет очень приятно посмотреть английский матч только с английскими болельщиками", - написал один из читателей под заголовком "Англия за Англию".

Несмотря на разногласия, в результате которых Британский антинацистский совет разослал 15000 открыток с протестом - над стадионом 4 декабря была поднята свастика - игра состоялась.

"Мы не имеем ничего общего с правительством. Органы власти не присылали нам никаких сообщений. Мы здесь как спортсмены, чтобы сыграть в футбол против лучших в мире", - сказал капитан Фриц Шепан, который руководил своей командой, отдавая приветствие "Хайль Гитлер" перед началом игры.

Эти события были задокументированы в увлекательном, теперь ошеломляющем, британском фильме, озаглавленном: "Хорошего нациста всегда можно отличить по фуражке". На нем запечатлены обнадеживающие монохромные сцены, показывающие как болельщики собрались на матч, который Англия выиграла со счетом 3:0. Тем не менее, нет никаких документальных свидетельств некоторых событий из фильма. Например о том, что фанат шпор Эрни Вули залез в водосточную трубу, чтобы вырезать свастику, или о том, что представители футбольной ассоциации, поднимали тост в честь Гитлера на торжественном приеме в отеле "Виктория". "Немецкие политические солдаты фюрера победили", - заявил пресс-секретарь после матча.

Поскольку напряженность продолжала расти, а конфликт становился все более неизбежным, Гитлер стремился перенести импульс, стоящий за его политикой, на глобальную арену, так как Берлин принимал Олимпийские игры 1936 года. Согласно документальному фильму BBC "Фашизм и футбол", это было "наиболее успешное использование спортивного мероприятия для политических целей в истории". Но, несмотря на то, что страна-организатор заняла первое место в медальном зачете, её текущее положение не полностью соответствовало задуманной стратегии. В спортивном мероприятии, известном также участием большим количеством стран, отказавшихся от участия - темнокожий спортсмен из США Джесси Оуэнс опроверг нацистский нарратив и завоевал четыре золотые медали.

К тому времени, когда Германия и Англия снова встретились на футбольном поле, правительство Невилла Чемберлена прибегло к политике умиротворения по отношению к Гитлеру. Невольно, его обвинили в легитимации режима, поскольку две команды предстали перед 115-тысячной ареной в Берлине 14 мая 1938 года. Английский капитан Эдди Хэпгуд и его команда, в которую входил Стэнли Мэтьюз, отдавали нацистские приветствия на Олимпийском стадионе, всего через два месяца после немецкой аннексии в отношении Австрии. Этот жест, официально одобренный Министерством иностранных дел, вызвал международное возмущение. В этот момент, подобно фашистам и диктаторам, сам британский футбол использовал спорт как инструмент пропаганды.

Две страны официально вступят в войну немногим более 12 месяцев спустя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛЮБИТЕ ФУТБОЛ