ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ АРЕНДЫ В ФУТБОЛЕ
Институт аренды игроков в футболе имеет большую историю. Правила аренды в футбольной сфере динамичны, подвержены частым изменениям. Так, в связи с последними изменениями футбольные клубы больше не смогут накапливать у себя большое количество игроков, находящихся в аренде, которая постоянно ими продлевается.
Что представляют собой новые правила? Как они повлияют на клубы, будут ли последние изменения иметь положительный характер? Перевод познавательного видео-материала об экономической стороне футбола от ютуб-канала Tifo-Football
Регуляторная политика относительно футбольной аренды вот вот кардинально изменится. Совсем недавно ФИФА объявила, что процесс реформ, начавшийся ещё в 2017 году приведет к введению новых правил в сезоне 2022-2023 годов.
Что это за изменения, почему их вводят и какой эффект они могут иметь в последствии?
С июля 2022 года ко всем международным арендам игроков будут применяться идентичные правила, и, ожидается, что местные футбольные ассоциации примут подобные правила в течении следующих трех лет.
Во-первых, будет установлен новый минимальный срок аренды, определяемый как интервал между любыми двумя трансферными окнами, и максимальный срок, установленный в один календарный год. Это означает, что больше не будет долгосрочных двухлетних аренд. В дополнении к этому клуб может арендовать максимум трех игроков из одного клуба в любой момент времени, и то же самое применяется в обратном порядке. Можно арендовать только трех игроков из одного клуба одновременно. Пресечение вольной практики футбольной аренды.
ФИФА также вводит запрет на так называемую субаренду, когда игроки, находящиеся в аренде в одном клубе, передаются в аренду другому клубу.
Но реальные изменения будут видны в дальнейшем и в конечном итоге новые правила должны ограничить общее количество шестью входящими и исходящими арендами игроков за сезон.
Далее, в 2022-2023 годах, согласно новым правилам, футбольные клубы смогут брать и отдавать в аренду по восемь игроков. В сезоне 2023/24 этот показатель упадет до семи, а в следующем до шести.
Первоначально эти правила будут распространяться только на аренды международного уровня в надежде что местные футбольные ассоциации последовательно инкорпорируют новые правила в течение трех лет.
Есть исключения. Под них попадают игроки в возрасте 21 года и младше, являющиеся воспитанниками клуба, то есть те, кто провел в клубе в общей сложности 36 месяцев в возрасте от 15 до 21 года - не будут подлежать счету, но это при том условии что они должны соответствовать обоим вышеназванным критериям. Например, 25-летний доморощенный игрок будет учитываться в общем количестве разрешенных аренд, как и 20-летний игрок команды, не соответствующий критерию доморощенности.
Итак, это технические моменты, но какова истинная мотивация авторов этих изменений и каковы вероятные последствия?
Цель состоит в том, чтобы сократить накопительный эффект множественных аренд. Проще говоря эти изменения должны демотивировать богатые клубы содержать на своем балансе огромное количество игроков в аренде, накапливать их, у которых практически нет шансов представлять основную команду. Ограничивая возможность создания разветвленных арендных сетей, регулирующие положения позволяют увеличивать стоимость содержания второстепенных игроков, и, теоретически, способствует более равномерному распределению талантливых футбольных игроков (повышению к ним внимания). Будет ли это работать в соответствии с замыслами создателей - неизвестно.
Ни один клуб не ассоциируется с темой аренды так прочно, как Челси. Это особый, интересный случай для разбора. На данный момент у них в аренде 21 игрок, было 22, но о Кенеди недавно и совсем неожиданно вспомнили. Многие из них, согласно новым правилам (которые полностью вступят в силу в 2025 году), будут исключены из подсчета, в том числе Конор Галлахер, Дюжон Стерлинг и Армандо Броя, тем не менее Челси даже согласно новым правилам несколько превысил лимит игроков, которые находятся в аренде. Такие игроки, как Дэнни Дринкуотер, Тьемуэ Бакайоко и Эмерсон, очевидно, будут учитываться в общем количестве игроков в аренде, тоже самое можно сказать и о Джейке Кларке-Солтере, вратарях Натане Бакстере и Джейми Камминге, а также о молодом левом защитнике Хуане Фамилия-Кастилье, поскольку всем им больше 21 года.
В общей сложности на текущий момент десять игроков Челси, находящихся в статусе арендованных не подпадают под исключение, вводимое новыми правилами, но это количество должно сократиться.
Для объективности, важно отметить, что представление о том, что Челси имеет огромную армию арендованных игроков стремительно теряет свою актуальность, теперь это число не так существенно, как раньше. Футбольные клубы ожидали введения подобного рода изменений, и соответствующим образом предварительно скорректировали свою стратегию по отношению к арендованным игрокам.
Количество игроков, находящихся в аренде у Манчестер Сити больше чем у Челси. Сейчас у них 12 игроков в аренде, которые не соответствуют критериям исключения. В общей сложности горожане имеют 34 профессиональных игроков, играющих в футбол за пределами Этихада.
Все это меркнет, по сравнению с одним из футбольных клубов, расположенном на континенте. По состоянию на январь 2022 года у Аталанты было 64 игрока, находящихся в аренде. Даже учитывая 39 игроков в возрасте 21 год и младше, которые подпадают под исключение из правила, новые регуляции все равно потребуют от итальянского клуба значительного изменения стратегии. Это также касается миланского Интера, Дженоа, Сассуоло, с 48, 38 и 45 игроками в аренде, соответственно.
Последствия введения новых правил будут по-разному ощущаться разными типами футбольных клубов.
Состоятельные клубы, которые ранее с легкостью совершали высокобюджетные сделки по покупке дорогих и молодых игроков, в новых условиях будут менее заинтересованы в этом, теряя возможность отдать таких игроков в аренду (облегчая свою бюджетную ведомость в графе содержание), как только время продуктивности высокопотенциального игрока иссякнет. Клубам придется либо содержать и вкладываться в подобных игроков у себя, либо продавать молодых и потенциальных, но в данный момент не подходящих под условия основы игроков, теряя при этом возможность надежды на их блестящее будущее в их клубе.
В контексте рассмотрения вышеназванных аспектов заявленная цель этой реформы выглядит реалистичной: накопление талантливых игроков, находящихся в аренде не будет таким жизнеспособным как сейчас; это, вероятно, улучшит методы развития и, в некоторых случаях в той или иной степени уравняет конкурентный баланс в футбольной сфере.
Возможность быть подсобным клубом (собирателем арендных игроков) уменьшится, поскольку уже не будет возможности так легко занимать более высокую позицию в лиге за счет помощи заимствованных, молодых, талантливых игроков из других клубов, поскольку рынок аренды в футболе служит не только для этой цели или целям нескольких элитных футбольных клубов.
После пандемии футбольные клубы использовали институт аренды чтобы защитить себя от потерь доходов. Исторически сложилось так, что клубам выгодно удавалось искусственным образом приводить в порядок бухгалтерскую ведомость отправляя обесценившихся на данный момент игроков в аренду, а в случае если бы рынок аренды отсутствовал, они вынуждены были бы продавать подобных игроков за маленькую сумму из-за ослабленной договорной позиции.
Учитывая ограничительные эффекты новых правил подобная практика будет уменьшена. Это улучшение, изменение, которое способствует более здоровой как экономической, так и в целом игровой среде в футболе. Следим дальше
Но а избежать соблюдения вышеозначенных правил можно следующими способами:
1. Продажа игроков родственным клубам в другие страны и лиги, после чего выкупать игрока обратно (Ман Сити в Нью Йорк Сити или РБ Лейпциг в РБ Зальцбург
2. Добавление пункта в контракт об обратном выкупе игрока
3. Добавление более высоких процентных ставок к уходящим игрокам