«Хороший пас – это как хорошая обводка». Глубокие мысли Верратти о красоте футбола, отказе от выносов и даже игре лежа
Не считает чемпионат Франции лигой фермеров.
Марко Верратти дал прекрасное интервью L’Équipe. Ни слова о деньгах, политике, скандалах – только футбол.
Дальше – ответы на вопросы о сути игры в полузащите, красоте футбола, нежелании выносить мяч, важности прессинга и уровне французского чемпионата, из которых станет ясно, почему Гвардиола и Почеттино в восторге от полузащитника «ПСЖ».
Верратти постоянно смотрит футбол и не понимает игроков, которые так не делают
«Я смотрю любой футбол. Не понимаю, как у других игроков получается его не смотреть. Иногда нашим женам непросто, потому что после тренировок или матчей мы проводим выходные за просмотром футбола.
Возможно, это работа, но прежде всего это то, что мне нравится. Я бы не смог выходить на поле, жалея, что я этим занимаюсь».
Опорнику не нужна хорошая статистика, главное – сделать партнеров лучше
«На этой позиции ты всегда становишься целью для первой волны прессинга. Поэтому важно знать, как контролировать мяч, чтобы суметь вывести его, управлять ходом матча.
Чем больше владеешь мячом, тем меньше подвергаешься опасности, тем больше проблем можешь создать сопернику. Но есть разные команды, разные интерпретации игры на позиции шестерки.
Я играю не для того, чтобы забить. Я выхожу на поле, чтобы команда хорошо играла».
Кто для Верратти образец для подражания? Мотта, Бускетс, Пирло?
«Все эти игроки очень умны. Бускетс и сегодня остается одним из лучших на своей позиции. Под прессингом он сохраняет спокойствие и передает это ощущение команде. Было великолепно прогрессировать рядом с таким игроком как Мотта.
У таких футболистов нет выдающейся статистики, но они следят за тем, чтобы все их партнеры хорошо показывали себя на поле. Они всегда знают, какую позицию занять, очень умны.
Я не удивлен, что Тиаго стал тренером (сейчас Мотта возглавляет «Специю» – прим.). Он уже им был, когда играл».
Марко никогда не станет просто выносить мяч – он думает о красоте игры и не боится стягивать на себя соперников
«Я комфортно себя чувствую, таким я вижу футбол. У меня нет желания просто вынести мяч, не зная, куда он полетит. Если я стягиваю на себя двух-трех соперников, значит, один-два партнера получают свободу. Я хочу пасовать так, чтобы это к чему-то приводило. Мне нравится так.
Понимаю, что иногда это может быть опасно. Потеря мяча в этой зоне может привести к пропущенному голу. Но нужно брать на себя ответственность. Мы здесь потому, что мы талантливы, у нас есть качества, которых нет у других. У меня всегда был такой стиль игры, и я никогда его не поменяю, даже если мы пропустим после потери.
Я никогда не думаю о потере мяча, хотя это может произойти. Я уверен в себе и в первую очередь играю для удовольствия.
Нападающие думают о воротах, я думаю о том, как помочь команде играть как можно лучше. Таков мой футбол. Каждый раз, выходя на поле, я думаю только о красоте игры. При хорошей игре с большей вероятностью добьешься хорошего результата».
Верратти не хочет, чтобы «ПСЖ» просто побеждал – нужно делать это стильно
«Конечно, я расстраиваюсь, когда мы плохо играем. Можно побеждать, не показывая хорошей игры, но я всегда предпочту добиться результата при хорошей игре.
С учетом уровня игроков мы не можем просто довольствоваться победами. Всегда нужно совершенствоваться».
Марко кайфует от футбола, особенно – от игры в пас. Он хочет делать жизнь партнеров проще
«Я никогда не буду забивать по 20 голов за сезон или отдавать 10 голевых. Для меня главное – чтобы партнеры чувствовали себя расслабленно, чтобы они были в хорошей позиции для создания моментов. Когда мне удается отдать пас между линиями на Месси или Неймара, это может создать опасность. Такая у меня роль – контролировать ход матча, знать, когда ускорить темп игры, а когда сбавить.
Раньше я передерживал мяч. В этом плане я добился большого прогресса. Теперь я лучше себя чувствую, удерживая мяч под давлением до момента паса, который разобьет прессинг.
Хороший пас – это как хорошая обводка. С опытом я научился чувствовать, когда держать мяч, а когда – пасовать. Иногда люди думают, что я сумасшедший, но это происходит естественно.
Думаю, я был рожден для игры в футбол. У меня нет вау-физики, я не могу соревноваться в скорости с игроками, которые на три моих шага делают один, но я все равно умудряюсь пасовать рядом с ними, добираться до мяча раньше них.
Я начал играть на улице с друзьями, когда мне было четыре, и думаю, что в таких условиях можно многому научиться. Такие моменты остаются в памяти навсегда. Дальше все зависит от характера. Я всегда играю с улыбкой на лице, улыбаюсь искренне. Я и в сорок буду всегда играть с друзьями».
Анчелотти пытался приучить Верратти выносить мяч, но затем принял его стиль игры
«Проблемы из-за тяги к риску у меня были почти со всеми тренерами. Анчелотти поначалу отводил меня в сторонку и говорил: «Марко, пожалуйста, оказавшись под прессингом, закрой глаза и выбей мяч как можно дальше».
Но позже он сказал мне: «Ладно, поступай как хочешь, я понимаю, что это твой стиль игры. Мне либо придется посадить тебя на скамейку, либо принять таким, какой ты есть. Ты никогда не изменишься».
Я получаю удовольствие от восприятия футбола как коллективного вида спорта. Мне без разницы, кто забьет. Мы придем к победе вместе, и каждый должен внести вклад в достижение этой цели. Мой вклад – сделать так, чтобы команда хорошо играла, дать партнерам душевное спокойствие, выкладываться ради них, отбирать мяч».
Итальянец уверен: «ПСЖ» было бы лучше в Серии А. Лигу 1 считает недооцененной
«Задача полузащитников – не только распоряжаться мячом, но и знать, как защищаться в момент продвижения вперед. Знаете, Лига 1 – один из самых сложных чемпионатов, без сомнения. Нам противостоят очень хорошо готовые физически, очень крепкие игроки. Если соперник хорошо подготовлен тактически, он может доставить много неприятностей в контратаках.
В Серии А очень большой акцент на тактику. Я никогда там не играл (всю карьеру в Италии Марко выступал за «Пескару» в Серии B – прим.), но когда смотрю матчи чемпионата Италии, то думаю, что команда вроде «ПСЖ» чувствовала бы себя там еще лучше.
Во Франции, владея мячом, нужно сразу думать о том, что будешь делать, если потеряешь его. Поэтому полузащитники должны уметь достаточно быстро организовать контрпрессинг, защищаться при продвижении, чтобы потом не бежать 90 метров назад.
Я вырос в Лиге 1. Я рад этому, здесь я многому научился. Игроки, приехавшие в чемпионат Франции и мало знающие о нем, часто говорят мне, как им тяжело. За пределами Франции Лигу 1 воспринимают не так, как она того заслуживает, но это очень сложный чемпионат.
У каждого тренера своя тактика. В первый год при Анчелотти мы часто выжидали. Мы играли по схеме 4-4-2, мало рисковали, редко пытались вернуть владение. Все команды Анчелотти в этом немного похожи. «Реал» не из тех команд, что прессингуют все 90 минут. С Карло мы часто играли на контратаках. На тренировках мы часто делали упражнения, где нужно было в три касания или за три секунды оказаться на половине поля соперника.
Позже, при Блане, мы чаще использовали прессинг. При нем на тренировках нужно было вернуть мяч после потери максимум за пять секунд. У каждого тренера свои методы».
Марко нравится идти в подкаты – считает, что мог бы играть и лежа
– У тебя особый стиль подкатов. Кажется, что ты скорее ложишься, чем стелешься.
– Да-да, я этому научился в молодости. У меня был тренер, который заставлял меня работать над этим способом отнять мяч, чтобы не допускать ошибок. Он единственный, кто просил меня об этом. Но это потому, что я низкий. Сложно отобрать мяч в подкате. Так что мой способ оказался для меня единственным подходящим. Потому что если ты пошел в подкат и не отобрал мяч – ты облажался.
– Когда мяч у меня в ногах, мне комфортно даже лежа на газоне. Я бы мог играть лежа (смеется). Мне уже удавалось обводить в таком положении. Что-то такое во мне есть.
– В футболе нужно уметь делать все. Я не Месси и не Роналду, которые забивают по 40 голов за сезон. Я здесь для того, чтобы помочь команде прогрессировать. Десять лет в такой команде, как «ПСЖ», кое-что значат. У меня всегда были хорошие отношения с великолепными игроками, и когда по итогу эти футболисты хорошо о тебе отзываются, это бесценно.
У Верратти хороший удар, но бьет он редко. Месси попросил бить чаще – Марко сделал дубль в следующей игре
«Это правда [что я редко бью], есть у меня такой недостаток. Но это связано с моим видением футбола – я предпочитаю пас удару. Выбор между пасом и ударом зависит от ситуации. Я знаю, что должен прибавить в этом.
Я мог бы сказать себе, что мне нужно чуть больше озаботиться своей статистикой, пока кто-то бегает вместо меня. Но я никогда так не сделаю, я буду ужасно себя чувствовать.
За день до дубля «Реймсу» Месси сказал мне: «Пообещай, что завтра будешь бить и забьешь». Он сказал так потому, что на тренировке я разок ударил и забил.
Так что я во время матча ударил – и забил. Да, я умею бить. Но такой вот я футболист, у всех свои недостатки».
Первые три года в «ПСЖ» Верратти не хватало физики. Сейчас он берет все от каждой тренировки – чувствует приближение конца карьеры
«У меня были проблемы с физикой, когда я перешел в «ПСЖ». Я начал тренироваться с профессионалами в «Пескаре» в 14. Я делал то же самое, что и 30-летние мужики. Я не был физически подготовлен, был еще ниже, чем сейчас. Но я делал те же упражнения, что и взрослые. Я страдал.
После перехода в «ПСЖ» у меня все болело. В первые три сезона у меня были проблемы со сном – все тело болело. Все эти три года я играл, играл, играл, иногда на обезболивающих, – и так до первой операции.
После этого я чувствовал себя отлично. В среднем за матч я пробегаю около 11 километров. Думаю, что сейчас я делаю больше высокоинтенсивных рывков, чем раньше.
Я бы хотел получать еще больше удовольствия. Иногда, понимая, что мне осталось играть 5-7 лет, я говорю себе, что нужно извлекать пользу из каждого матча, каждой тренировки, всегда делать больше».
Марко привык играть на грани дисквалификации за перебор желтых, но не понимает, почему судьи не признают ошибки
«Возьми интервью у любого игрока другой команды и спроси, делал ли я хоть раз что-то плохое по отношению к другому футболисту. В матче с «Ниццей» в Кубке Шнайдерлин толкнул меня, я упал. Судья говорит, что виноват я. Затем на мне фолит Аталь. Я хочу сыграть быстро, а парень останавливает меня, держа за руку. Я его отталкиваю, а судья снова говорит, что виноват я. Почему?
Репутация? Я не буду меняться в угоду другим. Ради команды – да. Но никто не совершенен. Когда я ошибаюсь, я беру ответственность на себя. Я принимаю это. Почему, когда судья ошибается, он этого не признает? Я сыграл три матча, трижды сфолил – получил три желтых. Невероятно! 100-процентный коэффициент! Но во Франции я привык играть, сидя на желтой.
У меня нормальные отношения с арбитрами Лиги чемпионов и теми, кто работает на матчах сборных. С ними можно все обсудить. С судьей во Франции я даже сейчас не могу это сделать».
Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes, Benoit Tessier; globallookpress.com/firo Sportphoto/ Jürgen Fromme, Anthony BIBARD via www.imago-ima/www.imago-images.de, Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/David Ramos / Stringer, Cliff Hawkins, Shaun Botterill
Я был просто очарован Верратти... такой контроль мяча просто мне казался не возможен. Комбинации которые он чертил....
Если бы Барса когда то взяла его даже за 100 млн, то все ещё оставалась бы наверху. Ведь Верратти это истинный преемник Хави/Иньесты.
Марко - шикарный игрок, технарь, боец и умница.
Раньше недооценивала его, пока не стала смотреть почти все игры.
Топ вместе с инсинье и имобиле, хорошая партия