97% воспитанников лучших академий Англии не добираются до АПЛ. А отчисления вообще приводят к депрессиям
70% не получают профессиональные контракты.
АПЛ показала интересную статистику по воспитанникам: выяснилось, что 97% игроков (от 21 года до 26 лет), которые тренировались в лучших академиях страны, не сыграли ни одного матча в Премьер-лиге. Цифры не радуют, учитывая, что многие футболисты занимаются в них больше 10 лет – приходят в 8, а заканчивают в 18.
70% парней не получают контракты с профессиональными клубами Англии
Лига проанализировала карьеру 4109 игроков, родившихся в период с 1 сентября 1995 года по 31 августа 2000-го. Каждый из них тренировался в академии первой категории – туда входят почти все клубы Премьер-лиги, включая «Ман Сити», «Челси», «Ливерпуль», «Арсенал», «Тоттенхэм» и «Ман Юнайтед». Оказалось, что 70% выпускников даже не получили контракты с профессиональными английскими клубами – и только каждый десятый сыграл больше 20 матчей в одной из четырех высших лиг Англии.
В АПЛ вообще реже доверяют молодым игрокам, чем в других топ-лигах Европы.
Но есть и позитив. Например, если брать только 16-летних игроков, игравших за элитные академии с 2017-го по 2019-й, почти 80% получили профессиональные контракты (или их молодежные соглашения продлили).
У игроков, отчисленных из академий, часто возникают психологические проблемы. Клубы про них забывают
Чтобы игроки из элитных английских академий прогрессировали, приняли специальную программу под названием «Elite Player Performance Plan» (План развития элитного игрока). Ее запустили 10 лет назад, согласовав с 72 клубами.
В EPPP собрали 11 принципов, необходимых для работы с игроками из академий: от клубов требуют увеличить количество и качество воспитанников, дать им больше времени в матчах. Но вера в этот документ постепенно угасает: скептики считают, что EPPP совсем не помогает молодым развиваться. Главная претензия к документу: он носит всего лишь рекомендательный характер и совсем не предусматривает помощи тем, у кого не сложилось с футболом.
А это большая проблема.
Парни, которых отчисляют из топ-академий (или они выпускаются и остаются без контракта), часто сталкиваются с психологическими проблемами. По данным британской телекомпании ITV News, 75% таких игроков не почувствовали поддержки клубов, хотя почти все (90%) признались, что испытывали тревогу и даже прошли через депрессию.
Один из футболистов объяснил: «Ты постоянно думаешь: получу я следующий контракт или нет? Тратишь больше времени на беспокойство об этом, чем на размышления о том, что лучше для тебя в долгосрочной перспективе».
Кого-то подкашивает конкуренция в первой команде: «Разочаровывает отсутствие классной возможности. Получая контракт, ты можешь подумать, что очень близок к цели. Затем попадаешь на предсезонку и понимаешь, что на твоей позиции есть четыре других игрока. Приходит осознание, что я и близко с ними не стою».
В «Ливерпуле» все иначе: там опекают всех воспитанников и помогают с образованием (не только футбольным)
Есть и пример здоровой системы. «Ливерпуль» два года назад запустил специальный проект, помогающий следить за карьерой всех бывших игроков академии.
Руководитель Фил Роско общается с родителями и следит, чтобы ребята хорошо учились.
«Рано или поздно каждый футболист покинет академию, – говорит Роско. – Неважно, уйдет он в основу «Ливерпуля» или куда-то еще. Мы многое прошли вместе. Если мы сопровождали ребенка на всем пути его становления, почему бы не продолжить помогать?»
В клубе создали базу выпускников: в нее вошли не только ребята из последних наборов, но и те, кто ушел из «Ливерпуля» 10-15-20 лет назад. Для начала их опросили: впечатления от академии, пожелания, идеи о новых направлениях работы. Выпускникам рассказали, как они могут выйти с клубом на связь и какую помощь им окажут.
Для тех, кто покидает «Ливерпуль» сейчас, приготовили «стратегию отхода»: можно получить тренерское образование или поступить в университет.
Роско дал интервью клубному сайту в мае 2020-го. По словам Фила, в то время программой воспользовались минимум два выпускника: один из них ушел из академии в 2015-м, но захотел начать тренерскую карьеру – на тот момент он почти получил лицензию УЕФА категории B. Второй перешел из «Ливерпуля» в команду Лиги 1, но там не получилось – сейчас родной клуб помогает ему поступить в один из английских университетов.
Хочется верить, что пример «Ливерпуля» вдохновит и другие клубы. Не только из АПЛ.
Детальнее о работе «Ливерпуля» с воспитанниками
Фото: Gettyimages.ru/Harry Trump, Paul Thomas, Lewis Storey
На самом деле, переход во взрослый российский футбол - это вопрос, который требует серьезного изучения. Т.к. через работу в этом направлении можно реально повлиять на весь российский футбол в целом
- Только 3% доходят до работы.
Выпускники юр- и экономфаков:
- У нас по специальности работает тоже процента 3, но многие находят себя в других нишах!
Выпускники театральных вузов:
- У вас, ребята, есть работа???
А верить в дело, это значит погрузится в него полностью.
И вот когда наступает час Х и игрок оказывается не нужен, то это сильный удар. Представьте, 15 лет труда, а результата, увы, нет. И далеко не всегда это только вина игрока, могут быть и иные внешние факторы.
Так вот. Соглашусь, что не будучи стрессоустойчивым быть профессиональным футболистом очень трудно.
Но говорить, что спортсмен по умолчанию никаких депрессий иметь не может... С этим не соглашусь. Либо вы не погружались хоть немного в вопрос депрессии, либо вы не жили лет 10-15 в одном деле, работе ради одной цели и последующей нереализуема этой цели.
The average weekly salary per league is reportedly:
EPL £51000
Championship £11000
League One £2300
League Two £1100
И это еще и без бонусов, которые могут составлять значительную долю. То есть прикинем, даже средненькие игроки Лиги 2 имеют тысяч 50-60 фунтов в год. Жить можно)