Книга Диего Симеоне - «Верить». Глава #12 - Тренер
Хола индесито! Это 12 глава книги Диего Симеоне "Верить", перевод которой выходит в этом блоге на постоянной основе. Перевод полностью любительский, поэтому прошу не судить строго, но и критика приветствуется!
Подписывайтесь на наш паблик ВК и Блог!
Прошлые главы:
Глава #12 - Тренер
Когда всё поставлено на карту, есть ключевые моменты в которых нужно включаться, и делать своё дело. Это ключевые отрезки, в них проверяется всё – твой опыт, знания, твоя устойчивость. У тренера очень много времени для принятия решений во время матчей, но в основном, все наставники склонны к важным перестановкам, примерно к 25-минуте второго тайма. Почему? Потому что именно в этот момент выигрывается или проигрывается матч. В этот отрезок я понимаю, хорош тренер или плох, умеет он читать игру, или нет.
Решение о заменах во втором тайме – инстинкт. Это как лампочка которая загорается у меня над головой, в такие моменты, если вы долго думаете = вы проигрываете. Вы должны позволить неожиданным решениям пробиться вам в голову. Если вы проигрываете матч и медлите с заменами ещё 10 минут, то у запасного становится времени гораздо меньше, чтобы выйти и помочь команде исправить положение. Чтобы замена действительно оправдала себя, нужно делать это примерно за 20 минут до конца игры. Также замены нужны и в тактическом плане, для того чтобы перестроиться, либо задержать соперника, сбить темп игры.
Между стартом второго тайма и, примерно, 65-минутой, происходит самое важное, вы видите игру, основные проблемы и недочеты. Всего 20 минут – не больше. В это время тренер либо выкидывает все свои козыри, либо пасует. В оставшуюся часть матча тренер почти никак не может повлиять на игру. Потому что в первом тайме – играют футболисты, влияют на игру в большей степени именно они. Затем половина кончается, тренер исправляет ошибки, и начинается второй тайм, где первые 20-минут играет именно тренер, решает всё он.
Многие, когда хотят похвалить команду называют её «машиной», но я не хочу чтобы моя команда была «машиной». Я предпочитаю, чтобы мои парни текли по полю, двигались естественно, чтобы это выглядело как одно целое, чтобы игроки систематически выполняли свои роли, и это не доставляло им дискомфорта, они должны гнуть свою линию игры и уважать свой талант. На мой взгляд, есть несколько команд, которые имеют четкую игровую структуру, а другие играют в то, что они могут. К примеру, «Барселона», «Бавария», «Ювентус», а также «Атлетико Мадрид». Есть также такие команды, где очень много качественных игроков, настоящих суперзвезд, у тренеров таких команд, есть в распоряжении много таланта, но структуру в таких условиях трудно выстроить.
Всегда нужно иметь структуру игры, потому что в ней заключено самое важное – ваша идентичность и уникальность. Это весьма общее определение, которое выходит за рамки вашего состава. В «Барселоне» это обозначено тем, что говорит о них общество, то что делает сам клуб, те кто генерируют эту структуру, они всегда играли в такой футбол. «Бавария» - аналогичный случай, они всегда были жесткими, трудолюбивыми и сильными. «Атлетико» тоже всегда имел свою структуру, и когда изменял этому пути, всегда результаты шли вниз. Клуб исторически должен иметь свою идентичность. Вот почему когда тренеры и футболисты приходят в клубы нужно понять, за какой клуб вы играете, понять болельщиков, и выигрывать за эту эмблему. Если вы не поймете этого, то никаких глобальных результатов вам не достичь. Это попросту неразумно, приходить в клуб, и не изучать его историю, я должен знать, что было до меня, какие люди тут работали. Мы не можем думать, что всё до нас изучит какой-нибудь Кристофор Колумб и выдаст нам это на ладони. Например, если я тренирую «Атлетико», я должен знать историю этого клуба, и как он играл до меня. Если я не буду этого знать, то я не смогу вывести клуб на новый уровень, не смогу дать толчок для развития футболистам. В «Атлетико» было много отличных тренеров, которые плохо себя показали, возможно, из-за того, что не соответствовали клубным традициям.
Попадая в новый клуб, вы не должны навязывать свои взгляды и потребности всем вокруг. Наоборот, вы должны прислушиваться в людям, которые дольше вас в клубе и впитывать менталитет. И футболист, и тренер должны понимать это. Если я хочу выиграть лигу уже к зиме, понимая, что это невозможно, мысленно я буду подталкивать себя и команду к развитию, пытаться сделать всё возможное, чтобы максимально приблизиться к нужному мне результату, в нужный мне срок. Но чтобы это работало необходимо построить фундамент, ключ к любому успеху лежит в структуре. В «Эстудиантесе» я чувствовал себя очень хорошо, это один из клубов в моей карьере, где у меня получалось выстраивать структуру, как и в «Атлетико». В «Ривере» мы выигрывали лигу, потому что у нас были очень хорошие футболисты, выигрывали зачастую из-за класса игроков. Конечно, у нас была какая-никакая структура игры, но талант, зачастую, перекрывает командные построения. Но в «Эстудиантесе» намного важнее была структура, нежели талант. В «Ривере» все было в точности, да наоборот, талант усиливал нашу команду, но когда индивидуальные действия игроков стали приносить меньше пользы всё рухнуло.
Главное – это ваш статус, который нужно понимать, и знать как использовать, в зависимости от вашей значимости. Вы всегда будете играть ту, или иную роль. Главные роли всегда очень сложны. С каждым днем все труднее продолжать побеждать, даже если это удачное время, и команда стабильна. Нужно знать, как правильно распределиться ресурсами, которые у вас есть. Когда вы возглавляете команду, у которой нет звездных игроков, чтобы решить все дела на поле за 10 минут, как «Барселона», вам нужно на психологическом уровне довести команду до нужного состояния, это самый правильный подход к такой модели команды.
Чтобы полноценно конкурировать с «Барселоной» на длительной дистанции, просто необходимо побеждать более слабые по составу команды. Вы должны понимать, что чемпионат очень длинный, и если вы будете играть спустя рукава в других матчах Примеры, то вряд ли вы встретитесь с «Барсой» или «Реалом», как конкуренты за первое место, скорее всего, вы уже будете очень далеки от этих позиций. Силы должны быть распределены грамотно. Чтобы конкурировать с сильными, нужно хорошо себя показывать против слабых.
Помимо основных моментов есть такие ситуации, когда на первый план выходит тренер, игрок вряд ли сможет повлиять глобально на какой-либо разлад в команде. Тренер видит ситуацию шире, это включает в себя большое количество деталей
Всегда приятно осознавать, какие проблемы вам необходимо преодолеть в кризисной ситуации, а какие нет. Многие ситуации может решить тренер, но не все. Безвыходных ситуаций не бывает, только если тренер перестает уважать своих игроков.
Восхищение тренером – это то, что может стать решающим фактором для игрока при переходе в новый клуб. Но когда возникает «кризис восхищения», тогда все начинает складываться не очень хорошо. Особенно если этот кризис является взаимным, помимо восхищения тренером, важно правильно ладить с ним. Так и тренеру важно ладить с игроками, потому что они нужны тренеру, он должен дать каждому возможность почувствовать причастность к чему-то грандиозному. Привязанность игрока усиливается, когда он понимает, что власть принадлежит тренеру. Но что такое власть? Право последнего слова, право действия, право решения и возможность осуществлять главную идею проекта. Также это право высказывать своё мнение, так что власть есть у всех, и вклад может внести каждый. Лишь ответственность за результат всегда лежит на тренере.
Показать свою власть в коллективе можно по разному. Все будет зависеть от вашей искренности и харизмы. Лгать в таких ситуациях нельзя. Лучше один раз покраснеть, но быть искренним. Худшая ситуация в коллективе – когда лидер обманом пытается заставить других идти к какой-либо цели. Это ставит и его, и подчиненных в тупик.
Жизнь в искренности и спонтанности создает совершенно другой климат, даже если вы не в очень хорошей ситуации вы должны говорить искренне. Я никогда не смогу быть счастливым в своей работе зная, что я не смогу смотреть с достоинством в глаза своим коллегам. Поэтому, даже если футбол на первом месте, важно оставаться честным. Всегда нужно становиться лидером в коллективе лишь честными методами. Это должно идти рядом с тактикой игры. Потому что принципы, которые вы применяете в игре, также действуют и в вашей жизни.
Это мой первый принцип в построении власти. Второй – много общаться с игроками. Это позволяет решать многие проблемы с игроками вне футбольного поля. Другим важным элементом в этом деле является чувство принадлежности, то есть, игрок должен ассоциировать себя с чем-то важным, должен отождествлять себя со страстью, которую мы прилагаем на тренировках. Трудно убедить кого-то тренироваться со страстью. Эти аспекты порождают доверие, которое является основой власти, все должны понимать, что их место не забронировано за ними. Предположим, Микеланджело находится в первой группе, я – во второй, это моё место. И что? Теперь я стал менее важным чем Микеланджело – нет. Мы все одинаково важны. Он может принимать важные решения на своём уровне, я – на своём. Власть – нечто общее.
Что касается обучения, то группа футболистов, как и другая любая группа людей с общей целью – не является главной группой во всей структуре. Всё всегда очень индивидуально, не все учатся одному и тому же. Но для передачи опыта и знаний очень важно любопытство и терпение. Существуют различные способы управления такими группами. У меня огромное терпение, потому что я знаю, что иногда людям просто хочется быть услышанными. Я слушаю и игроков, и своих помощников. Но я всегда принимаю решения, которые я считаю правильными. Мне нравится видеть вовлеченность в глазах своих коллег, они всегда стараются работать над различными вопросами, чтобы помочь мне.
Нужно выслушать всех: руководство, которое хочет что-то предложить, игрока у которого только что родился ребенок, нужно говорить и с 30-летним парнем, который не знает, продлить ему контракт, или уехать в Китай, или с тем, кто только что расстался со своей девушкой и не может спать из-за этого.
Терпение – то что позволяет преодолеть все проблемы. Для меня, умение выслушать – это дар, тем более это нелегко делать и в то же время слушать внимательно. Мне не нравится быть «выше» игроков, но в какой-то мере это приходится делать, ведь у тренера есть знания и опыт, которые являются определяющими на его месте. Если мы станем чемпионами, я не буду бегать с ними по полю, обнимать и радоваться. Я ухожу, потому что понимаю – это не мое место, это их звездный час и уникальный момент в их жизни. Я тренер, я уже много видел в футболе, мой праздник – идти от матча к матчу.
Единственное, что важнее слов – факты. В Аргентине я разговаривал с игроком, который только-только перешёл в клуб. Я видел, что он не доверяет тому, что мы ему обещаем и говорим. Поэтому я спросил его «доверяешь ли ты мне?», - он ответил отказом. Но мы продолжили работать. Потом в его личной жизни произошло несколько весьма щекотливых ситуаций, и мы помогли ему. Прошло четырнадцать лет и он отблагодарил меня, потому что плохое время мы пережили вместе. Я снова спросил его доверяет ли он мне, он ответил – «да». Для меня это было счастьем. В любом случае, мне нравятся мятежные парни, они выглядят проблемными, хотя на самом деле у них совершенно нет никаких претензий. Нужно просто попробовать вывести его из проблемной ситуации.
Поведение тренера – не актерское мастерство на театральной сцене, где он должен изображать другого персонажа. Всё должно быть искренним. Если он пытается что-то сыграть, то это видно сразу. Мне пришлось сыграть 600-матчей как футболист, и несколько сотен, как тренер. Я делил раздевалку с кучей разных футболистов. И меня всегда раздражали те, кто пытался быть «натужными» лидерами, они будто хотят навязать своё лидерство. Лидер должен быть естественным. Конечно, их может быть много: тихий, говорящий, лидер по игре, главный в команде который наименее хорош, но имеет просто гигантские яйца.
Цели определяются по-разному, и они часто меняются по ходу. В клубе, например, размер цели напрямую связан с амбициями клуба? Или сначала определяется самая простая цель? На мой взгляд первое, что нужно сделать – это выполнить те задачи, которые прежде всего ставит перед тобой руководство клуба. Это означает то, что ты не должен прежде всего идти за своими задачами. Именно из целей клуба можно выводить уже и свои, которые являются больше второстепенными, и выполнив миссию руководства можно перейти к собственным. Тренера могут нанять и сказать, что он должен спасти команду от вылета, попасть в Лигу Европы, или занять третье место. Но «Сити», не меняет тренера, чтобы занять третье место, или выиграть чемпионат. Это не то же самое, что «Атлетико» или «Валенсия», которые должны попасть в четверку, потому что помимо всех остальных они соревнуются еще с «Реалом» и «Барселоной».
Лучший способ достичь цели – это сделать так, чтобы все в клубе были скреплены общей целью. Если кто-то хочет попасть в тройку, а кто-то намеревается стать чемпионом, то может получиться что-то непонятное. Но если все будут понимать, что если они займут третье место в этом сезоне, то в следующем будет немного проще стать чемпионами. В «Атлетико», с тех пор как мы пришли, всё начало расти экономически, мы стали третьей силой в Испании. Очевидно, все тренеры хотят стать первыми, было бы глупо отрицать это. Но единственный способ, с помощью которого можно достичь этого – планомерно усиливать клуб, повышая уровень команды. Экономика и будущее клуба зависит от целей, которые ставит перед тренером руководство.
Если бы в первые четыре года моего пребывания в «Атлетико» мы не добились таких результатов, то меня бы не было в этом клубе, как и игроков, которые пришли за этот период. Когда я пришёл, у нас было около десяти конкурентоспособных игроков. Во втором сезоне двенадцать, в третьем, когда мы стали чемпионами, около пятнадцати. Конкурентоспособность клуба заключается в преемственности и наследии.
Я работал с великими мастерами – Луисом Арагонесом, Марсело Бьелсой, Карлосом Билардо, Альфио Базилем, у каждого из них был свой стиль. Но я не выбирал из них кого-то одного, я брал лучшее от каждого. В целом, я чту лучшие идеи каждого из них, даже те, которые мне в какой-то мере не пригодились в работе тренером. Я думаю, что все эти тренеры фантастические. Чтобы получать знания нужно быть открытым, избавиться от предрассудков, которые мешают нам учиться и затуманивают сознание.
На мой взгляд, важна форма подачи ваших идей. Эмоции, которые вы выплескиваете также очень важны. Во время, когда я был ещё молод, Базиль давал предматчевую установку. Я не сильно внимательно относился к тактике, потому что для молодого игрока в футболе главное – эмоции. На Кубке Америки 93-года все его установки были невероятно эмоциональными, я был взволнован, и это несомненно помогало мне на поле.
Арагонес тренировал меня уже в более зрелом возрасте. Я играл у него, когда уже был более тактически подготовленным и понимал, о чем он говорит. С ним вырос не только мой уровень, но и уровень всего испанского футбола. Он был другим тренером, он был революционером. Сборная Испании выигравшая ЕВРО под его руководством была не такой, какая побеждала на Чемпионате Мира в ЮАР, хотя конечно, побеждают все по разному.
Луис обладал характером, он был личностью, и весьма эмоциональной, с особенным тактическим порядком, у него было много условий к футболистам. Для меня было гордостью играть у него в «Атлетико». Так совпало, что мы стали самыми успешными тренерами в истории клуба. Когда мне предложили возглавить этот клуб, я посоветовался с ним. Он спросил, что я хочу изменить в клубе, я ответил, и на эту тему мы с ним больше не общались.
Спасибо за внимание!