«Краснодар» потерял идентичность. Процесс ускорился при Гончаренко, но причина – трансферы, а не тренеры
Возможно, Виктора уволили из-за стиля игры.
Главная бомба среды – увольнение Виктора Гончаренко из «Краснодара». В расставании удивляет и время (спустя три с половиной недели после последнего матча 2021-го), и форма (невероятно сухое заявление на клубном сайте).
Гончаренко проработал в «Краснодаре» всего девять месяцев – меньше всех после выхода клуба в РПЛ. Славолюб Муслин тренировал краснодарцев два с половиной года, Олег Кононов – три, Игорь Шалимов – год и семь месяцев, Мурад Мусаев – ровно три.
Серьезное доверие к тренерам от Сергея Галицкого, а также время и форма расставания с Гончаренко намекают на то, что причина увольнения – точно не в пятом месте по итогам первой части сезона и отставании в семь очков от «Динамо», находящегося в зоне квалификации Лиги чемпионов.
В сентябре 2021-го Галицкий пришел в «Коммент.Шоу» – в том числе говорил о футболе «Краснодара»: «Тренер должен играть в атаку. Пусть у нас не будет 99 кубков, но будет стиль. Когда мы приглашали Гончаренко, мы на эту тему волновались. Я ему сказал: «Вы лучше проиграйте, но играйте в атаку». В еврокубках, играя с номинально четвертой командой в группе, нужно играть в давление. С полуавтобусом играть сложно».
Очень жаль, что эта тема, по сути, не была развита. Во-первых, «игра в атаку» – слишком широкое понятие. Очевидно, что и ранний «Зенит» Сергея Семака, и «Краснодар» при Олеге Кононове и раннем Игоре Шалимове играли в атаку, но строили ее совершенно по-разному. Во-вторых, сомнения Галицкого о том, не будет ли Гончаренко ставить «полуавтобус», вообще звучали удивительно. На протяжении большей части работы Виктора в ЦСКА, напротив, можно было рассуждать о зацикленности тренера на прессинге и отсутствии гибкости.
В «Краснодаре» Гончаренко не отошел от привычных требований.
Действительно ли Галицкий может охарактеризовать стиль идеального «Краснодара» просто как «игра в атаку»? При Кононове и раннем Шалимове команда постоянно атаковала через середину, строя позиционные атаки коротким пасом и игрой на третьего (при Шалимове добавились строгие ориентировки для центрального нападающего – во многом благодаря им Федор Смолов дважды подряд становился лучшим бомбардиром РПЛ). При Мураде Мусаеве «Краснодар» играл более разнообразно даже при тройке Шарль Каборе – Юрий Газинский – Маурисио Перейра. После лета 2019-го, когда ушли Каборе и Перейра, а Газинский и Классон слегли с тяжелыми травмами, «Краснодар» все больше отходил в сторону вертикального и даже силового футбола.
В этом сезоне «Краснодар» окончательно отказался от лучших клубных ориентиров, отличаясь и от версий команды при Мусаеве.
«Краснодар»-2021/22 – главная команда лиги по кроссам и всего лишь пятая по средней длительности голевых атак, а также среднему числу передач в них.
«Тренер вынужден играть с теми, кто есть. Мы покупаем игроков под игру первым номером. За трансферы отвечает спортивный менеджмент, а не тренер. Я считаю, у нас хорошая селекция», – говорил Галицкий в «Коммент.Шоу».
У «Краснодара» – один из лучших легионерских составов РПЛ по общему уровню мастерства, но есть серьезные вопросы по соответствию многих новичков футболу, в который команда играла три-четыре года назад. Конечно, если мы не берем за оценку простую «игру первым номером».
Подробно об этом рассказывал Мурад Мусаев в интервью Sports.ru в апреле 2021-го: «Мы ошиблись в комплектовании команды после сезона-2018/19. На тот момент «Краснодар» показывал прекрасный футбол в РПЛ, достойно играл в Лиге Европы, но потом ушли Перейра и Каборе, получили тяжелейшие травмы Классон, Газинский и только что пришедший Кабелла. Плюс стал надолго выбывать Ари – тоже определяющий игрок для стиля.
На их места «Краснодар» взял Вильену, Намли, Кайо, Камболова. Это хорошие футболисты, но они не могут дать стиль, который был у «Краснодара» в мой первый сезон, да и до меня. В селекции я принимал непосредственное участие – вообще не снимаю с себя вины.
Я думал, что мы сможем привить новичкам наш стиль через работу, потому что они игроки высокого уровня. Сейчас можно сказать, что я ошибался.
Те, кого мы хотели взять, либо были вообще недоступны, либо мы не могли договориться. У нас шла середина сборов летом 2019-го – мы понимали, что если сейчас кого-то не подпишем, не возьмем уже никого. Поэтому не думаю, что кого-то можно обвинять – к сожалению, мы могли сделать только такие трансферы».
На вопрос о том, кто из новичков «Краснодара» соответствовал привычному стилю клуба, Мусаев сказал: «Ольссон, Берг, частично Кабелла». Ольссона и Берга в «Краснодаре» уже нет.
Летом 2021-го, уже при Гончаренко, «Краснодар» подписал Гжегожа Крыховяка и Джона Кордобу. Безусловно, это топ-игроки по меркам РПЛ, но Крыховяк – игрок под вертикальное построение атаки (и общий характер передач, и хорошие качества на подборах, и умение разогнать и поддержать контратаку), Кордоба прекрасно ведет единоборства (еще один фактор в пользу игры за счет подборов) и бежит за спину. Естественно, покупки таких качественных игроков в РПЛ совершаются только для стартового состава – и, конечно, они очень сильно влияют на стиль.
В этом тексте стилю «Краснодара» уделено большинство абзацев, но пока ничего не сказано о качестве работы Гончаренко. Все просто: «Краснодар» приучил к своей специфичности, поэтому очень сложно оценивать качество работы на обеих половинах поля без оглядки на то, как оно достигается.
Гончаренко поставил опасные контратаки (чаще всех бьют после них, третье место по голам после «Крыльев Советов» и «Зенита»), отладил стандарты (уже лучший сезон в клубной истории по голам после них, пропустили всего 2 гола – меньше только «Ахмат») и доверился Александру Черникову (и еще один фактор, почему «Краснодар» перестал разыгрывать мяч коротко через середину) и Эдуарду Сперцяну.
Хорошие черты очевидны, но команда «Краснодар» окончательно потеряла идентичность. В первую очередь – из-за трансферов последних трех лет, а не из-за Мусаева и Гончаренко.
Идентичность «Краснодара» на старте 2022 года – Галицкий, парк, стадион. Это идентичность клуба (и то завязанная на одной фигуре), а не команды.
Конечно, Галицкий и Владимир Хашиг могли просто поссориться с Гончаренко. Еще раз: из-за времени отставки эта версия кажется очень правдоподобной.
Но даже если причина увольнения Гончаренко – банальная ссора, «Краснодару» было бы полезно сформулировать, куда и как движется клуб.
Хотя бы – в голове Галицкого.
Интервью «Коммент.Шоу» было очень важным, но ответило далеко не на все вопросы.
Телеграм-канал/твиттер Дорского
«Краснодар» грубо уволил Гончаренко – даже не пожелал удачи. Возможно, следующий тренер – Николич
Фото: globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press, Stupnikov Alexander/spartak.com; РИА Новости/Владимир Федоренко, Владимир Песня
Или на икону Галицкого тут принято только молиться ?
Поэтому следующим шагом могло бы быть обозначение генерального направления и делегирование полномочий профессионалам.
А то так и будет метаться и потихоньку начнется регресс у клуба. Или уже начался.