11 мин.

Феномен медийного футбола. Почему его смотрят?

В футбол играют вне зависимости от пола, возраста, рода деятельности и физических способностей. И если вы думаете, что болельщикам интересен исключительно профессиональный футбол, то спешу вас переубедить. Сейчас большую популярность приобретают медийные команды: «Амкал», например, ввёл прямые трансляции матчей на YouTube, которые стабильно набирают более полумиллиона просмотров. 

Теперь все на уровне РПЛ и даже круче: профессиональное оборудование, режиссёр эфира, прямые включения с бровки. Рамки классического футбола стёрты, это новая страница: комментировать такие матчи можно свободно, в команде каждый футболист — отдельный герой, корреспондентами выступают сами игроки. Почему вообще медийный футбол так любят и как ему развиваться в России дальше? Разберемся вместе.

«Амкал» с болельщиками после матча с «SD Family» в Казахстане

Все началось с «Амкала»

Герман Попков, основатель «Амкала», начинал свой блогерский путь, снимая футбольные челленджи и FIFA. В 2018 году подписчики «German *El Classico*» опросом в группе ВКонтакте выбирали название первого крупного медийного клуба России. Уже тогда массовость проекта «Футбольный клуб Германа» поражала: миллионы просмотров на роликах. Спустя три года (в августе 2021) «Амкал» собирает 5000 зрителей на «РЖД-арене» в финале МКС против «2DROTS». 1,6 млн просмотров под видео. А пятью месяцами ранее команда играет на «Мордовия Арене», стадионе, где проходили матчи Чемпионата Мира в 2018 году.

Фан-база растёт, «Амкал» – уже больше чем просто блогерский клуб. Если изначально команда позиционировала себя как любительский коллектив, то сейчас это серьезный проект с профессиональным подходом игроков и штаба: подписаны контракты, расписаны выезды. Команду тренирует Денис Зубко – бывший игрок «Зенита», который за свою тренерскую карьеру успел поработать с командами второго и третьего дивизионов России. 

Среди молодых профессиональных футболистов востребованность медийного футбола по сравнению с ФНЛ в некотором смысле даже выше. И дело даже не в уровне подготовки: просто медийный футбол даёт игроку возможность не только реализоваться в футболе, но и заявить о себе в медийном пространстве, чем в дальнейшем привлечь внимание к своей персоне. Например, Виктор Блатов, нападающий «Амкала», совсем недавно подписал контракт с мини-футбольным клубом «Спартак Москва». Чем не пример!

«Мы — «Амкал», а вы — нет!»

«Амкал» положил начало не только популяризации медийного футбола России, но и главному турниру в этой среде. «Московский Кубок Селебрити» существует уже два года, предлагаю обзорно познакомиться с каждой из медийных команд.

«2DROTS»

Главный соперник «Амкала». Каждый матч этих команд всегда зрелищен, поэтому по праву зовётся дерби. Евгений Бабенко (Жека) и Никита Панасюк (Некит) создали канал на YouTube «2DROTS» по FIFA и футбольным челленджам ещё в 2016, в итоге пришли к созданию своей футбольной команды. Это одна из сильнейших блогерских команд по подбору игроков: на последнем МКС «ТуДротс» дошли до финала, но проиграли «Амкалу». Лидеры: Александр Бортник – ЦЗ, играл за юношеские сборные России; Александр Коваль – выпускник академии «Шахтера». По числу профессиональных футболистов «2DROTS» выделяется из массы других команд МКС.

Никита и Женя

«COMEDY»

Здесь играют звёзды, продюсеры и монтажёры известного юмористического шоу. Тот, кто хотя бы раз смотрел «Импровизацию», знает Шастуна и Позова. Именно они, пожалуй, самые известные в команде, хотя играют нерегулярно. Дима Позов вместе с Ромой Косициным (комик StandUp) развивают YouTube-канал о футболе «Площадка». Из всей тусовки комиков эти ребята больше всех любят футбол. Однако выступления «Камеди» на последнем МКС не самые успешные: ничья и два поражения в трёх играх, последнее место в группе. Клубу не хватает профессионалов. 

Антон Шастун
Позов и Косицин

«Матч ТВ»

Главные профики в команде: Алан Гатагов (62 матча в РПЛ), Сослан Гатагов (параллельно тренирует «На Спорте») и Олег Корнаухов, который играл за «ЦСКА» в своё время. Год назад выступали всем известные Роман Широков и Андрей Тихонов. Команду также представляют комментаторы телеканала (Нагучев, Генич), операторы, монтажеры, редакторы и другие. Тренирует команду Жорже, бывший директор академии Днепропетровского «Днепра». Последний МКС «Матч ТВ» провёл слабо: третье место в группе. 

«ЛФК Рома»

Победитель первого МКС во втором сезоне не отличился. Команда числится в северо-восточной ЛФЛ (Любительский Футбольной Лиге), но в этом сезоне что-то пошло не так: многие футболисты подписали профессиональные контракты и покинули клуб. Из медийных личностей в команде можно найти лишь Ромароя (футбольный блогер и создатель команды). 

«Ничего обычного»

По итогу МКС «Ничего обычного» заняли второе место в группе, показали достойный футбол в матче за третье место, но потерпели поражение. Год назад команда проиграла в финале «Роме». Подбор игроков в клубе высокий, много профессиональных игроков. Из медийных: блогер Гудмакс. Стоит также отметить, что «Ничего обычного» успешно развивает женский медийный футбол, у клуба есть своя женская команда. К тому же, «Ничего обычного» позиционирует себя как футбольное творческое бренд-объединение. Магазин модной футбольной одежды принадлежит именно этим ребятам. 

«ВГИК»

Команда была сформирована в 2018 году из подписчиков популярного юмористического футбольного паблика ВКонтакте. Название клуба расшифровывается так: Веселый Губерниев и компания. «ВГИК» выступает в Любительской Футбольной Лиге, сейчас активно подписывает молодых талантов. Из медийных лиц: Дима Фаворит, блогер, долгое время выступал за «Амкал». С последним МКС дела не задались: 0 очков, последнее место в группе.

«На Спорте»

«На Спорте» считается самым медийным клубом (однако есть вопросы к числу просмотров у команды на ютубе). «Амкал» и «2DROTS» в этом смысле популярнее. Однако у «На Спорте» множество медийных личностей в команде, которые очень хорошо показали себя на турнире: рэпер T-Killah, тиктокеры Даня Милохин и Володя-XXL, блогер Даня Крапивников (недавно перешёл в клуб из «2DROTS») и многие другие. Стоит также отметить недавний трансфер Дмитрия Тарасова, который временно приостановил профессиональную карьеру. Именно «На Спорте» проводил конференции МКС, чем значительно привлек интерес аудитории к медийному футболу.

За что медийный футбол так любят?

Открытость 

Болельщики всегда знают, что происходит в клубе благодаря постоянно обновляемому контенту: видео с тренировок, сторисы игроков в Инстаграме, съемки челленджей. Если добавить ко всему конференции, которые проводились на МКС, то получается полноценный футбольный проект, за которым крайне интересно следить. Контент разнообразный. 

Доступность

Обзоры матчей, а теперь и полноценные трансляции матчей в случае «Амкала» доступны на YouTube. Если хочется посмотреть на медийный футбол вживую, можно прийти на стадион: билеты на такие матчи, как правило, недорогие, а иногда и вовсе – бесплатные. 

Свобода

На игроков не давит политика клуба. Играя за медийную команду, каждый футболист имеет возможность развиваться в блогерстве. В мужской блогерской команде могут играть девушки: пример – Светлана Думич и Анастасия Петрова из «Ничего обычного». В комментировании такого футбола также нет чётких границ. Например, в матче «Амкала» против «SD Family» было два голоса: Герман Громов, профессиональный комментатор, и Артём Нечаев, который добавлял в эфир юмора, простого взгляда на происходящее.

Светлана Думич

Инфоповоды

Медийный футбол отчасти шоу. Зритель нуждается в инфоповодах: для него каждый игрок команды – словно герой сериала. Каждый поступок на поле и за его пределами вызывает у болельщика большой интерес. В последнем розыгрыше МКС можно отметить конфликт братьев Крапивниковых, потасовка «Амкала» и «ТуДротс» в финале. 

Конкурентоспособность

«Амкал» не раз доказывал свою состоятельность. В июле клуб сыграл вничью с молодёжкой «ЦСКА». Это показатель того, что медийные команды могут составить конкуренцию молодежным командам, а в перспективе клубам второго дивизиона России или даже РПЛ. 

Что дальше?

Медийный футбол в России развивается, и это круто. Хочется верить, что в ближайшие несколько лет МКС будет получать большее финансирование, ведь дохода от одной букмекерской компании недостаточно для покрытия всех организационных затрат медийных клубов. Неоднократно звучала мысль о создании отдельной медийной суперлиги: было бы интересно следить за лигой, в которой будут играть старые (по опыту игры в МКС) и новые медийные команды. В России популяризация такого проекта блогерами будет полезна для развития не только медийного футбола, но и профессионального. РПЛ однозначно есть чему поучиться у блогерского футбола. Поэтому за медийным футболом будущее! 

Благодарю за прочтение! До новых, надеюсь, скорых встреч:)