Константин Зырянов: «Ментально иностранные футболисты сильнее наших»
Знаменитый полузащитник «Зенита» и наставник «Зенита»-м Константин Зырянов в программе «Свободная практика» поделился с Игорем Евдокимовым, как нужно работать с молодыми футболистами, почему результаты команды нестабильны и какую удивительную тенденцию одновременно нашли и он и Сергей Семак.
О командах
У нас яркая команда? Спасибо за комплимент, я здесь соглашусь. Бывали у нас и сложные матчи, бывали и проще. Что команда растёт и футболисты прогрессируют, я думаю, очевидно. Но мы не будем брать всех футболистов и говорить о том, что они все прогрессируют. Естественно, кто-то остался на том же уровне, кто-то выступает чуть хуже, чем в прошлом году. Но есть ребята, которые приятно удивили.
Раздражает ли лёгкая нестабильность в результатах матчей?
Я думаю, что тренерский штаб у нас квалифицированный. И мы прекрасно представляли, что этот год будет так проходить, в таком ключе. Наши молодые футболисты – именно 2003-2004 года рождения – на данный момент нестабильны. Конечно, мы бы хотели как в прошлом году – одержать 13 побед подряд с этой командой. Но, как говорят, чудес не бывает. Поэтому ребятам надо продолжать работать, чтобы выходить на стабильность. Это, я считаю, самое главное, над чем нужно работать. В первую очередь, психология. У них есть время, чтобы через год окунуться уже в профессиональный футбол.
О следующей стадии чемпионата М-Лиги
Будет очень интересный весенний турнир. Мы с этим столкнулись уже в прошлом году. Этот формат даже более интересен. Интересен, потому что практически вся весенняя часть будет проходить с командами сильными из другой группы. Есть небольшое разочарование, как и в прошлом году, потому что не все команды увидят молодёжный «Зенит» в своём городе. А хотелось бы показать себя всем.
О видоизменениях российского футбола с точки зрения зрелищности
Новый формат РПЛ, в котором будет больше матчей между грандами и меньше поездок лидеров в остальные города? В меньшей степени это касается молодёжки. Потому что здесь как таковых болельщиков ходит не очень много. В основном, ходят специалисты, родственники футболистов. Если брать премьер-лигу и такой формат делать, мне кажется, будет не очень интересно. Любители футбола в нашей стране хотят видеть сильные команды и у себя в городах. Если такого не будет происходить, то им будет неинтересно.
Вы помните хотя бы один матч, который вам показался «пресным» с точки зрения стороннего наблюдателя?
Да, есть такие матчи. Можно навскидку сразу вспомнить домашний матч в Сочи, когда мы играли не очень хорошо. Он закончился победой, 1:0 в нашу пользу. Не очень весёлый матч, скучный. Но, как тренеру, мне он понравился – именно с точки зрения работы команды в данном конкретном матче. И понравился, отталкиваясь от соперника. Каждый матч в молодёжке – это опыт для футболистов, бесценный. Мы с первого тура экспериментировали и искали оптимальные позиции для некоторых футболистов. И к концу первой части чемпионата футболисты поняли, как лучше играть, на каких позициях.
В начале прошлого сезона могли ли мы знать, что из команды ЮФЛ-2 сразу несколько ребят перейдут к вам?
Наверное, кто-то мог знать об этом, кто-то догадывался. Я об этом не догадывался, но в конце сезона решили, что они переходят к нам, перепрыгнув через ЮФЛ-1 и покинув свои команды 2004 года.
Вы – за постепенность. Но если ребята готовы к чуть более серьёзным вызовам, можно ли поступиться ступенчатостью развития и позвать ребят из ЮФЛ-2 сразу в молодёжку?
Здесь много мнений. Я знаю, что и в академии много мнений на этот счёт. Во-первых, в таком возрасте я не любитель давать авансы футболистам. Футболист должен на этом уровне провести стабильно два-три года. Тогда мы можем об этом говорить, что ребята зарекомендовали себя. Во-вторых, если после первого года начинать петь им дифирамбы, то получается не очень хорошо.
О мнениях болельщиков в силу нестабильности матчей
Мы специально всех запутываем, чтобы жизнь мёдом не казалась! (смеётся – прим.) В каждом чемпионате у нас рекорд. Там – 13 побед подряд, здесь – самая крупная победа (11:1 над командой «Мастер-Сатурн»). Ставка на рекорды у нас идёт. Но мы возвращаемся к тому, с чего начинаем – нестабильность в результатах. Я не скажу, что это нестабильность в игре. В данном случае решают всё индивидуальные ошибки, которые наши футболисты допускают в огромных количествах. Поэтому здесь надо только терпение проявить к тренерскому штабу.
О защитнике Арсении Зигангирове
Если есть такой человек в команде, который ведёт за собой всех футболистов, то это положительно. Понятно будет, что Арсений Зигангиров уже по возрасту не проходит в молодёжный состав и будет куда-то уходить дальше, то другие футболисты на примере его уже будут брать на себя бремя лидерских качеств. Выражусь так, что у нас пока только Зигангиров может повести команду за собой, всех завести. Потому что, когда Зигангиров не играет, у нас происходит вакуум, в команде у нас тихо и спокойно.
О соотношении игровых и лидерских качеств
Много ярких примеров, когда футболист очень сильно выделяется на поле, но при этом он, наоборот, спокоен в раздевалке и не хочет становиться лидером сам, по своему характеру. Поэтому не надо, если футболист играет, заставлять его быть лидером. Ты хорошо играешь – будешь лидером? Нет, это неправильно. Возвращаясь к тому же Зигангирову, лидерские качества должны быть, например, с рождения.
Об эмоциональных качествах
Если рассматривать Белохонова и Родионова, то здесь два совсем противоположных характера. Белохонов, который более-менее сформировался уже, он понимает всё прекрасно. Илье Родионову надо в этом направлении очень много работать. С ним надо много разговаривать, потому что он специфический – как человек, так и футболист. Никто не умаляет его талант. Он талантлив, но талант надо развивать, работать. Ещё больше работать, чтобы не получилось так, что талант пропал. Поэтому здесь нужно в первую очередь не тренерскому штабу или академии, а Илье об этом задумываться и работать ещё больше.
О сезоне Андрея Марьянова
Во-первых, Андрея перевели на позицию левого защитника не от хорошей жизни. У нас не было номинального левого защитника. Он играл, мы дали ему шанс воспользоваться этим. Судя по всему, Андрей не захотел становиться левым защитником: у него получалось, мягко говоря, не очень хорошо. Видно было, что мальчик находится не в своей тарелке. Естественно, когда приняли решение перевести его в атакующую группу, сразу же по нему стало заметно, как он расцвёл. Стал более активно и тренироваться, и играть. Конечно, Андрею ещё много над чем предстоит работать, потому что пока атакующий потенциал у него ограничен. Мы всё время говорим, что ему нужно разнообразить немножко свой футбол, чтобы быть непредсказуемым для соперника. Разговариваем, пытаемся. Я думаю, Андрей – мальчик не глупый, и должен к этому прийти.
Есть ли хоть один футболист, которому «прибавлять» не нужно? Или каждому ещё большой объём работы проделать предстоит?
Конечно. В этом возрасте есть, в чём прибавлять, каждому футболисту. И они должны об этом знать. Тут ещё вопрос в том стоит, что все они играли в UFL за свой возраст, за 2004. Они эту команду хорошо знали. Когда они переходят в другую команду, это новый вызов для них. Поэтому они должны не только себя немножко ломать и подстраиваться под новую команду, но и под требования тренерского штаба. Не может другой человек тренировать так же, как их тренировали, например, в UFL. И я тоже это объясняю ребятам. Потому что в дальнейшей жизни, когда они будут переходить в другие команды, там не будет ни меня, ни людей, которые их тренировали в академии. Там будут другие требования, другие тренеры. Поэтому они должны быть готовы ко всему.
Правда ли, что зенитовское поколение 2003-го года в отличие от 2002-го не является таким доминирующим?
Я не соглашусь с вами. Есть парни, которые уже проявляют себя. Давайте отставим в сторону молодёжную команду. Есть футболист Кузнецов, который находится в заявке основной команды. Есть, например, Михайлов, который уехал в «Шальке»: там тоже ему дают немного времени, он играет. Знаю по информации, что очень он доволен тем, что находится там. Это для него неоценимый опыт: говорит, там он очень много тренируется. Есть и Евгений Ким, который уже забивал в Юношеской Лиге УЕФА «Челси» и на выезде красивые голы. Есть вратари 2003 года очень сильные (Одоевский, Бязров – прим.). Поэтому яркие футболисты в 2003 году рождения есть. Просто они почти все – не в молодёжке! (смеётся – прим.)
Как в молодёжке воспринимались своеобразные совпадения в результате с основной командой? И как потом реагировал на это Сергей Семак?
Да, мы разговаривали с Сергеем по этому поводу. Он нас просил всё время показывать положительный результат, чтобы и основная команда тоже выигрывала. Но нам не всегда это удавалось. Соперник, оказывается, всегда есть на противоположной половине поля (улыбается – прим.)Мне очень понравились соперники в нашей группе. Особенно как они работают с мячом. Прошлая Юношеская Лига УЕФА юношеская тоже показала, что футболисты иностранных команд намного лучше обращаются с мячом. И то, что бросилось в глаза – опять же, психология. Ментально иностранные футболисты намного сильнее наших. Это, мне кажется, видно невооружённым взглядом. Когда «Челси» и «Ювентус» выходят против «Зенита», видно, что команда соперника уверена в своих силах. А мы – наоборот, как получится. Получилось у нас в последнем матче с «Челси», потому что надо было выигрывать (в итоге было 1:1 – прим.). Вот так надо выходить каждый матч играть. Вот так надо выходить. Но у нас не получается каждый матч так играть.
О мотивации и ощущениях команды на последнем туре группового этапа
Мне было проще. Мне не надо было их настраивать на этот матч. Много разговоров с командой я не проводил. Все прекрасно понимали, что надо делать. Во-первых, нужно было выходить с холодной головой и горячим сердцем, чтобы одолеть «Челси». И, естественно, много надо было работать именно в конкретном матче, чего раньше они не делали, может быть, в некоторых матчах. То, что ребята показали – это они не прыгнули выше головы. Они могут играть ещё сильнее. Но так надо проводить каждый свой матч – как будто он у вас последний в жизни.
О физической подготовке команды в матче против «Челси»
Да, я с вами соглашусь. Даже когда мы остались вдесятером, выглядели неплохо в физическом плане. Даже временами брали игру под свой контроль. Здесь судья, конечно, ни при чём. Здесь наши индивидуальные ошибки привели к такому результату.
Сложно ли парням с индивидуальными ударами судьбы справляться?
Здесь очень тонкий момент, конечно. Здесь надо работать с психологией футболиста молодого. Надо очень внимательно подводить к этому профессиональную команду уже. Я считаю, очень тонкий момент, когда мы, например, возвышаем футболиста, а потом в него летят камни. Это молодому футболисту иногда очень сложно пережить. Поэтому здесь должен находиться рядом тренер, который всегда подскажет. Здесь должны быть родные и близкие, которые всегда могут помочь, объяснить, если что-то не получается. Естественно, нужно бороться за этих парней, не опускать руки.
Ругать, гнобить, пережимать – нельзя?
Конечно, этого нельзя делать. Потому что в их возрасте от ошибок никто не застрахован. Поэтому, если начинать, то со временем придётся гнобить практически каждого футболиста. Наоборот, здесь надо помогать. Помогать, объяснять, где он ошибся, как лучше исправить ошибку. Как её быстрее исправить, чтобы в дальнейшем не допускать таких ошибок.
У нас ругают за две вещи – безыдейность и бессодержательность. Это самое главное, насколько я понимаю?
Я всегда футболистам, которые проходят через молодёжную команду, говорю: «У вас есть некие алгоритмы действий. Их может быть пять, может быть десять в данной конкретной ситуации. Чтобы стать футболистом топ-уровня, вы должны выбирать самый оптимальный вариант». Первый вариант – тот, который будет приносить пользу команде именно в данной конкретной ситуации. Если вы выбираете пятый, например, из десяти, то будете средним футболистом. Или вы выбираете вообще последний, который не принесёт пользу команде и не повлияет на развитие дальнейшей игры – вы и останетесь там внизу всегда. Поэтому всегда старайтесь выбрать самый оптимальный вариант для продолжения развития игры.
Вы говорили, что ребята с любой другой страны, особенно – из Англии или Италии, кажутся гораздо более зрелыми и ментально готовыми к большим вызовам. Почему так происходит?
Я не скажу, что здесь какие-то ошибки могут быть. Во-первых, здесь мы можем сразу сослаться, например, на климат. Мы не можем на уровне 17-18-летних футболистов конкурировать с африканцами, с арабами. Если взять, например, статистику последней юношеской Лиги УЕФА и посмотреть составы команд, то мы видим, что и в «Челси», и в «Ювентусе» играют иностранные футболисты – не итальянцы, не англичане. К ним приводят футболистов со всего мира. Поэтому здесь просто разный уровень футболистов. Не говорю о каких-то ошибках, допущенных, например, тренерами в детях, в юношах. Здесь они совершенно ни при чём.Помимо климата, есть какие-то нюансы, которые вы очень часто для себя подмечали за время работы в молодёжном футболе?Если взять те команды, которые вы сейчас назвали… Про датчан тех же, игравших в полуфинале. Нужно брать футболистов, играющих в сборной Дании. Они не играют в своём чемпионате. Они все играют за пределами Дании, уезжают. Если наши футболисты будут уезжать, они будут востребованы за границей, будут играть. Тогда и сборная будет становиться сильнее.
О нападающих
Здесь можно брать не только Кирилла Хвастухина. Здесь можно вернуться опять к Ивану Коршунову. Это яркие футболисты. Они могут играть в атаке, могут забивать голы. Футбол не ограничивается только атакующими действиями. Должен быть баланс. Баланс и в обороне. С этим уже сложнее. Сложнее у Ивана в большей степени, у Кирилла немножко лучше с этим. Но они должны быть разносторонними футболистами. Если всё время играть только в атаку, то ничего хорошего не будет. И я Ване об этом говорил постоянно. Кириллу то же самое говорил. Должно быть понимание, что вы должны не только играть в атаку. Вы должны понимать, как располагаться, находиться в данной конкретной ситуации, когда вас атакует соперник. Это уже сложнее немножко для них становится.
Почему Иван Коршунов до сих пор не в «Зените-2»?
Вопрос не по адресу сразу. Я не решаю, где находиться Ивану Коршунову. То, что это яркий атакующий футболист, здесь никто спорить не будет. Немножко, я думаю, дело всё-таки в его голове. Немножко настроен он не на большой футбол. Если смотреть весь тренировочный процесс, то Ваня очень себя ярко проявляет, когда играем на маленьких площадках. Он выделяется. Когда поле становится больше, где нужно больше двигаться, здесь Иван немножко теряется. Он прошёл школу ФНЛ уже, играл в омском «Иртыше», в Сибири. Выступал там, забил гол. И возвращаться после такого в молодёжную команду – это не есть правильно. Здесь есть ребята, которые развиваются третий год, четвёртый год. Тот же Андрей Марьянов, который выступает практически на его позиции. Здесь может возникнуть вопрос, почему Арсений Зигангиров у нас играет. Как мы уже говорили, всё-таки лидерские качества есть у него. И такой человек нужен в коллективе всегда.
11:1 с командой «Мастер-Сатурн» – уникальный рекордный результат. Что чувствовали парни после игры?
Я не могу говорить за парней, что они чувствовали, скажу только за себя. Приятно, что мы установили рекорд. Приятно, что футболисты очень серьёзно отнеслись. Мы знали, например, что УОР-5 (он же – «Мастер-Сатурн») занимается постоянно на искусственном поле, и у некоторых футболистов нет просто шестишиповых бутс. Поэтому у нас было преимущество. Рассказали ребятам на предматчевой установке несколько нюансов, как играет соперник в обороне.
Мы перед эфиром обсуждали Олега Шатова, и он внезапно Вам позвонил. Он ведь действительно с большим желанием играл за «Зенит» все те годы, что были ему отведены. Как вы вспоминаете его карьеру?
Конечно, Олег старался. Но здесь надо понимать и разделять старания футболиста и полезность для команды. Его старания находятся на общих весах. Иногда, может быть, старание Олега даже вредило команде.
Как вам жеребьёвка, которая выпала «Зениту»? Команда из Севильи?
По этому поводу мне уже звонило несколько журналистов. Я деликатно всех «отшил». Говорю: «Я не эксперт, я не комментирую ничего». Но на ваш вопрос я, конечно, отвечу. Будет сложно, неимоверно сложно. Потому что испанцы – это всегда играющие команды. Как я всегда говорю, будем болеть, переживать за «Зенит», желать успехов, удачи. Чтобы было везение. Но будет тяжело.
Сам факт, что играем с ветеранской командой – это обычно плохо, хорошо или вообще не имеет значения?
Я думаю, это не имеет значения, потому что команда, находящаяся на третьем месте в Чемпионате Испании, достойна уважения в любом случае.