Книга Диего Симеоне - «Верить». Глава #11 - Наставник
Хола индесито! Это 10 глава книги Диего Симеоне "Верить", перевод которой выходит в этом блоге на постоянной основе. Перевод полностью любительский, поэтому прошу не судить строго, но и критика приветствуется!
Подписывайтесь на наш паблик ВК и Блог!
Прошлые главы:
Глава #11 - Наставник
Мне трудно объективно говорить о том, что дал мне футбол, и какую роль он сыграл в моей жизни. Необычное чувство, такое случается, когда вы увлечены и полностью отдаетесь занятию, которым занимаетесь. Для меня футбол – не просто работа, это 24 часа в сутки, 7 дней в неделю непрерывной занятости и мыслей. Но как бы не была важна страсть к работе, есть кое-что выше этого, к примеру, семья, дети, другие любые потребности, которые есть у всех спортсменов. Когда родился мой первый сын, я был настолько сосредоточен на футболе, что не поехал в роддом, я до сих пор об этом жалею. Сегодня же, когда игрок находится в подобной ситуации, я всегда настаиваю на том, чтобы он отложил свои дела на тренировках и пошел к семье. Благодаря опыту, я могу убедить игрока в том, что какая-либо серьезная жизненная ситуация важнее футбола, я всегда даю совет в таких случаях. Когда рождается сын, футболист перестает быть футболистом, в эти мгновения он – отец.
Я всегда вдали от своих детей – это самый большой минус работы в «Атлетико». Я приобрел огромный опыт в Европе, и не думаю, что я обязан находиться с ними, но иногда я задумываюсь, как бы все пошло, находись я с ними последние годы.
Я думаю, что в каком-то смысле, человек, пытающийся построить карьеру эгоистичен, но это является также отличным способом научить своих детей тому, что нужно идти за своими целями несмотря ни на что. Возможно, я был бы идеальным отцом, если бы проводил с ними каждый день, но несмотря на это, я бы не занимался тем делом, что делает меня счастливым. Лучший способ передать свою энергию тем людям, которые вам близки – подавать пример и чувствовать себя хорошо.
Когда появилась возможность возглавить «Атлетико», я тренировал «Расинг» уже во второй раз. Тогда я закончил сезон и отправился со своим сыном Джулиано в Мар-дель-Плата, именно в этот момент мне позвонили из Мадрида и предложили работу, они пытались убедить меня, но также говорили о том, что сейчас очень сложный период для команды. Я поговорил на этот счет со своим сыном, ему тогда было восемь. Он спросил меня: «Ты собираешься тренировать Фалькао? Играть против Роналду и Месси?»,- я ответил «Да», он сказал: «Но если у тебя все будет хорошо, я ведь долго не увижу тебя», он «убил» меня этой фразой». Я заверил его, что мы будем часто видеться, но не думаю, что тогда он воспринял это в серьез. Думаю, что мои дети рады за меня, и принимают тот факт, что я счастлив в «Атлетико».
Однажды кто-то посчитал мою статистику, как футболиста. Насчиталось около шестисот матчей, около 38 дней я провел на поле, примерно по 2-3 минуты за игру я владел мячом. В принципе, 2-3 минуты на игру, это среднее значение любого футболиста, которое ещё больше показывает, насколько важно время, когда у тебя нет мяча. На мой взгляд, я был игроком страсти, выносливости и индивидуальности, всегда отождествляю себя с чем-то конкретным.
Однажды я пошел сдавать экзамен в школу, и меня спросили, «какое животное тебе нравится?», я сказал – собака. Я часто пересматриваю свои голы, ностальгирую, но это лишь потому что, я люблю вспоминать прошлое, но я независим от него, я иду вперед не оглядываясь назад.
Тренер должен понимать, что он не дирижер оркестра, а руководитель команды. В тот момент когда тренер ассоциирует себя с дирижером, он проигрывает, связь которую он устанавливает с игроками может просто рухнуть в моменты напряжения, потому что вы недостаточно жесткий, но и недостаточно мягкий, вы находитесь посередине.
Есть работодатель, от которого, в какой-то степени зависит судьба человека, который трудится у него, вероятность быть уволенным растет или падает в зависимости от качества выполняемой вами работы. Есть много случаев когда тренер не достигал результата, но оставался у руля команды, руководство верило в него, но есть и обратные прецеденты, когда наставник был уволен за независящие от результатов причины. Это всегда было вопросом общественных ролей, я понимаю, что есть человек, которые в этой иерархии стоит выше меня, перед которым я должен отчитываться.
На ответственных должностях всегда важно понимать, как поставить всё на свои места, и как, в ту же очередь правильно преподнести себя перед коллективом. Это самое сложное, тем более когда все в команде идет хорошо это может запутать и дать ложное ощущение порядка. Если у клуба не очень хорошие результаты, то вы понимаете над чем нужно работать и что улучшать. Проблема в том, что это вызывает спокойствие, позволяет тренеру расслабиться и путает ваши чувства.
Я всегда ладил с руководителями клубов, команды которых я возглавлял, ни одного конфликта за долгие годы работы. Я всегда общался с ними, и мы находили компромиссы. Президент «Эстудиантеса» Хулио Аллегри был опустошен, когда узнал, что я хочу уйти, но рассказав ему все подробности моего решения, он принял его. В «Ривере» со мной случилось что то похожее, с Хосе Марией Агиларом. После матча в «Кубке Либертадорес», в котором мы вылетели из плей-офф он предложил мне двухгодичный контракт, но я отказался, это действительно было предложение, а не устная договоренность, требовалась только моя подпись. Для меня – долгосрочный контракт это комфорт, мне не нужно чувствовать комфорт, когда в команде все идет не очень хорошо.
Если обращать внимание на общественное мнение, то трудно понять, удачно ты работаешь по их версии, или же нет. Безусловно, если статистика говорит в вашу пользу, то вы довольно хорошо выполняете свою работу. Есть также люди, у которых есть что-то особенное, какой-то дар, к примеру, Анчелотти, он работал в «Милане» и выиграл Лигу Чемпионов, перешел в «Реал» и выиграл её снова, даже у таких людей случаются неудачи, у Карло же это был финал в Стамбуле, когда они вели 3-0 у «Ливерпуля» и проиграли в серии пенальти. Это говорит о том, что случайность может сыграть свою роль, но у вас должна быть стабильность, у Карло стабильность выражалась в 3 подряд финалах Лиги Чемпионов.
Я не могу жаловаться на случайность, судьба всегда относилась ко мне хорошо во многих случаях. Всё в жизни имеет свойство уравниваться, если у вас был неудачный отрезок на протяжении сезона, то за ним обязательно последует более положительный результат. В моих первых 150-матчах у руля «Атлетико» мы выиграли сотню, конечно, это безумный результат, и логично, что если я буду руководить командой еще 4 года, количество поражений повысится.
Есть ещё одна важная статистика, и это показатель решающих матчей, то есть финалов. Я думаю в этом плане, в «Атлетико» у нас все хорошо, из семи финалов в которых мы сыграли, мы вышли победителями в пяти и проиграли два. Более того, мы ни разу не проигрывали в основное время в финалах. Против «Барселоны» в Суперкубке Испании мы сыграли 1-1 дома и 0-0 в гостях, проиграв лишь по гостевому голу. А в Лиге Чемпионов мы оба раза сыграли с «Реалом» 1-1, всё это – детали, которые часто остаются незамеченными, но мы выиграли 5 финалов из 7, это много. С «Эстудиантесом» мы также выиграли финал у «Боки» в 2006, это был единственный финал, в котором играли «студенты» и «Бока», но мы вышли и выиграли его.
Тренер получает «знак победителя», когда он выигрывает почти все свои финалы, но это всегда долгий процесс, у всех тренеров есть этапы подготовки команды и результат складывается из маленьких деталей. Учитывается и фактор того, насколько у вас качественные футболисты, с хорошей командой тренер всегда будет ближе к победе. Лично для меня – все тренеры очень похожи, разница заключается лишь в том, что у некоторых есть возможность тренировать отличных футболистов, а у некоторых нет. Гвардиола преуспел в молодежных командах «Барселоны», именно он собрал великую «Барсу» и добился потрясающих результатов, но мне было бы интересно посмотреть, что бы случилось, возглавь он менее именитую и более слабую по составу команду.
Я не знаю как чувствовать себя победившим, либо проигравшим, я не знаю как это определяют. Тренер выигрывает или проигрывает при нескольких обстоятельствах. Многие считают «победителями» тех кто приобрел больше, чем потерял. Во всех битвах есть приобретения и потери, поэтому я отказываюсь называть себя «победителем».
Когда в 94-м дисквалифицировали Марадону, мы потеряли символ сборной, после этого мы играли с Румынией, это был необычный матч, мы проиграли. Мы играли очень хорошо, болельщики провожали нас овациями, необычное чувство. Проигрыш вызывает радость очень редко, это не победа при хорошей игре, ведь там всё затмевает результат. Победа и проигрыш – это концепции, которые кардинально различаются, но часто смешиваются. Есть тренеры, которые являются победителями в трудностях. Например Карузо Ломбарди, он спасал очень большое количество команд в трудностях.
«Победивший тренер» - результат критики. Потому что тот, кто спас клуб от вылета, является победителем чемпионата для своих болельщиков. Я работал в «Катании», там мы спасались от вылета. В тот период, я чувствовал себя победителем чемпионата, когда мы спаслись. Именно поэтому я не вижу особых различий между тренерами. Один может работать немного лучше другого, у одного могут быть лучше футболисты, чем у другого, но работа тренера заключается в том, чтобы выстроить правильную структуру тренировок, для того чтобы получить максимум от каждого игрока.
Разница между тренерами заключается лишь в этом. Это вопрос мотивации и психологии, а не стиля. Это видно, когда тренер уходит из команды, а на его место приходит другой, футбольные решения не так заметны. Я ухожу, приходит другой, меняются игроки, и все. Разница небольшая.
Спасибо за внимание, подписывайтесь на наш паблик и блог.