9 мин.

Алексей Игонин: «Увидев нас после игры в самолёте, сборная Бразилии забилась в угол»

 

Экс-капитан «Зенита» Алексей Игонин стал гостем программы «Циммес-Шоу» на «Радио Зенит». В беседе с Сергеем Циммерманом он рассказал об общении с Сергеем Семаком, любви к театру и о том, как сине-бело-голубые брали в самолёт болельщиков.

Рубрика «на полном серьёзе»

– Вы закончили академию Лесгафта, почему не пошли работать тренером?

– Я, когда закончил, ещё продолжал играть.  В этом образовании есть специфика, есть базовые знания, которые в любом случае нужны, но этого слишком мало для того, чтобы работать тренером.

–На душу не легла эта профессия?

– В последнее время появляется некий опыт (тренерской) работы. Мы участвуем в мастер-классах вместе с футбольным клубом «Зенит», ну или в частном порядке. Я могу сказать, что это ощущение работы с детьми возраста 5-8 лет даёт очень положительный эмоциональный заряд. Я не представляю, как работать с большими ребятами. Или прям с большими спортсменами – я не знаю. А с детьми интересно. 

– Расскажите подробнее о вашей новой работе. Вы теперь сотрудник PR-департамента футбольного клуба «Зенит».

– Я в части организации – матч-менеджер. Вот сейчас как раз мы организовываем поездку на рождественский турнир в Москве, где будут участвовать сборная России, «Спартак», «ЦСКА». Такие выставочные матчи как раз то, чем я занимаюсь.

– Как вас чаще всего узнают, как эксперта «Матч ТВ» или как игрока Зенита?

– По-разному. Бывает, что вообще не узнают. Всё-таки уже достаточно много времени прошло с момента, когда я играл в Зените, и уж тем более, когда я был капитаном. Получается, у нас будет юбилей – 20 лет с бронзы 2001-го года. Я думаю, что именно с неё началось победное шествие «Зенита» и до сих пор продолжается.

– Вас задевает, когда вас не узнают?

– Ну да, смотря кто. Если не узнаёт ГАИшник – это проблема. Если не узнаёт врач – это тоже проблема.

– На МАТЧ ТВ вы частенько критикуете Зенит. Сергей Семак не звонит вам?– Нет, у нас хорошие отношения. Даже удивлён. Бывают ситуации, когда мне кажется, что я сейчас могу позвонить ему или написать. Я это, скрепя сердце, делаю и получаю ответ. Один раз мы даже с ним так хорошо поговорили. Я был на «Матч ТВ», и была  пауза перед игрой. Мы с ним увиделись, минут 5-10 поболтали.  То есть, он уделил мне такое большое количество времени, несмотря на то, что у него через час уже важный матч.

– Сейчас капитанская повязка превратилась в «тряпочку», как её называет Валерий Карпин?

– Это же зависит от того, что тренер или клуб вкладывают в это понятие. Тенденция идёт к тому, что скорее её используют как некий механизм в целях команды, как считает главный тренер.  Мне удивительно, когда 4-5 человек периодически передают её друг другу по ходу сезона. Изначально был несколько другой смысл заложен в это. Все те вопросы, которые раньше решал капитан, сейчас делегируются группой специалистов.  Можно вспомнить наше время, где у нас Морозов был не просто отец – это был отец и мать. Ему больше никто не нужен был.  Он всё знал, как массировать, что-когда есть, куда ехать, когда ложиться. Он делал всё, несмотря на то, что у него были помощники. Сейчас человек 15, как минимум, в штабе. Поэтому работать намного проще, и любой футболист может пообсуждать вопросы с профильным специалистом. Всё меняется, кому-то это (капитанство) совершенно не нужно. Мне зачастую удивительно: всё-таки выборная позиция капитана – это доверие футболистов.

– Вы часто выступаете в качестве ньюсмейкера, и можно читать ваши довольно острые цитаты. А вы сами их читаете?

– Ну, я доверяю. Бывает, конечно, что не всегда тот самый смысл, который я закладывал, выходит из головы корреспондента. Особенно это связано с малоопытными – такими юными товарищами, которые хотят вставить в этот текст больше своих мыслей, нежели моих.

– Судя по всему, по доброте душевной, вы их прощаете?

– Ну, бывают ситуации, что я не успеваю запомнить, как они называются. Особенно мне нравятся такие названия, условно «Евро спорт плюс 24 ком 6 12 гоу». И как это можно запомнить и понять? Я это даже записывать не успеваю. Они звонят с разных телефонов постоянно, поэтому есть сложности. Часто бывает, они путают отчества и имена – всё у них вперемешку . Но я стараюсь побыстрее всё-таки отработать свою часть.

Рубрика «откроем правду»

Правда ли, что…

1) …вы – заядлый рыбак?– И да, и нет. Я в детстве ловил рыбу и очень это любил, но, по-моему, моя последняя рыбалка была лет 25-30 назад. Я до сих пор её люблю, но рыбы нет. Я люблю рыбу поймать, а не сидеть с удочкой.

2) …однажды вы купили в ИКЕЕ стул, а потом нарисовали на спинке 9-ый номер и Кокорин?

– Не совсем так. Я подобный стул просто нашёл и сфотографировал, забрать не смог. Он был в футбольном клубе «Зенит».  Там прямо охрана была: нужно было пройти двух человек, я тогда ещё там не работал. Не так всё-таки нужно начинать карьеру в клубе.

3) …однажды в Сапсане во время очередной поездки на МАТЧ ТВ, вы прежде, чем заснуть, повесили на себя табличку «Если хочешь сфотографироваться – не стесняйся»?

– Ну, наподобие такого была история в самолёте, когда мы ездили по туру с Кубком России. Была там табличка такая «Хочешь сфотографироваться – вот он я». Табличка была готовая, идея моя.

4) …на базе Зенита вы были любимцем обслуживающего персонала и, в особенности, поваров, потому что у вас был лучший аппетит в команде?

– Честно говоря, не знаю, приветствуется ли сегодня хороший аппетит. Это, конечно, не должно быть так. Мы просто ели всё, что могли, и всё, что нам давали. Это касалось всех: не было такого, чтобы кто-то не пообедал, кто-то убежал. Потому что это была реальная возможность хорошо после тренировки поесть. Пища была такая – совершенно обычная, домашняя.

5) …ваш любимый театр не БДТ, а театр Комедии?

– Мой любимый театр – тот, где Мигицко.  Это театр имени Ленсовета. Я думаю, если он вдруг перейдёт в другой театр, я пойду вместе с ним.

6) …во время матча с «Сельтой», во время финала кубка Интертото, вы чуть не подрались с Валерием Карпиным, но разнял вас Мостовой?

– Выдумка, не, не, не. Драться, да, тем более, на футбольном поле – не совсем моё. И сейчас обезглавили бы сборную – зачем?

7)…после матча Россия – Бразилия в 98-ом году, Кафу, капитан бразильцев, чемпион мира, зашёл к вам в раздевалку и попросил именно вашу футболку?

– Не совсем так было. История была следующей: когда мы летели в самолёте, возвращались уже на родину, так получилось, что где-то впереди в самом элитном бизнес-классе бразильцы возвращались в Европу, чтобы играть там за «Барселону» и прочие клубы. У нас такая была возможность, мы пошли фотографироваться. И, мягко говоря, они не то, чтобы удивились – он и испугались. Мы уже были не в спортивной форме. Они не сразу поняли, что это за русские люди, которые галдят. У нас такая себе компания была – Кондрашов, например. Они забились в угол, мы не стали их донимать, занялись собой.

8) …на «Матч ТВ», где вы работаете экспертом, самые приятельские отношения у вас с Георгием Черданцевым?

– Да, вполне. Мы даже в футбол с ним периодически играем. Он не просто любит футбол, он в нём разбирается и всегда ищет возможность поиграть. Мне это очень импонирует. Я знаю, что у «Матч ТВ» есть команда, что они участвуют в турнирах, но это всё в Москве. А Черданцев иногда даже приезжает. На поле он говорит, советует, подсказывает всем.  Самое главное – он очень эмоциональный. Здесь процессия проведения чемпионата: как раз была студия «Матч ТВ», мы устроили некий товарищеский матч между сборной Правительства и сборной «Матча». И я хочу сказать, что он просто разносил там раздевалку. Так переживал за результат, да.

9)…в 90-ых и начале 00-ых были фанаты «Зенита», которых вы по пути на выездной матч, прятали под багажной полкой в поезде?

– Ну, разные бывали истории. Я могу вспомнить, что мы как-то и в самолёт, и в автобус брали. Особенно, если ты помнишь,  была такая бабушка фанатка, которой было уже 80 с чем-то лет (речь о Софии Иосифовне Аранович, болевшей за «Зенит» 1936 года – прим.). Она всегда приносила что-то в подарок – то вязаные носочки кому-то, то ещё что-то. И мы всегда её со стадиона забирали на автобусе и отвозили поближе к дому.

10) …когда вы эксперт на «МАТЧ! Премьер», во время игры вас с ведущим и другим соэкспертом рассаживают по разным комнатам, чтобы раньше времени вы не выплеснули друг на друга эмоции?

– Бывают истории – особенно, когда некий эмоциональный момент обсуждаем. Ну, это вот как футболисты между собой в раздевалке. И каждый раз режиссёр (когда это видит) думает: да господи, почему сейчас камера не включена? А когда она включается, вы сидите спокойно и киваете, раскладываете спокойно по полочкам.  Так что игру мы смотрим вместе.

11) …ваши дети не интересуются футболом?

– Им от этого никуда не деться. Футбол всегда вокруг них – начиная от подарков, внимания и разговоров. Я не могу сказать, что они его не любят. Сын в футбол не играет, но с удовольствием смотрит, разбирается. В своё время он мне даже рассказывал, кто, где, куда играет, кто куда переходит, и в плане статистики, и самого футбола – когда и где его смотреть. 

12) …однажды вас пригласили в ветеранскую хоккейную команду и даже изготовили свитер, но в последний момент выяснилось, что вы не умеете кататься на коньках?

– В один момент меня попросили встать в попечительский совет хоккейной школы. Я приехал, мне сделали свитер, и я даже осмелился выйти в кроссовках, чтобы сделать первый заброс шайбы. А на коньках я умею кататься, но только вперёд и недалеко – от борта до борта.

13) …в Раменском могли на разговор в лес отвезти?

– Как рассказывают очевидцы, это было до меня. Я застал несколько другой этап развития. И не то, чтобы тебя увозили в лес, а заходили в раздевалку. Одна из моих первых таких шоковых терапий была, когда вбегает тренер в перерыве и начинает что-то рассказывать. Вслед за ним входит человек и говорит: «Сядь и молчи. Сейчас буду говорить я». И в этот момент все притихли, а я тогда буквально неделю в команде провёл. Я не до конца понял, что происходит и насколько тихо надо молчать, но я очень старался.

Рубрика «Серия пенальти»

– Самолёт или поезд?

– Поезд. Когда играл в футбол, необходимо было летать, к этому привыкаешь. Сейчас это намного реже и естественно есть некоторые переживания и неудобства. 

– Картошка с мясом или геркулес на воде?

– Геркулес на воде. Стараюсь держаться, тем более что в последние карьерные, футбольные годы я достаточно жёстко выдерживал диету. Сейчас есть достаточно много продуктов, которые я не ем, но вижу, что у многих людей они находятся на столе. Они совершенно спокойно это употребляют, мне даже удивительно. Слава Богу, я отвык от них.

– Удалёнка или офис?

– Автомобиль. Это и удалёнка, и офис. Если открыть у меня багажник и посмотреть, что там происходит, можно даже ксерокс или факс найти. 

– Дикая пробка на час, есть риск опоздать. Всё равно машина или метро?

– Метро, это как раз была дилемма недавно. Я ехал на игру «Зенита» и вот как раз десятибалльные пробки.  Учитывая, что мне нужно было заехать в офис, встретить автобус и всех посадить, я всё-таки рискнул на машине ехать. Ну так, понервничал. 

– Наши ожидания – это наши проблемы?

 – Все наши ожидания, хоть завышенные, хоть заниженные – это наши проблемы. Ищите проблемы в себе.