Возвышение забеганий через центр
Представьте, что вы — Эндрю Робертсон в мерсисайдском дерби, и видите впереди Садьо Мане, который собирается подобрать ничейный мяч в углу штрафной и идти в дриблинг на оборону соперника.
Вам нужно быстро принять решение.
Единственное, что вы могли бы сделать — это отстать и позволить Мане попытаться переиграть своего опекуна один в один. В конце концов, номинально вы защитник, и если «Ливерпуль» потеряет мяч, кому-то придется остановить Эндроса Таунсенда и Ришарлисона от контратаки на вашем фланге.
С другой стороны, вы — крайний защитник в современной четверке защитников, и все знают, что ваша работа больше состоит в том, чтобы продвигаться вперед, помогая атаке, а не защищаться. Если действовать по учебнику, то вам надо обойти Мане по бровке, совершая забегание. Если он отдаст вам в нужный момент мяч, то вы окажетесь за защитниками и с пространством для навеса.
Но есть и третий вариант: вместо того, чтобы обходить снаружи, что, если вы уйдете внутрь, в коридор между крайним защитником и центральным защитником соперника? Углы при этом режиме забегания в центр более сложны, чем при обычном как для пасующего, так и для принимающего мяч игрока, но если это сработает — могут быть созданы очень даже различные головные боли для защиты.
На прошлой неделе Робертсон пошел по менее проторенной дороге, указывая туда, где он хотел получить мяч, и забегая за правого защитника «Эвертона» Шеймуса Коулмэна. Это не оставило Коулмэну ни малейшего шанса изменить направление своего бега.
Ближайший центральный защитник Бен Годфри не хотел оставлять своего партнера Майкла Кина наедине с Диогу Жотой, и к тому времени, когда он сблизился с Робертсоном рядом с лицевой, левый защитник «Ливерпуля» уже переступил через пас Мане и отправил мяч обратно на полностью открытого Джордана Хендерсона…
...который с края штрафной закрутил мяч мимо Джордана Пикфорда.
Это забегание через центр казалось вдохновенной импровизацией Робертсона, но это было частью более масштабного изменения тактики Премьер-лиги. За последние шесть сезонов атакующие защитники все чаще меняли свою позицию и движение, забегая в бровку менее автоматически, чем раньше, и чаще смещаясь в центр.
Если вы заметили тенденцию к атаке крайних защитников через центр, то это не просто ваше воображение. Данные могут не только помочь отслеживать изменения в масштабах всей лиги с течением времени — они также могут дать нам некоторые идеи о том, почему это может происходить.
Статистический рост возвышения забеганий в центр крайних защитников
Сложность измерения забеганий в бровку (overlap) и в центр (underlap) в том, что данные о событиях регистрируются там, где происходят такие вещи, как пасы и дриблинг, но не могут сказать вам, как игроки убегают от мяча. Чтобы сделать вывод, какие забеги совершают крайние защитники, вам нужно знать не только, где они делают свои касания, но и как туда попал мяч.
Квинтэссенция забега атакующего крайнего защитника происходит в ситуации, аналогичной приведенному выше примеру с Мане и Робертсоном. Забегания в бровку и в центр могут быть полезны во многих других отношениях, но они наиболее распространены, когда нападающий держит мяч где-то рядом с углом штрафной и нуждается в поддержке товарища по команде, который помог бы перегрузить защиту.
Для целей измерения, если товарищ по команде в полупространстве возле угла штрафной проходит не менее пяти метров до крайнего защитника на фланге, мы обозначим это забеганием в бровку. Если игроки ведут себя наоборот, это забегание в центр. Подобное не будет охватывать каждый забег крайнего защитника, но сузит до эпизодов игры, где данные дают нам относительно четкое представление о том, как игроки взаимодействуют на поле.
Если мы сравним розыгрыши с забеганиями в бровку и в центр друг с другом, то обнаружим заметную историческую тенденцию. В течение первой половины последнего десятилетия забегания в бровку составляли около 90% совокупного комплекта пасов. Вингеры и полузащитники пасовали из центра в бровку на защитников, которые продвигались почти исключительно вдоль боковой линии.
Но с тех пор, как забегание в бровку достигло пика в Премьер-лиге в 2014/15 годах, количество забеганий в центр растет. В прошлом сезоне 17,5% движений крайнего защитника в этом комплекте передач были забегания в центр, по сравнению с 9,5% семь лет назад. По-прежнему относительно редко бывает, чтобы крайний защитник смещался в центр в последней трети, чтобы получить пас от находящегося в более фланговой позиции товарища по команде, но возникло гораздо больше разнообразия, чем раньше.
Чтобы лучше понять, как и почему меняется эта часть игры, стоит внимательнее присмотреться к четырем различным видам движений крайних защитников.
Диагональные забегания в бровку
На самом деле это не самый распространенный, но, возможно, самый знаковый из наших четырех типов пасов — диагональный пас на забегающего в бровку крайнего защитника. Это вошло в моду в последние пару десятилетий благодаря появлению схемы 4-2-3-1 и инвертируемых вингеров, которые любят играть узко и на дриблинге уходить от соперников, чтобы пробить по воротам. Быстрые крайние защитники могли бы вовремя забегать по открытым флангам, получая легкий пас от нападающего или полузащитника для того, чтобы тогда уже навесить или прострелить.
Единственный гол «Тоттенхэма» в матче с «Арсеналом» в сентябре не был столь чистым, но четкое время забегания в бровку от Серхио Регилона и доблестная попытка Брайана Хиля сыграть в касание указывают на команду, которая практиковала этот образчик широкой игры на тренировках.
На самом деле, Шпоры выделяются как один из немногих крупных клубов, чья тактика пошла вразрез с тенденцией лиги, с подъемом забеганий в бровку и снижением количества забеганий в центр при Маурисио Почеттино, и с тех пор они лишь немного отступили от этой тактики.
Обычная игра крайнего защитника «Тоттенхэма» имеет свои преимущества — Регилон лидирует в команде по ожидаемым голевым передачам — но если вы можете себе представить, насколько уязвимыми они были бы, если бы Букайо Сака подобрал бы тот мяч и начал контратаку на фланге позади Регилона, вы поймете, почему эти дерзкие забегания не так популярны, как раньше.
Из 4808 точных диагональных передач на забегающих в бровку крайних защитников в нашем пользовательском наборе данных только 84 привели к голам в этой же атаке, что составляет 1,7%. С другой стороны, за 12,2% этих передач в течение следующих 15 секунд последовала контратака, которая достигла противоположной половины на фланге крайнего защитника, который совершал забегание.
Даже если вы хороши в этом, посылать защитника через весь фланг в атаку — рискованное дело.
Поперечные забегания в бровку
Конечно, забегающий в бровку крайний защитник не должен пробегать весь путь до углового флажка. Боковые пасы из полупространства на расположенного шире крайнего защитника встречаются более чем в два раза чаще, чем точные пасы диагонального типа.
Эти поперечные забегания в бровку являются наименее угрожающими из наших четырех типов передач, приводя к голу только в 1,2% случаев. Они представляют собой не столько динамическую угрозу, сколько простой способ обеспечить постоянную ширину за пределами узко расположенных вингеров. Но крайние защитники на этих позициях все еще могут очень хорошо растянуть оборону, как показал Диогу Далот в прошлые выходные в матче против «Кристал Пэлас».
Поперечные забегания с несколько меньшей вероятностью приведут к контратаке по флангу за спиной крайнего защитника, но они также на 31% менее вероятны, чем диагональные забегания в бровку, для того, чтобы атака завершилась голом — не особенно заманчивый компромисс.
Поперечные забегания в центр
Растущей альтернативой забеганиям в бровку является узко расположенные крайний защитник, работающий на полупространстве в атакующей трети. Вместо того, чтобы ставить защитника шире и выше, где он не в лучшей позиции для контратаки или отскока после потери мяча, некоторые тренеры экспериментируют с возвращением к использованию вингеров для ширины атаки и запихивания их крайних защитников в центр.
Как и многие другие истории о тенденциях в тактике, эта имеет много общего с Пепом Гвардиолой, которому очень, ну прямо очень нравятся широко расположенные вингеры. Если вы в последнее время хоть немного наблюдали за «Манчестер Сити», то, вероятно, заметили, какую огромную атакующую роль играет Жоау Канселу на позиции ближе к центру от левого вингера.
Но тактика Гвардиолы растягивать оборону соперника на ранней стадии — выталкивая вингера выше и шире, который затем пасует обратно на смещенного в центр крайнего защитника между линиями — не является исключительной для одного игрока. В матче против «Астон Виллы» Александр Зинченко пробежал по левому коридору после длинного заброса на Рахима Стерлинга. Когда защитники «Виллы» выбежали, чтобы закрыть Стерлинга, Зинченко получил легкий поперечный пас между линиями и попытал счастья ударом издали.
Даже если мы оставим в стороне «Сити», который своими крайними защитниками делает гораздо больше поперечный забеганий в центр, чем любая другая команда в Премьер-лиге, такой пас от бровки в центр приводит к голу почти так же часто, как и диагональное забегание крайнего защитника, приводя к наименьшему количеству контратак любого из наших четырех типов пасов. Расположенный ближе к центру крайний защитник может поддерживать атаку и оставаться в хорошей позиции для «защитного отдыха» — термин для подготовки к обороне после потери мяча, все еще находясь во владении — одновременно с этим.
Забегающие в бровку крайние защитники могут создавать забавное разнообразие атакующих паттернов. Например, в матче «Манчестер Юнайтед» против «Лидса» Люк Шоу обыграл своего опекуна, отпасовав по флангу на Бруну Фернандешу, а затем сместился в центр, чтобы сделать ответный пас в коридор под удар.
Или возьмите это умное круговращение из матча «Кристал Пэлас» против «Ньюкасла». Правый защитник, Джоэл Уорд, начинает розыгрыш из глубины с паса на Мишеля Олисе на фланге (вне кадра).
Вместо того, чтобы ждать забегания крайнего защитника, что заняло бы слишком много времени, Конор Галлахер совершает забег из центра поля во фланг, чтобы дать Олисе возможность паса по бровке.
Уорд бежит прямо по коридору в освободившееся пространство в центре поля и отдает в касание мяч на Галлахера, и внезапно «Пэлас» удалось добиться эффекта забегания в бровку — игрок с мячом в пространстве на фланге с необходимым временем, чтобы совершить хороший кросс — с более эффективной схемой паса и движения.
Диагональные забегания в центр
Последний из наших четырех забегов крайних защитников — это тот, с которого мы начали — спринт Робертсона вверх по коридору под диагональный пас в штрафную с фланга. Когда они проходят, пасы в эту основную зону смещения смертельны: коэффициент забивания гола 2,9% от диагональных забеганий в центр почти вдвое выше, чем у любого из трех других типов забеганий.
Но эти пасы вообще не очень часто бывают точными. В Премьер-лиге в этом сезоне только 13 диагональных передач достигли крайнего защитника в штрафной. Эти передачи привели к трем ударам и двум голам, но они также привели к контратакам с самой высоким рейтингом из четырех типов забеганий. Возможно, этот компромисс стоит того, чтобы получить более высокий шанс забить из полупространства, но для этого потребуется более продвинутая математика (и бо́льшая выборка точных пасов), чтобы узнать наверняка.
Также возможно, что эти забеги эффективны, даже если они не приводят к точному диагональному пасу. В этом голе «Ливерпуля» из первого примера Коулмэн мог бы сократить пасовый угол Робертсону, отпустив Мане на шаг или два, но сложность в том, чтобы точно знать, когда нужно двигаться, чтобы блокировать забег за спину — это , возможно, откроет пространство для того, чтобы Мане сместился в центр, что для защиты тоже не совсем идеальный результат.
К сожалению, это, вероятно, выходит за рамки того, что могут измерить данные о событиях на поле. Некоторые из тактик, способствующих росту забеганий в центр от крайних защитников, нелегко отследить только с помощью цифр. Но, в конце концов, разве не трудно отследить, почему они совершают эти забеги?
(Дизайн: Сэм Ричардсон)
Автор: Джон Мюллер (источник)
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости
Между тем, даже в советском футболе довольно часто можно было видеть достаточно нешаблонные действия игроков - проходы в лицевую и вдоль лицевой со скрытыми передачами и т.д.