5 мин.

Левандовски сделал все для «Золотого мяча». Я сочувствую Роберту

Переживания Вадима Лукомского.

Этот текст не о том, заслужил ли Месси седьмой «Золотой мяч» – можно запросто построить убедительную логическую цепочку, почему заслужил (и вообще абсурдные критерии награды оставляют огромный простор для манипуляций в самые разные стороны). Тут я лишь хочу объяснить, насколько мне обидно за Левандовского. Есть минимум три противоречия, которые рождают сочувствие к Роберту.

1. Отмена «Золотого мяча» в 2020-м была абсурдным популистским решением. В официальном объявлении упирали на аномальность того сезона, которая якобы ставит команды и игроков в неравные условия.

Полностью равные условия невозможны. Каждый год команды из разных лиг в таких же неравных условиях: зимняя пауза в Бундеслиге, праздничные матчи в Англии, разное количество туров в чемпионатах, наличие или отсутствие дополнительных кубковых турниров, разные судейские трактовки (что прямо влияет на способность набивать статистику), разное количество матчей, которые собирают широкую аудиторию. 

Из-за ковидной паузы в 2020-м все футболисты оказались в одинаковых нестандартных условиях, но конкуренция не была более неравной, чем обычно – за исключением сгоревших матчей Лиги 1. Но они редко (или никогда?) влияют на распределение мест при вручении «Золотого мяча». 

В футбольном плане формулировка была бы оправданной, если бы у всех выпало столько матчей, что оценить игроков было бы невозможно (то есть сценарий, при котором сезон вообще бы не доигрывали). Этого не случилось. 

Еще более смехотворной ситуацию делает другая формулировка из пресс-релиза – только январь и февраль 2020-го (до начала пандемии) называются пригодными для оценки месяцами. То есть в непригодные из-за аномальности попадают первые месяцы прошлого сезона-2020/21. По такой логике весь постковидный сезон можно посчитать аномальным и непригодным. Тогда из 2021-го выпадают 7 месяцев (5 месяцев прошлого сезона + 2 месяца после завершения голосования) – в парадигме France Football вполне достойный повод для еще одной отмены награды.

Вот только основанный на популизме, а не на рациональных суждениях ход невозможно два раза подряд провернуть одинаково ярко и эффективно. В погоне за популизмом FF попытался взять на себя роль журнала Time. Даже в моменте решение выглядело необоснованным, а к концу года – просто нелепо.

«Если бы «Золотой мяч» вручали бы в прошлом году, то Левандовски выиграл бы. Думаю, было несправедливым отказываться вручения – церемонию можно было провести онлайн. Прогресс Роберта – не только физический, но и психологический – поражает. Он забивает больше 30 голов только в Бундеслиге каждый год», – объяснял Тиаго Алькантара.

По победителю с ним согласны и букмекеры, у которых Роберт лидировал на момент отмены, и Лео Месси, который упомянул об этом со сцены.

2. В 2021-м Левандовски не сбавил в индивидуальном плане. «Золотой мяч» – именно индивидуальная награда. В этом плане интересно сравнить ключевые показатели поляка в сезоне, за который ему готовы были отдать награду, и после него. Выяснится, что он даже прибавил:

Левандовски – идеальный в плане открываний нападающий для системы «Баварии». Ключевые индикаторы его мощи – количество и острота моментов, которые рождаются из его движения и командной системы, а также способность их мощно реализовывать. Во всех этих аспектах он стал лишь круче: на прошлый сезон пришелся пик, а старт этого все равно сильнее «золотого»-2019/20.

Это не попытка доказать, что эти параметры важнее тех, в которых правит Лео Месси. Его роль несоизмеримо шире (что не всегда хорошо для командного баланса, но дает ему шансы показывать гениальность на всех участках поля). Но для игры Роберта они ключевые. Либо такого типа игрок вообще никогда не должен даже претендовать на «Золотой мяч» (это не так – консенсус 2020-го доказывает, что может), либо версия-2021 не хуже и даже лучше (что делает проигрыш вдвойне обидным).

3. «Золотой мяч» – PR-награда. Она настолько медийная, что некоторые прошлые «ограбления» можно было объяснить слишком резким карьерным рывком для игрока, выдавшего феноменальный год. Поэтому по традиции давали знакомому имени. 

Это не случай Левандовского – он принял правила. И не стеснялся говорить о цели выиграть награду и важности приза – действительно готовил себя медийно. Кампания по продвижению его кандидатуры с участием партнеров длится уже более трех лет (например, раз, два, три). 

«Возможность выиграть «Золотой мяч» очень многое для меня значит. Это было бы серьезным поводом для гордости. Достаточно посмотреть на все, чего я добился не только в этом году, но и в прошлом, когда церемонию отменили – я выиграл много трофеев и забил много голов», – признавался Роберт Marca около месяца назад.

Еще более трогательно Левандовски описывал ценность наград в колонке для The Players Tribune: «В Польше у нас есть этот комплекс неполноценности. У нас никогда никого не называли лучшим игроком в мире. В детстве у тебя нет суперзвезд, которым хочется подражать. Скауты всегда говорят что-то вроде: «Он довольно умелый... для польского ребенка». Так что у нас есть такое чувство, что никто никогда не будет достаточно хорош – никто из нас никогда не доберется до вершины. Польские дети не должны быть лучшими в мире. Этого просто не должно было случиться».

В том тексте Роберт рассуждает о призе лучшему игроку года от FIFA, который показал миру, что такое возможно, но истинным триумфом для него мог стать именно «Золотой мяч». Для него это действительно важно во всех отношениях – справедливость, символизм, спортивный азарт. Настолько, что он охотно принял все правила игры, сделал все и даже больше, но все равно проиграл.

Печально.

«Все знают: Золотой мяч-2020 должен стоять у тебя дома». Месси со сцены – о Левандовском

Месси сравнялся с Пеле в альтернативном подсчете «ЗМ» – с учетом Южной Америки. У Марадоны – два, Яшин и Беланов в пролете

Поцелуй Левандовского, дети Месси, ассист Суареса – главные кадры вокруг вручения нового «Золотого мяча»

Фото: globallookpress.com/FrankHoemann/SVEN SIMON; Gettyimages.ru/Matt Childs/Pool, Alexander Hassenstein; REUTERS/Benoit Tessier