Евгений Ловчев: «Мне было стыдно выходить после матча из раздевалки на улицу»
18 ноября многие футбольные болельщики у нас в стране вспоминали Константина Ивановича Бескова - была 101-я годовщина его дня рождения. Без сомнения, Бесков - одна из самых ярких страниц отечественного футбола. По своей натуре Константин Иванович был человеком сложным, во всех отношениях этого слова, но самое главное - он был Личностью. И одним из первых качеств, которое приходит на ум, вспоминая имя прославленного футболиста и тренера, приходит порядочность.
Не случайно случилось то, что "динамовец" Бесков оказался в итоге в противоположной по всем фронтам команде - в "Спартаке". Стиль "красно-белых" менялся за свою 100-летнюю историю, но вот то, что оставалось неизменным (пока был жив Старостин и пока во главе команды был его наследник Олег Иванович Романцев) - это честная игра на футбольном поле.
Продолжая свой цикл текстов, посвященных 45-летию вылета московского "Спартака" в 1 лигу СССР, нельзя пройти мимо одного матча, который наглядно иллюстрирует порядочность футболистов "Спартака" эпохи Старостина. 8 ноября 1976 года в "Лужниках" (стадион им. В.И.Ленина) состоялся матч "Спартак" - "Шахтер", о котором Евгений Ловчев через год скажет вот такие слова: "Самый неприятный осадок остался у меня после нашего матча с донецким "Шахтером" на финише осеннего чемпионата страны. Как известно, мы победили горняков 1:0. Но выходить после матча из раздевалки на улицу было стыдно. Об этом же говорил мне тогда и Папаев: "Стыдно, дальше некуда..."
Что же произошло? Снова слово капитану "красно-белых": "Судивший этот матч судья всесоюзной категории В.Фардман делал все возможное, чтобы "Спартак" победил, а "Шахтер" проиграл. Когда в первом тайме в ворота наших соперников был назначен пенальти, нам стало ясно, что сегодня судья явно на нашей стороне. Булгаков пенальти не забил. Во втором тайме Фардман назначает еще один пенальти (на этот раз, по-моему, справедливый) в ворота "Шахтера". Гладилин успешно реализует его. Мы продолжаем атаковать, почти не беспокоясь за свои тылы: к нашей штрафной площади горняков не пускает боковой судья, то и дело фиксирующий положение "вне игры". Во время паузы на поле ко мне подошел один из игроков "Шахтера" и сказал: "Вам что, 1:0 недостаточно? Не старайтесь, все равно мы у вас выиграть не сможем..." Почему я об этом говорю? Казалось бы, должен радоваться - судья помог "Спартаку" в самое трудное для команды время. А говорю я об этом потому, что мне противно играть в такой футбол..."
А вот и слова известного спортивного журналиста Льва Филатова: "Лужники увидели старательное подсуживание "Спартаку"...Было ясно, что судья задался целью подсобить именитой команде и, возможно, считал в глубине души, что выполняет благое дело...спартаковским игрокам было неловко за судью, за то, что они оказались под его неправедным покровительством.."
Ясно, что всё это решалось в "верхах": тут и Фардману исполнялось 50 лет - это был его последний сезон в карьере (а возможно и матч), да и матч "красно-белых" с горняками был для судьи из Ейска третьим (!!!) в туре - как такое вообще возможно?! Московский горком поздно взялся "помочь" "Спартаку", да и не в такой "помощи" нуждалась команда. Лучше бы базу в Тарасовке привели в надлежащее состояние, да назначили б организации, которые действительно отвечали бы за результаты команды. А то, как победа - так причастных длинный список, а за поражения никто отвечать не желает.
Примечательно, что на следующий день громыхнул другой судейский скандал: главный конкурент "Спартака" в борьбе за выживание - ереванский "Арарат" сыграл вничью с московскими "динамовцами". Гол то "Динамо" забило, но вот главный судья матча харьковчанин Юрий Сергиенко мяч этот отменил. Ну а что вы хотите: "Арарат" привез в столицу очень много, но "динамовцев" закрыли в Новогорске - деньги отдали судье...
Написать данный пост меня побудило несколько вещей. Крайней стала реакция на видео с Евгением Серафимовичем Ловчевым, который очень эмоционально отреагировал на игру сборной России с хорватами. Да, Ловчев уже пожилой человек, да он, бывает, говорит полную чушь, но это Личность в истории московского "Спартака", человек, доказавший свою порядочность по отношению к Игре, чего нельзя сказать про большинство нынешних функционеров в клубе. Он то как раз имеет полное моральное право говорить о нашем футболе так, как считает нужным, потому что оставлял всего себя на поле как в футболке "Спартака", так и в футболке национальной сборной!