Олицетворение Ювентуса. Лучший итальянский футболист в истории
Прочитав заголовок, очень многие скажут, что автор не в себе. Мол, были же Росси, Джентиле, Сивори, Бониперти, Меацца, Тотти и ещё сонм великих итальянцев несть им числа. Баджо в конце концов. Скажу лишь, что по-своему, эти люди будут правы. Сама по себе попытка сравнивать игроков разных поколений, позиций, стилей и качеств сильно отдаёт вкусовщиной и не может быть объективной, так как невозможно определить набор критериев для сравнения. Я же возьму ещё выше и скажу, что Алекс Дель Пьеро величайший футболист в истории игры в принципе. У меня есть на то свои резоны.
В 1993 году вовсю шло крушение одной мировой сверхдержавы. Пятнистый паразит заработал себе вечную славу и почёт в англосаксонском мире, обрекши миллионы своих соотечественников на голод, смерть, страдания и трудности. Впрочем, для восьмилетнего пацана все эти вещи были неизвестны и непостижимы. Я знал только, что моя семья претерпела личную трагедию и потому моя жизнь прилично изменилась. При переезде на новое место естественно возникла необходимость налаживания знакомства с уже сложившейся компанией местных мальчишек, которые, среди прочего, были очень увлечены футболом. На тот момент, какой бы то ни было спорт не представлял для меня серьёзного интереса, но необходимость интеграции в новый коллектив мотивировала любителя трансформеров и черепашек-ниндзя открыть свои способности в новой сфере. Оказалось, что в футбол я играю довольно сносно, достаточно чтобы меня всерьёз восприняли два главных футбольных фаната нашей маленькой дворовой компании. Один яро болел за московский Спартак и английский Манчестер Юнайтед, второй с тем же рвением переживал за волгоградский Ротор и мюнхенскую Баварию. Так что мне срочно пришлось учиться не только самому играть в футбол, но и подтягивать знания футбольного мира в целом. До эпохи доступного интернета и кабельного телевидения были ещё десятилетия, общедоступных каналов по нашему телевизору было всего три, а футбол показывали нечасто и увидеть матчи иностранных команд было большой удачей. На моё счастье регулярно выходило "Футбольное обозрение" с Владимиром Перетуриным.
Сейчас уже не очень легко припомнить все детали. Знаю только, что обзоры иностранных чемпионатов я смотрел во все глаза чтобы, наконец, выбрать за кого же болеть. Английские и немецкие лиги были отметены почти сразу же. Друзья уже выбрали себе клубы оттуда, а значит надо было найти что-то своё. Так что выбор стоял между Ла Лигой и итальянской Серией А. Италия привлекла меня больше, все эти названия, фамилии, а колорит и эмоциональность били ключом даже в коротеньких выпусках обзоров. Красота голов и жесткость борьбы дополнительно подчёркивались дикой итальянской страстью. В общем, вопрос стоял только в том, кого же выбрать для себя. Как это часто бывает, всё решилось в мгновение ока и навсегда, минуя рассудочную часть. Зима, декабрь, Владимир Иванович рассказывает о принципиальном противостоянии в Италии, где Фиорентина приехала в гости к своему заклятому противнику туринскому Ювентусу. Гости повели 2:0 и, признаюсь, в тот момент я был очень близок к тому, чтобы стать фанатом флорентийцев. Всё изменил лучший гол, который я когда-либо видел. Даже сейчас, спустя без малого 30 лет, сотни матчей, тысячи голов, тот гол остаётся номером один в моём личном рейтинге красивых мячей. Как вообще оценить красоту? А в футболе? У всех свои критерии. Насколько красив гол Марадоны англичанам? А Месси Баварии? А Роберто Карлоса французам? Что красивее одиночный проход через половину команды соперников с закатыванием мяча в пустые ворота или немыслимый пушечный либо ювелирный удар по немыслимой траектории? Какое проявление гениальности более ценно? Та длинная, высокая передача почти от центра поля, от бровки в направлении невысокого парня в окружении высокорослых центральных защитников, не должна была таить в себе особой опасности. Защитники спокойно снимают такие мячи, это их хлеб. Превратить такой пас в гол это само по себе искусство. Парень же с пышной шевелюрой вспыхнул сверхновой чистого гения, мгновением невозможного решения с безупречным, без единого изъяна, исполнением. До сих пор, пересматривая тот гол, я не представляю, как такое можно придумать за мгновение, что у него было. Алессандро Дель Пьеро принёс победу в принципиальном матче, команде проигрывавшей 0:2, несмотря на чудивших по полной судей, ударом, который невозможно повторить. Думаю именно в тот момент моё сердце окрасилось в чёрно-белые полоски навсегда. Момент для такого выбора оказался удачный и вскоре я с упоением смотрел победный финал ЛЧ, зачитывал до дыр выпуски Спорт-Экспресса о любимом клубе и, особенно, о его восходящей суперзвезде. Быстроногий технарь, с безудержной фантазией и креативом, безупречной техникой, ударом с обеих ног и характером лидера стал надеждой всей Италии. Дель Пьеро было трудно не любить или хотя бы не уважать. Он не звездился, не сбавлял требовательности к себе, не брал на себя больше, чем мог сделать. А главное, он не переставал творить. Великий Avvocato, Джанни Аньелли, судьбоносная для Ювентуса фигура, очень ценил Дель Пьеро и, с привычной для него точностью, дал Але прозвище Пинтуриккьо. Как и живописец, Алессандро своей игрой чаровал и влюблял болельщиков и специалистов. Он отобрал своё место на поле у самого Баджо, завоевал право на десятый номер на спине и капитанскую повязку. Дель Пьеро продолжал расти и совершенствоваться, замахиваясь на величие абсолютного мастерства Платини. В отличие от ювелирного француза, который свой гений превратил в холодный хирургический инструмент для вспарывания защиты соперников, Алекс свой талант реализовывал, как и подобает художнику эпохи возрождения, создавая красоту там, где её никто не ожидал. Созидание было его призванием, "десятка" была его судьбой, величие - на расстоянии вытянутой руки. Он был настолько хорош, что его котировали на одном уровне с, наверное, лучшей "девяткой" всех времён - Роналдо. Иронично, что оба игрока схожим образом лишились шансов достичь своего истинного потолка.
Кресты. Страшное слово для всех, кто занимается спортом. Для футболиста особенно страшное. Это сейчас медицина так далеко шагнула, что Кьеллини или Златан могут продолжать играть в преклонном по футбольным меркам возрасте. В конце 90-х кресты были почти приговором. Вернуться в футбол - можно. Вернуться на уровень - почти невозможно. Вместе с Дель Пьеро сломался и Ювентус. Дошло аж до кубка Интертото и поездки в Ростов. А самому Дель Пьеро предстояло искать себя заново. Поиски эти осложнялись тем, что Ювентус оставался Ювентусом, и победа здесь всё так же была единственным, что имеет значение. Алекс оставался любимцем болельщиков, ждали его возвращения, но ему предстояло вновь бороться за место на поле, за право носить чёрно-белую футболку. Травма унесла с собой одно из ценнейших качеств раннего Дель Пьеро, легкие и быстрые ноги. Он пытался, но не мог делать все так как раньше. Изменился бег, изменилось телосложение, изменился сам футбол. Дель Пьеро вернулся, но это уже не был тот художник, который должен был вот-вот затмить Платини. Вдобавок вскоре из него сделали козла отпущения за финал Евро-2000. Давление было велико, критика обширна, а результаты не очень убедительны. Отсюда было только два пути: сдаться, признать, что уже не можешь быть как раньше, уйти куда-то, где попроще, или остаться и научиться эффективно использовать те качества, которые ещё были при нём и уже с их помощью вернуть своё место на поле и свою повзяку. Дель Пьеро выбрал второе. Алексу пришлось заново учиться быть футболистом элитного уровня. Вместо чистой скорости - скоростное мышление. Техника превратилась из золотой филиграни, украшающей реактивные действия, в изящный швейцарский нож, способный пригодиться в любой точке поля и в любой ситуации. Штрафные удары Дель Пьеро превратил в аналог артиллерийского орудия, которого опасались все голкиперы на свете. Новый Дель Пьеро без сомнения входит в элитный клуб лучших исполнителей штрафных в истории футбола. Нехватка скорости заставила Алекса научиться безукоризненно анализировать своё положение на поле и предсказывать события так, чтобы оказаться в нужной точке не засчёт скорости ног, а засчёт скорости мысли. Дель Пьеро собрал из своих качеств нового футболиста топ-уровня, пусть уже не претендующего всерьёз на Золотой Мяч, но точно претендующего на звание лучшего игрока в Серии А. Алекс образовал удивительно эффективный тандем с лучшим иностранным бомбардиром в истории Юве Давидом Трезеге и дошёл с клубом до очередного финала ЛЧ попутно убрав одним движением Йерро с Эльгерой, напомнив как убирал в 97 Берга со Шмейхелем.
Вскоре Ювентус обзавёлся новым талантливым суперфорвардом из Швеции, что сократило игровое время Але. Это было ударом для многолетнего капитана и лидера. Впрочем, мы же говорим о Дель Пьеро, правда? Он не раскачивал лодку, не качал права, а работал и пользовался теми шансами, что ему давали. Выиграв с Ювентусом скудетто, Алекс заслужил место в составе сборной на Чемпионат Мира. Дальше все знают. "Andiamo a Berlino, Beppe!", голова Зидана, пенальти Гроссо, лазурное небо Берлина, парение на вершине футбольного мира. Кто б поверил, что ждёт серию А дальше? Про сфабрикованное убийство лучшей лиги мира написано много, и здесь я этот фарс вспоминать не буду. В контексте фигуры Дель Пьеро важен только сам факт ссылки Юве в серию Б. Удар чудовищный. Клуб, половина основного состава которого только что играла в финале ЧМ, внезапно оказался на световые годы отброшен из привычного ареала обитания. Адвоката уже не было, внутрисемейные разборки ослабили позиции клуба, сильное руководство было юридически устранено, а пришедшие на их место не обладали даже толикой связей и могущества Триады. Большой очковый штраф, финансовые и кадровые потери, всё говорило о том, что Ювентусу конец. Страшные дни.
"Настоящий джентельмен никогда не оставит свою синьору" - Алессандро Дель Пьеро, 2006 год.
По-настоящему оценить важность тех слов и тех поступков Дель Пьеро мы можем, наверное, только сейчас. Игроки-чемпионы низверженного титана пошли нарасхват, топ-клубы взялись за дело и раскупали всех кто хоть чего-нибудь стоил. Неудивительно, что за Дель Пьеро тоже стояла очередь. Мадрид и Манчестер были решительны, но безуспешны. Капитан не покинул свой корабль. Более того, следом за своим лидером решились остаться лучший голкипер на планете Джанлуиджи Буффон, обладатель Золотого Мяча 2003 Павел Недвед, чемпион мира 2006 Мауро Каморанези и самый невезучий финалист чемпионата мира 2006 Давид Трезеге. Они с Алексом стали пятёркой сенаторов, навсегда золотом вписавшей свои имена в историю Юве. Это было нереально, невиданно и неслыханно, просто немыслимо. Ну не играют чемпионы мира и обладатели Золотых мячей во второй лиге. Такие фигуры борются за скудетто и кубок Чемпионов, выходят под свет софитов на изумрудные газоны Сан-Сиро, Олд Траффорд и Бернабеу, а не бодаются с ремесленниками на кочковатых полянах Ареццо и Триеста. Для серии Б это было предельно непривычно. Трудно представить, но лиге серии Б пожалуй впервые в своей истории пришлось изучать и принимать во внимание календарь международных матчей! Ювентус заходил в серию Б обладая сильнейшей вратарской и атакующей линиями в лиге. Рядом с мировыми звёздами рванули в развитии многие молодые, перспективные ребята типа Маркизио и Кьеллини. Даже очковый штраф перестал казаться столь ужасным. Надо понимать, что путь назад в свою лигу далеко не был устлан розами. Каждый соперник выходил на Юве как на матч всей жизни. Хотя для игроков из Альбинолеффе или Модены это и вправду было так. Впрочем, как бы ни было сложно, но Алекс, Давид и Павел на троих наколотили 46 мячей, больше половины голов команды, а Юве привёз второму месту 15 очков и на +30 большую разницу мячей. Ведь победа это единственное что имеет значение, и капитан выиграл до кучи ещё и гонку бомбардиров. Хотя, положа руку на сердце, какие были шансы у защит серии Б шансы против ребят способных замучить и переиграть лучших защитников в мире? Дальше уже история. Алекс был очень близок к повтору результата серии Б уже в итальянской элите, но там не хватило запаса класса у состава, да и лига Серия А, будучи в шоке от столь стремительного возвращения Юве, сделала всё возможное чтобы умилостивить заказчиков устранения бьянконери. Даже на таком фоне Дель Пьеро выиграл гонку бомбардиров и в элите, попутно затащив свой клуб ещё и в Лигу Чемпионов. Алекс продолжал забивать, забивать и забивать. Три года подряд он преодолевал отметку 20 мячей за Юве. Как некогда Олд Траффорд, Алексу рукоплескал Сантьяго Бернабеу. Но один в поле не воин. Недвед, Трезеге и Каморанези ощутили на себе дыхание времени и стали ощутимо сдавать. Трансферная политика нового руководства клуба была сомнительна, что привело к появлению откровенных пассажиров типа Поульсена, Грыгеры и Мело. Ряды соратников редели, а вот масса бардака напротив только увеличивалась, и Але тоже не выдержал. Он продолжал стараться изо всех сил, но даже у него тогда почти потух взгляд. Команда мучилась, а не играла, и её лидер понимал, что уже не в силах сделать всё сам. К счастью, про Ювентус вспомнила Семья. В клубном офисе на одной из дверей вновь появилась до боли родная табличка "Президент Аньелли" и клуб обрёл будущее. Наконец было, кому принять груз ответственности с плеч капитана. Думается мне, что тогда Дель Пьеро едва ли не впервые за последние годы смог поднять голову и оглядеть мир вокруг, задавшись вопросом "а чем бы я ещё мог заняться?". Знаю, многие скажут, что Андреа не очень красиво обставил уход Алекса из Ювентуса. Я согласен с тем, что Дель Пьеро мог бы ещё год-два спокойно помогать с лавки, но тут уж явно не обошлось без руки Конте, которому явно был не нужен в раздевалке человек, чей авторитет был на световые годы выше и который невозможно было поколебать. Как бы то ни было, Дель Пьеро остался собой. Без драм и скандалов, смиренно и спокойно Алекс сыграл свой последний сезон за Юве. Забил важнейший штрафной Лацио, забил в своём последнем матче, несмотря на повреждение и поднял над головой 30-й для Юве трофей Чемпионов Италии, причём выигранный без единого поражения. Он был чемпионом с Ювентусом в трёх десятилетиях и отдал клубу больше, чем кто-либо мог рассчитывать. Прощальный круг почёта Дель Пьеро делал под аккомпанемент возгласов всеобщего поклонения и любви. Прощание Капитана было омыто слезами всех, для кого он был кем-то большим, чем просто футболист и лидер клуба. Это было прощание с Легендой, которая, казалось, всегда будет частью команды. У меня до сих пор ком к горлу подступает, если натыкаюсь на фото или видео того прощания.
После Ювентуса Дель Пьеро стал путешествовать по миру. Заскочил на пару лет в Австралию, завернул ненадолго в Индию. Но это всё уже было не то. Свои силы и душу Алекс вкладывал в игру только в чёрно-белой футболке, а без неё стал всё чаще заглядывать в жизнь за пределами футбола. Дель Пьеро стал с удовольствием жить в США, ходить на любимый баскетбол, участвовать в различных проектах, заниматься семьёй и, как положено итальянцу, затеял небольшой ресторанный бизнес. С футболом Але пересекался разве что в выставочных матчах ветеранов, да в качестве эксперта на ТВ. Впрочем недавно прошла новость, что он всё-таки получил тренерскую лицензию. Я конечно ни на что не намекаю, но вдруг…
Так почему же Дель Пьеро величайший футболист в истории? Алекс дал мировому футболу в своём лице сразу двух великих игроков. Первый был столь хорош, что запрыгнул на уровень Платини и выиграл в футболе почти всё что возможно. Второй же показал футбольному миру, что футболист может быть чем-то большим, чем просто человек, играющий с мячом на поле. Многие великие игроки сыграли и забили больше, чем Дель Пьеро. Многие выиграли для своих клубов больше, чем Дель Пьеро. Алекс же дал своему клубу нечто более важное, чем голы и титулы. Он дал Ювентусу шанс выжить. Когда его клуб стоял на краю небытия, когда было сделано, казалось, всё возможное чтобы Ювентус надолго завяз в глубинах второй лиги, лишь характер и воля его, Капитана, стали тем титановым стержнем, который позволил пошатнуться, но не рухнуть. Алекс и другие сенаторы стали фундаментом, на котором стоят любые дальнейшие успехи Юве. Когда Конте надменно заявляет, что де, он начал победную серию Ювентуса, я лишь грустно покачиваю головой. Никаких побед не было бы, не будь у Юве в 2006 году его капитана. Сейчас болельщики бьянконери избалованы, изнежены успехами и чрезвычайно остро реагируют на любые сложности, с преувеличением называя их "катастрофой" или "провалом", забыв, что же такое настоящая катастрофа. Хотя что-то мне подсказывает, что, случись (не дай бог, конечно) вновь настоящая катастрофа, попади Старая Синьора в беду, она всегда сможет позвать на помощь своего верного джентльмена. И он явится. Дель Пьеро может и ушёл из Ювентуса, но, думается мне, у него навсегда "il cuore a strisce" и дорога жизни рано или поздно приведёт мистера Ювентус домой.
Взгляните на это. Здесь полчаса концентрированного величия. Ну и fino alla fine ragazzi.
Спасибо.