Профессионально-значимые качества личности тренера
Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности тренера, являются его личностные качества. Сама специфика педагогического труда предъявляет ряд требований к личности тренера, которые определяются как профессионально-значимые качества.
Выделены профессионально важные качества личности тренера:
- деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность;
-рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, эрудиция, широкий кругозор.
-коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, обязательность.
-эмпативные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, способность к сопереживанию.
Книга "Психология в современном спорте" известного американского психолога Б. Дж. Кретти знакомит советских читателей с достижениями зарубежных ученых в области психологии спорта. Большое внимание автор уделяет изучению социальной психологии, проблемам повышения эффективности обучения в спорте.
Б.Дж. Кретти выделяет положительные и отрицательные типы тренеров.
К положительным типам относятся:
-«поддерживающий» – всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать эмоционально в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентирует на будущие успехи;
-«хладнокровный» – сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов;
-«психолог» – может подвести спортсмена к соревнованию с оптимальным уровнем возбуждения, успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, чувствует состояние спортсменов во время соревнований;
-«оратор» – удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без лишнего давления.
К отрицательным типам относятся:
-«оскорбляющий» – тип тренера, которого больше всего не любят;
-«крикун» – считающий, что успех его работы зависит от величины шума, который он создал; «мститель» – внушающий спортсменам, что их неудачи ставят под угрозу его место в команде, готовый мстить им за недостаточное старание на тренировках;
-«душитель» – по мере приближения соревнований впадает в состояние шока;
-«профессор» – научно настраивающий себя и своих воспитанников с помощью сверхсложных установок и планов на игру.
Также можно выделить три основные группы психических состояний в профессиональной деятельности тренера: состояния, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности: утомление (переутомление, психическое пресыщение), монотония, профессиональное выгорание и др.; профессиональный стресс (напряженность); предстартовые состояния (стартовая лихорадка и апатия, боевая готовность и др.)
Психическое состояние тренера, проявляющееся в его поведении, воздействует на психику спортсмена, вызывая определенную реакцию, которая проявляется на аффективном и поведенческом уровне. Предстартовые состояния тренера, с одной стороны, влияют на настроение спортсмена, с другой – на качество указаний, даваемых тренером непосредственно перед соревнованием.