Фалькао сверкает в «Райо». Это пролетарский клуб, где ультралевые фанаты воюют с руководством
«Райо Вальекано» = рабочий класс.
«Мы фанаты, большие анархисты, самые пьяные, мы антифашисты», – заряжают фанаты «Райо Вальекано» на своем небольшом стадионе «Кампо де Вальекас», украшенном пролетарскими лозунгами.
«Райо» – уникальный клуб. Островок левой идеологии в бездушном мире футбольного бизнеса. Фанаты гордятся, что клуб представляет рабочий класс. И иногда делают тематические перфомансы, например, с отсылками к Че Геваре.
Сейчас «Райо» удивляет. Несмотря на один из самых скромных составов в Ла Лиге, команда ворвалась в топ-6 (причины такого успеха уже разбирали, все дело в тренере-гике). Важная часть «Райо» – 35-летний Радамель Фалькао, пока что лучший бомбардир с пятью голами.
Трансфер Фалькао с трудом вписывается в пролетарскую идеологию «Райо». Радамель всегда был элитным игроком, и за ним охотились топ-клубы. Еще пару лет назад он был самым высокооплачиваемым футболистом «Монако» с зарплатой 750 тысяч евро в месяц, а потом куда-то пропал. И вот сейчас оказался в экономном «Райо».
Где пропадал Фалькао? Как его занесло в «Райо»? Сколько он зарабатывает? Какая у него связь с клубом?
Летом 2019 года Фалькао не продлил контракт с «Монако», хотя провел солидный сезон, наколотив 15 голов в 33 матчах Лиги 1. Правда, монегаски тогда были в кризисе и чуть не вылетели. Фалькао хотел играть в Лиге чемпионов, поэтому уехал за вызовом в «Галатасарай». В Турции ему выписали контракт на 5 миллионов евро в год. А в аэропорту встречали минимум 25 тысяч радостных фанатов.
Некоторые даже залезали на фруктовые деревья, чтобы получше разглядеть кумира.
В «Галатасарай» Фалькао приехал с травмой, поэтому сразу зажечь не получилось. Через месяц он получил еще одну травму (выбыл на 65 дней), а потом еще, еще и еще (всего за 2 года было 8 травм, из-за которых он пропустил 235 дней). Гораздо чаще колумбиец сверкал в светских хрониках, вот несколько заголовков из турецких медиа: «Фалькао с женой-певицей нашел дом в Бебеке», «У Фалькао родился четвертый ребенок», «Фалькао съел 3 килограмма мяса за 3 часа в ресторане Nusr-Et».
За два полных сезона Фалькао сыграл за «Галатасарай» 43 матча и забил 20 голов. Неплохо, но не за 5 миллионов в год, поэтому летом-2021 с форвардом расстались. Вот тут на связь и вышел скромный «Райо», подписав Фалькао в последний день трансферного окна. Выглядит фантастично, логичнее было ждать трансфер в Катар. Но есть вполне убедительные причины для перезапуска карьеры в Ла Лиге.
«Райо» – клуб из Вальекаса, одного из бедных пригородов Мадрида. А Мадрид не чужой для Фалькао город, здесь он хорошо освоился и два года мощно зажигал в «Атлетико». Второй момент – связь «Райо» с латиноамериканской диаспорой. В Мадриде более 400 тысяч латиноамериканцев, в том числе 60 тысяч колумбийцев. Многие из них поселились в районах с дешевой арендой, в том числе в Вальекасе. Фалькао для них теперь что-то вроде национального героя. Символ гордости и самобытности.
«Все происходило постепенно. Фалькао не сверкал в главных ролях в «Галатасарае», а мы привлекательная команда, потому что находимся в Мадриде, столице Испании, это делает нашу игру заметной. Все получилось благодаря агенту и Радамелю. Мы установили контакт, сначала сделка казалась чем-то нереальным, но благодаря усилиям Радамеля и клуба трансфер состоялся», – сказал спортивный директор «Райо» Давид Кобеньо.
Фалькао сильно упал в зарплате, он согласился примерно на 1,2 млн евро до уплаты налогов в год с учетом бонусов. Иначе «Райо» просто отказался бы от трансфера.
Кобеньо видит в «Райо» еще одно преимущество: «Наши игроки живут спокойно, потому что на них нет большого давления. Болельщики лояльны, преданны и уважительны. Единственное, о чем они просят – оставлять все силы на поле. Этого достаточно. Это большое преимущество перед другими клубами. У нас нет давления, связанного с результатом и хорошей игрой».
Радамель взял нетипичный для форварда третий номер – из-за отца. Радамель Гарсия тоже был футболистом и играл с третьим номером на спине. Он умер в 2019 году, и сын таким образом почтил его память.
У «Райо» интересные фанаты: выжили Зозулю, перерезали провода перед игрой с «Реалом», отмывали стадион после правых политиков
Иногда кажется, что «Райо» живет как работяга – скромный, местами убитый стадион, экономия и периодические задержки зарплат. Клуб гордится происхождением и говорит об аполитичности. Но главная ультрас-группа «Райо» Буканерос не скрывает взглядов – они ультралевые, антифашисты и антирасисты. «С 1992 года болеем за «Райо» и боремся с расизмом, угнетением и футбольным бизнесом», – так они описывают себя в твиттере.
Фанаты протестовали против времени начала матчей и футбола в понедельник вечером, часто их протесты носят творческий и провокационный характер. Например, как-то они оплатили билеты мешками с монетами в один цент. Ниже – несколько историй, которые помогут раскрыть ценности фанатов «Райо» (а в них и дух самого клуба).
Самая известная история связана с украинским форвардом Романом Зозулей. В феврале 2017 года «Райо» объявил об аренде украинца у «Бетиса», после чего фанаты взбунтовались и массово вышли на протесты. Они обвинили Зозулю в нацистских взглядах, в том числе из-за его позиции по войне на Донбассе. Ему предъявляли за в связи с ультраправыми украинскими организациями, фото на фоне идеолога украинского национализма Степана Бандеры и финансовую помощь украинской армии. Руководство «Райо» прислушалось к фанатам и отказалось от Зозули.
Следующая их встреча состоялась почти через три года. Роман в составе «Альбасете» играл против «Райо», и фанаты из Буканерос принялись скандировать «Зозуля – ####### нацист». «Альбасете» не вышел на второй тайм, а матч пришлось доигрывать потом. Говорили, что Зозуля плакал в раздевалке из-за оскорблений.
В апреле этого года случилась еще одна политическая акция. После матча Сегунды с «Альбасете» фанаты из Буканерос в защитных костюмах двинулись к арене, чтобы отмыть фасад от грязи – хотя никакой грязи не было. Все дело в том, что игру посетили лидеры правой испанской партии VOX – Сантьяго Абаскал и Росио Монастерио. Их пригласил президент «Райо» Рауль Мартин Пресо (о нем еще поговорим), а после матча подарил атрибутику клуба. Для ультралевых фанатов «Райо» это стало оскорблением, по их мнению, Пресо замарал «Вальекас» ультраправыми идеями. Поэтому стадион пришлось дезинфицировать.
Акции фанатов не всегда связаны с политикой. На старте сезона-2012/13 дерби с «Реалом» не началось в срок из-за того, что кто-то перерезал кабель, оставив стадион без электричества. По неофициальным данным, фанаты похулиганили из-за подскочивших цен на билеты. Ответственность за инцидент никто не взял, виновных так и не нашли.
Сила «Райо» – в комьюнити. Фанаты топят за коллективные ценности и взаимопомощь. Показательна история 85-летней пенсионерки Кармен Мартинес в 2014-м. Приставы вышвырнули Кармен из собственной квартиры. Все дело в том, что ее сын оформил ссуду, заложив квартиру мамы. К 2014 году долг добежал до 77 000 евро.
История быстро разлетелась, главный тренер «Райо» Пако Хемес оплачивал аренду нового жилья женщины из своего кармана. А фанаты поддержали бабушку перфомансом, чтобы привлечь внимание к истории («Райисты против выселений. #КарменОстается»).
На ближайшем матче руководство «Райо» организовало благотворительную трибуну: 5 евро с каждого проданного билета (а собралось 11 604 болельщиков) шли в пользу синьоры Мартинес. Так с помощью фанатов собрали приличную сумму, чтобы старушка не осталась на улице.
С нынешним президентом фанаты жестко конфликтуют. А когда-то у клуба была первая в Ла Лиге женщина-президент
Трудно найти клуб, где фанаты так же ненавидели бы президента, как в «Райо Вальекано». Если полистать твиттер Буканерос, больше половины постов направлены против главы «Райо» Рауля Мартина Пресы. Фанаты регулярно устраивают протесты против президента, а в 2019 году вовсе напали на него.
Даже трансфер Фалькао не вернул любовь болельщиков. На презентации колумбийца фанаты начали гудеть, когда рядом с Радамелем появился Преса и заговорил.
Удивительно, но фанаты «Райо» воюют с президентом уже 11 лет. В 2010-м Преса купил 97% клуба за 961 евро и долгом в 40 миллионов. Мужчина – рекламный магнат и хорошо разбирается в маркетинге. Он хотел перестроить клуб, но очень часто его решения противоречили ценностям клуба. Помимо приглашения Зозули и правых политиков, Преса в 2016 году хотел открыть филиал «Райо Вальекано» в Оклахоме, потому что там низкие налоги. А фанаты «Райо», как известно, с большим неодобрением относятся ко всяким бизнес-движухам.
Но это лишь малая часть. За 11 лет к Пресе накопилось очень много вопросов, с каждым годом он принимает все больше и больше странных решений. Основная претензия – ужасное состояние стадиона. Ладно уже древние трибуны, но на арене нет нормального освещения, болельщики приходят со своими фонариками. И не соблюдаются меры безопасности. Один пожилой мужчина, перенесший операцию на локте, из-за плохой видимости оступился на ступеньках и упал на больную руку. В туалетах нет бумаги и света, раковины замызганные, а некоторые унитазы дырявые и без сифонов.
На первый домашний матч «Райо» после возвращения в Ла Лигу пришло 583 человека. Это тоже акция фанатов против Пресы и его билетной политики. Мартин единственным в Ла Лиге отменил сезонные абонементы, опираясь на нестабильную ситуацию с вирусом. Цена билета – около 25 евро (с абонементом было бы дешевле). К тому же их нельзя купить онлайн, только в кассе.
Половине игроков основного состава «Райо» задержали выплату бонуса за успешный прошлый сезон. В клубе иногда могут задержать зарплату из-за якобы ухода бухгалтера. А не так давно «Райо» вляпался в скандал с женской командой. Футболистки тренировались без контрактов, хотя те были согласованы. Соответственно им не платили зарплату, некоторых девушек выселяли из арендованных клубом квартир, некоторые спали на матрасах из-за того, что мебель выносят. Футболистки пошли на бунт, и только тогда вопрос разрешился.
До Пресы клубом с 1991 года владел бизнесмен Хосе Мария Руис-Матеос, он же стал президентом. При нем команда вышла в Ла Лигу. В 1994-м Руис-Матеос передал руководство своей жене, Марии Тересе Риверо Санчес-Ромате, которая стала первой женщиной-президентом в Ла Лиге. А клубный стадион переименовали в ее честь.
Бывший игрок «Райо» Виктор Онопко вспоминал период правления Марии в интервью еженедельнику «Футбол». «Ее называли Мать Тереса, у нее было 13 детей и муж миллиардер Руис-Матеос. Он ее и поставил номинальным президентом клуба. В 80-х он был самым богатым человеком Испании и самым большим работодателем в стране – 60 тысяч человек трудились на его предприятиях. Но властям не нравилось его возросшее влияние, и они сделали все, чтобы разрушить и национализировать его бизнес, у него забрали много денег, потом возвращали.
Однажды нас, всю команду, Мать Тереса пригласила на чаепитие в свой дом – огромный красивый особняк. И на меня произвело впечатление, что жена миллиардера, очень влиятельный человек, так запросто нам разливает чай, режет хамон, подает на стол. Так было душевно.
В футболе она ничего не понимала. На футболе она спала. Не знаю, вызывала ли она к себе тренеров в кабинет, но у нас в раздевалке я ее не видел ни разу. Зато «Райо Вальекано» был единственным в Испании клубом, где зарплата выдавалась каждую неделю и без задержек».
У Руиса-Матеоса реально были проблемы с государством. Как-то в знак протеста против правосудия он надел костюм Супермена и пришел к зданию суда.
Теперь костюм Супермена в «Райо» может носить совсем другой человек.
Полгода назад «Райо» чуть не пролетел мимо Ла Лиги. Сейчас они обыграли «Барселону» и уволили Кумана
Фото: Twitter/bukaneros92; globallookpress.com/Juan Carlos Rojas; elconfidencial.com; Gettyimages.ru/Rafa Samano
ну да, за исключением профсоюзов, государственной медицины, финансируемой из общих налогов, массовых строительных программ, отсутствия религии и религиозных ограничений, права на отпуск, права на уход за ребёнком, отпуска по беременности и родам, права брать больничный и возможности не отличаться от CEO в зарплатах в 360 раз, законно установленная минималка и прочее и прочее.
а так, да, разумеется, совсем ничего не будет.
wage stagnation, housing crisis, ДВА больших кризиса за 10 лет, которые по моим ровесникам в США просто катком проехались, озверевшие цены на высшее образование
МЕДИЦИНА
отсутствие индексации living wage
GIG ECONOMY
короче ситуация: маккартисты, john birch society и прочие либертарианцы так долго уговаривали США и Запад, что вообще любая государственная поддержка это социализм (он же коммунизм), что народ ЗАДУМАЛСЯ: «если без коммунизма здравоохранение и минималку не получить, ТАК МОЖЕТ, ДАВАЙТЕ?»
Сталин кровавым молотом вышиб всю эту социалистическую дурь из русских коммунистов. Государство заменило и помещика и фабриканта. А номенклатурщик-бюрократ оказался более жестоким и требовательным эксплуататором, чем любой капиталист. При этом до сих пор система работает. Наши работяги скорее своих коллег-леваков из Мадрида отмудохают, чем за свои права будут бороться.
Понимаю
Ура Райо Вальекано и Ливорно.
(Кристиано Лукарелли там тоже после клуба и фанатов вступил в итальянскую компартию)
А вот это лукавство.
Как же не мог, если лучшие квартиры, дачи, автомобили (не лучшие, а вообще хоть какие-то), дефицитные товары... все это номенклатура "распределяла" себе, а уж потом, что останется, доходило до рабочих.
В нашем районе есть специальные дома, построенные для ЦИКовских работников. И они сопоставимы с современным элитным жильем. По тем временам они таковым и являлись. А для работяг - бараки и хрущевки....
Директор завода не клал прибыль себе в карман. И фактически он мог жить даже хуже чем член бюрократического партийного аппарата.
Ну и что? Такая система еще более извращенная.
Есть некий "думающий о народе бюрократ", к которому стекаются все блага и он по идее должен распределять их справедливо.
Но в его понимании справедливо это себе, своей семье, своим друзьям, нужным людям... Это называлось блат. И все кто жил в Советском союзе прекрасно знают это волшебное слово. Номенклатура это были дворяне.
Дальше шли непосредственные производители благ, начиная с директора предприятия. Там естественно тоже четкая иерархия. Чем выше должность, тем больше ништяков. А так как выплатить себе "золотой парашют" советский топ-менеджер не мог, он просто мутил коррупционные, либо уголовные схемы и разворовывал социалистическую собственность...
Средства производства были переданы в руки трудящихся только на бумаге. Фактически трудящиеся были такие же бесправные как и при царе.
В сталинской конституции была и свобода слова записана и свобода собраний и митингов и много чего еще интересного... А фактически даже профсоюзы запрещены были, до чего даже царь не додумался. Формально был ВЦСПС, государственный профсоюз, типа немецкого трудового фронта при Гитлере, но фактически там такие же гос.чиновники-бюрократы сидели.
Если бы у рабочих была возможность действительно управлять предприятиями, распределять производимые блага, самоорганизовываться в независимые профсоюзы, то роль партии была бы чисто идеологической. Объяснять, просвещать, агитировать за светлое будущее, предоставляя рабочим искать пути и методы достижения этого светлого будущего. И проходимцев и жуликов не было бы в партии. Кто бы пошел руководить и самоотверженно трудиться только за идею, не имея экономических интересов? Только настоящие идеалисты и истинные коммунисты. А за длинным рублем шли бы не в партию, а на завод...
Ложь и лицемерие. Убили в зародыше социалистическую идею. Создали привилегированный класс и сидели на шее у рабочих и крестьян запрещая говорить правду. Обыкновенный деспотизм, удобный только правящему классу. Какая разница как он называется? Фараон-Сталин. Класс белой юбки-Политбюро ЦК КПСС. Фактически коммунизм так и не начали строить. Сталин решил что он важнее, чем все остальные. И ради того чтоб удержаться у власти уничтожил и идею социализма в России и миллионы людей, поддерживающих эту идею.