Когда Париж был одной из футбольных столиц Мира
Париж десятилетиями был тем городом, о котором говорили, что здесь не может быть серьезного по мировым стандартам футбольного клуба. В 1990е большие деньги от компании Канал Плюс, талантливая организация проекта, творческий тренерский подход и блистательная генерация талантливых игроков слились в нужном месте в нужное время и, как итог, Франция получила одну из своих лучших команд XX века (France Football в своем рейтинге в декабре 2000 -го года поставит ПСЖ образца 1993-97 на 7-е место в списке Лучших Команд Столетия), бросившую вызов признанным грандам европейского футбола того времени.
Главный Храм столичного клуба- Парк де Пренс (29 марта 1994, матч ПСЖ-Арсенал)
ЭПОХАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ ПАРИЖА
Спустя неделю по завершению первенства 1990\91 (посредственное 9-е место) в жизни ПСЖ произошло эпохальное событие- окончание эпохи президента Франсиса Борелли (31 мая 1991). Французская телекомпания 'Canal +' становится главным совладельцем столичного клуба (40% акций). Мишель Денизо, журналист и комментатор на Canal +, становится новым президентом ПСЖ, и это действительно было результатом выполнения "Большого Проекта", которым по поручению городской администрации был занят Бернар Брошан. "Canal +" был призван вдохнуть новую жизнь в клуб, всё больше и больше тонущий в сложностях и проблемах повседневности. Бюджет, внесённый новой командой управления, составлял вариативно до 120-ти миллионов франков.
Мишель Денизо в 1991
Осуществление проекта было поручено португальскому специалисту Артуру Жорже (10 июня), который отныне возглавил тренерский штаб. Прославился в 1980х работой с Порту, при котором команда обрела солидность, выделяясь своей тактической дисциплиной, расчетом, стремлением максимально использовать свои козыри. Его команда забивала скупо, зато оборонялась на редкость слаженно. Большое внимание Артур Жорже уделял отработке розыгрышей стандартных ситуаций. Прилагаемые усилия принесли достойное вознаграждение в виде кубка чемпионов 1987, причем непонятно что больше тогда поразило: сам по себе выигрыш турнира командой, не относившейся к европейским грандам или победа в полуфинальной дуэли над иконой рационального футбола Валерием Лобановским. Казалось, именно такой специалист и нужен был команде с амбициями при почти полном отсутствии репутации на международной арене. Насторожить могло то, что после своего международного успеха, Жорже в последующие два года (1987-89), получив от руководства карт-бланш на приобретение звезд мирового масштаба, потерпел полную неудачу в попытке создать из парижской Матры Расинг суперклуб. Ни достойного глазу футбола, ни результатов и почти полный игнор со стороны парижской публики. Срыв в первый приезд в Париж однако не повлиял на европейскую репутацию тренера. Новое руководство ПСЖ, с первых же дней удивившее рациональным подходом к каждой детали в работе клуба, пообещало тренеру создать максимально рабочую обстановку и дать возможность построить свою команду. В обмен за это от тренера требовалось в первый сезон вернуть ПСЖ в первую пятерку и получить путевку в еврокубки. Долговременная цель- чемпионство в три года.
Артур Жорже с энтузиазмом принялся за строительство нового ПСЖ
АРТУР ЖОРЖЕ СТРОИТ СВОЮ КОМАНДУ В первое свое лето в Париже, Артур Жорже без всяких сантиментов расстаётся с десятью прежними игроками, включая самого Сафета Сушича, икону столичного клуба прошлого десятилетия, который всё ещё хотел играть. В Марсель была отдана восходящая звезда французского футбола Англома, но в обмен за это там приобретены сразу три очень нужные «рабочие лошадки»- труженики середины поля Лоран Фурнье, Бруно Жермен и Бернар Пардо (увы, проблемы со здоровьем напрочь испортили ему карьеру в новом клубе). Очень рационально и в духе Артура Жорже, который сам лично трансферами не занимался, но составил для руководства список игроков, которые ему нужны для создания новой команды. Но прежде всего нужно было довести до совершенства рахлябанную оборону. И 15 июля 1991 за рекордные в истории клуба 30 миллионов франков в Бенфике приобретен 26-летний Рикардо Гомеш, капитан сборной Бразилии на Мундиале-90. Высокий (189 см), он не имел себе равных на позиции переднего центрального защитника. Вместе с тем любил подключаться в атаку, как и умел завершить её. За три года выступлений в Бенфике на его счету 22(!) мяча.
Рикардо Гомеш стал первым "большим пробретением" в эпоху Мишеля Денизо
В Монпелье на позицию левого защитника приобретен 25-летний суровый бретонец Патрик Коллетер (его Жорже выделил в матчах местного клуба в Кубке кубков 1990\91). Безкомпромиссный неуступчивый боец, он прославится как грубиян из-за яростных рубок в отчаянных схватках ОМ-ПСЖ. Однако игрок обладал и чисто футбольным мастерством: универсал, он мог сыграть и в полузащите, и атаку поддержать. В Нанте был присмотрен 27-летний Поль Ле Гуэн, молчаливый здоровяк, обладавший убойным ударом с левой ноги. Московскому Спартаку забивал с 27 метров, когда посланный словно из пращи мяч просто вонзился в дальний верхний угол-вратарь был беспомощен. Ему доверяли исполнение стандартов. Зажигал в зоне опорного хавбека, но по заданию тренера мог сыграть и центрального защитника, и вперед пойти. Вместе с ним в центральной зоне появился 31-летний Бруно Жермэн, ставший капитаном нового ПСЖ. По кличке Попей (Popeye), полученной по аналогии с героем одноименного американского культового мультика. Как и его прототип, Бруно- непритязателен, бесхитростен и неустрашим. Игрок крупного телосложения, он выделялся на поле воинственностью и его лучше было не обижать. Но помимо этого, с мячом был на ты и обладал хорошим игровым зрением. И конечно же, он по желанию Жорже мог сыграть и защитником. И третьим здесь был 26-летний правый полузащитник Лоран Фурнье: обладатель обаятельной улыбки вне поля, но угрюмый и воинственный на газоне, запомнившийся своими ногоотрывательными подкатами. И, вы уже будете улыбаться...он конечно же мог сыграть защитником, крайним. Эмоциональность, самоотдача и чувство долга сразу же покорили сердца парижской публики.
На переднем плане "Попей" Бруно Жермэн, первый капитан ПСЖ в эпоху Артура Жорже. На снимке эпизод из матча ПСЖ-Монако (2-0) 17 августа 1991, когда была одержана первая победа в сезоне
Сделанные Жорже апдейты в обороне немедленно принесли плоды. Португалец любил играть по схеме 4-4-2, где голкипер был последним рубежом обороны, а перед ним располагалось еще три линии обороны в виде защитников, трех центральных хавбеков и...игроков атаки. В итоге в свой первый же сезон Артур Жорже добился того, чтобы оборона ПСЖ пропустила на 15 мячей меньше, чем в предшествующем сезоне и стала второй во Франции. Но Жорже думал о сбалансированной команде. Для начала из Бенфики приглашен 27-летний игрок сборной Бразилии Вальдо, занявший в ПСЖ пост плэймэйкера. Предельно строгий и даже монотонный при Жорже, выделялся тем не менее постоянным стремлением к импровизации, подкрепленным высоким техническим мастерством. Штатный исполнитель угловых, он маловато забивал для игрока своего амплуа (по 2-3 мяча за сезон при Жорже), что по-видимому было связано с тренерским подходом, для которого альфой и омегой была тактическая дисциплина- именно с Вальдо начиналась оборонительная работа команды. В середине сезона 1991\92, благодаря финансовому краху Бреста, в команде появился 24-летний Давид Жинола, подписавший контракт с командой на три с половиной года. Своего рода «парижский Уоддл»: блуждающий форвард, как перемещавшийся по всему фронту, так и отходивший при необходимости вглубь. Виртуозная техника, безупречный контроль мяча, умение внезапно для соперника ускориться делали его настоящей головной болью для защитников. Благодаря замечательному игровому зрению, не уступал штатным плеймейкерам в умении играть в пас. В матче против Спартака запомнилась его передача верхом на Герена, словно рукой, за спины защитников, приведший к назначению пенальти. В ПСЖ немало потерял, участвуя в реализации тактических изысков Жорже, но искры его таланта регулярно вырывались из панциря оборонительных схем, доставляя немало радости поклонникам зрелищного футбола. По итогам 1993-го года его признают Лучшим Футболистом Франции. Увы, к этой греющей сердце характеристике нужно добавить еще одну черту этого расцветающего гения: непостоянство. Рассматривая его карьеру в целом, восторженный блоггер мог написать о нем, что «у Жинола была внешность поэта, живущего на парижском чердаке, и в футбол он играл так же: стихийно, сюрреалистично и никогда не скучно». А вот журналист, каждую неделю следивший за ходом чемпионата Франции, мог высказать иное мнение: «Увы, столь высокого доверия [в виде капитанской повязки в сезоне 1994\95] 27-летнему игроку оправдать не удалось, что связано прежде всего со сложностями его характера, отличающегося заносчивостью и непостоянством». Никакого противоречия- он всё это сочетал в себе и время от времени какая-либо характеристика брала верх.
В атаке Давид Жинола- легенда Парижа и Лучший Футболист Франции 1993
ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПЕРЕД ВЫХОДОМ В ЕВРОПУ
Поставленную задачу попадания в первую пятерку Артур Жорже выполнил, вернув команду в призеры (3-е место) и получив право на выступление в еврокубках следующего сезона. Летом 1992 для директората ПСЖ приоритетным был вопрос усиления атаки, памятуя о резких нападках столичной прессы на оборонительную направленность тактических схем португальца. Собственно, достаточно было подсчитать количество ничейных результатов 0:0 и 1:1 в ходе прошедшего сезона, чтобы сделать правильные выводы на будущее. ПСЖ забил на 24 мяча меньше чемпиона (Марсель)- явное указание на объект, нуждающийся в особом внимании. Тем не менее, новый Пари Сен-Жермен уже состоялся, и надо было лишь довести модель до нужного баланса. В первом сезоне у Жорже на острие атаки действовал Кристиан Перес. Неплохой созидатель департмента атаки, самый интеллектуальный игрок сборной Мишеля Платини, он имел достойный вклад в атаку парижан из 12 мячей. Но при его игровом стиле, Артуру Жорже нужен был другой игрок, настоящий центрофорвард, способный играть в отрыве от остальной команды, умеющий использовать малейший шанс и быть самодостаточным хищником. И такого португалец нашел в Монако, в лице 25-летнего либерийца Джорджа Веа, только что завершившего сезон с 18-ю мячами. Изящный и пластичный, быстрый как гепард, но в то же время мощный как бык, с прекрасной координацией, редким голевым чутьем и убойным ударом, он быстро стал любимцем парижской публики. Действуя в основном на острие атаки, он сочетал в себе мастерство, мощь и удачливость в завершении атак. В 22 матчах за ПСЖ в еврокубках Веа забьет 16 мячей. Его победный лигочемпионский гол в Мюнхене, когда он изящно обыграв последовательно трех соперников, пушечным ударом вогнал мяч в «девятку», облетит все новостные каналы Мира. Перес же отправился в...Монако и вскоре мы о нем почти перестали слышать.
"Мистер Джордж"- ведущий снайпер ПСЖ 1990х
Заодно Артур Жорже решил довести до совершенства и так не слабую оборону. Свою карьеру завершил легендарный голкипер парижан Жоэль Батс и из Ланса прибыл 28-летний чернокожий голкипер Бернар Лама, чьи предки происходили из французской Гвианы (предварительная договоренность с ним достигнута уже в 1991). Мощный, гибкий и прыгучий, уверенный в себе, порой шокирующий своими фантастическими рефлексами, он быстро заставил забыть об отсутствии легендарного Жоэля Батса. Удивил и тем, что отказался от лестного предложения из уст самого Бернара Тапи. Международную карьеру начал с того, что первые пять матчей еврокубка отстоял на ноль. Спустя четыре года, после Евро-96, о нем будут говорить как об одном из лучших голкиперов континента. На позицию центрального защитника прибыл из Осера 25-летний Ален Рош. О нем достаточно сказать, что по итогам 1992-го года он был признан Лучшим Футболистом Франции. Игрок, прирожденную позицию которого сложно было определить (в его карьере числился опыт стоппера, либеро, крайнего защитника и опорного хавбека), он был универсальным солдатом, из тех, что просто создан для команд Артура Жорже. А еще из Канна пришел незвездный 29-летний Жан-Люк Сассюс, прославившийся тем, что в юности отказался подписать контракт для стажировки в Тулузе, потому как хотел посвящать футболу лишь выходные в качестве любителя и продолжать свои занятия точными науками (подававший надежды студент, он будет писать диссертацию о противораковых исследованиях). Его уговорили попробовать силы в профессиональном футболе, чтобы продолжать свои научные изыски, одновременно еще и получая деньги в качестве физического совершенствования. Однако в столичный клуб он был приглашен конечно не за это. Несмотря на свой возраст, он имел репутацию одного из самых быстрых игроков Лиги, пробегая 100-метровку за менее чем одиннадцать секунд. В его активе были также опыт игр в полузащите и даже в нападении. Отныне правый край парижской обороны был закрыт.
Бернар Лама-хранитель "ключей" от Парижского Храма
Заключительным аккордом трансферной кампании стало прибытие из Монпелье в качестве левого полузащитника 26-летнего Венсана Герена, родившегося в клинике, расположенной буквально в двух шагах от Парк де Пренса, но добравшегося до ПСЖ лишь на девятый год своей футбольной карьеры. Артур Жорже знал кого приобретать, поскольку работал с игроком еще в Матре Расинг. Способный играть на пределе в любой момент,Венсан был силен технически, физически, великолепно читал игру и всегда был точен в тактическом, позиционном плане. Способный выполнять любое тренерское задание, он практически не знал эмоциональных спадов. Являясь классным футболистом, но все же «рабочей лошадкой», он тем не менее в 30 (!) лет будет признан Лучшим Футболистом Франции. Добавим, что трансфер Герена стал очень своевременным. Из-за травмы, сезон 1992\93 для Бруно Жермэна будет испорчен. Руководство клуба продлевать контракт с уже немолодым игроком (капитаном команды, между прочим!) не станет, поскольку его удавалось безболезненно заменять по ходу сезона. Ничего личного, так сказать, чистый бизнес...
Итак, к сезону 1992\93 Артур Жорже завершил строительство своей команды. Это был прекрасно отлаженный коллектив со звездами в каждой линии, со строгой организацией и дисциплиной, ставшим образцом скупого, прагматичного футбола. Поражала великолепно отлаженная игра команды при стандартах. Конечно, этому ПСЖ не хватало зрелищности, но зато команда умела выигрывать, в том числе и тогда, когда собственно игра не шла. Теперь требовались результаты и одним из самых поразительных достижений Артура Жорже стала быстрая интеграция в общем то уже состоявшихся в футболе личностей в единый коллектив, нацеленный на решение самых высоких целей (критики Жорже будут считать, что он рассматривал команду как предприятие, где индивидуальные различия нивеллировались, но оставим это на потом).
Чемпионский состав ПСЖ, созданный Жорже в 1991-92
КЛАССИКА ОТ АРТУРА ЖОРЖЕ
Итак, в первый свой сезон Артур Жорже вернул ПСЖ в еврокубки. Во втором сезоне португалец бросит вызов тогдашнему гегемону французского футбола , мощному Олимпику из Марселя. В какой то момент парижане даже будут лидировать в турнирной таблице. Закрепиться в этой позиции им не удастся и тем не менее парижане будут висеть на марсельских пятках до самого последнего тура. Боевой дух их был столь высок, что они будут готовы просто поубивать провансальцев, но не уступить им хотя бы в одном единоборстве. Матч первого круга на Парк де Пренсе войдет в легенды французского футбола под стильным названием «Бойня» и это вовсе не метафора. Правда, в редкие пауз, марсельцам каким то образом удавалось еще и собственно футбол показать. В обоих поединках победа в конечном счете доставалась Олимпику (1-0 и 3-1), расположившемуся в итоговой таблице первым и опередившему ПСЖ как раз на четыре очка. Марсель в те дни пожинал плоды семилетних трудов Бернара Тапи и вознесся на самую вершину европейского футбола, выиграв лигу чемпионов 1992\93. Однако всем было ясно, что спокойной жизни во Франции у Олимпика более не будет. Более того, парижане готовы были повторить достижения южан и на международной арене! Прозябавший по мировым стандартам на задворках, клуб стараниями Артура Жорже буквально ворвется в европейскую элиту и согласно авторитетному рейтингу от IFFHS по итогам 1993-го года займет в списке лучших клубов Мира почетное 9-е место. Звучное выступление в Кубке УЕФА сезона 1992\93 станет хорошей заявкой на место под солнцем.
Огонь и сталь: главная дуэль Франции 1990х Париж-Марсель
Первым серьезным испытанием станет схватка с Наполи в 1\16 кубка УЕФА. В канун выезда в Неаполь было тревожно- ПСЖ потерял лидерство во Франции после двух подряд ничьих. Итальянская команда даже без Марадоны остается для нового ПСЖ настоящим испытанием и своего рода лакмусовой бумагой. За 34 года еврокубков из 26 схваток между французскими и апеннинскими командами, в 20 случаях дальше проходили итальянцы. Артур Жорже, всегда такой осторожный, перед первым матчем предупреждал: «Я не торговец мечтами, поэтому я не могу ничего обещать». Спустя девяносто минут после начала матча о парижанах в Европе стали говорить в ином тоне. Можно даже сказать, что этот матч, вероятно, войдет в историю как наиболее классический в эпоху Жорже, матч, в котором организация игры оказалась идеальной. Парижане с первых же минут на Сан Паоло держали себя очень уверенно, без капли боязни. Они не только умело оборонялись, встречая соперника уже на его половине поля, но и при малейшей возможности шли вперед. Веа в своей эффективности беспощаден, дважды поразив ворота соперника. После второго гола (удар головой) даже итальянский комментатор не смог сдержаться, воздав должное сопернику: «Perfecto!». Сам либериец несколько лет спустя пожалуется в одном из интервью, что он прибыл из сборной больной и в канун матча его температура поднялась до 40, но Жорже, очень не любивший отьезды Веа в сборную, в качестве наказания выпустил его на поле. Скажем, что и африканец очень не любил тренера, о чем не раз повторял в различных интервью годы спустя.
21 октября 1992, Наполи-ПСЖ (0-2)- начало европейской легенды ПСЖ. В атаке Джордж Веа, автор победного дубля.
У итальянцев нападающий Фонсека, отправивший в прошлом раунде в ворота Валенсии пять мячей, конечно же имел моменты, но для голкипера такого класса, как Лама, они не представляли особой опасности. Итальянский кудесник Дзола впал в печаль от встреч с Коллетером и смог опасно угрожать воротам соперника лишь после смены фланга. Но при этом за весь второй тайм неаполитанцы ни разу не оказывались с мячом вблизи французских ворот, в то время как за минут пятнадцать до конца гости, усилиями Жинола, могли довести счет до разгромного, если бы не итальянский защитник, успевший прервать опаснейший прострел. По финальному свистку счастливый Артур Жорже скажет: «Я продумал много сценариев, но только не этот. В первом тайме мы были почти идеальны, а во втором-очень строги. Мы были сильны, очень сильны». Итальянцы владели мячом 59%, били больше гостей, подали больше угловых. Но эффективность была такова: гости при 3х угловых забили один гол, хозяева при 15-ничего; французы при 6 ударах по воротам-забили два гола, итальянцы 14 раз пробили, но ни разу не имели успеха. Учитывая рационализм парижан, Наполи уже был практически мертв, несмотря на присутствие Дзолы, Фонсеки, Терна, Кареки. Изощренные в контратакующей игре, в Париже итальянцы добровольно отдали инициативу парижанам, рассчитывая их подловить в контратаке. Но опытный Жорже сам был любитель тактических боданий и сумел донести своим парням необходимость концентрации все 90 минут. Раздосадованные неаполитанцы попытались было спровоцировать хозяев на открытый мордобой, но те не повелись на провокацию, сумев хладнокровно довольствоваться малым (0-0). И Европа с уважением заговорила о Париже. Но настоящая слава пришла весной 1993.
4-е ноября 1992, эмоциональный момент на Парк де Пренсе- только что завершился матч против Наполи и ПСЖ прошел в следующий раунд кубка УЕФА
«ЭТО-ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ В СВОЕЙ ЖИЗНИ»
В четвертьфинале-Реал Мадрид: беспрецедентный послужной список в Европе, престижное имя, легендарный стадион. Да, он уже не был гегемоном ни европейского футбола, ни испанского, но при этом по прежнему силен: в рейтинге IFFHS за 1992 Реал занимал 3-е место, а чемпионский титул в Испании в первой половине 1990х дважды упускал лишь в последнем туре. Первый матч- на Сантьяго Бернабеу. На поле- Йерро, Луис Энрике, Саморано, Бутрагеньо, Мичел. Тем не менее, парижане начали матч уверенно и были близки к тому чтобы повести в счете, когда мяч после удара Веа принял на себя находившийся на линии защитник. Проблемы начались, когда Лама слишком увлекся расстановкой игроков при назначении углового и в итоге сам оказался неготов к подаче, замкнутой Бутрагеньо. И тем не менее парижане завершали матч с вполне удовлетворительным, согласно стратегии еврокубковов, выездным счетом 1-2. Однако на 89-й минуте разыгралась настоящая драма. Вначале шедший в пустые ворота мяч Рош сумел остановить лишь рукой, за что был немедленно удален. Мичел бил с 11-метровой, но Лама блистательно парировал удар, однако к несчастью мяч попал в перекладину и опустился во вратарской. Мичел среагировал мгновенно и успел добить мяч в сетку, 1-3.
В ответном матче 1\4 финала Кубка УЕФА ПСЖ-Реал М Артур Жорже в рамках своей излюбленной схемы 4-4-2 пошел на непривычный для себя риск в столь ответственных матчах, выставив Жинола вместо третьего центрального полузащитника; время от времени построение хозяев превращалось в 4-3-3, а то и 3-3-4
Однако через две недели,вечером 18-го марта 1993, популярный слоган парижских фанов «Paris est magique» обрел настоящее содержание. Жорже остался верен своей излюбленной схеме 4-4-2, но фишка состояла в том, что Жинола был поставлен не в пару с Веа, а в качестве атакующего хавбека, своего рода парижского аналога Уоддла. Этот необычный риск для португальца, привыкшего в серьезных матчах использовать трех опорных хавбеков, облегчался травмой Фурнье. В Париже мадридцы не уходят в глухую оборону и усилиями Бутрагеньо (дважды бил опасно в первом тайме) намекают, что при малейшей возможности накажут излишнюю увлеченность хозяев атакой. В итоге парижане статаются играть осмотрительно, но при этом поиск шансов велся непрерывно. Наконец, на 33-й минуте плотина была пробита.Вальдо подает угловой и Веа ударом головы посылает мяч в сетку. Не мощный удар чугунной головой, а удивительно расчетливый, элегантный и мгновенный как молния прыжок хищника. Пластика момента просто завораживает. После перерыва, по истечении часа Реал заиграл активнее впереди, где особенно опасен Саморано и чаша весов в матче заколебалась. И тогда Жорже делает ключевую замену, выпустив на поле Даниэля Браво вместо неэффективного нападающего Симбы.
18-е марта 1993, рождение Магии Парижа: ПСЖ- Реал, 96-я минута, Антуан Комбуаре (крайний слева) посылает в ворота гостей четвертый мяч!!!
Исключительно эффектное и, возможно, слишком раннее начало, сулившее «Маленькому Принцу» блестящую карьеру (в 19 лет забивавшему в своем дебютном матче за сборную Францию самому Дино Дзоффу в канун Мундиаля-82), обернулось затруднениями в утверждении своего статуса. В какой то момент Парк де Пренс начал освистывать Браво и Артур Жорже посадил нападающего на скамейку запасных. И вот, в 30 лет у уже практически списанного в расход игрока в столь ответственном матче появился уникальный шанс напомнить миру о своих достоинствах. Вначале Браво попадает в перекладину. Спустя несколько минут следует очередная массированная атака парижан, в ходе которой Браво, получив мяч от Веа и оказавшись спиной к воротам, скидывает его под удар набегавшему Жиноле, чей удар неотразим. Испанская пресса назовет Давида не иначе как «Эль Магнифико» (отличился в обоих матчах).
18-е марта 1993, Парк де Пренс, 81-я минута: парижане в экстазе, только что Давид Жинола удваивает счет, который уже выводил ПСЖ в полуфинал
Этот счет уже устраивал парижан. А когда с передачи Жинолы Вальдо на 89-й минуте довел счет до 3-0, казалось, что интрига противостояния исчерпана. Но рефери добавил восемь (!) компенсированных минут. Нельзя сказать, что парижане расслабились- просто мадридцы играли до конца. На 94-й минуте при подаче со штрафного Саморано отыгрывает один мяч. Дополнительное время? Эмоции перехлестывают. Представляете состояния парижан, упускающих казалось верную победу. Ле Гуен так будет вспоминать об этом моменте: «Тогда, кажется, я позволил себе целую серию невероятных оскорблений. Я злился на себя, я злился на нас, я проклинал всех, небо падало на наши головы. Разочарование было огромным. Мне сразу пришло в голову, что мы будем играть дополнительное время». К счастью, парижане полны воинственного духа. В течении последовавшей минуты отчаянные попытки мадридцев лишить парижан мяча завершились назначением штрафного (на Жинола). Вальдо подает и защитник Антуан Комбуаре, вышедший в этом матче вместо дисвалифицированного Роша, точным ударом головы вгоняет в сетку гостей четвертый мяч (заодно исправился и за неудачную игру в эпизоде с голом Саморано). Пошла 96-я минута, но и это еще не конец! Уже на 98-й минуте кто то из мадридцев от боковой делает навес во вратарскую. Конечно, момент не был голевым и вратарь класса Лама обязан был брать мяч, но вы представляете как екнуло сердце у всех- ведь никто не гарантирован от нелепой ошибки. Но спустя несколько секунд наконец то прозвучал финальный свисток!!! Парк де Пренс охватил экстаз! «Это вещи, которые вы испытываете только один раз в своей жизни. Я никогда больше этого не испытывал. Были сцены радости, безумия. Я же был в оцепенении», - признавался позже Антуан Комбуаре, бесспорно забивший гол всей своей жизни. И хочу заметить, что матч, выигранный скорее сердцем, все же не является характерным для эпохи Артура Жорже, хотя и навсегда вошел в жемчужины истории французского футбола.
18-е марта 1993, ПСЖ-Реал: только что Антуан Комбуаре забил "гол всей своей жизни"
УРОК РАЦИОНАЛИЗМА
В полуфинале ПСЖ вышел на туринский Ювентус. Еще одна легенда европейского футбола. В данный момент туринцы находились только на пути к возрождению. Тем не менее, с Роберто Баджо, Виалли, Колером, Мёллером, Платтом и другими итальянская команда во главе с мастером каттеначчо Трапаттони представляла серьезную силу. Первый матч состоялся на Делле Альпи и все время не покидало ощущение, что мы наблюдаем очередной матч итальянского первенства. Артуро Жорже в подобных играх явно не уступал итальянскому тренеру. Сценарий поначалу развивался хорошо. Благодаря голу Веа, парижане открыли счет. Однако неаполитанский сценарий не повторился. В составе хозяев был блестяще проводивший год «Божественный Хвостик»( получит в итоге за него Золотой Мяч). До перерыва он попадет в штангу, скорректирует свой прицел и своим дублем принесет в итоге волевую победу 2-1. А еще при помощи фола при ничейном счете он не позволил Веа выскочить на рандеву с голкипером. После матча парижане будут сильно досадовать на самих себя, что во втором тайме были слишком «скромны». Тем не менее, шансы столичного клуба на конечный успех были достаточны высоки-ему нужен был всего лишь один мяч.
22 апреля 1993, 71-я минута, ответный матч полуфинала Кубка УЕФА на Парк де Пренсе и, возможно, ключевой момент всего противостояния: Веа (№9) на земле, в штрафной площади гостей, и "неочевидный" для рефери повод для пенальти
Однако Ювентус провел ответный матч почти идеально. Цепко в защите, не позволяя французским полузащитникам диктовать свои условия, с Роберто Баджо, всегда готовым воспользоваться малейшим шансом. Веа мог оторваться от опекуна только при помощи рук. Когда же в первые двадцать минут Герен и Веа посылали мяч в створ- голкипер Рампулла был на высоте. ПСЖ было некем усилить игру во втором тайме и блоггер сделает вывод, что для победы не хватило еще одного форварда-киллера. Мы могли бы назвать минимальную победу итальянцев (1-0) в Париже на 100% заслуженной, если бы не один досадный эпизод. Мы должны понимать, что несмотря на все недостатки в игре, парижане очень старались. И примерно на 71-й минуте, при счете 0-0, Веа впервые в матче прямо по центру (!) врывался в итальянскую штрафную и выходил один на один с голкипером. Пытавшийся спасти ситуацию защитник гостей Массимо Каррера пытается его задержать вначале руками, а затем пытается ногой выбить мяч из под набиравшего скорость либерийца, но в итоге попал ему по ноге. Пенальти!!! Но что это??? Рефери Якобс Вилемберг решительно отказывается считать падение Веа итальянским фолом. Предположим, что рефери не видел ногу Карреры, поскольку оказался в неудачной позиции, наблюдая за спинами игроков. Однако по непонятным для меня причинам, в возможно ключевом эпизоде всего противостояния, рефери-главнюк и не подумал проконсультироваться с боковыми судьями в как минимум спорном эпизоде. А спустя шесть минут гости мастерски разыграли штрафной удар и Роберто Баджо будет беспощаден. Итальянцы опять преподали урок рационализма. Как сказал Бернар Лама, « ты должен быть рациональным: в обеих играх Ювентус был лучше, потому что он смог изменить ситуацию в те редкие моменты, когда у него был шанс». Так завершался сезон 1992\93. Пока же, ПСЖ ограничился лишь одним призом, Кубком Франции, легко обыграв в финале Нант (3-0). Это была первая большая победа ПСЖ в эпоху Денизо.
12-е июня 1993, первый титул в эпоху Денизо- Кубок Франции
НЕСТИЛЬНОЕ ЧЕМПИОНСТВО Кадровые изменения незначительны в канун нового сезона незначительны. Формально таковым можно назвать ожидавшееся прибытие в Париж еще одного игрока сборной Бразилии 28-летнего нападающего Рая. Его позиция в прогремевшем на весь мир Сан Паулу- чуть сзади выдвинутого вперед центрофорварда. Он любил обыгрывать соперника и забивать красиво- в падении через себя, со штрафного, обводя стенку, или с ходу запустить мяч, который за метр-два перед носом вратаря неожиданно резко изменит траекторию полета, оставляя голкипера в полном неудомении. Было также известно, что Раи не слишком любит жесткую опеку, чем и объясняется его позиция в клубе, чтобы не быть особенно на виду у цепких защитников. Договоренность о переходе Рая в ПСЖ была достигнута в начале 1993, но прибыть в Париж он должен был к сентябрю, после завершения отборочных игр сборной Бразилии. Тогда этому похоже, не слишком придали значения, но в реальности в Париж приехал игрок после трудной отборочной кампании, без наличия времени на акклиматизацию, но от которого публика и пресса ожидала немедленных чудес. Главным все же в кадровой области было то, что 28 декабря 1993 : "Canal+" подписывает договор с мэрией Парижа о продлении своего патронажа над ПСЖ.
В 1993 в Париж прибывает еще один волшебник, бразилец Рай- последний капитан эпохи Великого ПСЖ 1990х
Цель на сезон была одна-чемпионское звание, тем более что главный конкурент, Марсель, из-за раскручиваемого скандала, начинал разваливаться как суперклуб. Правда, «топимый» клуб был живуч и в итоге оказался единственным серьезным конкурентом парижан в сезоне 1993\94. В тот момент, когда враги Бернара Тапи обложили его по полной и будущее его детища стал покрывать туман неизвестности, его питомцы приехали к лидеру в Париж и дали привычный бой. Схватка привела к нормальному урожаю в 6 желтых карточек и одному удалению, завершившись 1-1. Впрочем, чемпионское звание решалось не в прямых поединках.
ПСЖ посредственно стартовал, что отчасти объяснялось отсутствием ряда ведущих игроков (бразильцы были заняты отборочными матчами Мундиаля-94, а Веа-собственной свадьбой). Постепенно команда набрала ход и в октябре 1993 после 13-го тура прочно захватила лидерство. Команда легко стала «осенним чемпионом» и на зимний перерыв ушла с преимуществом в 4 очка над ближайшим преследователем. Об игре парижан писали, что она стала умнее, рациональнее в смысле умения побеждать. «Нас начинают бояться», с гордостью говорил Артур Жорже зимой. И так обладавший лучшей обороной в стране (11 пропущенных мячей после первых 22 игр), Жорже, даже лидируя в первенстве, продолжал без устали шлифовать тактику закрытого футбола даже в домашних матчах. В итоге, в чемпионате Франции ПСЖ побивает собственный рекорд безпроигрышной серии (установленный в 1986), доведя его до 27 матчей. Замечательно, что команда брала очки даже в худших с точки зрения креативности своих матчах. Так, игра бразильцев Вальдо и Рая зимой лишь отдаленно напоминала об их лучших временах. Долгое время клубу пришлось обходиться без Веа, получившего серьезную травму. Нелегким выдался и процесс реакклиматизации. За два с половиной месяца грозный форвард забьет лишь один гол. Ненавидевший ротацию (оказаться в запасе вместо Рая или провести неполный матч ему казалось верхом тактической несмышленности тренера), в одном из интервью Веа «тонко» намекнет, что уж с ним то ПСЖ вряд ли проиграло бы в Лондоне. Вопрос о том, что делал Веа в Париже против того же соперника, мы из вежливости оставим без ответа... Тем не менее, несмотря на все эти трудные творческие моменты, ПСЖ шел ровно, в то время как в марте забуксовал и Марсель. После матчей 36-го тура ПСЖ стал недосягаем, одержав 7-ю победу на своем поле со счетом 1-0. Победный гол был забит со стандарта и пресса так пройдется по стилистическим изыскам первого клуба страны: «Конечно, голы со стандартов- не грех, но следует отметить, увы, быстрые атаки, красивые комбинации, активные индивидуальные действия-всё, что придает футболу зрелищность- не являются отличительными чертами нового чемпиона Франции». На это А.Рош отвечал: «Невозможно нравиться всем. Главное-титул в кармане. У нас ещё будет время, чтобы показать футбольный спектакль». Причастные в клубе к властным решениям однако не посчитали титул-главным. Выступления в в Кубке кубков стали, по видимому, решающим аргументом в определении будущего Артура Жорже.
30 апреля 1994, 36-й тур, 72-я минута, ПСЖ-Тулуза (1-0): Рикардо Гомеш (№4) только что забил Золотой Гол, парижане фактически становятся чемпионами Франции
РЕШАЮЩИЙ ТЕСТ АРТУРА ЖОРЖЕ
В первых пяти матчах Кубка кубков 1993\94 парижане не пропустили ни одного мяча, выиграв в том числе и в Мадриде у Реала с классическим для того сезона счетом 1-0. В ответном матче мадридцы попытались дать бой, даже повели в счете, но когда запахло жареным, парижане после перерыва резко прибавили и спустя шесть минут как то неприлично легко по отношению к именитым хозяевам сравняли счет. Ничья устраивала парижан и они, предавшись минимализму, уверенно довели матч до устраивавшего их исхода, причем ни разу не возникало сомнение, что при необходимости хозяева способны прибавить. Любопытно, что в отличие от прошлогодней схватки, дуэль этого сезона не вызвала особого резонанса в Европе. Успех парижан уже не казался сенсационным, а восхищаться рационализмом победителей почему то не тянуло. Зато крайне интригующе выглядела схватка в полуфинале Артура Жорже против своего стильного «близнеца». Это был Арсенал Джорджа Грэма, визитной карточкой которого была организация игры в обороне. Весь мир обошла история о том, что на тренировках, дабы до мелочей, до рефлексов отработать взаимопонимание, наставник связывал четверку защитников цепью. Так тренер добивался синхронности в действиях. В первом матче, в Париже, победителя формально не было (1-1), но стратегически выиграл Грэм. Однако главным впечатлением была поразительное различие в эмоциональном восприятии обеих команд. Если англичане играли в то, что они наиболее лучше умели делать и делали это стильно, то парижане, имевшие в своем составе потенциально таких классных игроков атаки, выглядели в своем ультрарациональном подходе к игре бледно и неубедительно. А главное, не хватало огня.
Тест, который Артур Жорже не прошёл: первый полуфинал Кубка Кубков, 29 марта 1994, ПСЖ-Арсенал (1-1), только что Иан Райт вывел гостей вперед
Ответный матч едва не начался для хозяев с катастрофы.Голкипер хозяев Дэвид Симэн совершил редкую для себя, но зрелищную ошибку (за что недруги по ходу карьеры будут давать ему обидные клички), сделав по сути голевой пас сопернику. И только быстрая реакция Тони Адамса, успевшего блокировать удар Рая, спасла Арсенал от неприятностей. Спустя три минуты англичане открыли счет и с увлечением отдались охране завоеванного. В оставшиеся 84 минуты парижане имели лишь один шанс сравнять счет, но отличный удар защитника Коллетера в середине первого тайма, исправляясь, блестяще парировал Симэн, переведя мяч через перекладину. Но решающей все же стала первая встреча, в Париже. Следует признать, что ПСЖ времен Артура Жорже в еврокубках неубедительно играл дома. Из девяти матчей на Парк де Пренсе, парижане выиграли меньше половины, а в матчах против соперников из Большой Тройки (Англия, Италия и Испания) и вовсе праздновали победу лишь один раз. Лейтмотив высказываний прессы о свежеиспеченном чемпионе Франции сводился к следующему: «Жорже создал отличную команду, привил игрокам взаимопонимание и наладил игровые связи. Но его тактические воззрения совершенно не соответствуют игровому потенциалу исполнителей». В итоге, несмотря на то, что в середине сезона португалец продлил было контракт еще на год, до июля 1995, по окончании первенства руководство ПСЖ решило досрочно завершить сотрудничество с португальцем.
«ТЕПЕРЬ ВСЁ БУДЕТ ПО ДРУГОМУ!»
Летом 1994 столичный клуб возглавил настоящий парижанин (жил в столице с 18 лет) Луис Фернандес, одна из самых памятных фигур ПСЖ 1980х. Его тренерский багаж исчислялся сроком чуть более полтора сезона, но при этом оказался чрезвычайно громким- Луис возглавил вылетевший во второй дивизион скромный Канн и не только вернул команду в высший свет, но и сходу завоевал с ней путевку в еврокубки, став в итоге Лучшим Тренером Первого Дивизиона-1993 по версии France Football. Фернандес мечтал в своем новом клубе воссоздать ту творческую атмосферу, что была в сборной Франции в середине 1980х, а если быть точнее, в знаменитом Магическом Квадрате: «Необходимо создавать коллектив, в котором каждый обладает своими индивидуальными особенностями, но все говорят на одном языке, коллектив, в котором люди счастливы делать своё дело вместе». Новый наставник говорил, что он разделяет игровые концепции Круиффа: «Он всё время что-то изобретает и никогда не боится рисковать. У меня есть свои идеи. Я хочу, чтобы моя команда доставляла удовольствие». И конечно он не забывал о своем опыте в качестве игрока Матра Расинг, проект, в который его владетель вложил огромные деньги, закупил кучу звезд с тренером...Артуром Жорже, но который оказался почти игнорируем парижским зрителем. Чтобы избежать подобного эффекта, «футболисты должны быть полны энтузиазма и делиться этим энтузиазмом с болельщиками».
Летом 1994 новым тренером ПСЖ стал Неистовый Луис
Стиль стилем, но в тем не менее над новым наставником весь сезон как домоклов меч будет висеть необходимость достижения результата, соответствовавшего амбициям новых хозяев клуба. Вообще то главной задачей ПСЖ для сезона 1994\95 прокламировался как минимум выход в 1\4 финала лиги чемпионов.Однако в реальности вряд ли кто либо понял адекватность тренера, если бы он не постарался обеспечить команде сохранение чемпионского титула, тем более что главный конкурент парижан, Марсель, был изгнан во второй дивизион. Перед новым сезоном руководство столичного клуба практически не сделало серьезных закупок (была попытка приобрести Стоичкова, но руководство Барселоны в последний момент наложило вето на уже согласованный с игроком переход), но этот состав, по крайней мере на бумаге, никому не уступал по силе среди потенциальных претендентов на чемпионский титул (Нант, Бордо, Осер, Монако).
Старт по разным причинам не удался- после пятого тура команда занимала лишь 15-е место. Но у парижан впереди был дебют в лиге чемпионов и здесь команда выдала рекордный для тех времен результат- 100%-й показатель в групповом турнире, чего ранее не удавалось достичь мощным грандам типа Милан, Марсель и Барселона. Открывался турнир встречей с главным соперником по группе- мюнхенской Баварией (Кан, Маттеус, Жоржиньо, Суттер), возглавляемой старым знакомцем, дважды выбивавшем парижан из еврокубков, Джованни Трапаттони. Баварцы начали матч уверенно, смело шли вперед и казалось всем видом демонстрировали, кто из соперников является суперклубом. Но постепенно, к середине первого тайма, парижская полузащита во главе с Вальдо наладила игру и завладела серединой поля, в обороне божественно и безупречно чисто играл Рикардо Гомеш, а в атаке все острее действовали Веа и Жинола. Это была стильная, уверенная в своих силах команда, которой уже можно было просто эстетически наслаждаться. Нараставшее давление парижан к концу первого тайма привело к закономерному голу. После мастерски поданного Вальдо углового, Рикардо Гомеш пробил головой, а к отскочившему от перекладины мячу первым успел Веа. После перерыва либериец дважды не сумел реализовать прекрасные шансы, но ПСЖ Фернандеса уже не было просто командой Веа-Жинолы. На исходе матча, после розыгрыша очередного углового, Браво мастерским ударом с лета закрепил победу. Такого рода дебют несомненно укрепил уверенность в своих силах талантливой команды: парижане на одном дыхании выиграли все шесть матчей, став самой результативной командой группового турнира. Как следствие, в авторитетном в 1990е рейтинге от IFFHS (Международная футбольная федерация истории и статистики) ПСЖ по итогам 1994 назван Лучшим Клубом Мира.
Прекрасная премьера: 14 сентября 1994, первый матч группового турнира лиги чемпионов ПСЖ-Бавария (2-0). На 41-й минуте Мистер Джордж вводит в печаль Оливера Кана
Но главное, перемена в стиле, с большей нацеленностью на атаку, с более полным использованием своих сильных сторон. Не имея серьезного пополнения летом 1994, Фернандес постарался найти скрытые резервы в том, чем он располагал. Он стал практиковать смещение акцента атак на правый фланг, где Веа образовал связку с очень активным правым защитником Лясером. Из неэффективного нападающего-скамеечника, находившегося на исходе своей карьеры, тренер сделал приличного уровня опорного хавбека Даниэля Браво, получившего в итоге (в 1996) приглашение из Италии. Фернандес больше доверял футболистам и в отличие от Жорже один неудачный перформанс не являлся гарантией скамейки (расстроганный Веа будет говорить, что «мы теперь, как одна семья»). Именно при нем Франция обрела того Рая, о котором мечтала. Обладатель высокой скоростной техники, тонкого понимания игровой ситуации и комбинационных способностей, он очень неровно провел сезон 1993\94, лишь изредка показывая образцы своего мастерства, мало забивал и даже потерял место в основе сборной Бразилии по ходу последнего чемпионата мира. Летом 1994 циркулировали слухи о том, что нераскрывшийся в Европе футболист переедет в Японию. 29-летнему футболисту по осени пришлось доказывать свое право на место в основе, выходя на замену или меняя кого-либо из травмированных. Рай стал успешно проявлять себя в качестве диспетчера, когда появляясь на поле вместо Вальдо, отходил назад и цепко держал у себя в руках все нити игры. Переломной в его карьере стала игра 14-го тура на выезде против Ниццы (4-0) с двумя голами и организацией голевой атаки.
При Фернандесе Франция наконец то обрела настоящего Рая! На снимке-перехлестывавшие эмоции первых секунд по финальному свистку матча ПСЖ-Барселона
Нельзя сказать, что Фернандес, в отличие от Жорже, пренебрегал защитой. Просто она не была самоцелью и сама игра стала как то мобильнее, живее, даже при оборонительной работе. Коллективный отбор начинался сразу за центральной линией, не оставляя сопернику практически ни секунды на размышление. Но отобрав мяч, команда не старалась перепасовкой убить время и усыпить соперника. Тренер требовал от своих подопечных постоянной и высокой скорости для поддержания ритма игры, дриблинг и обводка дозволялись только в случае необходимости. В гостях за удачным отбором немедленно следовали быстрые, резкие и чрезвычайно острые контратаки.
С целью усиления эффективности атаки, Фернандес также требовал большего взаимодействия между линиями. При Жорже нападающие Веа и Жинола были практически изолированы от средней линии, располагаясь в непосредственной близости от ворот и рассчитывая в основном друг на друга. Луис стал требовать от Вальдо более активного участия в наступлении- как результат, диспетчер при новом тренере сразу же вдвое повысил свою результативность. Кроме того, полузащита в целом при Фернандесе была более нацелена на атаку, чем при Жорже: Веа и Жинола стали получать ощутимую поддержку со стороны опорников Герена и Браво. Если же не шла игра у ворот соперника, парижане не стеснялись прибегать к ударам издали.
При Фернандесе Вальдо вдвое увеличил свою результативность : эпизод из матча 27-го тура ПСЖ-Лион (4-1), в котором хавбек сделал дубль.
ПСЖ набирал обороты и в чемпионате Франции, выйдя в ноябре 1994 на 2-е место, превратившись в главного преследователя Нанта. На зимний перерыв разница между ними составляла всего 4 очка, что при только что введенной 3-очковой системе не составляло непреодолимого отрыва. Правда, команде не хватало стабильности как в результатах, так и в обещанной стильности. Медовый месяц в отношениях между тренером и прессой прошел и в один из моментов еженедельник France Football разразился критической статьей под заголовком «Фернандес-не сын ли он Артура Жорже?» Луис ответил разгромом Спартака в лиге чемпионов (4-1). Нужно было видеть скакавшего у бровки, почти не садившегося на скамейку запасных тренера, темпераментно жестикулировавшего и подстегивавшего игроков к новым свершениям. Трибуны чувствовали эту энергетику и в ответ распевали бодрящие песни, еще более разжигая сумасшедший кураж ПСЖ. Российский очевидец матча писал, что было такое ощущение, словно это не парижане выигрывают и нужно было во что бы то ни стало выцарапать победу. В общем, казалось что после зимнего перерыва борьба за чемпионское звание обострится до предела....
КАТАСТРОФА
В первом матче после зимнего перерыва (в рамках 23-го тура) ПСЖ на своем поле принимал своего главного конкурента, Нант. На Парк де Пренсе парижане последний раз проигрывали в декабре 1992, проведя после этого безпроигрышную серию из 39 матчей подряд. В этот раз однако они не просто проиграли, а были жестоко публично унижены с неприличным счетом 0-3. И даже тот факт, что парижане уже в середине первого тайма оказались в меньшинстве (за некачественное исполнение подката удален был Браво), никак не мог служить оправданием произошедшего. В следующем туре парижане проиграли на выезде Монако (1-2), разрыв с Нантом достиг 10 (!) очков и вопрос о чемпионстве по сути был закрыт. А между тем на дворе был всего лишь январь 1995. Катастрофы такого масштаба никто не ожидал и ее прямым последствием стала серия скандалов внутри команды, едва не разваливших её как раз в канун очередных матчей лиги чемпионов. Ужас вошел в сердца поклонников парижской команды...
Катастрофа в чемпионате Франции: 11 января 1995, ПСЖ-Нант (0-3). На снимке: Локо на 35-й минуте посылает первый мяч в ворота парижан
Вначале появились сообщения о конфликте между Фернандесом и Жинола, которого тренер сам в начале сезона назначил капитаном команды. Луис публично обвинил игрока в поражении от Нанта. Тот обиделся и в частных беседах намекнул на желание покинуть команду. По мнению прессы, своя правда у тренера была. Результат? Жинола стал забивать и в трех подряд матчах не уходил с поля без забитого гола. Однако после очередного поражения (в этот раз в Меце), сразу после окончания матча в раздевалке вспыхнул скандал, во время которого новый капитан команды Рош и Бернар Лама («авторитеты») высказали свое недовольство работой Луиса Фернандеса, повторив затем свои слова в разговорах с прессой. Лама договорился до того, что заявил: «Мы проиграли чемпионат еще в августе, когда сыграли первую игру под руководством Фернандеса». Я молчу-сложные, сложные характеры. Тем временем, переживавшая тоже нелегкий сезон Барселона Круиффа возродилась и сократила отставание от Реала до 4–х очков. Казалось парижане сами решили разрушить себя. К счастью, все склоки были оставлены позади, отойдя на второй план в предверии долгожданной лигочемпионской дуэли с Барселоной. Очевидно, что бороться со столь серьезным соперником можно, лишь имея высокий игровой и психологический тонус.
«ОДИН ИЗ САМЫХ СВЕТЛЫХ ВЕЧЕРОВ НА ПАРК ДЕ ПРЕНС НА ВСЕ ВРЕМЕНА!»
Итак, 1-го марта 1995 ПСЖ вышел на Камп Ноу с задачей выдержать тест перед лицом 115-тысячной публики. Все конечно знали что Фернандес восхищается «мистером» Круиффом. И теперь «ученик» мечтал догнать мастера в его тактической мудрости, в управлении командой, в удовольствии, доставляемом зрителям. В 2013 Венсан Герен так вспоминал о предматчевых настроениях парижан: «Мы, конечно, опасались этой команды! Даже если Барселона и не доминировала тогда, как сегодня, мы не должны забывать, что она выиграла Кубок чемпионов в 1992 году и сыграла в финале в 1994 году. В ее составе было много игроков сборной. Но мы были уверены в своих силах. У нас был опыт игр в группе лиги чемпионов. В двух четвертьфиналах, в Кубке УЕФА и Кубке кубков, мы дважды выбивали Реал. Все это нам очень помогло ». Столкнувшись со стареющей Dream Team Кумана, Бакеро и Стоичкова, но все еще конкурентоспособной, парижанам удалось вырвать драгоценную ничью на выезде (1-1). ПСЖ понадобилось всего лишь 6 минут, чтобы сравнять счет. Гости играли с таким запасом уверенности, что в оставшиеся полчаса продолжали играть скорее из любви к искусству и, по большему счету, из кожи вон не лезли, чтобы вырвать победу, отложив дело до ответного поединка в Париже.
1 марта 1995, Барселона, Камп Ноу. Веа сравнивает счет
Двухнедельный промежуток между играми был заполнен напряженной работой. 19 лет спустя Жозе Кобос, вспоминая о поединках с Барселоной, воздаст должное тренерскому штабу парижан: «Что сделало нас победителями в то время, так это подготовка. С точностью до сантиметра мы знали, что нам нужно делать, это была работа Луиса Фернандеса, Жоэля Батса и Набамтинга Токо. У нас было много сессий, мы знали, что, чтобы победить их, мы должны были быть готовы на все 100%. Мы сделали много видео и моделировали игру в поле». Среди всего прочего, Фернандес создал на поле пары, отрабатывавшие взаимодействие до автоматизма. В частности, Кобос (правый защитник) играл в паре с Браво, распологавшимся впереди: «Мы знали, что нашу зону никто не должен проходить». По указанию тренеров, в зоне, куда шел мяч, обязательно должен находиться хотя бы один игрок. В ответном матче не мог играть дисквалифицированный Рош и вместо него Фернандес перевел в защиту опытного Ле Гуэна. В нападении в свою очередь к Веа и Жинола добавлен Рай, несомненно долженствующий прибавить огня французской атаке. Сумасшедшая атмосфера на трибунах, перед стартовым свистком по стадиону звучит заводящий музыкальный фрагмент из Стены Пинк Флойда: «...Нам не нужно никакого образования...». Париж более не желал быть учеником!
К чести подопечных Круиффа, их игра в ответной встрече была гораздо более организованной и зрелищной, чем две недели назад. Свою роль сыграл ввод в состав выздоровевшего Хаджи. Румынн придал солидность игре Барселоны в середине поля, за счет чего долгое время гости уверенно контролировали ход матча и нередко создавали угрозы тылам ПСЖ. Парижане не изменили себе и показали, возможно, свою самую авантюрную игру в сезоне, в итоге чего получился один из самых блистательных поединков сезона. Но в этом матче на стороне Барселоны выступала еще и фортуна. Четырежды в первом тайме хозяева обстучали каркас ворот гостей (дважды Жинола, Рай и Веа). Острый прострел Стоичкова еще более наэлектризовал публику Парк де Пренса. Однако после перерыва каталонский капитан Бакеро ввел стадион в состояние онемения, открыв счет головой после розыгрыша штрафного удара (навес Кумана). Когда же на 67-й минуте парижане в пятый (!) раз попали в каркас (и третий раз в этом матче-Жинола), отчаяние начало меня охватывать. Парижане однако не сломлены. По словам Кобоса, он и его товарищи «никогда не сомневались, даже при счете 1-0 в пользу Барселоны. У нас были опытные игроки с Раи, Веа, Жинола, Вальдо...У нас не было сомнений. Мы только пытались соблюдать указания и знали, что пройдем их». А тем временем Луис Фернандес, возможно, делает решающий тактический ход в этой дуэли, дав Ле Гуэну указание вернуться из обороны в полузащиту, в результате чего парижане стали лучше держать мяч. Неслучайно угловой удар, позволивший Раю сравнять счет, стал результатом рикошета после удара Ле Гуэна, который вернулся в хорошо знакомую ему игровую зону.
Парк де Пренс, 15 марта 1995, 83-я минута. Венсан Герен наносит решающий удар матча и спустя мгновение мяч окажется в воротах Барселоны
Круифф тоже не стоял, просто засунув руки в карманы плаща. Ведя в счете, с квалификацией в полуфинал не за горами, он усилил свою полузащиту, добавив Хосе Мари за счет Бегиристайна. Но Луис настоял на своем, оголив защиту и попросив Поля Ле Гуена остаться в центре. Между тем травма Хаджи подрывает атакующий потенциал гостей и Круифф предпочел осторожность, выпустив защитника Абелардо. Едва вступив в игру, Абелардо лишь наблюдает, как после подачи Ле Гуена Рай ударом головы буквально катапультировал мяч в ворота Бускетса! Пошла 73-я минута. Незадолго до этого события Фернандес планировал пойти в ва-банк и ввести нападающего Нума вместо оборонца, перейдя в игру на формальных два защитника. Но теперь Луис решил не рушить найденный баланс. А спустя десять минут Герен застаёт врасплох голкипера каталонцев: получив мяч от Вальдо, он продвигается вперед и, увидев возникшее пространство между голкипером и правой штангой, метров с 20 попробовал удачу. Удар не был мощным, но вышел ювелирным, в притирку со штангой- голкипер не сумел достать катящийся в угол мяч
15 марта 1995, Парк де Пренс, 83-я минута. Парижане повели в счете. Канонический снимок ликующего Венсана Герена, Лучшего Футболиста Франции-1995.
«Ах, я думаю, что какое-то время я буду ассоциироваться с этим голом», - много лет спустя во время интервью улыбался Венсан Герен. «Это был невероятный момент. Он ошеломил меня, это трудно описать. Когда я снова вижу повтор, я говорю себе, что я сошел с ума {смеется}!» На кромке поля Луис Фернандес и Жоэль Батс бросаются друг к другу в объятия, словно впервые за много лет вновь встретившиеся братья. Парк де Пренс в экстазе. Ликующие товарищи по команде не щадят страдающего от сильного ушиба Герена (во время одного из стыков Бакеро едва не сломал ему ключицу): « Я заканчивал матч с сильной болью, товарищи по команде не должны были на меня набрасываться в конце матча». В оставшееся время скорее французы могли увеличить разрыв в счете, чем Барселона спасти матч. Уже на 91-й минуте Веа послал мяч в...штангу. Правда, если бы попал, то гол бы отменили из-за офф-сайда. Тем не менее, парижане установили уникальное достижение- шесть (!) попаданий в каркас в матче столь высокого уровня. Наконец, финальный свисток и безмерная радость захлестнула Парк де Пренс! Впрочем, как вспоминает Жозе Кобос: «Мы были счастливы, но тогда я не оценил победу до конца потому, что был на моральном и физическом износе. Я так много отдал».
15 марта 1995, незабываемые кадры магии на Парк де Пренсе
ФИНИШ СЕЗОНА В ВИДЕ НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ
Может ли этот вышеупомянутый износ объяснить, что после подвига против Барселоны ПСЖ в полуфинале не смог пробить бастионы действующего победителя лиги чемпионов Милана (0: 1, 0: 2)? Думаю, это сыграло свою роль, как и класс Милана, показавшего не слишком зрелищный, но в высшей степени организованный и солидный футбол. Ключевым стал первый матч, на Парк де Пренсе, где команда Фабио Капелло сыграла почти идеально. При внешнем преимуществе хозяев в первом матче, парижским атакам не хватало изобретательности, чтобы пробить итальянскую многоэшелонированную мобильную оборону (голкипер Росси проводил шестой международный матч всухую). Возможно сказалось и то, что Фернандес в Париже не решился выставить вместе Рая и Вальдо. А ещё... Незадолго до матча руководство Милана в лице своего президента Сильвио Берлускони распространяет в прессе сообщения о своём интересе в подписании контракта с Веа и даже успевает вступить в личные переговоры ! Насколько такой интерес мог повлиять на мотивацию игрока? Справедливости ради скажу, что один хороший момент Веа имел (замечу, за оба матча!), но блестяще сыграл тогда голкипер. Да и миланские оборонцы- ещё те специалисты по «хищникам». Правдой однако будет и то, что спустя три месяца Джордж переоденется таки в миланскую форму. Так или иначе, но "сбитый с толку" Веа в парижском матче предстанет бледной тенью самого себя, а в Милане и вовсе тенью своей бледной тени... Но я написал «почти идеально». Потому как парижане тем не менее старались как могли и ближе к концу матча согнули миланскую пружину почти до предела. И где то за четверть часа до финального свистка казалось настала заслуженная кульминация столь обильно пропитанных потом французских усилий- Жинола сумел переиграть своих опекунов и нанести прицельный удар в верхний угол ворот. Увы, опять перекладина сыграла за соперника. А уже в добавленное время миланцы нанесли смертельный выпад в виде безупречного удара Бобана. Так миланцы язвительно демонстрируют, что отличает их от парижан. Они умеют использовать свой последний шанс. Это был ключевой эпизод всего противостояния. Только собственная небрежность могла итальянцам на своем поле помешать их выходу в финал.Такой поблажки Фабио Капелло не допустил...
5 апреля 1995, первый полуфинал лиги чемпионов ПСЖ-Милан (0-1): парижане так и не смогли пробить массированную оборону миланцев
В чемпионате Франции ПСЖ не то что не сумел догнать набравший крейсерский ход Нант, но даже пропустил вперед себя еще и Лион, хотя в личной встрече разгромил ткачей со счетом 4-1. Ставка была сделана на лигу чемпионов и при неудаче в ней- на попадание в другие еврокубки следующего сезона. Для начала Луис Фернандес в мае 1995 выиграл свой первый титул с ПСЖ- Кубок Лиги. Это титул, о котором болельщики часто с презрением говорят в настоящем, но впоследствии с удовольствием плюсуют к остальным достижениям того или иного тренера. А спустя 10 дней парижане выиграли и Кубок Франции. Противостоявший им Страсбур пытался изобразить из себя а-ля-Милан, но ему попросту не хватило класса и точный удар Поля Ле Гуена решил исход поединка. Выиграв на финише сезона два трофея, команда Луиса Фернандеса сделала впечатление от сезона более оптимистичным, несмотря на провалы в противостояниях с Нантом и Миланом. Более открытый футбол, который стал прививать Фернандес, известный боец по натуре, был попросту и более рискован. Главная задача сезона, поставленная руководством клуба, была выполнена. Неудача в одном шаге от финала лиги чемпионов были отнесена к проблемам роста. Молодой тренер получил бесценный еврокубковый опыт тактики и стратегии в дуэлях с настоящими Мастерами своего дела. Команда обрела свой привлекательный стиль, способный приносить результат. Его лишь следовало отшлифовать. Поклонники команды с оптимизмом смотрели в будущее...
13 мая 1995, финал Кубка Франции, ПСЖ-Страсбур (1-0). Только что Поль Ле Гуен послал победный мяч в ворота эльзасцев
p.s. а где о победе в Кубке Кубков в 96г?