Лавстори Хави и «Барселоны»: сравнивали с Пепом, называли дворником, чуть не ушел в «Милан» (но мама пригрозила отцу разводом)
Новая глава.
Хави возвращается в главный клуб своей жизни – в понедельник его представили на «Камп Ноу». В «Барсе» новый главный тренер провел 24 года и выиграл 25 трофеев как игрок. Теперь – новая глава.
Вспоминаем, как все начиналось.
Дед не любил «Реал» и верил, что внук будет в «Барсе». На просмотре Хави положил хет-трик
Хави родился в футбольной семье в Террассе недалеко от Барселоны. С детства пацан подружился с мячом, который гонял с братьями во дворе. Папа Хави в прошлом футболист, а дед Жауме вовсе был президентом небольшого местного клуба. Больше всего он любил возить внуков на тренировки на своем «Сеате».
Жауме и рассмотрел потенциал шестилетнего Хави. «Мой внук будет играть в «Барселоне», – повторял он. Родителям не нравилось, что дед выделял Хави на фоне братьев, но ничего не могли сделать: Жауме изо дня в день твердил свое. И в итоге оказался прав.
Просмотр футбола с дедом превращался в отдельное развлечение. Жауме ненавидел «Реал», Хави называл его самым ярым антимадристом в своей жизни. Доходило до того, что он говорил внукам не водиться с пацанами в футболке «Реала». А когда «Мадрид» проигрывал, Жауме ликовал. Любимое занятие – купить свежий выпуск газеты As и не торопясь впитывать каждое слово.
Хави быстро прогрессировал в «Террассе», чем привлек интерес крупных клубов. Его хотел взять даже «Реал», но на такой трансфер никто в семье не решился, иначе дед выставил бы всех на улицу. На связь вышла и «Барселона», у отца Хави, который рулил академией в клубе сына, тогда были сомнения. Парень поражал техникой, но был щуплым.
В 11 лет сомнения отпали: отец Хави сказал, что они едут на просмотр в «Барселону». Свою роль сыграли и коллеги, которые уже давно предлагали попробовать. Кстати, тогда Хави играл в атаке – центрфорварда и чистую девятку. Знакомство прошло шикарно, Хави положил хет-трик и его взяли. Позже папа признался, что просмотр был формальностью. «Барса» была и так готова подписать юного таланта.
На первые заработанные в «Барсе» деньги купил маме тостер
Следующая остановка – Ла Масия. Хави сразу сделали капитаном команды U11. Там его переформатировали из форварда в полузащитника.
Хави был домашним, поэтому родители не отпустили его жить в Ла Масию. Маме не нравился район, где находилась школа. Он остался в Таррасе и ездил на тренировки на такси. Со временем клуб упростил жизнь пацанам из дальних районов, их на своем фургоне подвозил массажист академии.
Первые заработанные в клубе деньги – 4000 песет (около 25 евро) – Хави потратил на подарок маме.
Этой суммой клуб ежемесячно компенсировал затраты на проезд. На ярмарке электроники Хави сказал, чтобы мама выбрала что угодно на сумму не больше 4000 песет. Ей понравился тостер.
Гвардиола мощно повлиял на Хави (сначала как игрок, потом как тренер). Они до сих пор общаются
В 13 лет Хави перевели в «Барсу» U14. Тренером там был Жоан Вила, от него парень впитал базовые вещи, которые в будущем помогли дорасти до основы. Вила объяснял, как правильно защищаться, прессинговать, бить штрафные, располагаться при угловых и атаках соперника.
Именно Вила первым сравнил юного Хави с Гвардиолой, искрившим тогда в «Барсе». Он так и сказал: «Мы можем получить нового Гвардиолу». Вила дал установку Хави проецировать на себя игру Пепа. По выходным подросток ходил на «Камп Ноу», чтобы наблюдать за Гвардиолой вживую и подмечать его действия: принятие решений, работу корпусом, движения.
«Вила сказал мне: «Парень, впитывай все, что можешь, от Пепа. Его первое касание, как он поворачивает голову перед получением мяча, как справляется с прессингом, как использует пространство и контролирует мяч», – вспоминал Хави.
Однажды Вила пригласил Гвардиолу на тренировку. Пеп пообщался с ребятами, отдельно дал Хави несколько советов и пошутил, что со временем тот отправит его на пенсию. Через четыре года они уже вместе играли за «Барсу». Пеп и тогда оставался авторитетом и примером для Хави. Из-за конкуренции молодой хавбек всерьез задумывался об уходе из «Барселоны» (об этом дальше), но когда ему был 21 год, ушел сам Пеп.
В следующий раз они пересеклись через 7 лет, когда Гвардиола возглавил «Барсу». В то время Хави опять обдумывал вариант с уходом, но Пеп убедил остаться. «Его первые слова как тренера, которые я помню, были о том, что он не потерпит, если кто-либо не будет работать по полной. Единственное, что мне нужно – ваша тяжелая работа. Так он говорил. Это было сюрпризом для нас», – рассказывал Хави в интервью сайту «Ман Сити».
Пеп пересобрал «Барсу» и добился феноменального успеха, выиграв все возможные трофеи в дебютном сезоне. У Хави была особая роль – он управлял игрой, создавал пространство и очень много пасовал. В первом сезоне при Пепе полузащитник забил 10 голов и сделал 30 ассистов в 54 матчах, став лучшим по голевым пасам в Ла Лиге и Лиге чемпионов.
«Высокий прессинг был великолепен. Революция, футбол нового времени, – говорил Хави. – Через несколько лет никто больше не играл длинными забросами, даже «Реал» изменил стиль. Первый год Пепа положил начало футбольной революции. Мы вошли в историю. Не только из-за побед, но и за то, как играли. Гвардиола изменил мировой футбол».
Хави и Пеп до сих пор поддерживают связь. В 2020-м Хави рассказывал, что часто общается с Гвардиолой. А в отпуске могут встретиться, чтобы перекусить вместе.
«Моя концепция игры очень похожа на ту, что у Пепа. Гвардиола тоже хочет доминировать и владеть мячом. В конечном счете речь идет о проактивности в игре. Об умелом прессинге сопернике. Я многому научился у Гвардиолы, исходя из его характера, амбиций, желания и страсти. Он тактик, помешанный на футболе. Я считаю его лучшим тренером в мире», – объяснял Хави.
Медиа уничтожали Хави в начале нулевых. Даже называли дворником
Первые шаги в основе «Барсы» Хави делал под руководством Ван Гала. Спустя время каталонец признался, что после двух тренировок посчитал тренера идиотом. Но уже через неделю понял, что тот все объяснял правильно.
Ван Гал постепенно подтягивал Хави к основе, используя на разных позициях – даже в центре и на фланге защиты. В начале сезона-1999/00 Хави стабильно попадал в состав, но через день после не очень удачного сентябрьского матча Лиги чемпионов тренер сообщил, что игрок возвращается в дубль. Это был урок. Ван Гал хотел показать Хави, что в «Барсе» нельзя расслабляться.
Хави дебютировал в «Барсе» не в лучшее время. Команду накрыли кризис, частая смена тренеров и пять лет без трофеев. Естественно, медиа и болельщики бушевали. «Пресса искала козла отпущения, а я был лучшей мишенью. Я был медленным. Старомодным», – рассказывал Хави в интервью FourFourTwo.
Хавбека обвиняли в блеклой игре, незаметности, отсутствии лидерских качеств. Испанские медиа разносили Хави, называя дворником (как у машины), потому что якобы единственное, что он делает, – пасует мяч из стороны в сторону.
«В плане критики есть два варианта: либо впадаешь в депрессию, либо борешься, – объяснял Хави. – Я упрям, поэтому доказывал, на что способен. Постепенно я достиг вершины игры. Очень горжусь этим».
Хави встряхнулся в 2003 году с приходом Райкарда и Лапорты. «Мы будто вернулись к футболу Кройффа: 4-3-3 с акцентом на владении мячом», – восхищался он.
Хави не раз мог уйти, но всегда оставался (мама даже угрожала отцу разводом)
Хави был реально близок к уходу два раза.
В 1999 году, после молодежного чемпионата мира в Нигерии, отцу Хави позвонили из «Милана» и пригласили на встречу с Адриано Галлиани. Итальянцы сделали щедрое предложение – контракт на 4 года с зарплатой 250 миллионов песет чистыми за сезон (в «Барсе» он получал 40 млн в год грязными). Плюс отцу предложили должность в академии «Милана», семье были готовы выделить особняк. А Хави гарантировали место в составе.
Предложение заманчивое не только из-за денег. В «Барсе» был праймовый Пеп, поэтому перспективы Хави оставались туманными. Решение принимали на семейном совете. Отец и братья были за «Милан», но мама заняла жесткую позицию – Хави должен остаться в «Барселоне», здесь его ждет большое будущее. Точка. По-хорошему договориться не могли, поэтому мама пошла на крайнюю меру. «Если Хави уедет, я подам на развод», – сказала она. Против такого аргумента никто не попер.
Второй раз Хави мог уйти перед стартом сезона-2008/09. Он чувствовал, что его не ценят как игрока. Но все изменил Гвардиола. Во-первых, Пеп убедил, что рассчитывает на него. Во-вторых, тренер впечатлил Хави подходом к работе и одержимостью.
Хави ушел из «Барселоны» в 35 лет. Он понял, что уже не может приносить команде пользу в том объеме, что раньше.
И уехал в Катар. По словам Хави, его привлек проект подготовки к ЧМ-2022. Катар, выигравший в 2010-м право на проведение турнира, мощно вложился в футбол, инфраструктуру и искал влиятельных игроков, чтобы те передавали опыт местным. Дополнительно Хави советовался с Раулем, который пару лет играл в Катаре.
Каталонец перешел в «Аль-Садд» – самый титулованный клуб страны. За четыре года он выиграл четыре трофея и влюбился в Катар. «Мне нравится практически все здесь. Прекрасная погода, солнце светит почти каждый день. Отличное место для работы, люди здесь очень уважительные и дружелюбные. Еще это безопасная страна с очень низким уровнем преступности. Шикарное место для молодой семьи», – писал он в колонке для Goal.com в 2020 году.
Учитывая, что семья Хави идеально адаптировалась, первые шаги в тренерской карьере он тоже решил делать в «Аль-Садде». Получилось успешно: за два года он взял 7 трофеев, включая чемпионат Катара.
Теперь – новая глава. Хави опять может стать вторым Гвардиолой. Но уже как тренер.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos / Stringer, Nuno Correia /Allsport, Shaun Botterill, Jasper Juinen, Ben Radfor, Denis Doyle / Stringer , David Ramos / Stringer; fcbarcelona.com ; globallookpress.com/imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de, Nikku/Xinhua