7 вопросов к Рую Витории: почему так доверяет Максименко, зачем вернул «Спартак» к трем защитникам и играет с ними так высоко
Задает Дорский.
«Спартак» пережил тяжелейшую неделю: 3:4 после 2:0 к 44-й минуте от «Лестера», унизительные 1:7 от «Зенита». Телеграм-войны, отсутствие вменяемой трансферной кампании, травмы, разбалансированный состав – для оправдания неудачного старта юбилейного сезона много причин.
После матча с «Ростовом» «Спартак» ждут «Лестер», «Локомотив», «Краснодар» и «Наполи». Кажется, Руй Витория может не продержаться даже до зимней паузы, поэтому пришло время поговорить о его решениях.
Этот текст – главные вопросы к Рую. Пока – без ответов.
Вопрос 1. Что Витория оставил от команды Тедеско?
По ходу карьеры Витория не раз показывал, что он рациональный тренер. Например, сразу после прихода в «Бенфику» не увел команду от 4-4-2 или 4-2-3-1, которые любил предыдущий тренер Жорже Жезуш. На первой пресс-конференции в «Спартаке» казалось, что Руй пойдет по этому же пути: «После того, как мы достигли соглашения, у меня было достаточно времени на изучение «Спартака» и РПЛ. Сейчас у меня хорошее понимание происходящего. Здорово, что у команды есть дух победителя. Мы хотели бы взять все хорошее из прошлой команды и добавить кое-что новое».
«Спартак» Тедеско был слишком неоднородным, на разных этапах результат давали контратаки (старт Доменико в России), владение и прессинг (начало прошлого сезона), дикое давление в первые 20 минут, выносы на Соболева и индивидуальное мастерство Ларссона и Мозеса (весна 2021-го). Вероятно, хуже всего игроки «Спартака» были готовы к контролю (особенно с таким набором полузащитников), но в последние пару лет на определенном этапе акцент делался и на него.
На сборе в Австрии Витория не мог рассчитывать на Джикию, Зобнина, Крала, Соболева, Промеса и Понсе. Конечно, это сильно повлияло на старт «Спартака» на фоне внедрения новых идей и разницы в форме между сборниками и теми, кто в прошлом сезоне был в аренде или почти не играл (Мелкадзе, Мирзов, Игнатов, отчасти Ломовицкий).
Но какие черты команды (хотя бы на одном из отрезков) Тедеско Витория пытался оставить? Сначала Руй не мог играть через нападающего, хорошо играющего вверху, но и после возвращения Соболева для него, например, совсем не создавались ситуации после навесов, как было при Тедеско.
У Руя был набор игроков, с которыми можно было хотя бы в одном товарищеском матче отработать схему с тремя защитниками (на сборах были Мозес, Айртон, Жиго, Кутепов, Гапонов + Рассказов, Литвинов и Даниил Денисов), но это не было сделано. Можно вспомнить, что и Тедеско не играл в три центральных на сборах зимой 2021-го, но тогда и матчей было меньше (3 против 6), и команда знала, как играть в тройке при этом тренере после почти полутора лет совместной работы.
При Тедеско «Спартак» часто прессинговал с разрывами между прессингующими и защитниками, так Доменико обезопасил команду от постоянных забеганий соперника на пустую половину поля «Спартака». Судя по всему, Виторию, который выступал за компактность, это не устраивало – в итоге линия обороны стала встречать выше (это не всегда приводит к изменениям в расстоянии при овладеваниях мяча из-за качества прессинга).
Также Витория перевел «Спартак» на зонную оборону при стандартах, но это выглядело органично. Во-первых, так защищаются топ-клубы, во-вторых, на стандарты требуется меньше времени – логично, что переход состоялся уже в первом матче на сборах.
Вопрос 2. Почему Витория так быстро вернул «Спартак» к трем центральным защитникам?
В первом туре «Спартак» проиграл «Рубину» (0:1), пропустив после дальнего удара Самошникова. При этом «Спартак» перебил соперника (13-8), в том числе из штрафной (8-3), больше пасовал в штрафную (43-18), чаще касался мяча в ней (31-14) и создавал более острые моменты (1,05-0,46 по xG). «Спартаку» действительно не повезло, особенно после выхода Бакаева, Игнатова, Мирзова и Мелкадзе, которые летом находились в хорошей форме.
После этого «Спартак» выдал спорную, но победную игру против «Крыльев Советов» (1:0), а затем уступил «Бенфике» (0:2) в первом матче квалификации Лиги чемпионов. На «Бенфике» мы подробнее остановимся в следующем вопросе, но поражение от португальцев было абсолютно ожидаемо – разное качество состава, плюс Жезуш работает с «Бенфикой» второй сезон.
После «Бенфики» «Спартак» катастрофически начал матч с «Нижним Новгородом» – 0:2 к 16-й минуте. В середине первого тайма Мозес получил травму, и Витория решился на перестройку. Вместо Виктора вышел Бакаев, но не по позиции (правый полузащитник), а латералем – Рассказов превратился в правого центрального защитника.
Если «Спартак» сыграл бы так только после замены против «Нижнего Новгорода», это можно было бы назвать поиском по ходу неудачного матча. Если «Спартак» сыграл бы так еще и против «Бенфики» на выезде – подстройкой под соперника. Но «Спартак» продолжил играть в три центральных защитника – еще и со странным составом.
Рассказов превратился в правого центрального защитника (сначала это касалось только обороны, но очень быстро перенеслось и на позиционную атаку). Бакаев стал правым латералем до выздоровления Мозеса – четыре матча подряд в старте в этой роли.
При этом пять защитников при Тедеско и Витории – это не одно и то же, об этом детально рассказал бывший аналитик «Динамо» Сергей Титов.
«Мы начинали по схеме с двумя центральными защитниками, когда еще было открыто трансферное окно и было возможно усиление правого фланга обороны игроком с необходимыми под эту схему характеристиками. Но приобретение атакующего правого защитника совершить не удалось, и мы вернулись к прежней схеме, в которую при этом отлично по своим качествам вписался Кофрие. На данный момент схема в три защитника более подходит нашему составу», – говорил Витория в середине октября.
С Руем тяжело спорить в оценке правых защитников «Спартака» при схеме с четырьмя защитниками. Рассказов не дает необходимого качества на обеих половинах поля, Мозес – слишком атакующий и не слишком дисциплинированный, Зобнин после продажи Крала еще нужнее в центре поля даже в далеко не лучшей форме. Маслов травмирован, но и в здоровом состоянии он – не основной правый защитник в команде из топ-5 РПЛ.
При этом переход на трех центральных защитников все равно кажется довольно странным. Матч с «Нижним» состоялся еще 7 августа, а после ответной игры с «Бенфикой» «Спартак» еще трижды сыграл в чемпионате до закрытия трансферного окна.
Разве схема с тремя центральными защитниками больше подходила «Спартаку» с центральным защитником Рассказовым (еще раз: роль быстро перестала быть гибридной) и правым латералем (левшой) Бакаевым?
Почему на сборах Витория совсем не отрабатывал трех центральных защитников, ведь и тогда в составе «Спартака» отсутствовал подходящий под четверку правый защитник, а уверенности в его покупке не было?
Поражение от «Рубина» и неудачный старт против «Нижнего» – точно существенные причины, чтобы отходить от того, что пытались наиграть на сборах?
Вопрос 3. Почему Витория был так нелогичен при подготовке к «Бенфике»?
Оба матча с «Бенфикой» «Спартак» проиграл без шансов – по 0:2. Главное – исход и должен был быть таким, надежда на проход «Спартака» в группу через такую квалификацию была слишком наивной. Но «Спартак» и Витория все равно неприятно удивили.
«Бенфика» перешла на схему с тремя центральными защитниками и использовала пространства за спинами крайних защитников соперника еще по ходу сезона-2020/21. Руй никак не подготовился к этому – в Москве «Бенфика» разрывала Рассказова и Айртона (тогда «Спартак» еще играл в четыре защитника).
Зато в Лиссабоне «Спартак» вышел в пять защитников (Бакаев – Рассказов, Жиго, Джикия – Айртон), к которым часто садился еще и Ломовицкий. Так Витория сдерживал подключения латералей «Бенфики» Диогу Гонсалвеша и Алекса Гримальдо.
Такой план казался логичным на первый матч, когда у «Спартака» еще были хоть какие-то шансы зацепиться. Вместо этого Витория выбрал прессингующие 4-3-3, оголил фланги – и получил 0:2. Перед ответной игрой «Спартак» уже не мог ни на что рассчитывать – и сыграл очень осторожно, отчасти из-за этого совсем ничего не показав в атаке.
Вопрос 4. Сколько можно доверять Максименко?
Последние три сезона Александр Максименко играет почти всегда: по одному пропущенному матчу в РПЛ-2019/20 и 2020/21, все 12 – в 2021/22. После рестарта сезона-2020/21 Максименко сначала грубо ошибался в топ-матчах (например, гол от Влашича летом 2020-го, мячи Азмуна и Ракицкого в декабре-2020), а затем – и в менее статусных играх.
Раньше Максименко был неплох на линии, но редко выходил при подачах в его штрафную. Сейчас Александр стал агрессивнее при кроссах, но кажется, теперь у него проблемы во всех компонентах.
Игра на линии в 2021 году (то есть затрагиваем еще и вторую часть прошлого сезона) – вообще полный провал.
Почему при таких выступлениях Максименко Александр Селихов и Артем Ребров вообще не получают шансов?
Вопрос 5. Как тренируются Кутепов и Гапонов?
Летом 2020-го Тедеско пришел к тройке защитников, ставшей основной в серебряном сезоне: Джикия – Жиго – Маслов.
Джикия – единственный левша среди центральных защитников, резкий, умеющий бежать назад (ниже – почему это важно) и еще обладающий большим авторитетом в раздевалке. Маслов – качественное начало атаки. Жиго – качественное начало атаки, наивысшее среди защитников «Спартака» качество в обороне, игра вверху, лидерские качества. Выбор Тедеско был логичен, шансов зацепиться за старт у Ильи Кутепова практически не осталось.
Перед этим сезоном Маслов надолго выбыл из-за травмы, которая беспокоила Павла еще с весны. После перехода Витории на трех центральных защитников казалось, что Кутепов станет играть намного чаще, но этого не случилось – только матч против «Сочи», который Рассказов пропускал из-за дисквалификации.
После «Лестера» и провала Рассказова Виторию спросили, почему он не дает шанс Кутепову и Гапонову. «Вы видели, как тренируются другие игроки, чтобы высказывать мнение? Знаете, в каком состоянии Кутепов или Гапонов? Может, они не тренировались все это время?», – ответил Руй.
В конце сентября Кутепов простудился, но в двенадцати матчах он попадал в заявку и оставался в запасе, еще в двух выходил на поле – четырнадцать матчей из семнадцати у «Спартака» в этом сезоне. Гапонов попадал в заявку на пятнадцать матчей.
То есть, видимо, они почти всегда могли играть. Как они тренируются?
А если они не тренируются (последняя реплика Руя), то зачем их постоянно включать в заявку?
Вопрос 6. Почему «Спартак» сыграл с такой высокой линией обороны с «Зенитом» после провального второго тайма с «Лестером»?
Покер Даки – настоящий кошмар «Спартака» и лично Рассказова, которому постоянно ныряли за спину, но в четырех пропущенных мячах виноват не только Николай. Зобнин и Литвинов не срывали контратаки (плюс Литвинов проспал Мэддисона при первом голе), Мозес не оказывал давления на игрока с мячом (второй гол) и не возвращался назад (четвертый гол).
Конечно, у Рассказова нет навыков и необходимого опыта для игры правым центральным защитником на таком уровне, но вся структура «Спартака» лишь подчеркивала его недостатки. На матч с «Зенитом» Витория вообще ничего не изменил. Возможно, «Спартак» не хотел владеть мячом, а планировал встречать соперника в среднем блоке (естественно, очень компактным и с высокой линией обороны), но «Зенит» отдал инициативу москвичам.
Зобнин и особенно Литвинов снова не успевали накрывать соперников с мячом, Мозес снова был слишком пассивен, за спинами защитников «Спартака» снова было 50 метров свободного пространства, а Максименко снова не был готов к страхующей роли за пределами штрафной.
После разгрома в Петербурге Витория сказал, что «Спартак» был готов к выходу Азмуна для быстрых отрывов. Возможно, на теории «Спартак» действительно готовился к этому варианту, но на поле дал слишком много свободы Азмуну. Проблемы усугубились выходом в старте «Зенита» Мостового – то есть уже за час пятнадцать до начала игры план Семака был ясен.
Почему Витория выбрал такой план на «Зенит» после провала с «Лестером»?
Почему не внес в него изменений после того, как «Зенит» объявил состав?
Вопрос 7. Зачем в отсутствие Жиго центральным в оборонительной тройке вышел Кофрие?
Жиго пропускал матч с «Зенитом» из-за дисквалификации. В отсутствие главного защитника Руй не придумал что-то новое (например, переход на двух центральных – Джикию и Кутепова с низким блоком), не выпустил Кутепова на позицию Жиго (есть опыт), не перевел на нее Джикию (чаще других бежит назад, что необходимо на месте страхующего, часто сам решает, когда ловить соперника в офсайд), а поставил на Кофрие и Рассказова.
Рассказова – после провала с «Лестером», Кофрие – на непривычное место центрального в тройке, на котором он не играл даже в «Сент-Труйдене». Даже в «Спартаке» Кофрие уже показал, что не любит держать линию и выбрасывается на игрока с мячом – игра с «Зенитом» не только подтвердила это, но и открыла, что он совершенно не может управлять партнерами (что нормально, учитывая, что обычно Макс этим не занимается).
Зачем выпускать Кофрие в этой роли? На этот вопрос после матча Руй так и не дал четкого ответа.
***
Старт юбилейного сезона – катастрофа «Спартака» из-за телеграмных войн, отсутствия трансферной кампании и бегства спортивного директора, но даже в таких условиях Витория, кажется, мог сработать лучше.
При детальном переводе Руй производит впечатление человека, объективно оценивающее происходящее, но вопросов без ответов уже слишком много.
Телеграм-канал/твиттер Дорского
Новая проблема «Спартака». Нам переводят не все слова Руя, из ответов выпадают важные детали
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Алексей Даничев; РПЛ/РФС/Константин Рыбин; spartak.com
1. В команде давно проблема с вратарской линией. Как минимум со вторым кипером. Хотя Максименко не просто перестал расти, а стал сдавать еще в прошлом сезоне. Но в сезон команда вошла с Ребровым, который последний раз внятно играл в 2017 году. И Селиховым. Который не играл 3 года из-за травм, а в пердиве феерил так, что Акмурзин отдыхает. Вопрос - почему не был куплен вратарь в пару к Максименко?
2. Известны схемы, по которым играл Витория. И 3 ЦЗ в них не значатся. Ему нужны качественный опорник и крайний деф, как минимум. В идеале бы еще и АПЗ. В связи с чем вопрос - почему за все ТО никто из этой тройки не был куплен?
3. На что рассчитывает Спартак, в плане турнирной борьбы, комплектуясь Кофрие и пытаясь купить Глебова?
4. Почему спортивный блок в команде отсутствует как класс на протяжении уже двух с половиной месяцев? Это точно про серьёзную работу? Нет ни СД, ни скаутов. Зато есть фраза от августа от одной полоумной барышни, что "первый шаг сделан. Спортивная стратегия написана" - вот это вот всё, что мы видим, это и есть та самая стратегия?
5. Что делает возле команды синьор Камоцци? Какие его функции? На каком основании он приводит в команду игроков?
6. Спрашивали ли мнение Тедеско по поводу покупки Кофрие?
Седьмой вопрос можете додумать сами. Да, я не спорю, что очень много странных действий у Витории. Я не понимаю, к примеру, почему он продолжает ставить в состав Ларссона, учитывая абсолютно убогую игру шведа. Зачем ставить Рассказова ЦЗ, если Коля никогда там не играл и было ожидаемо, что в матче с Лестером он привезёт. А уж в матче в Питере куда нужно бить было ясно всем и сразу, как только объявили состав. Руй плохо меняет игру по ходу матча. Он не умеет подстраиваться под соперника, что не очень хорошо, учитывая текущую форму команды. Но вопросы нужно, в первую очередь, адресовать руководству клуба. Которое допустило 3-месячный поток дерьма в телеге одной одиозной барышни. Которое саботировало ТО. Которое не может найти спортдира. Вообще в целом - не знаю как у других, говорю лично за себя - ощущение, что г-н Федун махнул на команду и та живёт как получится. Это видно на всех уровнях клуба - в Академии каждый год срезают бюджет (причём нехило так, за прошлый год на 60 миллионов подрезали), а в основе спортивный блок 2.5 месяца отсутствует и вроде как норм. Начните оттуда. Рыба гниёт с головы. Руй уйдёт. До зимы или в зимнюю паузу, но весной будет не он (страшно даже подумать кто, ведь никто адекватный в Спартак сегодня не поедет). А Федун и г-жа Салихова останутся. И весь тот цирк, который они творят, тоже останется.
Этот мешок должен стоять или на лавке или в фнл. И там он будет в конечно итоге! Было понятно это давно, просто в этом году это увидели уже очень многие
100% тренер ждал и крайнего защитника и скорее всего полузащитника, но началась война Спортивного директора Попова и Заремой, как итог Попов ушел, и НИКОГО не привезли, при этом избавились от Мирзова и Глушенкова, инсайдами в 4-3-3 оставались Промес,Мозес,Бакаев,Ларссон и +/- Ломовицкий,Игнатов. т.е. команда избавлялась от игроков явно целясь на то, что должны быть куплены игроки, но их не купили.
Уходит Крал, и в центре поля остаются Зобнин,Умяров,Хендрикс,Литвинов,Игнатов, т.е. в схеме 4-3-3 тройка полузащитников просто откровенно слабая, Хендрикс не тянет, Литвинов и Игнатов ну это Спартак-2. И клуб никого не купил в центр поля, как и кем играть в 4-3-3? Вот вам и переход на 5-2-3, сейчас травмы пошли и вообще альтернативы этой схеме нет, учитывая только 2 живых ЦП.
Перешли на 5-2-3 и тут здравствуйте, Мозес справа в обороне играть не хочет, его нет просто, Аиртон проваливается в обороне, Рассказов проваливается в центре, потому что полузащита и атака дают спокойно забрасывать за спину нашим защитникам без помех. Проблемы Джикии, Жиго и так были видны. Куфрие чуть лучше Рассказова на позиции ПЦЗ, но не сильно. Маслов травмирован. Гапонов не сильнее Рассказова, Куфрие. Кутепов не играл у Тедеско, не играет у Витории. Видимо есть какие-то проблемы, с контрактом, с мотивацией, да и с уровнем его игры.
Так что вопросы к Витории - Почему он играет высоким блоком? Почему он позволяет игрокам играть так недисциплинированно, Мозес не обороняется, полузащитники постоянно бросают опорную зону уходя в атаку, а толку 0. Почему тройка нападающих, по сути самая укомплектованная хотя бы по телам, совершенно не участвует в обороне позиционной, каким вообще образом оборонятся команде если по матчам с Лестером и Зенитом защищается тройка защитников, один из двух полузащитников и возможно бегущий назад как на пожар Аиртон....?
А вот "какого руя происходит" - хотелось бы спросить у руководства.
Даже вот представим, что у Спартака была бы возможность взять любого вратаря из РПЛ, кто бы помог ему с такой обороной? Даже по свежему матчу в Питере. Допустим, что 4-ый гол, действительно, ошибка. Хорошо, но это уже 4-ый гол в матче! 4-ый. Даже если бы в том матче за Спартак играл Акинфеев, то москвичи пропустили бы не 7, а пускай 6. Но это всё равно 6 мячей! Играл бы за Спартак Нойер или Куртуа, то пропустили бы условные 3-4 мяча, но это мало чтобы изменило. Особенно, в ситуации когда твой защитник и капитан после своих ошибок улыбается сопернику и поднимает его в твоей штрафной.
Проблема Спартака гораздо глубже и уж тем более не в Максименко. Это хороший вратарь для РПЛ с потенциалом, по нему видно, что когда он работает со знающим тренером, он готов учиться и прабвлять. Урванички и Риомми качественно с ним поработали, потому что он прибавлял относительно себя. Разные Анзоры ставят в пример Дасаева, так Дасаев и есть куратор вратарей Академии Спартака, где плоды его работы? Почему Максименко, как и остальные вратари из Академии, выходит из неё настолько сырым, что итальянцам и немцам приходится его подтягивать? В конце концов, спрашивать нужно и с Луиша Эштевеша, тренера вратарей, какие установки он дает Максименко.