Последний раз, когда «Спартак» и ЦСКА не попали в топ-4. Вспоминаем уникальное время
Что же случилось?
1978 год: в СССР смотрят «Служебный роман», слушают Пугачеву и Высоцкого. В стране снижаются тарифы на телефон, но повышаются цены на кофе, появляются очереди в магазинах. Страна потихоньку готовится к Олимпиаде.
Чем еще примечателен 1978-й? Тогда ни «Спартак», ни ЦСКА не были лидерами чемпионата и не попали в топ-4 – это последний такой случай в истории.
Как жил «Спартак»: уходил Ловчев, заиграл Дасаев, разрывал Ярцев, дебютировал Черенков
«Спартак» вернулся в элиту советского футбола, но сезон начинался тяжело. После 6 туров красно-белые шли на последнем месте – им жутко не везло. Команда Константина Бескова играла в зрелищный атакующий футбол, но к 7-му туру набрала всего три очка.
К тому моменту Евгений Ловчев провел в «Спартаке» уже 10 сезонов, но при Бескове лучший игрок СССР-1972 потерял место в составе. После двух поражений на старте лидер «Спартака» психанул и попросил отпустить его в «Динамо». Правда, обсуждали, что Ловчев просто не хотел еще раз падать в низший дивизион.
«Была в моей жизни большая ошибка – уход в «Динамо», – говорил Ловчев в 2019-м. – Вроде бы шел в «Динамо» – всех ребят знал, в сборной с ними играл. Но вскоре понял: это – не мое. Чинопочитание, приезды генералов и полковников, которые объясняли нам, как в футбол играть. А я целое десятилетие воспитывался в любви и уважении к себе, футболисту, в спартаковской демократичности».
В «Динамо» у Ловчева действительно не пошло – он часто получал травмы и за 2 года в команде провел всего 19 матчей.
Ловчев не был единственной проблемой «Спартака» на старте сезона. Со сложностями столкнулся и вратарь Александр Прохоров (его признавали лучшим голкипером СССР в 1974-м и 1975-м) – в 7 стартовых матчах сезона он пропустил 13 голов.
«Он сам вывел себя из состава, – вспоминал Олег Романцев, тогда игравший за «Спартак» на позиции защитника. – На старте сезона мы пропускали в каждом матче. И Прошка попросил Бескова дать ему паузу – хотя бы на одну игру. Бесков согласился и поставил Дасаева. А тот неожиданно отыграл на ноль, да еще и выручил команду в одном эпизоде. И все, обратной дороги нет.
Прохоров, совсем недавно вратарь сборной, лучший голкипер СССР, уже через месяц ушел из команды. Хотя и работал больше всех, и Дасаеву в становлении помогал».
Хоть «Спартак» и играл красиво, все равно было тревожно – после 12 туров команда шла 14-й, набрав лишь 8 очков. Но к середине чемпионата ситуация исправилась. Поворотной точкой стали победы над «Пахтакором» (3:1) и «Кайратом» (4:1). Все 7 мячей «Спартака» в этих матчах забил Георгий Ярцев.
Для 30-летнего нападающего сезон-1978 стал самым ярким в карьере – Ярцев наколотил 19 голов и стал лучшим бомбардиром чемпионата, опередив Рамаза Шенгелия (15) и Олега Блохина (13). По ходу этого сезона Ярцева впервые вызвали в сборную.
Во втором круге у «Спартака» все пошло куда лучше, чем в первом. Одержав 8 побед в 15 матчах, красно-белые взлетели на 5-е место в таблице. Но еще более радостным стало появление настоящего волшебника. 19-летний Федор Черенков провел первые 7 официальных матчей за клуб именно в сезоне-1978.
Жизнь налаживалась.
В 1977-м ЦСКА еле спасся от вылета, а в 1978-м стал шестым. Но Боброва за такой результат отправили в детскую школу
ЦСКА пытался прийти в себя после провального сезона-1977, когда команда заняла 14-е место и чуть не вылетела в низший дивизион (отрыв от «Карпат» – всего одно очко).
Перед стартом сезона команда серьезно обновила состав – ЦСКА покинули 11 футболистов. Столь радикальные меры помогли: красно-синие долго шли вровень с лидерами, но затем резко сдали – 1 очко в 7 матчах.
На финише ЦСКА снова разогнался, набрав 8 очков из 10 возможных и занял 6-е место. От «Спартака» отстали лишь на одно очко.
Но такой результат не удовлетворил армейских чиновников. Легендарного Всеволода Боброва, который покинул сборную СССР по хоккею в 1974-м, отстранили от работы с ЦСКА и перевели в детскую спортивную школу. Это сильно ударило по здоровью Боброва. Спустя полгода переживаний добавилось – из-за прерванной беременности жены Елены. Через какое-то время на тренировке, разминая вратаря, Бобров почувствовал себя плохо – заболела нога. Ему постарались помочь массажем, но позже оказалось, что у тренера оторвался тромб, и массаж сделал только хуже. 1 июля 1979 года Бобров скончался.
Чиновники считали, что смена тренера приведет к долгожданному попаданию в еврокубки, но этого не произошло. В сезоне-1979 ЦСКА под руководством Сергея Шапошникова стал только восьмым.
В нулевые «Спартак» не обыгрывал ЦСКА 7,5 лет. Но все исправил Никита Баженов
Фото: РИА Новости/Игорь Уткин, Олег Ласточкин; fc-dynamo.ru
Во второй половине 80-х был просто взрыв посещаемости - на фоне успехов сборной и футбола в целом. Пошла новая волна. 50 тысяч стало нормальным показателем.
Смотрю на фото Спартака и, как всегда, поражаюсь - какая же жуткая мода была в 70-е! Какие немыслимые причёски, бакенбарды! Один Бесков выглядит цивильным человеком. А ведь мне самому тогда это казалось привлекательным. Зато фотографии 50-60-х годов, которые, по нынешним моим понятиям, показывают гораздо более опрятных людей, мне казались абсолютным безобразием. Воистину, времена меняются и мы меняемся вместе с ними.
На последнем фото Кипиани - красавец, герой тех лет! И особенно того самого 78-го.
А ведь до этого судьба исправно хранила Боброва. В детстве маленький Севка провалился под лёд и его спас старший брат, который не только вытащил, но и откачал мальца. Потом чуть не погиб при пожаре, спасла мать. От фронтовой мясорубки 1942 года его спас некий майор Богинов, футбольный болельщик кое что слышавший о юном даровании по фамилии Бобров. Он вычеркнул его из списков и оставил в Омске. Его чуть не застрелил боевой офицер, когда застал свою жену с Бобровым, но пока он доставал пистолет и по уставу производил первый выстрел в воздух, молодой спортсмен успел выпрыгнуть в окно и уйти огородами. Плюс эта авиакатастрофа с командой ВВС, когда Бобров то ли проспал, то ли не успел на самолёт. А закончилось всё вон как ...
Ха! Когда в СССР не было очередей в магазинах? К 78-у году я уже в них настоялся.