Шалимов смог закрыть Хвичу и попробовал сразу две новые схемы, но персональные ошибки привели к разгрому в Казани
Провал Кварацхелии.
Против лучшего дриблёра рпл Шалимов выкатил схему в 5 защитников. Так уральцы не играли уже много лет, если не считать недавний матч против Сочи, состоявшийся за день до отставки Матвеева. План тренерского штаба Шалимова был простой, Денис Кулаков, вышедший справа в обороне, получал страхующего партнёра из тройки центральных защитников. На этой позиции играл Адамов, о котором мы уже писали в прошлый раз. Кулаков смог действовать ещё выше, поэтому против Хвичи очень часто оставался именно Арсен. Он отлично справился, как итог: всего 1 удар, 2 передачи под удар, 0 успешных обводок при 3 попытках и замена грузина на 62 минуте. Да, Кварацхелия сделал ассист на первый гол Дрейера, но в той ситуации его продвижение не так ценно, удар весил всего 0,12xG.
Розыгрыши Рубина от ворот.
Обычно Урал практически не прессингует высоко. Давления на чужой половине было очень мало и в этом матче, но одна из идей чётко прослеживалась. При розыгрышах Рубина от ворот Егорычев и Гаджимурадов выдвигались высоко и перекрывали центральных защитников, Бикфалви опускался к Абильдгору, а латерали Колесниченко и Кулаков наоборот поднимались к фланговым защитникам казанцев. Периодически для короткой передачи опускался Хван Ин Бом, но Мишкич своевременно выдёргивался, чтобы его закрыть. Интересная идея была в том, что Егорычев оставлял свободным Уремовича и предоставлял Дюпину возможность разыгрывать через него, но тут же шёл в прессинг. Хорват отдавал назад вратарю, а тому приходилось делать длинную передачу, но уже под давлением.
На фото видно: у Дюпина нет вариантов для передачи низом, на него выдвигается Егорычев.
Слуцкий быстро отреагировал: уже в конце первого тайма Дюпин стал отправлять защитников вперёд и выносил далеко. Но тем не менее, в итоге у вратаря Рубина 21 длинная передача и всего 8 точных.
Идея с быстрыми переходами в атаку не оправдала себя.
Несмотря на прессинг при розыгрышах от ворот, Урал практически не оказывал давления на соперника при позиционной обороне. Команда Шалимова спокойно всем составом садилась на свою половину поля. Как только уральцам удавалось отобрать мяч, сразу следовала длинная передача в сторону атакующей тройки. Такой стиль в переходных фазах практически не приносил успеха, по итогам матча у Гаджимурадова, Егорычева и Бикфалви 20 потерь на троих (все сыграли только 75 минут). Для сравнения, у всех игроков Рубина в этом матче было 25 потерь. Конечно, вертикальная игра не даст результата в контратаках, когда соперник ведёт уже 2:0 по истечении 15 минут. Каждая удачная попытка зацепиться за мяч заканчивалась переводом на правый фланг. Вся атакующая игра Урала была завязана на создании большинства именно в этой зоне, Адамов был единственным из тройки центральных защитников, кто не боялся идти вперёд и поддерживать атаки. Кулаков в привычной для себя роли располагался очень высоко, он и помогал создавать большинство. В правом полуфланге действовал Гаджимурадов, который являлся единственным партнёром, открывавшимся под короткую передачу, когда Кулаков оказывался с мячом. Но Денис практически всегда выбирал более знакомый вариант с подачей в чужую штрафную. В итоге он сделал 8 кроссов с игры и лишь 1 оказался точным. Всего у Урала была 21 подача, включая 3 угловых, но только 2 дошли до адресата. Если в предыдущих матчах в штрафной соперника всегда было два нападающих, то теперь в схеме 3-4-3 (5-2-3 без мяча) предполагалось наличие только одного игрока во время фланговых атак. В итоге у всей команды 0,05 xA за матч. Для сравнения, у Рубина ровно 1,00 xA. Поэтому странно, что план Урала в атаке практически не изменился с переходом на новую схему.
Четверная замена и новая позиция Адамова.
На 77 минуте матча Шалимов выпустил на поле сразу четырёх новых игроков. Гагнидзе, Ибрахимай, Агеев и Подберёзкин сменили Мишкича, Гаджимурадова, Бикфалви и Егорычева соответственно. В тот момент существенных тактических перестановок не было: каждый выходил на свою позицию. Урал попытался поменять вектор атаки. Но на левом фланге, где теперь играли свежие футболисты, практически ничего не получалось, Подберёзкину и Гогличидзе совсем не хватало сыгранности, а насыщать центр было некому. Шалимов быстро отреагировал: с 83 минуты Урал играл по абсолютно новой для себя схеме 4-3-3.
Теперь в обороне играли Кулаков, Кузьмичёв, Мамин и Гогличидзе (справа налево). В центре поля образовался треугольник, который составили Йовичич, Адамов и Гагнидзе. Впереди всё осталась без изменений – слева Подберёзкин, справа Ибрахимай. Не попал на фото только Агеев, играющий в центре нападения. После перестроения Уралу удалось разнообразить атакующие действия, помогла свободная роль Подберёзкина. Если номинально полузащитник стартовал с левого фланга, то фактически он много раз оказывался в центре в поисках пространства в опорной зоне соперника. Тактические перестановки слегка взбодрили игру, но опасно проникнуть в штрафную удалось лишь однажды: Ибрахимай отдал в центр на Подберёзкина, Вячеслав выполнил ответную передачу Илльдрену, а Адамов здорово пропустил мяч между ног.
Далее, неудачная подача косовара и перехват. Создать что-то большее в атаке не удалось.
Проблемы с центром обороны.
Безусловно, мы должны делать скидку на то, что весь матч Рубин чувствовал себя комфортно благодаря счёту, и не был вынужден обострять игру. К сожалению, переход на схему в 3 центральных защитника совпал с невероятными проблемами на этой позиции. Герасимов, Рыков и Аугустыняк (6 матчей в центре обороны в прошлом сезоне) оказались недоступны из-за повреждений. Роман Емельянов, который тоже теоретически мог бы их заменить, всё ещё не вылезает из лазарета. Пришлось выпускать Кузьмичёва и Мамина. И если первый сыграл терпимо, то провал второго – один из самых ярких индивидуальных перформансов со знаком минус в этом сезоне рпл. Он был непосредственным участником всех пропущенных голов, кроме последнего. Допустим, первый мяч ещё можно списать на то, что решение Дрейера пробить пяткой оказалось совсем неожиданным. Но те ошибки Мамина, которые предшествовали остальным голам сложно описать словами. Игрока перед самым закрытием трансферного окна выдернули из Томи, где он выступал на правах аренды. Казалось бы, логичное решение, с учётом наличия всего двух профильных центральных защитников в команде. Но сейчас есть ощущение, что в этом сезоне Артёма на поле мы больше не увидим. Возможно, эта попытка Шалимова сыграть со схемой в 3 центральных защитника не станет последней, но такие эксперименты лучше проводить только тогда, когда все здоровы. А за этот матч винить главного тренера сложно, слишком сильно повлияли на игру грубые индивидуальные ошибки.
Ещё больше аналитики в нашем Telegram-канале t.me/fcuralanalytics.
Все цифры взяты с understat и whoscored.