«Легия» когда-то называлась ЦСКА, а ее первый иностранец – русский. Клуб основали военные во время Первой мировой
Исторический профайл на соперника «Спартака».
Стадион «Легии», где в последнем туре Лиги Европы сыграет «Спартак», уже давно называется в честь войска польского и маршала Юзефа Пилсудского. Да и название клуба намекает на связь с армией. В музее «Легии» на территории стадиона (вход бесплатный) много армейских экспонатов – от фотографий военных до орденов.
Пришло время поближе познакомиться с «Легией». Когда и как появилась? Почему так называется? Зачем и в каких условиях польские легионеры играли в футбол на фронте? Есть ли сейчас у «Легии» связь с армией?
«Легию» основали воевавшие за Австро-Венгрию легионеры на Волыни во время Первой мировой. Они играли на фронте
Про год создания «Легии» спорят до сих пор, потому что в разное время команда распадалась. Но сам клуб считает годом основания 1916-й.
Возможно, «Легии» и не было бы, если бы не Первая мировая война, начавшаяся в 1914-м. Воевали страны Антанты (Россия, Франция, Великобритания и их союзники) с коалицией Центральных держав (Австро-Венгрия и Германия с союзниками).
Польша не была независимой и не имела армии. Ее аналогом стали польские легионы – добровольческие формирования, примыкавшие к армиям других государств. Глобально целью поляков была независимость, но добивались ее по-разному. На стороне Антанты воевали около 2 миллионов польских солдат – их командиры пытались убедить Францию, Великобританию и Россию дать Польше независимость.
Но был и другой лагерь, возглавляемый лидером Польской социалистической партии Юзефом Пилсудским (в честь него сейчас называется стадион «Легии»). Он тоже хотел независимости, но считал, что путь к ней лежит через поражение России в войне. До начала боевых действий он начал военное обучение польской молодежи в австро-венгерской Галиции. А после начала войны сформировал польские легионы в составе австро-венгерской армии.
В легионы иногда попадали бывшие футболисты. В мае-июне 1915 года несколько таких игроков из галицких клубов оказались в одном штабе легиона в Петркуве (сейчас город в Лодзинском воеводстве). Среди них был Антони Познаньски, известный до войны краковский футболист. Узнав, что в других бригадах легионов уже организовали футбольные команды, он решил собрать свою.
Препятствий не было. Командование поощряло спорт – он развивал тело, помогал отвлечься от ужасов войны, а еще здорово убивал свободное время. На фронте создавали солдатские оркестры, рисовали и пытались играть в другие виды спорта. Просто футбол был самым доступным – нужна поляна или скошенный луг, палки для ворот, мяч (их обычно шили женщины) и с два десятка солдат. Командир Пилсудский лично присутствовал на матчах между легионами, а иногда даже судил игры.
Познаньски хотел собрать не просто любителей, а сильную команду. С помощью друзей-жандармов, патрулировавших вокзал, он выискивал известных футболистов и уговаривал их присоединиться к команде. Так в команде оказался Станислав Мелех (в 20-х годах уже после войны играл за сборную Польши), будущий соучредитель «Легии» и автор названия.
В 1916 году легион и команда остановились неподалеку от местечка Маневичи на Волыни (сейчас территория Украины). Там возвели большой лагерь с кадетским училищем, часовней, телефонной станцией, кинотеатром и футбольным полем.
В период затишья на Волынском фронте у солдат появилось свободное время, поэтому они решили учредить футбольный клуб. Солдаты-игроки собрались в штабе, чтобы обсудить название, цвета, выбрать капитана и правление.
После жарких дискуссий остановились на названии Drużyna Sportowa Legia («Спортивная команда Легии»). Цвета клуба – белые и черные. Первую форму делали из нижнего белья. Эмблема – белая буква L на черном фоне. Литера остается на эмблеме до сих пор.
Весной 1916 года клуб провел серию матчей с другими военными командами, большинство закончились победами «Легии». Самые старые из сохранившихся результатов – 7:0 с медиками, 3:3 с 6-м пехотным полком и две победы (6:4 и 3:1) над 4-м пехотным полком. В июле 1916 года – из-за наступления русской армии под командованием Брусилова – легионы отошли на запад, и клуб перебрался в Варшаву.
Весь 1917 год «Легия» играла в Варшаве с местными клубами. Но так как команда состояла из военных, организовываться стало сложнее: кого-то перекинули в другую часть, другим приходилось брать отпуск в дни матчей. С наступлением 1918 года польские легионы опять отправили на восток, и деятельность команды приостановили.
Возрождение. Русский вратарь Акимов – первый иностранец «Легии»
Благодаря общим усилиям и стечению обстоятельств (особенно революциям в России и Германии) 11 ноября 1918 года Польша обрела независимость. Главой государства стал тот самый Пилсудский.
В марте 1920 года армия восстановила футбольный клуб – под новым названием Wojskowy Klub Sportowy Warszawa («Армейский спортивный клуб Варшавы»). Генералы хотели возродить армейские традиции «Легии», причем новый клуб создавали пафосно – в офицерском казино Королевского замка. Но работал клуб с перебоями – из-за советско-польской войны. И только после ее окончания в 1921 году вернулся к спокойной жизни.
В мирное время престиж армейской команды упал. Хорошие футболисты уходили в гражданские клубы, где платили и были нормальные условия. А военные набирали мужчин из призывных групп, потому что гражданским дорога в команду закрыта. Кроме того, в ВКС не было нормальных условий для тренировок (отсутствовало даже поле). Обычно футболисты не тренировались, а только играли матчи и всем влетали.
В армии поняли, что надо что-то менять. Во-первых, в клуб пустили гражданских. Во-вторых, ВКС в 1922 году объединился с варшавской «Короной», и в название вернулось слово «Легия» – ВКС Легия Варшава. Еще появились цвета, оставшиеся основными до сих пор, – белый и зеленый. В-третьих, «Легия» улучшила условия: арендовала землю, оборудовала поле, а в 1930 году закончила строительство стадиона имени Войска польского (нынешняя арена стоит на этом же месте).
Кстати, первым иностранцем в истории «Легии» был русский – вратарь Павел Акимов.
В 1920-м его мобилизовали в Красную Армию, отправив на советско-польский фронт. В августе в бою при Радзымине Акимов попал в лазарет с ранением. Войска Тухачевского провалили наступление на Варшаву и отступили, тысяча советских раненых оказалась на вражеской территории.
После освобождения из лагеря для пленных Павел не захотел возвращаться в большевистскую Россию и остался в Польше. Он хорошо играл в футбол, поэтому в Варшаве попросился в «Легию». И его приняли. В армейском клубе он провел 14 лет.
Одно время «Легия» называлась ЦСКА, но постепенно влияние армии ослабевало. У клуба появились частные спонсоры и инвесторы
До 50-х у клуба не было трофеев, к тому же мир держался недолго. С началом Второй мировой войны деятельность «Легии» приостановили, а футболисты ушли на фронт. Немцы запретили спорт в Польше.
После войны пришлось восстанавливать всю Варшаву – и было не до футбола. В апреле 1945 года армейскую команду возродили как 1-й военно-спортивный клуб Варшавы, через пару месяцев добавили в название слово «Легия». Организацией в разрушенном городе занялся бывший боксер – подпоручик Джулиан Нойдинг. Помогали ему футболисты, игравшие за «Легию» между двумя войнами.
В октябре 1949 года власти Польши ликвидировали многие футбольные клубы, «Легию» в том числе. В результате реформы появился Centralny Wojskowy Klub Sportowy («Центральный армейский спортивный клуб» или более привычный для нас вариант ЦСКА – Центральный Спортивный Клуб Армии).
Все упиралось в идеологию. Польша после войны была коммунистическим государством. После стихийного развития спорта в конце 1949 года власти решили его реорганизовать. Теоретик марксизма и философ Роза Люксембург неоднократно подчеркивала, что через определенные концепции и названия обществу можно навязывать образ мышления.
В 1949-1950 годах политбюро Польской объединенной рабочей партии, опираясь на эти концепции, обозначило новые организационные формы в спорте. В централизованном социалистическом государстве не было места для независимых организаций, поэтому было приказано изменить названия клубов. Аппарат власти, устроив беззаконие, лишил клубы их исторических символов и названий, превратив их в спортивные ассоциации.
На базе «Легии» сделали футбольную команду CWKS Warszawa. Благодаря реформе государства увеличились субсидии. В 1955-м и 1956 годах команда оформила два золотых дубля подряд (чемпионат + Кубок Польши). Следом – новое переименование, возвращение «Легии»: CWKS Legia Warszawa.
Со временем влияние армии на клуб ослабевало, футбол постепенно выходил из-под опеки и финансирования Министерства обороны. Можно сказать, становился бизнесом: осенью 1992 года у «Легии» появился первый частный спонсор – бизнесмен Януш Романовский, связанный с компанией Kodak, инвестировал клуб вместе с военными. Изначально договаривались вкладываться в равных долях, но Министерство обороны сокращало финансирование.
Помимо доли в клубе, Романовскому принадлежали права на некоторых футболистов. В 1996-м, несмотря на успехи (два чемпионства, два кубка, четвертьфинал Лиги чемпионов), Романовский ушел. Военные не хотели передавать ему всю власть. Он покинул «Легию», продав большинство важных игроков, права на которых ему принадлежали.
Учитывая серьезные проблемы, «Легия» пошла на отчаянные меры. В 1997-2001 годах к названию клуба приклеили название спонсора – южнокорейского концерна Daewoo, – что не очень понравилось болельщикам. Саму же «Легию» преобразовали в акционерное общество. Контрольный пакет с 2004 года принадлежал польскому телекоммуникационному концерну ITI Holdings.
В 2014-м он продал клуб трем частным инвесторам – Дариушу Миодуски, Богуславу Леснодорскому и Мацею Вандзелю. Польские медиа оценили сделку в 40-60 миллионов злотых (по нынешнему курсу – 10-15 миллионов долларов). В 2017-м Миодуски выкупил остальные 40% и стал единственным владельцем. Дариуш – юрист, закончил Гарвард.
Сейчас он гендиректор своей инвестиционной холдинговой компании, которая вкладывает в недвижимость, инфраструктурные услуги, технологии, медиа, спорт и развлечения. Поднимался он, выступая с 1990 по 1997 год партнером американских юридических фирм White & Case и Vinson & Elkins в Нью-Йорке, Хьюстоне и Варшаве.
Связь с армией есть и сейчас – в перфомансах фанатов и встречах с военными
Официальный союз «Легии» с армией рассыпался. Игрокам больше не надо совмещать футбол и службу, а у армии отпала необходимость вести дела клуба.
Но армейская тематика периодически проникает в жизнь клуба. «Легия», например, принимает военных на стадионе и преподносит им подарки.
А фанаты «Легии» обыгрывают военные сюжеты перфомансами. Самый известный – перед матчем квалификации Лиги чемпионов в 2017 году, трибуны напомнили о Варшавском восстании (1 августа – 2 октября 1944 года). Под большим баннером на английском была выбита надпись: «1944. Во время Варшавского восстания немцы убили 160 тысяч человек. Тысячи из них были детьми».
«Легия» вывесила рекламные баннеры с анонсом матча со «Спартаком» на зданиях в Москве
---------------------------------------------------------------
ахахах в советское время так комплектовались многочисленные СКА и Динамо