«Матчу» не отдали права на РПЛ: лига хочет тендер. Неужели монополии не будет?
Премьер-лига может продать и больше одного пакета.
РПЛ объявила, что будет проводить тендер за права на показ начиная с сезона-2022/23. Нынешний контракт «Матч ТВ», подписанный в 2018-м без борьбы, действует до конца текущего чемпионата, новый такой же компании не достался.
Что именно произошло?
РПЛ на заседании правления не приняла предложение «Матч ТВ» (по разным данным, предлагали 4 или 4,5 млрд рублей за сезон), лига организует открытый тендер.
У «Матча» было приоритетное право предложить новые условия, это часть действующего контракта: официально РПЛ не могла вести переговоры с конкурентами холдинга до ответа на оффер «Газпром-Медиа». Теперь лиге доступны все варианты на рынке.
Решение приняли однозначно: восемь голосов против одного, а единственное мнение за немедленный контракт с «Матч ТВ» – от «Зенита», что вполне логично при общей организационной структуре, восходящей к «Газпрому».
Теперь «Матч ТВ» участвует в гонке за показ РПЛ наравне со всеми.
Что будет дальше?
РПЛ собирается провести тендер до 11 октября – этот дедлайн тоже установило правление лиги. Прогресс очевиден: предыдущий контракт, когда у «Матча» не было конкурентов, подписывали всего за 10 дней до старта сезона-2018/19.
Вот другие важные детали сюжета, который закручивается на медиарынке:
• Теперь в борьбу за РПЛ официально могут вступить Okko (как часть экосистемы «Сбербанка») и онлайн-кинотеатр Start (заявку разрабатывает Илья Геркус) – они заявляли о намерениях. Кроме того, на рынке говорят о желании участвовать «Яндекса» и «Телеспорта».
• Возможно, на тендер сразу выставят несколько пакетов прав – в некоторых инсайдах с заседания правления идет речь о разделении. При таком сценарии РПЛ уйдет от системы с эксклюзивным вещателем: допустим, предложит для покупки отдельно показ в телевизионном эфире, отдельно – в интернете или разделит на несколько блоков матчи тура (например, Серия А отдала семь матчей интернет-сервису DAZN, еще три достались кабельным каналам Sky).
• Пока неясно, как РПЛ относится к варианту продать вместе с телеправами еще и коммерческие. Известно, что «Матч» предлагал 4/4,5 млрд рублей в сумме за оба типа прав – поэтому некорректно говорить о росте стоимости в два с половиной раза (по сравнению с 1,7 млрд рублей сейчас). В нынешний контракт «Матча» не входят, например, возможности продавать титульное спонсорство и букмекерскую категорию – по ним лига сейчас зарабатывает 900 млн рублей, ожидается рост до 2 млрд. Очевидно, что суммы в предложениях только за медиаправа и за медиа- плюс коммерческие права на тендере будут существенно отличаться.
• РФС видит потенциал зарабатывать 8 млрд рублей за сезон – такую оценку озвучил глава комитета по маркетингу и вице-президент организации Денис Соловьев. Профильная рабочая группа считает, что на медиаправах можно заработать 4-4,5 млрд рублей, еще 3 млрд получится выручить на коммерческих правах: титульное спонсорство, букмекер и другие категории. РФС может сыграть важную роль, потому что организация еще не передавала РПЛ права на проведение чемпионата России с сезона-2022/23.
• Работа по тендеру начнется не с нуля: несмотря на запрет официальных переговоров, консультации с заинтересованными игроками медиарынка РПЛ уже проводила. Это подтверждал и президент РПЛ Сергей Прядкин, и директор по коммерции Павел Суворов. Кстати, по слухам, существует даже вариант альянса Okko и платформы Start.
• Отказ РПЛ от первого предложения «Матча» не означает, что на канале не будет трансляций или что российский футбол уйдет из бесплатного эфира. Во-первых, канал продолжит борьбу в тендере. Во-вторых, если все пакеты заберет стриминговый сервис, сублицензия для общедступного вещания точно будет: РПЛ поставит такое условие, лига против полного отказа с ТВ – Сергей Прядкин в великом интервью после сборной однозначно говорил, что целиком в ОТТ лига не уйдет.
• «Матч» уверен, что без РПЛ не останется: новый генеральный продюсер канала Александр Тащин (только что сменил Тину Канделаки) в интервью «РБ» назвал большим вопросом, кто еще может показывать и развивать лигу так, как его канал. Он уточнил, что «Матч» планирует показывать не меньше двух игр на федеральном канале. По данным «Коммерсанта», теперь холдинг готов предлагать за медиа- и коммерческие права 6 млрд рублей. За несколько дней до Тащин в телеграм-канале говорил, что «российский футбол – это не только про бизнес, но и про социальную ответственность».
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский, Владимир Федоренко
от клубов ожидают, что они будут зарабатывать, а как доходит до попыток реализовать коммерческие возможности на практике, сразу звучат такие вопросы - почему это мы должны еще платить?
заплатим. считаю это платой за возможность будущего
и да, переходный период от госфутбола к здоровой коммерческой ситуации будет долгим и мучительным, даже если программа реформ будет продуманной и последовательной (сейчас дело обстоит иначе). с этим следует смириться
Это как с выборами, всем понятно, что ЛДПР, Справедливая Россия и всякие партии Роста то же ЕдРо, только в профиль. Но там по крайней мере есть новые лица, не успевшие зажраться, и если на выборах хотя бы название партий начнет меняться, народ поверит, что возможно, что от их голоса что-то зависит, и свой голос надо как-то отстоять