У сборной России новое оружие – ауты. Самошников бросает круче всех в РПЛ, а Дивеев приходит в штрафную как на угловые
Фишка Карпина.
У сборной России пока не самая яркая игра в атаке – в матче против Хорватии создали мало, а против Кипра сильно устали ко второму тайму. Но одно нововведение Карпина уже видно – команда активно использует ауты для создания остроты.
В чужую штрафную приходит центральный защитник Дивеев (самый высокий игрок в составе – 195 см), а Илья Самошников бросает с обоих флангов.
Сборная даже создала несколько опасных моментов – например, Захарян именно после аута нанес самый острый удар во втором тайме матча с Хорватией.
Самошников лучше всех бросает ауты в РПЛ – «Рубин» выжимает из этого моменты
Самошников без проблем бросает прямо в центр штрафной, и этим активно пользуется Леонид Слуцкий. У «Рубина»:
• 11 ударов после аутов – лучший результат РПЛ-2020/21 (у «Зенита» – 10, у «Сочи» – 7),
• 1,15 xG после аутов – лучший результат РПЛ-2020/21 (у «Зенита» – 0,72, у «Урала» – 0,37).
• 4 аута Самошникова сразу привели к ударам (то есть не было скидок и отскоков перед ними). Это тоже лучший результат сезона, у Эльмира Набиуллина и Марата Быстрова было по 2 таких аута.
За профессиональную карьеру Самошников сделал 6 голевых передач (в том числе – в товарняках). Две из них – после аутов: одна за «Шинник» (но там была скорее ошибка соперника), одна за «Торпедо» (как раз после стандартного вброса из аута).
Забавно, что у Ильи никогда не было специального тренера по аутам (как в «Ливерпуле»), и он не занимался гандболом, баскетболом или метанием копья (как легендарный Рори Делап).
«Никогда этому не учился. В первый раз это случилось, когда мне было 13 лет, и мы с «Приалитом» поехали на турнир в Новороссийск. Тогда я кинул аут с центра и до штрафной. И сломался: потянул спину. Но когда поправился, продолжил выбрасывать ауты», – рассказывал Самошников в интервью сайту «Торпедо».
А вот впечатления Александра Побегалова, с которым Самошников пересекался в «Шиннике».
«Он великолепно бросает ауты, – рассказывал легендарный тренер. – Если находится в последней трети поля, может спокойно докинуть мяч аж до дальней штанги.
Благодаря таким умельцам значительно расширяется атакующий потенциал команды. Чем ближе ворота соперника, тем Самошников опаснее. Каждый выброс из аута способен превратить в угловой. Природный талант плюс мышцы спины».
В сборной талант нашел тренера, который готов использовать его по назначению.
Карпин полюбил ауты еще в «Ростове»
Карпин пришел в «Ростов» в декабре 2017-го – уже весной 2018-го ростовчане стали выделяться несколькими интересными вариантами розыгрышами стандартов, в том числе аутов.
Одна из особенностей – вбрасывающие с обоих флангов, справа в штрафную кидал Паршивлюк, слева Скопинцев (летом 2008-го двое появились у «Зенита» – Набиуллин и Смольников, но все-таки там был достаточный разрыв в качестве и длине в пользу Эльмира).
Вторая и важнейшая деталь – «Ростов», игравший в три центральных защитника, заряжал на ауты в чужую штрафную двух центральных защитников: Ингасона и Вилюша. Роли были четко распределены: Ингасон всегда врывался на ближний угол вратарской, Вилюш – оставался в центре.
В это же время Ионов открывался под короткий розыгрыш (так из штрафной уводился один из защитников соперника), Гацкан караулил дальний угол вратарский, а большой нападающий (Сигурдарсон или Шомуродов) боролись вместе с Ингасоном на ближнем углу вратарской. В итоге «Ростов» был лидером РПЛ по доле аутов из финальной трети, направленных в штрафную.
Несмотря на уникальность (другие вводили в штрафную максимум одного центрального защитника, например, ЦСКА – Бекао, а «Оренбург» – Бегича) и отлаженную структуру, «Ростов» не только не мог забить после аутов, но осенью 2018-го еще и запустил после них три гола (два – от «Краснодара» в одном матче, через три недели – от «Зенита»).
После двушки от «Краснодара» Карпин признался: ««Никто не знает, как натренировать [оборону при аутах]. Есть только внимание и концентрация. Это все, что нужно тренировать».
Как бросает сборная России: Дивеев приходит в чужую штрафную, команда адаптируется под Самошникова
В сборной Карпин продолжает уделять внимание аутам. Конечно, Самошников – один из лучших по длине вброса в РПЛ, но ауты в штрафную были и до его выхода на замену в матче с Хорватией. За два матча Россия 9 раз вбрасывала ауты в чужую штрафную: 5 у Марио Фернандеса и 4 у Самошникова.
В матче с Хорватией Карпин использовал флангового нападающего, с края которого вбрасывают аут, как когда-то Ионова в «Ростове» – для открывания под короткий розыгрыш. Сначала эту роль играл сам Ионов, а во втором тайме вышедший вместо него Бакаев.
На все девять аутов в чужую штрафную приходил Дивеев, но его функции против Хорватии и Кипра отличались. Против Хорватии Игорь открывался на ближний угол вратарской под дальнейшую скидку в центр штрафной (назовем это ролью Ингасона).
С Кипром ближайшим игроком к Самошникову оказывался Миранчук (то есть фланговый нападающий), а Дивеев боролся вверху уже в центре штрафной. За его спиной постоянно оказывался Ерохин. Возможно, такие позиции связаны с умением Самошникова бросать дальше, чем Фернандес, и с аутов Ильи можно наносить прямые удары.
Еще пара интересных деталей: меняющаяся роль Головина и персона закрывающего дальний угол вратарской. В первом тайме с Хорватией Александр оказывался четвертым игроком в штрафной, а подбор закрывал Кузяев (и иногда – левее – Караваев). Со второго тайма с Хорватией Головин уже не ходил в штрафную, а ждал подбор.
Против Хорватии дальним игроком к ауту был фланговый нападающий с противоположного края. При вбросах справа – Захарян и Черышев. С Кипром замыкающим всегда оставался Смолов, а Черышев при аутах с обоих краев уже после вброса отскакивал на второй темп к линии штрафной.
***
Пока Россия нанесла 1 опасный удар после длинного аута – Захарян после отскока во втором тайме с Хорватией. Не слишком впечатляющий результат, но, во-первых, длинный аут с постоянным центральным защитником в чужой штрафной – новинка для сборной России, а во-вторых, это создает дополнительное давление на соперника.
Следующий матч у сборной России – против Мальты. У соперников не самая рослая защита (самый высокий – запасной защитник Карл Микаллеф с 191 см), так что у Дивеева и Самошникова еще будет шанс.
Но можно бросать еще круче – доказательство из Ирана (со своей половины в чужую штрафную)
Фото: РФС/Михаил Шапаев; РИА Новости/Александр Вильф, Виталий Тимкив, Алексей Филиппов