Тур 2. Млада-Болеслав - Яблонец
Часть 1. Город
Млада-Болеслав – город довольно маленький, даже по чешским меркам: в нём живёт 45 тысяч человек, при этом около половины из них работает на заводе «Škoda Auto». Да, именно в этом городке находится штаб-квартира всемирно известного производителя автомобилей. Кстати, Млада-Болеслав – самый малонаселённый из всех городов, в которых играет команда-участник текущего сезона Чешской лиги.
Город находится на полпути между Прагой и Либерцем, про который мы рассказывали в предыдущем посте. Думаю, кого-то заинтересует, откуда у города такое название. Одну его часть город получил по имени князя Болеслава II, который в Х веке построил тут замок. Поскольку к тому времени около Праги уже было поселение под названием Болеслав (с XV века - Стара-Болеслав, то есть "Старый Болеслав"), новое поселение было решено назвать "молодым". Чехи зачастую опускают первую часть названия и говорят просто - Болеслав. А русскоязычные жители Чехии наоборот - отбрасывают вторую часть, называя город "Млада".
Исторический центр Млады похож на другие чешские города аналогичного размера: центральная площадь с ратушей, чумной столб, невысокие домики. Центральная площадь всё же не совсем обычная, она вытянута так, что больше похожа на широкую улицу, чем на площадь в классическом понимании. Заслуживает внимания фонтан с разными режимами потоков воды и подсветки.
Недалеко от площади находится Младоболеславский замок, который был построен на месте того разрушенного, который строил ещё Болеслав II. В наши дни в замке размещается краеведческий музей и городской архив.
Неожиданным фактом для меня стало то, что в Младе был произведён первый чешский самолёт, копия которого выставлена в авиационном музее, названном в честь его создателя - Мефодия Влаха. Ещё один крутой факт - мэром города с 2006 года является этнический сириец Радуан Нвелати. Да да, с 2006 - переизбирался уже три раза!
Часть 2. Достопримечательность
Главным туристическим местом города является музей Шкоды, который мы и решили посетить.
При покупке билета на кассе возникли небольшие затруднения: в связи с действующими ограничениями нас не пустили в музей в обычных масках, пришлось идти в аптеку напротив за респираторами. Немцев перед нами отправили по такому же маршруту. Входной билет без аудиогида стоит 80 крон (270 рублей). Приятный бонус - путеводитель на русском языке.
Сразу скажу, что музей не оправдал мои ожидания. Возможно, они были завышенными из-за заочного сравнения с музеем BMW в Мюнхене – сравнивать эти два музея было опрометчивым решением.
Музей находится в старейшей части завода, на месте бывших производственных цехов. В нескольких залах вкратце показана и рассказана история компании, выставлены первые продукты, отмечены значимые события. История, послужившая поводом к созданию компании, довольно курьезная. Книготорговец Вацлав Клемент после поломки своего велосипеда немецкой марки обратился с письмом в компанию, занимающуюся ремонтом велосипедов. На письмо, написанное на чешском, ему ответили, что, если он желает получить ответ по существу, рекламация должна быть написана на немецком языке. Клемент был крайне возмущён этой ситуацией и решил, что сможет сам выпускать велосипеды, только более надёжные. Его партнёром стал механик Вацлав Лаурин, вдвоем они в 1895 году и основали фирму Laurin & Klement. Дела у фирмы шли в гору, и в 1899 году она стала производить мотоциклы, а затем и автомобили. Первая модель была выпущена в 1905 году.
Последствия Первой мировой войны, необходимость модернизировать производство для конкуренции с другими автопроизводителями, а также сильный пожар, уничтоживший часть оборудования и техники, вынудили Вацлава Клемента искать сильного стратегического партнёра. В 1925 году Laurin & Klement объединились с концерном Škoda. С тех пор завод в Млада-Болеславе выпускает автомобили под маркой Škoda и с крылатой стрелой на капоте.
Мы обратили внимание на то, что у первых автомобилей Шкода руль находился с правой стороны. Оказывается, до 1938 года в Чехословакии действовало левостороннее движение. В 1925 году Чехословакия приняла Парижскую конвенцию 1909 года и обязалась изменить движение на правостороннее «в разумные сроки». В 1931 году правительство постановило провести переход не позднее, чем через пять лет, однако этого не произошло. В ноябре 1938 года парламент Чехословакии наконец решил осуществить переход на правостороннее движение с 1 мая 1939 года. Но планы немного изменились из-за того, что 15 марта 1939 года чешская часть страны была оккупирована нацистской Германией, что ускорило переход на правостороннее движение. В некоторых городах движение поменялось в тот же день, остальная территория сменила сторону через 2 дня, только в Праге потребовалось ещё несколько дней на осуществление перехода.
Самые успешные и известные модели были выпущены после вхождения в концерн Volkswagen в 1991 году. В 1994 году началось производство модели Škoda Felicia, а в 1996 с конвейера сошла первая Škoda Octavia, которая по сей день является самой популярной моделью компании. В 1999 и 2001 началось производство моделей Fabia и Superb соответственно. В последние годы Шкода активно расширяет производственные цеха, рассчитанные на производство электромобилей. Последним посвящена временная выставка, где, например, с помощью интерактива можно посчитать экономию при пользовании электромобилем по сравнению с обычным автомобилем.
В соседнем здании находится депозитарий — хранилище уникальных автомобилей. Там представлены концепты, которые так и не стали выпускаться серийно, но выступили в роли прототипов, на базе которых потом были созданы некоторые модели. Из уникальных моделей можно выделить спорткар, построенный в единственном экземпляре для чешского фильма ужасов «Вампир от Ферата». Автомобили Шкода часто участвуют в раллийных гонках, в депозитарии выставлены некоторые модели. Интересно, что на крыле машины рядом с именами гонщиков указаны их группы крови и резус-факторы.
Интересный, но болезненный факт про музей, который красной нитью прошёл через всё наше пребывание в нём – это постоянные удары током. То ли в музее сильное накопление статического электричества, то ли проблемы с заземлением, а может воздух слишком сухой из-за того, что для сохранения машин создаются специальные условия. Волосы на ногах вставали дыбом, а током било любое железо, к которому можно было прикоснуться. Особенно выделялись поручни – треск разрядов был слышен издалека.
Подводя итог, скажу, что после посещения музея осталось неоднозначное впечатление. С одной стороны, было интересно посмотреть на то, с чего начиналась история всемирно известного производителя автомобилей. Некоторые прототипы, которые нигде не встретишь, кроме музея, показались любопытными. С другой стороны, нам не хватило исторических справок, технических фактов (возможно, с аудиогидом бы было интереснее), ну и сам размер музея оказался совсем небольшим. В некоторых местах больше походило на выставку, чем на музей. Например, чтобы понять, откуда взялось название "Шкода", пришлось обратиться к Гуглу. Опять же замечу, что свою роль сыграло посещение музея BMW в Мюнхене.
В общем, для любителей посмотреть на машины, не сильно углубляясь в историю, может быть интересно. Хотя нельзя ничего потрогать и посидеть в машинах, но глазу приятно.
Часть 3. Стадион
Припарковав машину в торговом центре напротив музея, мы отправились на стадион. Наученные опытом первого тура, решили заранее снять побольше наличных. Дорога до стадиона заняла не больше 20 минут пешком. Стадион носит привычное для Чехии название – «Городской стадион Млада-Болеслав» (с 2019 года спонсорское название – «Локотранс Арена»). Помимо футбольного стадиона, на территории спортивного комплекса находятся легкоатлетический стадион, футбольное поле с искусственным покрытием, надувной ангар и трек для катания на роликах. Мы покупали билеты заранее через интернет, стоимость была единая для всех трибун – 200 крон (680 рублей). Но также была возможность купить билет в кассах перед матчем. В очереди на вход мы провели минут пять, при проходе у нас проверили билет и действующий тест. Кто-то из болельщиков был в маске, кто-то без.
На территории спорткомплекса работал целый ресторан, и у всех трибун был свой ларёк с едой и напитками. Ассортимент довольно скромный: пиво 35 крон (120 рублей), сосиска 70 крон (240 рублей), хот-дог 30 крон (100 рублей), безалкогольные напитки 35 крон (120 рублей). Запастись наличкой оказалось правильным решением – карты на этом стадионе не принимают.
При заказе двух пив и хот-дога у девочки-продавщицы почему-то получилось 105 крон, пришлось ей объяснять, что 5 крон мы, пожалуй, оставим себе.
Фаншоп посетить не удалось, на дверях висела табличка с надписью «Отпуск». Тем не менее был организован передвижной ларёк с атрибутикой, где продавались обычные фанатские вещи, но вот матчевых программок не оказалось.
Стадион небольшой, компактный и удобный, был построен в 1965 году и вмещает 5000 зрителей. Необычность стадиона заключается в том, что на нём всего три трибуны, северной трибуны за одними из ворот попросту нет. Прямо за этими воротами через узкую дорогу стоит жилой дом. Мы удивились, что на балконах этого дома зрителей не оказалось.
Часть 4. Перед матчем
Поскольку в ходе сезона случится так, что мы встретимся с некоторыми командами больше одного раза, будем стараться делать акцент только на домашнем коллективе.
До недавнего времени «Млада-Болеслав» была на слуху у российского болельщика из-за Николая Комличенко. Именно из этого клуба воспитанник «Краснодара» получил вызов в сборную России, а в январе прошлого года перешёл в московское «Динамо». Комличенко провёл в Младе два с половиной сезона, и во втором сезоне (сезон 2018/2019) поставил рекорд Чешской лиги по голам за сезон, забив 29 мячей в 32 матчах. Несколько сезонов в команде провел ещё один воспитанник «Краснодара» Алексей Татаев, этим летом перешедший в «Аланию». До недавнего времени в тренерском штабе числился Ян Флахбарт, который в середине нулевых провёл два года в «Зените». Некоторое время здесь пробыл и "русский Месси" - Денис Давыдов, не сыграв, правда, ни одного официального матча. Наконец, именно отсюда в недолгую российскую командировку во Владивосток отправился Мариан Палат - левый защитник, которого Сергею Павлову порекомендовал Марек Чех. Дела у Палата сложились в России не лучшим образом, он провёл всего четыре официальные встречи, после чего был возвращён на родину. Сейчас 44-летний чех занят тренерской деятельностью.
Футбольный клуб «Млада-Болеслав» вышел в Чешскую лигу в 2004 году и с тех пор является её постоянным участником. Наивысшим достижением в чемпионате было серебро в сезоне 2005/2006, также в сезонах 2006/2007 и 2013/2014 клуб дважды занимал третье место. «Млада-Болеслав» – двукратный обладатель Кубка Чехии (сезоны 2010/2011 и 2015/2016). В последние годы клуб стал крепким середняком чешского чемпионата.
Первый и последний раз на текущий момент команда играла в Лиге чемпионов в сезоне 2006/2007, пройдя второй квалификационный раунд и вылетев в третьем от «Галатасарая». После вылета в квалификации «Млада-Болеслав» отправилась в групповой этап Кубка УЕФА, но, не одержав ни одной победы, заняла в группе последнее место. В следующем сезоне клуб также дошёл до групповой стадии Кубка УЕФА, одержал одну победу и занял четвёртое место. После этого «Млада-Болеслав» семь раз участвовала в Лиге Европы, но дальше третьего квалификационного раунда ни разу не прошла.
В составе хозяев всё равно есть знакомые имена (какие-то более знакомые, какие-то менее).
Марек Сухи: центральный защитник многим запомнился по игре за московский «Спартак», в котором он провёл 4 года. После «Спартака» Сухи играл в Швейцарии за «Базель», где ему удалось пополнить свою коллекцию трофеев. За 5 с половиной лет, проведённых в Швейцарии, Сухи четырежды выиграл чемпионат страны и дважды – кубок. Следующий этап его карьеры оказался не таким удачным: в немецком «Аугсбурге» он провёл лишь 13 матчей за 2 сезона. После окончания контракта с немецким клубом этим летом Марек вернулся в чешский чемпионат спустя 11 лет игры за границей. В «Млада-Болеслав» Сухи сходу стал вице-капитаном.
Марек Матейовски: 39-летний ветеран, играющий на позиции центрального полузащитника, почти всю карьеру провёл в Чехии, за исключением 2,5 сезонов в английском «Рединге», в составе которого он даже забивал «Ливерпулю». Матейовски отыграл 7 сезонов за пражскую «Спарту», выиграв с ней чемпионат и кубок, и вернулся в «Млада-Болеслав», где когда-то начинал свой путь во взрослом футболе, стал любимцем болельщиков, капитаном команды и рекордсменом клуба по проведённым матчам. Летом продлил контракт с клубом до конца сезона. Интересный факт: Марек Матейовски родился в городе Стара-Болеслав, а на старости лет доигрывает в Млада-Болеславе.
Милан Шкода: один из лучших чешских нападающих последнего времени вернулся этим летом в домашний чемпионат после полутора лет в турецком «Ризеспоре». Наиболее известен по выступлениям за пражскую «Славию», с которой становился чемпионом страны и довольно успешно участвовал в еврокубках. Забавно, что в прошлом сезоне в «Млада-Болеслав» играл родной брат Милана - Михал Шкода. Да, без Шкоды в Млада-Болеславе не обойтись.
Лукаш Магера: легенда клуба сейчас доигрывает в любительской лиге, но на клубном сайте значится в качестве массажиста. Интересный момент, нечасто встретишь бывших игроков в роли массажистов.
Часть 5. Матч
Матч начался довольно необычно: с двух выносов мяча вратарём «Яблонца» за пределы стадиона, а поскольку вплотную к стадиону стоят жилые дома, мячи скорее всего так и остались в соседнем дворе. Уже на девятой минуте хозяева открыли счёт, но увы, боковой судья поднял флажок, гол не засчитали из-за офсайда. Но этот момент лишь разозлил младоболеславских футболистов, и уже через две минуты бразильский полузащитник Эвертон эффектно прошёл по левому флангу, усадив пятого номера «Яблонца» на пятую же точку, и прострелил на партнёра в штрафную, который удачно замкнул пас. Через три минуты после первого гола хозяева вынудили ошибиться того же самого пятого номера при передаче назад вратарю, и Милан Шкода прервал передачу, обыграл вратаря и закатил мяч в пустые ворота. 2-0 уже к 14-ой минуте, ошибки и неуверенная игра пятого номера «Яблонца» привели к ранней замене, уже на 32-ой минуте он покинул поле. Во втором тайме хозяева по-прежнему атаковали опаснее соперника, что в итоге привело к разгромному счёту: на 78-ой минуте Шкода оформил дубль, забив головой после подачи углового. Стопроцентных голевых моментов у «Яблонца» за весь матч так и не случилось, и «Млада» уверенно довела матч до конца.
Несмотря на половинную заполняемость стадиона (все ещё коронавирусные ограничения), периодически раздавались заряды домашних фанатов: команду они сокращённо называют «Болка». Гостевой сектор на стадионе тоже был, но в некоторых местах болельщики сидели вперемешку. Первый тайм мы смотрели рядом с болельщиками «Яблонца» и слышали уже становящиеся привычными комментарии "экспертов". А ещё забавно было слышать, как болельщики гостей переговариваются с соседних трибун, называя друг друга по именам и спрашивая мнение по эпизоду. Такова специфика маленьких команд – болельщиков немного, а активных фанатов, которые отправляются на выезды, ещё меньше.
На второй тайм мы перешли на трибуну напротив, поближе к домашним фанатам (ограждений между трибунами нет, никто внутри стадиона места не проверяет).
Один из зарядов фанатов «Млада-Болеслав»:
Капитан команды Марек Матейовски уходит с поля под аплодисменты болельщиков:
А так команда подошла поблагодарить своих болельщиков после матча:
Подводя итог, отмечу, что этот тур нам понравился гораздо больше первого: как по содержанию игры, так и по атмосфере на стадионе. Только игра «Яблонца» вызвала разочарование – от команды, играющей в квалификации Лиги Европы, мы ожидали большего сопротивления.
P. S. На подготовку этого поста потребовалось больше времени, чем мы планировали. Третий тур выложим уже в эти выходные!