45 мин.

Cияние Магического Квадрата, оставившее навсегда свой след в наших душах

Когда голландский Total Football впервые появился на международной футбольной арене в начале 1970-х годов, казалось, что ему суждено добиться величия. С учетом того, как играл «Аякс», футбольные энтузиасты задавались вопросом, сможет ли кто-нибудь когда-нибудь остановить джаггернаут Totaalvoetbal. Ожидания оправдались, когда амстердамский клуб забирал домой каждый кубок чемпионов в период с 1970 по 1973 год. Затем последовали два последовательных финала Кубка мира в 1974 и 1978 годах. И в обоих финалах «Летучим голландцам» не удавалось выиграть. Дважды им не удавалось выиграть величайший трофей из всех в качестве последнего и решающего доказательства силы свободного атакующего футбола. Это доказательство казалось появилось на Мундиале-82 в Испании в лице блистательной сборной Франции. Команда прошла в полуфинал и без страха и сомнений вышла на сильнейшую команду Европы последнего четырехлетия, сборную ФРГ...

НОЧЬ, КОГДА МУЗЫКА УМЕРЛА

Итак, вечер 8-го июля, Севилья, стадион Рамон Санчес-Писхуан.  Полуфинал Мундиаля-82 Франция-ФРГ. Платини позже скажет об этом матче« Ни один фильм в мире, ни один спектакль не может передать столько противоречивых явлений, столько эмоций, сколько проигранный полуфинал в Севилье ».

Баттистон (№3) между жизнью и смертью (№10-Платини, №19-Сикс)...

Яркость впечатлений такова, что достаточно сказать слово «Севилья» и образы 39-летней давности немедленно возвращаются. Сумасшедшая жара (35 градусов по Цельсию в 9 часов вечера!) и невероятное напряжение. Парни в синих футболках, с внешностью мушкетеров, с подлинно французским изяществом преодолевают оборонительные редуты своих противников и ускользают от удушающего прессинга мощных атлетически сложенных германских футболистов. Английский журналист Стюарт Джонс напишет:«Как открыли для себя немцы, ртуть не может быть схвачена....Всякий раз, когда немцы думали, что они контролируют французов, очередная синяя футболка проскальзывала на свободное пространство». Тевтонские быки, начинающие приходить в бешенство от тщетности своих усилий.  Баттистон на земле, на тонкой грани между жизнью и смертью. Жующий резинку Шумахер, необъяснимые отдающие ледяным цинизмом решения рефери Корвера, сжатые кулаки Алена Жиресса. Дополнительное время и два мяча французов. В этот момент французский комментатор Тьерри Ролан кричит: «Франция –в финале!» Но впереди еще было 22 минуты и Руменниге с Фишером и Шумахером бросают нашу хрустальную мечту в сточную канаву.... Трехцветные пали, раздавленные немецкой мощью, изумительной реакцией Шумахера и холодным реализмом тевтонских нападающих.

"Как открыли для себя немцы, ртуть не может быть схвачена": в атаке Жиресс

Жан Тигана так вспоминал то тягостное состояние команды по окончании матча: «Все плакали: игроки, персонал, менеджеры. Я плакал на поле, в раздевалке, в автобусе. Это был единственный раз, когда я промочил футбольное поле рыданиями ». Является ли метафорой слово «все» я не знаю, но даже годы спустя Мариус Трезор, отважно раз за разом бросавшийся на наползавшие немецкие бронемашины и единственный,кому нельзя адресовать  и слова упрека за дополнительное время, годы спустя в интервью из-за итогового результата не мог назвать этот матч лучшим воспоминанием своей карьеры. Наоборот, он называет его горькой памятью: «На следующий день после матча, мы были в аэропорту вместе с немцами и видели как Шумахер смеялся вместе с руководителями команды и нам было тяжело видеть это...

"Они нас просто смели и втоптали нас в грязь": первые секунды после финального свистка

«Я открываю глаза - надо мною стоит Великий Ужас, которому имени нет Они пришли как лавина, как черный поток Они нас просто смели и втоптали нас в грязь Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок Они разрушили все, они убили всех нас...»

Так я чувствовал себя в те первые минуты после финального свистка. Невозможно лучше Оргии Праведников описать тот ужас...

АПОСТОЛ КРАСИВОЙ ИГРЫ

К счастью, Севилья оказалась лишь вехой на пути к цели, подтверждением верности взглядов человека, создавшего эту команду. Франция в футболе не заходила так далеко с 1958 года и никогда не была так эмоциональна. И нет уверенности в том, что три финала чемпионата мира, сыгранные с тех пор, могут сравниться с Севильской драмой. Потому что Мишель Идальго добился беспрецедентного результата, сочетания высокого статуса матча и красивой игры, но при этом, если я только правильно угадываю современные тенденции, он со своими взглядами остался без будущего в истории французского футбола.  «Если бы не Идальго, Франция могла бы добиться хороших результатов в 1980-х, но с другим стилем игры », - говорит Мишель Платини.

Образы и воспоминания, которые ушли в прошлое, дают в ретроспективе образ Мишеля Идальго, не совсем неуместного в мире футбола, даже в 70-е и 80-е года, когда о нем говорили, что он наивен, а окружающие уже улыбались его осторожным деликатным высказываниям, наполненным добрыми чувствами и популярными изречениями. И правда, он часто казался идущим не в ногу. Он, чуждый всякому насилию, едва избежал попытки похищения накануне мундиаля 1978 года в Аргентине. Игнорируемый и презираемый кувейтским эмиром, который сошел на поле, чтобы отменить гол Жиресса в Вальядолиде. Лояльный к судейским решениям, он был глубоко возмущен необъяснимым арбитражем голландца Корвера в Севилье. Человек слова, он, сделав страну чемпионом Европы, покинет сборную, но будет внутренне сожалеть о своем уходе. Есть еще эпизод, когда Баттистон за минут  20 до конца финального матча Евро-84 вдруг начинает симулировать травму, чтобы «Аморо мог иметь свою долю в финале» (дисквалифицированный большую часть турнира, он начинал последний матч на скамейке запасных). Мишель Идальго гордился своими игроками. Он гордился тем, что создал эту команду. Да, Мишель Идальго был хорош для своего времени. И он делал его ещё более лучшим, более прекрасным.

16 ноября 1977, Парк де Пренс, Париж. Только что завершился матч Франция-Болгария (3-1). Мишель Идальго в чувствах: его парни не только после 12-летнего отсутствия вернули Франции Мундиаль, но и смогли доказать жизнеспособность Красивой Игры.

Каким чудом «трехцветные» были доверены эстетствующему адепту в то время, когда в знаменитой Французской футбольной академии (La Direction Technique Nationale), куда проник Жорж Булонь, в приоритете были размеры и мускулы? В 1970-х годах французский футбол, под влиянием Аякса, мечтал о том, чтобы в своих новых тренировочных центрах вырабатывать физически развитых и сильных игроков. «Но те, кто появился, были технически развитыми игроками, которые развивались на периферии системы», -вспоминает Платини. «Сам Мишель Идальго смог вырваться из системы и создать команду с игроками, которые понимали так же футбол, как и он. Если бы вы послушали Мишеля Идальго, он бы сказал, что Десятка - тот, у кого мяч. Он был мечтателем, верил в определенных игроков, и мы все хорошо ладили, потому что разделяли общую концепцию Красивой Игры (le beau jeu)».

Идальго в 1973 стал ассистентом тренера сборной Франции Стефана Ковача, а в январе 1976 и вовсе приступил к работе в качестве главного тренера. Это были времена, когда сборная Франции скатилась во второразрядные державы и в очередной раз не прошла квалификацию к крупному турниру, Евро-76. Благодаря своему опыту работы с Альбером Баттэ в Реймсе, с Жоржем Булонем в DTN и Стефаном Ковачем в сборной Франции, Идальго становится своего рода гибридным тренером, не зацикленным на одной идее игры или конкретной тактике. Отличный педагог и мастер общения, он быстро находит свое место на новом посту. Статистика говорит следующее о результатах его деятельности на новом посту: 76 игр, 42 победы, 16 ничьих и 18 поражений. Но в большей степени, чем результаты, эпоха Идальго - это стиль игры французов. В конце концов, независимо от того, был ли Мишель Идальго настоящим гением тактики, он влиял на своих игроков своей индивидуальностью и аурой. « Страх проиграть слишком часто заменяет желание победить...если противник сильнее, давайте сделаем игру приключением. Ничего не потерять, это значит ничего не попробовать», скажет он незадолго до решающего матча против Голландии в 1981. Со своей стороны, один из его подопечных, Бернар Женгини, нарисовал свой простой и искренний портрет тренера: «С ним мы обрели «французскую игру». Он сделал сборную Франции раскованной. Он был приверженцем красивой игры  в исполнении хороших игроков. Он хотел, чтобы его команда владела мячом, он любил рисковать. Это была его философия, основанная на удовольствии и красоте игры».

"Он был приверженцем красивой игры  в исполнении хороших игроков": Мишель Идальго в первые минуты после завоевания Европейского золота, 27 июня 1984

К счастью, Идальго в осуществлении своих идей мог опереться на Золотое поколение в лице Мишеля Платини, трижды подряд выигрывавшего Золотой Мяч, Алена Жиресса, в списке номинантов на Золотой Мяч Мундиаля-82 опередившего Платини, Жана Тигана, Бернара Женгини и прочих. Однако именно точные касания мяча, ритм и безупречное видение поля Мишеля Платини стали главной движущей силой продвижения французской команды на международную арену.  “Что за плэймэйкер! Он мог провести мяч через игольное отверстие так же хорошо, как и отправлять его в цель,” – скажет о нем Бобби Чарльтон. И действительно, Мишель Платини, по прозвищу «Ле Руа» (Король), на протяжении большей части своей замечательной карьеры был выдающейся фигурой. И по хорошим, и по плохим причинам. Его часто критиковали за недостаток выносливости, физической формы и плохой работоспособности. Знаменитый ответ Мишеля на это был прост: « Мы не на Олимпиаде, где надо соревноваться в беге на 5000 метров, нашими ногами мы должны играть». И, если оставить в стороне недавнее финансовое трюкачество, никто не может отрицать, что он был ни кем иным как исключительным игроком. Это могут подтвердить немногие, кому посчастливилось видеть, как он ткал свою магию живьем.

Временами Платини буквально парил над полем...

Несмотря на отмеченную слабость в атлетике, Платини оставался быстрым и элегантным атакующим полузащитником. Как стереотипный плеймейкер № 10, он обладал исключительной способностью пасовать, великолепной техникой, игровым зрением и интеллектом как при игре с мячом, так и без него. В первую очередь креативный полузащитник, который играл отстраненную роль позади двух нападающих, Платини был одновременно организатором атакующей игры и отличным бомбардиром. Он реализовывал свои шансы с помощью исключительного футбольного интеллекта, движения и хладнокровия перед воротами. А также способности забивать любой ногой. Действительно, Платини за свою долгую карьеру выиграл несколько бомбардирских наград как на клубном, так и на международном уровне. По мнению историков футбола, он до сих пор остается одним из лучших нападающих всех времен.

ПОИСК ПОБЕДНОЙ ФОРМУЛЫ: ТРИ ДЕСЯТКИ НА ПОЛЕ

С первого же раза Идальго удалось вывести сборную Франции в финальный турнир чемпионата мира, первый крупный финал после 12-летнего перерыва. Накануне отъезда команды в Аргентину, Идальго заявит в прессе, что «мои игроки по большей части играют ради удовольствия и я хочу, чтобы это было подчеркнуто в каждом матче.Может показаться ребяческим говорить об удовольствии, удовлетворении и хорошем настроении, но лично я хочу выделить именно это». В Аргентине, попав в сложную группу, трехцветные не сумев преодолеть мандраж, покинули турнир после первого этапа и затем пропустили вдобавок Евро-80 . Идальго тем не менее не изменился и после этих неудач. Он по прежнему во главу ставил Красивую игру, но желал научиться при ее помощи побеждать и в серьезных турнирных матчах. Однако квалификация на Мундиаль-82 пошла не так как планировалась. После ряда неудачных матчей трехцветные оказались на грани непопадания в финал. В решающей игры против Голландии, чтобы поехать в Испанию нужна была только победа. А между тем, настроение в стране было кошмарным, уровень доверия к Мишелю Идальго как тренеру национальной сборной, был в нижайшей своей точке за последние пять лет его работы. И для этого были основания: из последних восьми матчей, сборная проиграла в...семи(!), в том числе дважды на своем поле. 18 ноября 1981 грозил стать Судным Днем для Мишеля Идальго.С необходимостью только победить (3% положительных отзывов, согласно опросу L’Equipe), он, казалось, идет на самоубийственный шаг, выставив позади трех нападающих сразу трех плэймэйкеров (Мишель Платини, Ален Жирес, Бернар Женгини). «Перед матчем мы спросили Идальго:« Но как ты собираешься защищаться? » вспоминает Жиресс. « И он ответил: «Нам не нужно защищаться, потому что мы будем владеть мячом».

Построение Идальго на матч с Голландией в ноябре 1981: 4-3-3, без формального опорного хавбека и с тремя Десятками. Приведенная схема требует двух уточнений: крайних защитников, Босси и Лопеза, следует поменять местами; Женгини был более оттянут назад, в роли номинального опорного хавбека, связывавшего оборону и атаку.

До этого матча, французский тренер показывал себя адептом построения 4-3-3, которое уже было нечастым для того времени. «На международной арене тогда уже редко можно было встретить команды, играющие с тремя форвардами. Полузащита часто состояла из оборонительных хавбеков. Я дискутировал об этом с моими игроками: когда ты уже имеешь четырех защитников, это более чем достаточно. С другой стороны, полузащита должна быть конструктивной, это зона, где мы должны держать мяч и обеспечивать хорошие шансы в атаке. Но когда я впервые (в 1977) поставил Платини и Жиресса, меня обвиняли в том, что я излишествую»,-скажет много лет спустя Идальго вебсайту chroniquesbleues.fr. В те времена считалось рискованным «дублирование» игроков, имеющих в своих клубах одинаковый профиль игры. И мир мог так никогда и не познакомиться с с маленьким эльфом из Бордо,что сейчас кажется просто нонсенсом. Для многих людей неизгладимый образ чемпионата мира 1982 года в Испании – это как раз бегущий в экстазе Ален Жиресс, только что доведший счет до ​​3: 1 против сборной ФРГ в полуфинале в Севилье.

8-е июля 1982, бегущий в экстазе Ален Жиресс, только что доведший счет до ​​3: 1 против сборной ФРГ в полуфинале в Севилье

Жиресс при миниатюрном росте 162 сантиметра был скорее фигуральным, чем буквальным гигантом на поле. Когда вы видите кадры из Испании 82, Евро 84 или Мексики 86, это все еще поражает не только тем, насколько он был невысоким, но и тем, насколько стройным он кажется - как будто он может быть унесен с поля просто теплым летним бризом. Это ощущение обманывало не только друзей, но и соперников. В реальности это был игрок с замечательными бойцовскими качествами и неутомимостью, которого Энцо Беарзот однажды назовет «вечным двигателем». «Он был великолепным игроком, очень умным с прекрасной техникой и невероятным искусством паса,» вспоминал знаменитый Мсье Монд, т.е. Эме Жаке. С Тигана в Бордо он образовал в сезоне 1981/82 изумительный дуэт в центре поля, буквально летавший по полю и раздававший передачи с арифметической точностью транспортира. Миниатюрный размер и очень низкий центр тяжести позволял ему феноменально прикрывать мяч. Жиресс был способен придать игре драйв, устранить оппонентов в условиях ограниченного пространства и выдать голевой пас (включая свечу) в наиболее неожиданный для соперника момент.

И тем не менее,несмотря на то, что Жиресс давно являлся лидером Бордо и забивал большое количество голов , играя в полузащите, национальная команда в течение долгого времени практически регулярно игнорировала Жиресса. Он впервые появится в Les Bleus в 1974 году. Однако пройдет восемь лет, прежде чем он ударит по мячу в финале крупного международного турнира. Неспособность Франции пройти квалификацию в финалы чемпионатов Европы 1976 и 1980 годов в сочетании с тем, что ему не удалось попасть в аргентинский вариант команды Мишеля Идальго в 1978, означала, что Жиресс будет запоздавшим дебютантом на главном футбольном форуме. Фактически, он быстро приближался к 30-летнему возрасту к тому времени, когда Мундиаль-82 стартовал.  Жиресс превратился в игрока основы лишь весной 1981. Конкуренция за места в полузащите Франции при Мишеле Идальго была ожесточенной, но временами отбирались  прежде всего лучшие игроки, а не те компоненты, которые нужны для создания единого целого. Именно эта концепция сдерживала Жиресса до тех пор, пока тренер руководствовался ею. Даже на протяжении отборочных матчей к Мундиалю- 82 тактическое построение и состав полузащиты Франции постоянно менялись. Но в ноябре 1981, впервые после долгого перерыва, Идальго попробовал в критический для себя и своей страны момент вновь выставить на поле сразу двух плэймэйкеров.  «В те времена говорили: «Жиресс, он не может играть вместе с Платини». Что ж, мы увиделись друг с другом, поговорили и решили: «Ради команды мы сделаем это». Дружба пришла потом,» вспоминал Жиресс об этом ключевом эпизоде. Как итог, победа 2-0 в ключевом матче и конечная квалификация на поездку в Испанию.

Oui, Michel !!!!! 18-е ноября 1981, Платини со штрафного отправляет мяч в цель в ключевом матче отборочного матча Мундиаля-82 Франция-Голландия

РОЖДЕНИЕ МАГИЧЕСКОГО КАРЭ

 Выступление сборной Франции на Мундиале-82 стало одним из украшений турнира. По ходу первенства команда была уже одной ногой в своем первом финале, подарив миру настоящий шедевр в виде полуфинального матча cо сборной ФРГ. Но главным были не сами по себе турнирные показатели команды, а верность стилю. Как скажет после Мундиаля Мишель Идальго: “Прежде всего я чувствую огромную радость из того, как в течении этого Кубка Мира мы жили с великой мечтой. И то что она не полностью была подкреплена в сфере результатов, в конечном счете явилось вторичным фактором. Основополагающим фактором было то, что мы имели замечательные моменты без забвения в какой-либо мере наших взглядов на футбол.” Сборная Франции показала, что и в самых ответственных матчах можно показывать футбол отличного качества. В тактическом плане трехцветные познакомили мир с построением в полузащите, которое позже назовут  Магический Квадрат (Le carré magique) и ставшее главным проводником на поле идей Красивого футбола.

Официальной датой рождения Магического карэ обычно называют 4-е июля 1982, четвертьфинальный матч Франция-Северная Ирландия. Об этом в частности говорят и Платини, и Мишель Идальго.Однако я бы сделал некоторые уточнения. Первый раз Идальго использует в стартовом составе квартет полузащитников 18 февраля 1981 в Мадриде, в товарищеском матче против Испании (0-1), когда на поле вышло два диспетчера (Платини и Ларио) и два опорных хавбека (Муазан и Кристоф). Стартовый матч чемпионат мира 1982 с Англией Идальго также начинал с четверкой хавбеков (Платини, Жиресс, Ларио и Жирар). Тем не менее эти варианты квартета полузащитников Магическим карэ не именуются. Просто интересуемое нас звено является штучным произведением и в нем превуалирует личностный аспект или, как сказал один из блоггеров, возникшая химия между игроками. Мишель Платини будет говорить о случайности тактической находки тренера: «Магический квадрат был создан на основе схемы 4-4-2. Его составляли Тигана-Жиресс-Платини-Женгини, а затем и Фернандес. Обстоятельства помогли сделать правильный выбор.. Эта французская команда началась в 1978 году. Некоторые игроки прибывали, другие уходили, и вы формируете команду, но с игроками, которых не надо создавать ».

Женгини появился в основе из-за скандала вокруг любовной аферы между Ларио (некоторые до сих пор считают, что этот игрок по своему потенциалу не уступал Платини) и Кристель, женой Мишеля Платини (материал об этом здесь). Это случилось во втором матче трехцветных на Мундиале. Один из самых ярких плэймэйкеров начала 1980х, Женгини прославился блестящим исполнением трудной задачи замены самого травмированного Платини в отборочном матче против Бельгии (3-2) в апреле 1981. Смелый и техничный игрок, в отсутствии  Платини он взял на себя ответственность исполнения штрафных и в самый трудный момент матча, когда бельгийцы повели в счете. Женгини сумел сравнять счет именно после исполнения штрафного. С голландцами Платини уже был на поле и задачи Женгини изменились. Игрока эта перемена функций не сильно смущала: «Определенно, я часто играл глубоко, но не чрезмерно...Чувствуя себя хорошо страхуемым, был способен ходить вперед. В этом мое призвание, но задача обороняться, когда это необходимо, меня совсем не беспокоит...Если Идальго захочет от меня повторить эксперимент, я согласен».

Момент, сделавший Бернара Женгини всемирно известным: 28 июня 1982, гол со штрафного в четвертьфинальном матче Франция-Австрия (1-0)

Система развивается на Мундиале-82 после травмы Платини в матче против Чехословакии. В матче против Австрии (1-0) вместо него в основе впервые на этом турнире выходит Жан Тигана, товарищ Жиресса по «Бордо». Как и в случае с Жирессом, для Тиганы потребовалось время, чтобы добиться успеха на международном уровне. Он отпраздновал свое 27-летие во время Мундиаля-82 и получил выгоду от «опалы»  Жана-Франсуа Ларио. В дополнение к его клубному взаимопониманию с Жирессом, Тигана выступил в качестве опорного хавбека для других членов карэ, чтобы они могли ходить в атаку. В то же время, Тигана, покрывая большую часть оборонительных задач, вовсе не был чужд рейдам вперед и перемещался от штрафной до штрафной с непревзойденной легкостью. Неутомимый и динамичный бег с ускорением стал визитной карточкой Тиганы. Невозможно забыть его слалом в предпоследнюю минуту дополнительного времени полуфинала Евро-84 с Португалией. Один из французских блоггеров, F. Coste, которому в момент просмотра телевизионной трансляции было 11 лет, так вспоминает этот решающий эпизод: «В неуловимом сочетании танца и плавания он пробивает оборону. Никто не может даже задеть его мяча, но он слишком увлекается, плывя по течению. Он сядет на «мель», выскочив за пределы поля....Кричит стадион. Мой отец кричит: «Пасуй!!!!Да пасуй же!!!!!!!» Моя мама (на кухне) просит всех богов узнать, что происходит. Дыхание прервано, слезы текут...Я молюсь, молюсь Тигане. И внезапно....Одним движением ноги! Он вспоминает про мяч, останавливает свой полет вперед и пасует назад, в центр. Куда девался мяч???? Он проходит. Сквозь португальскую армаду, попытавшуюся заключить его в свою тюрьму. И этот выстрел из пушки...Мяч влетает в сетку. Стадион ликует, мой отец всюду бегает, сотрясая воздух руками, по арене нашей гостиной...»

23-е июня 1984, 119-я минута полуфинала Евро-84 Франция-Португалия: момент, ставший "визитной карточкой" Тиганы

Перформанс Тиганы против австрийцев был такого качества, что и речи не было об его возвращении в запас. Так что в канун следующей игры, против Северной Ирландии, у тренера сборной Франции могла заболеть голова. «Я оказался в сложной ситуации: убрать Женгини и вернуть Платини. Когда я сказал Платини, что он вернется в состав, игрок вдруг сказал мне: «Но ты не можешь убрать Женгини!» Я был несколько смущен.  Ну что ж, тогда почему не четверо? Так и и родился la Сarré Magique. Это был более вопрос качества техники, а не атлетизма. Так родилась полузащита с Женгини слева, Тигана-справа, Платини и Жирессом впереди, все атакующие Десятки»,- вспоминал Идальго на chroniquesbleues.fr. «Для меня это было более похоже на даймонд. Тигана в нижнем основании, Платини- в верхнем», отреагировал со своей стороны Жиресс в интервью l’Équipe.

Первый Le carré magique образца Мундиаля-82 (матч Франция-ФРГ), который на самом деле выглядел ромбом. Уточнение: Рошто играл центрофорвардом, Сикс-левым вингером, а Жиресс при необходимости восполнял отсутствие правого вингера. 

 Так, в июле 1982 рождается le Carré Magique. Первое испытание для полузащиты, изобретенной Мишелем Идальго пройдет наотлично, если иметь ввиду стиль игры. Тогда Франция восхитила весь мир, получив почетное прозвище «Бразильцев Европы». Северная Ирландия была разорвана 4-1, а матч со сборной ФРГ стал одной из жемчужин мирового футбола. И все же, Франция пала жертвой реализма немцев, в арсенал которого входило в том числе грубое физическое насилие, игнорируемое главным арбитром этого матча. Уже в начале второго тайма, при счете 1-1, Магический Квадрат исчез из построения французов. Это Женгини из-за полученной травмы должен был покинуть поле: «В Севилье я повредил голеностоп незадолго до того, как мы сравняли счет с пенальти. В перерыве в раздевалке, я сказал ему {тренеру Идальго}: "Я не могу продолжать, Мишель". "Сделайте массаж, разминайтесь лучше!" – протестовал он. Я вернулся на поле, но через десять минут мне пришлось попросить замену. До сих пор я отлично выступал на этом чемпионате мира. Меня заменил Баттистон... Потом, обсуждая этот матч, Мишель скажет мне: "Ах, Бернар, мы никогда не узнаем, как могло получиться..." Баттистона немцы едва не отправили к праотцам, а вышедший вместо него защитник Лопез, увы,  ожиданий не оправдал. Матч был проигран в серии послематчевых пенальти. После трагической развязки в Севилье было много сожалений. Но без коллапса не может быть возрождения. Находка тренера показала себя хорошо и обещала качественный рост в игре трехцветных. Мишель Идальго не был наивным идеалистом. Он по прежнему будет искать победную формулу сочетания результата и красоты.

4-е июля 1982, Мадрид, матч Франция- Северная Ирландия (4-1): официальное рождениие Магического Карэ (в атаке Жиресс).

LE CARRE MAGIQUE 2.0

В тот день, колючий парень по прозвищу Рокки плачет вместе со своей семьей перед телевизором, наблюдая за гибелью во мраке душной севильской ночи отважных мушкетеров в футболках сборной Франции. Ему было 22 года. Его пригласят в ряды трехцветных осенью того же года: «Когда я прибыл, здесь были Бернар Лякомб, Мариус Трезор...Я очень хотел сделать их счастливыми. Я ничего не говорил. Я просто делал то, что знал как делать: перехватывал, отдавал, бежал». Его имя было Луис Фернандес и он стал завершающей фигурой в одной из самых грозных четверок полузащитников в истории футбола, состоявшей из Платини, Тиганы, Жиресса и Фернандеса. За пару лет он постепенно вытеснит из основы Бернара Женгини, увенчав создание классического варианта le Carré Magique. Фернандес был чем-то вроде возмутителя спокойствия в стиле Рибери-2006, немного сумасшедшим и трепетавшим перед Платини.

Трудолюбие и кусачесть делали Фернандеса (№6) жизненно важным звеном полузащиты, решающим в освобождении художников (здесь- Платини, №10) для творчества и добавляющим цвет во французское полотно. Здесь эпизод матча Франция-Югославия, 19-е июня 1984

Благодаря прекрасному выступлению на испанских полях, Идальго получил хороший запас кредита доверия и мог спокойно готовиться к Евро-84 через серию товарищеских игр, которые могли служить лабораторией для отшлифовки новой тактической находки. На смену Женгини, попавшему в затруднительное положение в терпящем бедствие клубе (Сент-Этьенн), пришел Луис Фернандес, объём игры которого впечатлял. «Лающий пёс» ПСЖ адаптировался в сборной с фантастической скоростью. Самому молодому игроку Карэ было 24 года на Евро-84 и, пожалуй, лучше всего его помнят за решающий пенальти, в результате которого Франция вышла в полуфинал Мундиаля-86 за счет Бразилии.

Первый раз квартет Платини-Тигана-Жиресс-Фернандес возник в Гимараеше, в матче с Португалией 16 февраля 1983. Но всего на 12 минут. Появился этот вариант на 63-й минуте матча, когда на замену вышел Тигана, но четверка в этом составе просуществовала короткое время, так как Фернандес вскоре покинет поле. В стартовом составе эта четверка впервые выйдет годом позже, 29 февраля 1984 в Париже, в матче против Англии, отмеченным победным дублем Платини. «Принятие Луиса дало Жанно (Тигане) больше свободы. В Испании он был единственным опорным полу защитником, а мы - тремя атакующими хавбеками. В 1984 году система была перебалансирована: 2 + 2. Это повлекло перераспределение обязанностей, хотя и не изменило французскую игру », - анализирует изменения внутри Магического Карэ Мишель Платини. «Фактически, именно на Евро-84 наша полузащита в лице Фернандеса, Жиресса, Тиганы и Платини была смоделирована по образцу идеального карэ,»   развивает тему Жиресс на страницах газеты l’Équipe. «Карэ было солиднее ромба-82. Даже если в 1982 каждому вменялось участие в оборонительной работе. В карэ 84, состоявшем из двух высоко расположенных игроков, занятых отбором, Платини получал больше свободы и мог легко превращаться в фактически третьего форварда. Именно в 1984 термин “Le carré magique”  стал фактически зарегестрированным товарным знаком».

Классический Le carré magique (финальный матч Евро-84 Франция-Испания). Уточнение: Лякомб располагался на позиции центрофорварда, Беллон- левого вингера, а правый фланг покрывал “moteur”  Жиресc, ну а Платини был «свободным электроном».

 Приглашение Фернандеса, рожденного в Испании, переехавшего во Францию в 9-летнем возрасте и получившем французское гражданство лишь в 1981, добавило бетона во французскую полузащиту.  23-летний Фернандес был новичком в команде и быстро сделал позицию опорника своей собственностью, добавляя сталь четверке полузащитников и становясь решающим звеном связи между атакой и обороной. Трудолюбие и кусачесть делали его жизненно важным звеном полузащиты, решающим в освобождении художников для творчества и добавляющим цвет во французское полотно. Помимо этого, несмотря на свою очевидную нескладность, он  обладал изысканными манерами в обращении с мячом и торпедоподобной аккуратностью в чтении игры.

В последних тестах в канун Евро-84, включая контрольный матч сборной против армейской команды Bataillon de Joinville (3-0), трехцветные закрепили за собой эту полузащиту, состоящую из Тиганы, Жиресса, Фернандеса и Платини, которая становится фирменным знаком команды Мишеля Идальго. Но потеря двух защитников (удаленного Аморо и травмированного Ле Ру) в первом же матче турнира с Данией грозила серьезным дисбалансом в игре трехцветных. Предстоял матч с бельгийцами, в рядах которых французам ранее постоянно доставлял проблемы оперировавший на левом фланге полузащиты Веркотерен. Идальго решил задачу тем, что Фернандеса он превратил в виртуального правого защитника (а Баттистона, любителя поиграть в центре, перевел в стопперы). В итоге, бельгийский левый фланг был заблокирован и атака соперника стала беззубой. В то же время в полузащиту Идальго возвращает Женгини, возродив даймонд-82. «Мы быстро восстановили наше взаимопонимание, и удар Женгини левой ногой дал нам другие решения, особенно при исполнении стандартов» (Жиресс). Бельгия, с которой Франция имела негативный баланс, была сокрушена 5-0, а даймонд-82, на счету которого были все пять мячей (!), просто творил чудеса.К сожалению, в концовке игры Женгини получил травму. На поле он появится только в концовке финального матча.

16 июня 1984, Франция-Бельгия 5-0: Жиресс удваивает счет, Пфафф бессилен...

В третьем матче, против Югославии, Идальго применяет построение 4-3-3, оставив Фернандеса на позиции правого защитника. Однако балканцы имели в своих рядах настоящего левого вингера, Сушича, с которым Луис, чьим достоинством скорость не являлась, соперничать оказался не в состоянии. Проигрывая 0-1, Идальго в перерыве делает необходимые перестановки: он убирает с поля неэффективного Рошто, вводит на левый фланг обороны Тюссо, вместо Фернандеса возвращает на правый фланг обороны Баттистона, перемещает в центр Домерга и тем самым возрождает Магическое Карэ. Второй тайм трехцветные выигрывают в итоге со счетом 3-1. В полуфинале Идальго имел возможность поставить в центре обороны выздоровевшего Ле Ру и тем самым вновь использовать карэ в полузащите. Когда форварды исчерпали кредит доверия, тренер в середине второго тайма переходит к расстановке 4-3-3, выдвинув Платини в центрофорварды вместо замененного Лякомба. В итоге именно Мишель забьет сумасшедший победный гол. Впрочем, о расстановке игроков следует в этом классической для Le carré magique игре следует говорить с определенной долей условности (ссылка на матч). В матче, где в голевой атаке могли участвовать все четыре защитника, а формальный правый вингер Феррери и Фернандес- составлять последний рубеж обороны, сложно говорить о жесткой позиционной структуре. Тренер по ходу матча делал, что мог, но в самые критические моменты этого триллера парни Мишеля Идальго уже сами творили игру и искали пути к победе.

ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ ПО ЕВРО-84

«После 1982, от нас в 1984 ждали победы,» вспоминает Фернандес в интервью BBC Sport. «Мы должны были победить, мы были фаворитами, и Франция надеялась, что сборная станет первой французской  командой, выигравшей большой титул.Наш стиль был типично французским- комбинационная игра с большим количеством передвижений и быстрой подачей мяча вперед потому что мы имели игрока как Платини, который отличался результативностью».

На Евро-84, на глазах у своей публики, Франция просто наслаждается игрой. Ее полузащита доставляет бесчисленное число неприятностей своим оппонентам, поскольку игроки не привязаны к своим позициям и имеют свободу разумного творчества. Более глубоко расположенные Фернандес и Тигана не стесняются разыгрывать изящные стенки, свободно подключаясь к атакам. Платини появляется повсюду ( как у своей штрафной, чтобы организовать атаку из глубины, так и впереди, в качестве третьего форварда), а неутомимый Жиресс при необходимости брал роль плэймэйкера. Впереди нападающие безостановочно работали, дезориентируя соперников и тем освобождая коридоры для выхода на ударную позицию игроков полузащиты и обороны. Франция выиграла все свои матчи, забив 14 мячей в пяти играх и завоевав свой первый большой титул, запомнившись очень зрелищной и атакующей игрой.

12-е июня 1984, матч открытия Евро-84, Платини торжествует- датский бетон наконец то пробит...

Ключевую роль во французском успехе на Евро-84 обеспечило наличие в их рядах Магического квартета, удачно сочетавшего в себе сталь, галльскую стильность и предприимчивость, сделавшие его одной из величайших полузащит в мире. Хотя эта потрясающая четверка не была незнакомцами друг для друга, именно Мишель Идальго впервые объединил их вместе. Это был переход от собрания отдельных выдающихся исполнителей к сплоченному и симбиотическому коллективу в его машинном отделении. Франция эволюционировала от группы игроков, толкающих друг друга локтями под ребра в стремлении к большей известности до появления Carré Magique.  Между его участниками существовало удивительное взаимопонимание или, как сказал один из блоггеров, «все дело в химии».Тигана позднее скажет : «Забавно то, что когда мы продолжили играть с Variety Club de France (команда ветеранов), мы вместе встретились в матче на Маврикии. Здесь мы ни разу не потеряли мяч, нам удалось сохранить способность двигаться с мячом и без мяча. Мы по-прежнему естественно понимали друг друга ». Практически в каждой комбинации Карэ была видна красота, но она была построена на почти невидимой скрытой самодисциплине, на способности каждого ставить «мы» перед «я». «Мы никогда не говорили:« Это не мое дело -защищаться »или« мне не хочется играть с таким-то и таким-то», особо подчеркивает Жиресс.

При необходимости Платини превращался в первого защитника с целью подавления контригры соперника (эпизод финала Евро-84 Франция-Испания)

Итак, четыре равных игрока, как в настоящем квадрате, имеющем четыре равных стороны? Жиресс в ответ на этот вопрос в интервью Экип долго молчит, пытаясь правильно выразить свою мысль: « Четыре равных игрока?... И да, и нет. Нет, потому что когда ты достаточно удачлив, имея Платини в своей команде, ты признаешь его верховенство.Да, потому что каждый член карэ был лидером в своей сфере ответственности. Да, потому что мы дополняли друг друга и были едины. В противном случае карэ бы взорвалось». Когда Жиресса спрашивали, почему карэ заработало именно в 1984, он будет говорить о мудрости зрелости:«это работало потому что мы знали, как управлять собой на поле». Самому ему в момент проведения турнира было уже почти 32. Тигане и Платини-почти 29. Отсюда удивительная легкость в игре карэ: « меня часто спрашивают о полученной на игру роли и расстановке каждого. В реальности, я не помню ни одной сессии, на которой бы анализировалась расстановка в полевых условиях, ни сеансов с расстановкой фишек-игроков на доске. Всё вставало на свои места автоматически».

Le Carré Magique 2.0

ИСТИННАЯ КРАСОТА LE CARRE MAGIQUE

Говоря о красоте футбола в исполнении четверки полузащитников, не следует забывать, что «магическое карэ появилось не для того, чтобы развлечь галерку. Оно было введено ради эффективности» (Жиресс). За два года подготовки к Евро-84 Мишель Идальго испробовал как самые различные тактические варианты построения команды, так и практически всех кандидатов для осуществления этих вариантов.  «Команда хороша, когда она живая, мобильная, когда способна ответить ударом на удар», повторял Идальго. «Мы должны интегрировать достоинства каждого в одно целое». Но при этом достоинства индивидуальности ни в коем случае не приносились в жертву целому. Интерес Мишеля Идальго заключался и в том, чтобы иметь возможность менять расположение игроков по ходу матча, в соответствии с нуждами команды. И если тренер в конце концов остановился на Карэ из Жиресса, Тиганы, Фернандеса и Платини, то потому, что оно полностью отвечало его игровой концепции. Его квадрат был нечитаем для соперников, так как любой игрок мог оказаться слева, справа, на любой половине поля, в любой позиции. Квадрат был в постоянном движении, выискивая и создавая наилучшую позицию для поражения ворот соперника. Любой, кто овладевал мячом, обязан был снабдить мячом того, кто мог быть в более лучшей позиции. Никто не останавливался после расставания с мячом, поскольку знал, что может получить его обратно.

Квартет Идальго работал идеально еще и потому, что Платини забивал в каждой игре. "В том турнире Платини был невероятным игроком," скажет футбольный комментатор BBC John Motson. "Я бы поставил его на уровень с Диего Марадоной Мундиаля-86 и Круиффа-1974. Он играл в командах по своему. Он был не из мира сего, суперзвезда. Ни одна команда не могла его сдержать». И он был прав-Платини был неудержим в своих движении, темпе и мастерстве-он был просто не от мира сего. С каким бы противником Франция не сталкивалась, генеральный план оппонента заключался в нейтрализации Платини, но это в конечном счете никому не удавалось.Давление гения таково, что соперники ошибались, как испанский голкипер Арконада, даже в простейших ситуациях, когда пущенный мяч вроде бы опасности не представлял.

Испанский ужас: только что Арконада не выдержал напряжения финального матча

Платини в 1984 был на пике карьеры и играл в лучший футбол в своей карьере, но степень его влияния на обеспечение домашнего триумфа Франции на Евро-84 во многом зависела от дисциплины, поддержки и баланса, которые он получит для поддержания своего великолепного мастерства через талант своих выдающихся товарищей по команде. Свободное движение Le Carré Magique создавало среду, в которой плеймейкер мог процветать, варьивируя свою игру в зависимости от нужд команды, простиравшимися от выхода в переднюю линию для помощи нападающим до участия в общекомандном прессинге. Сплоченные усилия Le Carré Magique (целое-больше, чем сумма его частей) позволили каждому игроку оставить незабываемый след в истории футбола. Однако именно точные касания, ритм и безупречное игровое зрение Платини стали движущей силой продвижения французской команды на международную арену. Истинная красота Le Carré Magique заключалась в том, что это победное сочетание техники и упорства позволило Мишелю Платини в полной мере проявить свои невероятные таланты. Мало кто из игроков оставил свой след в крупном турнире так неизгладимо, как это сделал главный игрок Франции в 1984 году. Его девять голов в пяти играх помогли выиграть первенство. Гол Беллона на 90-й минуте в финале стал первым мячом франц нападающих на турнире! В финальном турнире 1984 он сделал два хет-трика, но еще более удивительна его троица другого рода, в знаменитом полуфинале против Португалии. Первый гол был забит со штрафного Домергом благодаря тому, что все внимание вратаря было обращено именно на него, как готовящегося к обычной для себя процедуре; второй гол опять забил тот же Домерг, после того, как Платини в отчаянной борьбе вроде бы не сумел пройти португальских оборонцев, но в итоге у него в падении получился голевой пас; наконец, третий мяч он уже забил сам, сумев оказаться в нужной точке для приема шедшей от Тиганы передачи и нанесения точного удара в тот момент, когда промах был смерти подобен.

119-я минута полуфинала Евро-84 Франция-Португалия, победный гол Мишеля Платини 

Всё так, но при этом футбольные поклонники всегда оценят вклад его товарищей-хавбеков для обеспечения Платини статуса лучшего игрока турнира. Збигнев Бонек и вовсе считает, что «сила Франции, это прежде всего Фернандес и Тигана, которые добывали невероятное количество мячей и немного время спустя были готовы протянуть руку  помощи своим игрокам атаки и даже пробить по воротам». Даже если эта характеристика кажется несколько преувеличенной,  ясно главное. Самоотверженный характер Тиганы и Фернандеса в сочетании с организаторскими способностями Жиресса в конечном итоге дали Платини такую же свободу самовыражения, которой Йохан Круифф ранее пользовался во времена Totaal voetbal и голландской рапсодии в оранжевом.

27 июня 1984: Франция выиграла долгожданный Большой Трофей

ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ ЛЕГЕНДЫ

В 1986 Мундиаль,спустя 16 лет, вернулся в Мексику. Всем было ясно, что это будет последний Мундиаль для Карэ. Еще в канун турнира Жиресс анонсирует, что игры в Мексике станут для него последними выступлениями в футболке сборной Франции, а это значит что предстоящий турнир станет прощальным перформансом карэ вообще.Трехцветные находились среди фаворитов, но вовсе не безусловными как два года назад во Франции. Как это уже было привычным для времен Мишеля Идальго, французы сумели обеспечить себе место в финальном турнире лишь в последнем матче отборочного турнира. Но главным было то, что в мексиканский испепеляющий зной и разряженный воздух высокогорья ехала возрастная команда, испытывавшая к тому же проблемы со здоровьем. Жиресс лечил перелом малоберцовой кости. Фернандес страдал от высокогорья. Он имеет проблемы с восстановлением. Вот задыхаясь, он хватает кислородную маску, когда камера режиссера Adolphe Dhrey, снимающего фильм Dans le secret des Bleus, фиксирует его лицо. «Ох! Стоп, не снимай это!». Парижский хавбек не чувствует себя хорошо. «Доктор Vrillac отвез меня в клинику на рентген, чтобы меня успокоить, но легче не стало. Меня представляли типа непоколебимой скалы. Они ошибались”. Фернандесу даже приходит мысль попросить себе замену, хотя команда уже прибыла в Новый Свет. «Быстро найди замену!» говорит он Анри Мишелю. «Позвони парню, который прибудет из Франции. Я последую в противоположном направлении». Платини, который наблюдает эту сцену, раздражен: «Луис, если ты хочешь уйти, давай, уходи. Если ты несчастлив, пакуй чемоданы. Бери самолет и чао. Можешь ехать домой. Да, нет проблем!» Между тем Платини сам страдает. Поврежденная лодыжка заставляет его буквально стиснуть зубы. И Фернандес глотает свою боль, выйдя на поле в первом же матче в Мексике.

Тем не менее, атмосфера в команде была хорошей. Вы это могли наблюдать на примере запасных игроков, которые в шутку переименовали себя в «цирюльников». Они шутят о своем статусе на скамейке запасных в качестве «чистильщиков обуви» и терпеливо ждали своего шанса, пока что бросая титулярам (игрокам основы) вызов за теннисным мячом. «Вечером мы проводили запоминающиеся покерные баталии,»- вспоминал Фернандес. «Было жарко. Мы должны были просить секретаря федерации выплатить нам деньги заранее, для погашения своих игровых долгов. Тогда не было айпадов или mp3-плэйеров с наушниками. Мы жили вместе и мне нравилась эта атмосфера».

В 1\8 финала Франция встречается с действующим чемпионом мира, Италией. На перерыв трехцветные уходят при 1-0. Adolphe Dhrey сумел проскользнуть в раздевалку и благодаря его камере мы захватываем немного из капитанства Платини, чья аура приобретает форму авторитета или мудрости, в зависимости от обстоятельств. Тигана и Жиресс дышат кислородом. Сумки на полу, металлические шкафчики старомодной раздевалки, с плиточными стенами и деревянным скамейками. Платини хлопает в ладоши:«Парни, давай добавим, сейчас самое время! Мы ведем 1-0, у нас все хорошо, а у них-не лучший день. Нет???? Оооо!» Он пожимает плечами: « Вы отвечаете так, как если не хотите, а? Что ж, едем домой...» Более команду заводить не нужно. После перерыва Франция удваивает счет и летит в Гвадалахару, на встречу с набравшей ход Бразилией, которая, в отличие от самой себя 4-летней давности, имеет в этот раз почти безупречную оборону.

17 июня 1986, чемпионы мира на коленях! Стопира посылает второй мяч в ворота Италии

21 июня 1986 стадион Халиско в Гвадалахаре был весь в канареечных, бразильских, цветах. Предстояла встреча, которую сам Пеле квалифицирует не иначе как «матч века». Две команды, играющие в самый эстетичный футбол в мире, встречаются на зеленом прямоугольнике и сдерживают свои обещания. Этот драматичный, зрелищный матч по мнению всех без исключения обозревателей, состоялся излишне рано. Обе команды, как подчеркивала пресса, заслужили полное право играть в финале. Надо сказать, что в первые 15-20 минут трехцветные имели проблемы. Фернандес начинал матч в качестве правого защитника ( «Меня еще никогда так не высмеивали на поле. Обращались как с учеником в матче мастеров»). Луис кричит скамейке запасных, что нужно менять расстановку. Когда команда вернулась к построению с Квадратом в полузащите, ситуация на поле нормализовалась. Однако в концовке второго тайма, при счете 1-1, едва не произошла катастрофа. «В последнюю четверть часа(основного времени)  игры я потерял мяч в середине поля», вспоминает Фернандес.  Следует пас Зико из глубины, фол на Бранко и пенальти. «Катастрофа. Платини почти убивает меня на месте. Он кричит мне: «Что ты творишь??? Прекрати думать о себе как Десятке!!!" Я вновь возвращен в свои маленькие бутсы. Когда Зико промахнулся, я «ожил» и как на пожаре бросился благодарить Батса. Если бы Бразилия реализовала эту попытку, конец моей карьеры в сборной был бы обеспечен».

21 июня 1986, Франция-Бразилия. Платини сравнивает счет на 41-й минуте

Победителя должны были определить послематчевые пенальти. Луис не играл в Севилье, но видит, что его старшие товарищи помнят её. Когда тренер спрашивает, кто чувствует, что способен участвовать в новой рулетке, Максим Босси молча отходит в сторону. Он скорее даст отрезать ногу, чем пойти к 11-метровой отметке. Четыре года назад его промах стал решающим. С тех пор Платини часто шутил в раздевалке, чтобы рассмешить команду: «Парни, если мы на 89-й минуте получим право на пенальти, мы позволим Босси пойти к 11-метровой отметке, а сами уйдем в раздевалку, слушать тишину». Но в тот день Платини не шутил: «Я могу бить первым, вторым, третьим, четвертым или пятым. Как вы хотите». В этот день его 31-летие. Его гетры приспущены, он выглядел уверенным в себе. «Я ещё подумал, что возможно мне не придется бить», вспоминает Фернандес. «Мишель поцеловал мяч, установил его на точку и затем...». Лучший снайпер команды свою попытку не реализует. В центральном круге звучит банальное: « Все нормально, Мишель, всё нормально!»   Теперь пятая попытка бразильцев. Кто то произносит:«14-й, он промахнется!»  Тем временем, 14-й марширует к точке, это Жулио Сезар. Со всей своей мощи он бьет в штангу. Теперь к точке идет Фернандес, чей удар может стать решающим. «Это очень долгий путь в 40 метров. Шум публики, который проникает тебе в голову». Мишель Платини кричит Фернандесу: «Исполни это для меня!». За день до этого, на тренировке, Луис  много и успешно бил в левый угол от вратаря. «В этот момент мне подумалось, а что если бразильский шпион наблюдал за мной? Чем дальше я шел, тем больше убеждался, что должен бить вправо от вратаря».

Франция в полуфинале!!! Только что Фернандес поставил точку в матче против Бразилии

Фернандес бьёт. Точно! Франция в полуфинале! Затем он бежал. Бежал как Жиресс в 1982, не осознавая куда, без возможности остановиться. В завершение, в  фильме Adolphe Dhrey мы видим Платини в раздевалке, отплясывающего вместе с Тигана самбу. Он успевает также измазать лицо Фернандеса праздничным тортом. Смех, шутки....

КТО ПОСТАВИЛ ТОЧКУ В ЭПОПЕЕ МАГИЧЕСКОГО КВАДРАТА?

Спустя четыре дня состоялся полуфинал Франция-ФРГ. Нелепо пропущенный уже на девятой минуте мяч, перерыв после первого тайма, грусть, полная безнадёга, пепел надежд, всё ушло....Некоторые блоггеры, в том числе и французские, пишут об этом печальном матче как последней игре Магического Карэ, а точнее, будем откровенны, просто похоронах. Но... нет, нет!!! Мы не позволим этой серой команде обрести сомнительного рода славу «могильщиков» очередных артистов от футбола. Ошибочное мнение может происходит только из недостаточного знания предмета.

Анри Мишель, новый тренер сборной Франции, не стал продолжателем игровых концепций Мишеля Идальго...

Человеком, поставившим последнюю точку в замечательной эпопее Le Carré Magique, был...француз. Им стал новый старший тренер сборной Франции, Анри Мишель. Еще в декабре 1985 из прессы до нас доходят туманные слухи о натянутых отношениях в сборной между старшим тренером и группой игроков во главе с Платини. Но конечно же в предверии Мундиаля новый тренер не мог отказаться от главного наследия Мишеля Идальго. Тем не менее, Анри Мишель разрушает Магическое Карэ уже в матче с Бразилией, переведя Фернандеса в линию защиты. Катастрофически развивавшаяся ситуация заставила команду уже по ходу матча вернуться к своему Квадрату в центре поля.

Полученный негативный опыт не пошел тренеру впрок. Против команды (ФРГ),отличавшеейся дисциплиной, атлетизмом и умелой обороной (при скромной игре в атаке, когда почти все мячи в играх на вылет забивались после розыгрыша стандартов), Мишель использовал вариант, который можно назвать скорее оборонительным или осторожным. Это было 5-3-2, где Фернандес вновь играл крайнего защитника при наличии трех центральных защитников. Что так напугало Анри Мишеля? Но, так или иначе, в построении команды наблюдался явный дисбаланс: в обороне было занято шесть(!) игроков, в атаке-трое (включая выдвинутого вперед, пребывавшего не в лучшей форме и выжавшего из себя всё, что можно, Платини, обреченного здесь на дуэль со своим персональным опекуном); связывать их должен выдохшийся уже в предыдущих матчах на раскаленном высокогорье 33-летний ветеран Жиресс. Магическое Карэ, созданное Идальго как средство достижения победы путем организации атакующей игры, практически исчезло. Разрыв между линиями- гарантирован. В довершение, не мог принять участия в матче травмированный форвард(Рошто), умевший сделать голевой пас. В этих обстоятельствах, в случае необходимости взламывать оборонительные бастионы, Франция была практически обречена на проблемы в организации атак. И когда на 71-й минуте отдавший все силы Жиресс должен был покинуть поле, с ним окончательно ушла в историю душа знаменитой команды Мишеля Идальго...

Таким образом, последним матчем знаменитой Четвёрки стала славная игра с Бразилией. Le Carré Magique ушло в историю на победной ноте, будучи незапятнанным прикосновениями «могильщиков» из Западной Германии. Карэ ушло в ореоле самбы, смеха и шуток. Всё равно немного больно от прилагательного последний. Но эта боль мгновенная и быстро проходящая. Как же все таки здорово получилось, что мы видим последний раз нашу незабвенную четверку в качестве Le Carré именно такими! Мы улыбаемся и мысленно благодарим их за то, что на протяжении целых четырех лет они щедро делились с нами своим волшебством...

21-го июня 1986 в Гвадалахаре мы расстаемся с ними : Au revoir le carré magique! Мы улыбаемся и мысленно благодарим их (№9-Фернандес, №10-Платини)

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Трудно вспомнить, когда впервые была произнесена фраза " carré magique»," скажет Жиресс (лично я прессе впервые этот термин увидел в 2000 году). Но еще до того, как явление получило свое имя, оно стало брендом французского футбола, его вкладом в мировой спорт. Le Carré Magique как система функционировала с 4 июля 1982 по 21 июня 1986, всего в 22-х матчах, из которых было выиграно 17 и проигрыш случился лишь один раз (товарищеский матч против Дании). Применяя Карэ, сборная Франции не проиграла ни одного официального матча в игровое время и с Фернандесом вообще было непобедима в матчах любого ранга. Карэ обеспечило двукратный выход сборной в полуфиналы чемпионатов мира и чемпионство Европы, но главное, это стиль, в котором эти успехи были достигнуты.

Команды 1998 и 2018 года подарили французским болельщикам абсолютную победу, но мы навсегда запомним блеск и музыкальность Le Carré Magique как одного из лучших квартетов полузащиты, которые игра когда-либо видела. Эта блестящая демонстрация красоты игры является фундаментальной частью нашей страсти к футболу. «Прежде всего, присутствует гордость. Магическое карэ стало зарегестрированной маркой, наименованием явления,» говорит Жиресс. «В футболе некоторые игроки оставили особые приемы своего мастерства: Маджер, Паненка....Мы оставили игру, как Венгрия в 1950е. Мы сумели оставить след в душах людей через реализацию чего то нового, выходящего за пределы ординарности». Le Carré Magique стал гипнотической системой, оперой, разворачивавшейся на наших глазах. Эта полузащита была настолько всеобъемлющей, что сегодня люди с трудом могут вспомнить имена номинальных нападающих Франции на том турнире. Евро-84 не имело ничего общего с их нападающими; вместо этого оно имело прямое отношение к Le Carré Magique. Евро 1984 года стал эпицентром: 1982 год был слишком рано (и его у них украли), 1986 год был слишком поздно, но 1984 год стал оазисом совершенства для французского футбола. Что бы ни делали команды 1998, 2000 и 2018, ничто не могло сравниться с плавностью того замечательного полета.

« Что осталось от Carré Magique ? Удовольствие, разбавляемое воспоминаниями »

Carré Magique, созданный Мишелем Идальго,революционизировал футбол, практикуемый сборной Франции. Она всегда разрывалась между красивой игрой и реализмом. В 1984 году эти четыре игрока доказали миру, что они могут жить вместе, и Мишель Идальго выиграл свою ставку: отбросить свою любимую схему 4-3-3, чтобы позволить лучшим игрокам команды свободно выражать свои мысли. В трех международных соревнованиях подряд трехцветные поразили весь мир и внедрили свое понимание способов достижения победы в футбольную культуру. Эти игроки смогли передать зрителям уникальные эмоции и в то же время оправиться от ужасного поражения. «Магия,чьи эффекты необычны, проистекает из рационального». Но чтобы объединить команду в поражении и возродиться из его пепла два года спустя, вы должны быть необычными, вы должны отказаться от рационального. Следовательно, этот Квадрат был, без сомнения, волшебным. Увы, квадрат был настоящим произведением искусства, штучным изделием. С его исчезновением футбол сборной Франции пошел по иной генеральной линии развития. Сборная Франции нового поколения превзойдет генерацию Платини в завоевании титулов. Спустя 30 лет журналисты из газеты Le Figaro спросят Мишеля Идальго, что же осталось от волшебства его знаменитой четверки музыкантов от футбола. « Что осталось от Carré Magique ? Удовольствие, разбавляемое воспоминаниями », ответит с мягкой улыбкой убеленный сединами мэтр...

Песня, посвященная предстоящему участию сборной Франции в Мундиале-86