Видели, как трогательно рыдали Манчини и Виалли друг у друга на плечах? Их красивой дружбе – 40 лет
Обращали внимание, с кем Роберто Манчини празднует голы сборной Италии? Это Джанлука Виалли, глава делегации сборной. Их объятия – один из самых запоминающихся кадров турнира, а за этими объятиями – история большой дружбы.
После победы в серии пенальти на «Уэмбли» они не просто обнимались – а рыдали от счастья.
«Манчини – мой кумир с 14», – говорит Виалли. Они встретились в юношеской сборной и провели молодость вместе
«Он узнал обо мне с наклеек Панини», – шутит Роберто Манчини, намекая, что дебютировал в Серии А намного раньше, чем Виалли. Манчо было 16, когда он впервые сыграл за «Болонью» в высшем дивизионе. Джанлука тогда бегал в атаке «Кремонезе» в Серии Б, но они с Манчини уже были хорошо знакомы.
«Роберто – мой кумир с 14 лет, – смеялся 56-летний Виалли в интервью шоу Сhe Tempo Che Fa на Rai. – Мы познакомились в Коверчано, нас обоих вызвали в юношескую сборную. Я уже много слышал о Манчини. Талантливый, эффективный, бомбардир, современный игрок. Очень быстрый. Все говорили, что он станет звездой».
Лука и Манчо регулярно пересекались в национальной команде, и в 1982-м Манчини, уже зная, что перейдет из «Болоньи» в «Сампдорию», рассказывал Виалли, как здорово было бы играть вместе в Генуе. «Помню, мы обедали, он говорил, что станет игроком «Самп», звал и меня. Но тогда мы обсуждали его будущее, никто не знал, что оно у нас общее», – вспоминал Джанлука.
Манчини надел футболку «Сампдории» в сезоне-1982/83, Виалли присоединился к нему через два сезона. Роберто говорит, что ему не пришлось просить президента Паоло Мантовани подписать Джанлуку: «Он хотел создать команду, которая нарушит привычный порядок вещей в нашем футболе. Для этого нужно было приглашать лучших игроков, самых талантливых». Виалли был как раз таким.
«Боялся ли я конкуренции? Вы шутите? Какая конкуренция – я намного сильнее, – смеялся Манчини в интервью La Gazzetta dello Sport. – В конце концов, это я был его кумиром!» А потом серьезно добавил: «Виалли – самый сильный нападающий, с которым я играл. Он проделывал на поле невероятный объем работы, у него были техника, понимание игры, физическая мощь».
По словам Виалли, они не работали над взаимопониманием на тренировках – все получилось само собой. «Мы прекрасно взаимодействовали на поле, – рассказывал Джанлука Sky Sport. – Он мог сыграть на острие, а я глубже. Если не получалось – менялись позициями. Тренеру очень повезло, если у него в команде есть нападающие, которых не волнует сколько забьют лично они. Мы хотели только одного – победы команды».
Первая победа пришла в 1985-м – Кубок Италии. 1:0 в первом матче финала, на поле «Милана», благодаря голу Грэма Сунесса, и 2:1 дома – забили Манчини и Виалли. Еще один национальный кубок в 1988-м, еще один – в 1989-м. В 1990-м Виалли сделал дубль в финале Кубка кубков против «Андерлехта» – «Самп» впервые в истории выиграла международный турнир. Через год генуэзская команда взлетела на вершину Серии А.
«Мы провели вместе лучшие годы нашей молодости, – говорил Джанлука в документальном фильме о сборной накануне Евро-2020. – С ним я пережил лучшие моменты моей жизни как футболиста. Во-первых, мы были молодые, во-вторых, добились невероятного успеха со скромной командой. Это не просто дружба, мы – братья».
Манчини и Виалли были душой «Сампдории». Одноклубники уверены – без них не было бы скудетто
Виалли занимается в бассейне, Манчини сидит рядом.
– Знаешь, Джанлука, вчера о тебе спрашивал тот журналист, Витанца.
– С Rai?
– Очень хвалил нас и интересовался, как ты. Сказал: «Вы победили в Милане. Какими же сильными вы будете, когда вернутся Виалли, Бонетти и Верховод?»
– А ты что?
– Сказал правду.
– То есть? Роби? РОБИ? ЧТО ТЫ ЕМУ СКАЗАЛ?
– Не уверен, что мы позволим вам вернуться в команду!
Манчини, Виалли и другие игроки чемпионской «Сампдории» написали книгу об исторической победе – она называется «Прекрасный сезон» и вышла в мае 2021-го, к 30-летию скудетто генуэзцев. В ней много таких историй – не только о том, что происходило на поле, но и о том, чем команда жила за его пределами.
«Эти двое – душа «Самп». Гений и харизматик. Они тащили команду за собой, заставили ее бросить вызов грандам. И даже сами не понимали, насколько важны для нас», – так отзывались о Манчини и Виалли одноклубники.
Манчо стебал Луку, пока тот восстанавливался от травмы, но как только Виалли вернулся на поле, Роберто сделал все, чтобы его «близнец-бомбардир» (так называли дуэт болельщики и журналисты) забил.
Играли с «Пизой». Джанлука Пальюка выбил мяч от ворот, Манчини убежал от защитников, вышел один на один, обыграл вратаря. Мог бить сам, в пустые ворота, но подождал Виалли и отдал мяч правее. Это был первый гол Луки за 63 дня.
«Спасибо! Вот это настоящий ассист! А не заброс наугад на 30 метров, после которого я подбираю мяч, обвожу двоих, забиваю, а потом пишут, что Манчини сделал сумасшедший голевой пас», – поблагодарил Виалли.
«Да мне просто надоело смотреть, как ты бегаешь по полю и ничего не делаешь», – ответил Манчо.
В чемпионском сезоне Виалли забил 19 голов, Манчини – 12. Точных данных по ассистам нет, но, по словам друзей, они много раз помогли друг другу. «Отдать голевой пас для меня то же самое, что забить, – говорил Манчини. – Виалли очень повезло играть со мной». «Я превращал в голы даже его неудачные пасы, – считает Джанлука. – А потом все писали об ассистах Манчини. Так что, это ему повезло».
Президент Мантовани так описывал своих нападающих: «Если не играет Манчини, я не развлекаюсь. Но если не играет Виалли, мы не побеждаем». По словам Джанлуки, он был рабочим, а Роберто – артистом. «Мы были очень разными, но сразу хорошо поладили, – рассказывал Виалли. – Понравились друг другу как люди. Все было очень естественно. Мы не старались сблизиться. Просто стали друзьями».
Манчо и Лука поссорились всего один раз и не говорили десять дней. А вообще они всегда были вместе – когда Виалли ушел в «Ювентус», Роберто плакал
«Манчо всегда говорит что думает, – рассказывали игроки «Сампдории». – У него нет фильтров. И это не всегда хорошо. Манчо на поле преображался. В жизни он молчит, слушает, наблюдает. На поле – говорит без умолку. Кричит, поясняет, спорит, оскорбляет. Если ему кажется, что команда слишком ушла в защиту, он начинает орать. Все вперед! Если ему дают пас в недодачу – орет. Слишком сильный – выходит из себя. Он хочет, чтобы все было идеально. Так, как видит он. Так, как умеет он».
В команде была целая система сигналов – так игроки оценивали, насколько взбешен Манчо. Обычно за это отвечал Пьетро Верховод. Если он один раз показывал три пальца – первый уровень, если дважды – второй, и т.д.
Уровень 1: все в порядке.
Уровень 2: кто-то ошибся с пасом.
Уровень 3: кто-то ошибся с пасом на Манчини.
Уровень 4: не свистнули фол на Манчини.
Уровень 5: свистнули офсайд у Манчини.
Уровень 6: партнеры делают не то, что должны делать.
Уровень 7: партнеры не поняли, что хотел сделать Манчини.
Уровень 8: никто не открывается в атаке.
С Виалли Манчини не ссорился – срывался на других одноклубниках. Но один конфликт они вспоминают – в конце 80-х.
Лука отдал плохой пас, и Манчо это не понравилось: «Эй, Виалли! Что это за херня? Ты думаешь, что вот такие пасы нужно мне давать?»
Роберто назвал его по фамилии – такого не бывает никогда. Виалли и так был в плохом настроении: «Манчини, чего ты нахер хочешь? Я сейчас подойду и ты упадешь».
Они не говорили десять дней – только через одноклубников.
«Пьетро, попроси синьора Манчини убрать сумку с лавки, мне нужно сесть».
«Скажи синьору Виалли, что я в мыле. Уберу сумку, когда выйду из душа. Или пусть сам переставит. НО НЕ НА ЗЕМЛЮ».
Это не прекращалось, пока Верховод не слал обоих подальше.
Помирились, поехав в сборную. Физиотерапевт Сальваторе Кармандо устроил ловушку – отправил их в один бар, в компании Дзенги, Джаннини, Верховода и Берти. Правда, Виалли говорит, что это была его идея.
Они дополняли друг друга не только в атаке. На сборах жили вместе, пока Виалли не сломал нос и не начал жутко храпеть. «Манчини – интроверт, мизантроп, – рассказывал вратарь «Самп» Джанлука Пальюка. – Виалли – сукин сын, в хорошем смысле». Манчо и Лука гоняли по Генуе на дорогих автомобилях, покоряли дискотеки и девушек.
Дважды женатый Роберто (в 2015-м он развелся с матерью трех своих детей Федерикой Морелли, с которой прожил 25 лет, а в 2018-м женился на Сильвии Фортини) предпочитает не вспоминать тусовки, а вот Виалли (он женат с 2003-го, у Джанлуки и Кэтрин Уайт-Купер двое дочерей) с радостью делится подробностями: «Роберто был симпатичнее, мне приходилось делать упор на харизму. Я запускал его вперед, он собирал вокруг себя красоток, а потом уже появлялся я. Но знаете, с ним было не особо весело, светская жизнь – не для него. Он искал любовь, рано женился».
«Был момент, когда я могла выбрать любого из них, – рассказывала актриса Лори Дель Санто. – Они оба были заинтересованы. Я выбрала Манчини. Виалли был очень хорош, но слишком плейбой. А Роберто давал ощущение уверенности, он – очень тонкий и понимающий. У него невероятный внутренний мир». ***
Манчини остался в «Сампдории» до 1997-го. Он – лучший бомбардир в истории команды, забил 173 гола. У Виалли – 141, второй показатель в истории «Самп». Джанлука ушел в 1992-м, его продали в «Ювентус». Вместе они отыграли 8 сезонов. «Помню, мы сидели в ресторане, он рассказал, что будет играть за «Юве». Мы оба всплакнули, – вспоминал Манчо. – А потом я плакал еще – но уже сам».
У Виалли обнаружили опухоль, но он не рассказал Манчини – не хотел расстраивать друга
В 2018-м у Виалли диагностировали рак поджелудочной железы. Он рассказал только жене и сестре – не признался даже дочерям. Носил свитер под рубашкой, чтобы никто не заметил, как Джанлука похудел.
«После окончания карьеры мы очень близки, – рассказывал Манчини. – Мы постоянно общаемся. Но о его болезни не говорили. Мне не хватало смелости, он молчал, и я уважал его молчание. Я узнал о ней от нашего общего друга. Когда мы с Лукой говорим, то обычно просто страдаем фигней… Но каждый день я молился за него. Я ему никогда не говорил, но с того момента, как мы познакомились, Лука – пример для меня. Пример во всем – в отношении к жизни, к работе, в умении брать на себя ответственность. Поэтому мне было еще сложнее осознать, что он серьезно болен. Ведь заболел мой брат».
Виалли прошел 17-месячный курс химиотерапии. Не дожидаясь результатов лечения, Манчини позвал друга в сборную – Джанлука стал главной делегации национальной команды, по сути, тим-менеджером. Рак отступил. Виалли сомневается, что навсегда.
«Я не борюсь с раком, потому что не верю, что могу победить. Это соперник сильнее меня. Рак – нежеланный попутчик, я ничего не могу с этим сделать, – признается Джанлука. – Он вошел в тот же вагон, что и я. Теперь мы продолжаем путь, и я надеюсь, что однажды он устанет и оставит меня в покое. Я хочу прожить много лет и многое сделать. Я знаю, что многие люди смотрят на меня. Если я чувствую себя хорошо, то и они смогут».
«Лука – скала. Он снова показал свою силу, – говорит Манчини. – Даже стал еще сильнее. Мы, как и раньше, будем страдать фигней».
Фото: REUTERS/Laurence Griffiths; Gettyimages.ru/Claudio Villa, Ben Radford/Allsport, Trevor Jones/Allsport
На видио в игре с Пизой под №7 бегает Алексей Михайличенко!
Кстати, нынешняя Италия показывает важность тренерского штаба, а не только главного тренера. Такие личности, как Виалли, компенсируют главный недостаток Манчини и не позволяют ему ни с кем испортить отношения, что в прошлом приводило его к эпичнейшим провалам. А у немцев все происходит ровно наоборот - в штабе не осталось авторитетов для впавшего в маразм главного - и результат налицо. Или, скорее, на лице.
"Другой необычной стороной Луки является его тяга к обнажению. Может быть, если бы я имел тело, как у него, то делал бы то же самое, но я знаю, что нелегко привыкнуть к этому. Он ходил по дому всегда голым, будто это было вполне естественным.
После тренировки мы принимали душ и одевались, в то время как он сидел в чем мать родила, почитывая газету, как будто он носил двубортный костюм, развалившись в читальном зале какого–нибудь клуба джентльменов."
Довольно забавно)