Еще раз: среагировать на пенальти не по центру невозможно. Показываем на примере Зоммера и Льориса
Разбор решающего сэйва.
Уже несколько лет Sports.ru борется с самым большим заблуждением об игре вратаря при пенальти. Звучит оно так: «Играл бы по мячу, взял бы. Зачем гадать?»
Серия пенальти между Францией и Швейцарией подарила нам картинку, которую можно вписывать в учебники.
На скринах ниже мы видим два одинаковых удара – с одной и той же ноги, в одну и ту же сторону и на одной и той же высоте.
В первом случае Зоммер заранее делает шаг вправо (по правилам, одной ноги на линии достаточно, тут все чисто) и за счет него легко берет удар Мбаппе.
Во втором случае Льорис не делает никаких движений заранее и честно реагирует по удару. Из-за этого до конца не добирается до мяча, который кажется вполне берущимся.
Наука давно разобрала это явление: по усредненному значению, мяч долетает до линии ворот за 0.4 секунды, а вратарю на обработку информации, реакцию и бросок нужно 0,73 секунды. Зазор – 0,33 секунды.
Зоммер с помощью шага этот зазор компенсирует, оказывается с Мбаппе в равных условиях и спокойно достает мяч. Льорису этих 0,33 секунды не хватает
Так зачем гадать? Чтобы оставить себе шансы взять удар в сторону, а не просто цепануть его, как Льорис. Если вратарь не гадает и реально реагирует по мячу, он может надеяться только на удар по центру.
И «реагирование по удару» получается таким же гаданием – только с еще меньшими шансами взять пенальти, потому что в любой из углов бьют чаще, чем по центру.
Возможно, кстати, Льорис как раз и ждал удар по центру. То же самое и предположил комментатор игры на «Телеспорте» – вратарь команды Василия Уткина «Эгриси» – Павел Чепурин.
Он мгновенно заметил, что Льорис реагирует по мячу. И дальше привел необходимую поправку, что французский вратарь мог угадывать удар по центру».
«Вот здесь Уго Льорис точно по удару стоял. Или же он выбрал для себя не угол, а центр ворот направлением, куда пойдет этот удар».
Поэтому давайте запишем.
«Играл бы по мячу, взял бы. Зачем гадать?» – фраза, которая уместна, только если вы четко знали, что бьющий двинет по центру.
Иначе вы порекомендовали вратарю не спасать команду, а беспомощно наблюдать, как мяч залетает в сетку.
Фото: REUTERS/Marko Djurica; youtube.com/Telesport; Gettyimages.ru/Mihai Barbu – Pool
во-вторых, два удара разным вратарям - это два разных удара. то, что Льорис не достал, не значит, что Зоммер бы не достал, справедливо и обратное
точно также ссылаться на некое "усредненное значение" - бред
удары бывают, чтоб вы знали, разной силы. два долетят за 0,2, третий - за 0,8, а в среднем - все три долетели за 0,4. и вратарь не успел
в свою очередь, скорость реакции, скорость прыжка, антропометрия, в конце концов, у всех разная
а вы продолжайте измерять среднюю температуру по больнице
О чем это говорит? О том, что да, если бьет штатный или просто сильный пенальтист, даже у самого сильного вратаря скорее всего нет шансов, если играть по удару. Что и подтверждают цифры из статьи. Но, если бьет, кто-то другой, то шанс на то, что мяч будет пущен с меньшей скоростью, на удобной высоте и ближе к центру, значительно увеличивается. Не забывайте и о психологическом давлении, оно гораздо сильнее на бьющего, чем на вратаря. Что и происходит в послематчевых сериях, когда бить приходится разным людям.
Как пример, посмотрите, пенальти в первом Суперкубке России 2003 между Локомотивом и ЦСКА. Овчинников там перестает гадать, после того, как пробили все основные и отражает два удара их трех, пропустив только от Рахимича, который бьет сильно, низом и впритирку со штангой.
Ваши выводы о невозможности реагировать по мячу были бы правильными, если бы вы не учитывали, как минимум, два обстоятельства:
1. Вратарь начинает обрабатывать информацию еще до того, как мяч начинает свое движение. Вы же не удивляетесь, как реагируют на удары в настольном теннисе?
2. Зачастую удар производится со скоростью полета мяча меньше "усредненной" и далеко не всегда в притирку к штанге (крестовине).
1. В этом случае пенальтист обязан попасть в угол. Иногда промахивается и мимо ворот. Часто нервное напряжение и ответственность заставляют пробить точно, но очень слабо.
2. Пенальтисты не роботы. Да, сильный удар в угол взять нельзя. Но часто бьют и не в угол, и слабо, а иногда и не в угол и слабо одновременно. Бросаясь до удара по углам, вратарь такие удары не возьмет.
3. Монетка на длинной дистанции падает обеими сторонами поровну. Угадывая, сильный вратарь не имеет никакого преимущества перед слабым. А вот вратарь думающий, внимательно оценивающий соперника, его разбег, его привычки, его состояние, может за счет этих навыков слабого вратаря обойти. Иногда прыгнув в угол угадывая, а иногда реагируя по удару, если его анализ подсказывает, что соперник пробьет не идеально.
Интересен был бы научный анализ статистики ударов, НЕ ПРИХОДЯЩИХСЯ в цифры от 6 до 9. Каков процент таких ударов? Сколько из них парируют вратари угадывая, а сколько реагируя после.
____________________________________________________________
Значит Навас и Диего Алвеш не брали пенальти Гризмана, Нойер не отбивал удар Роналду, а тот же Льорис - Агуеро.
Либо для автора всё что не идеально под штангу = центр, но тогда эти свои фантазии нужно декларировать в первом предложении.
Суть "противостояния" вообще в другом. Вратарь решает либо он играет в лотерею с множеством факторов, либо ограничивает случайность и терпеливо ждёт говноудар, соглашаясь пропускать только качественные.