Сборная России испытывает кадровые трудности на краях обороны, и матч с финнами их лишний раз подчеркнул
Сборная России подходила к матчу с Финляндией в достаточно тяжёлом положении: в команде из-за травм не осталось профильных левоногих фулбеков — как альтернатива либо Черышев (номинальный вингер), либо Кузяев (универсальный вариант, правша), либо же Караваев (правый защитник).
Выбор был сделан в пользу Кузяева, что несколько странно, если учесть стиль соперника: в матче против обороняющейся низким блоком Финляндии на первый план от игрока фланга выходят не оборонительные навыки, а умение обыграть во фланг, кроссы, чем Черышев и славится.
Другие интересные моменты — отсутствие в старте допустивших ошибки в матче с Бельгией Шунина и Семёнова (вместо них — Сафонов и Дивеев, соответственно).
Предыдущий матч сборной Финляндии сложно как-то однозначно комментировать — отметим, что Дания создавала моменты скорее по "количественному" признаку, кроме пенальти явных шансов не было, хотя ударов было достаточно.
Россия выстроилась по 5-4-1 с ромбом — в атаке схема работала
Сборная России в атаке
На сей раз Дмитрий Баринов занял место в тройке защитников, Зобнин опустился на позицию опорника, Оздоев и Головин действовали выше и шире, Миранчук — как десятка. Переход на такую структуру с 4-4-2/5-3-2 понятен: 5-4-1 с ромбом достаточно уязвим в обороне — сложно контролировать зоны в границах между латералем, крайним центральным защитником, опорником и восьмёркой, но полезен в атаке — сразу четыре игрока в центре.
В первые 15 минут игры сборная России владела мячом 74% игрового времени, на трети поля Финляндии прошло 32% от общего числа всех действий — команда Черчесова контролировала мяч и территорию.
Отдельного внимания заслуживают кроссы с игры российской сборной:
Кроссы без учета стандартов в первом тайме
За первый тайм россияне совершили 14 попыток, шесть — точные, достаточно неплохое качество. Интересно, что в штрафную часто подключались латерали, в то время как восьмёрки и Миранчук отвечали за продвижение низом, смещались низко во фланги, комбинировали в зоне 14.
Головин часто опускался в низкие позиции на фланге и уже оттуда продвигал мяч
Глобально из всего этого Россия не выжала большого количества моментов, но владение явно не было стерильным: по итогам первого тайма xT перевалил за отметку в 1,5, мяч достаточно регулярно ходил по штрафной Финляндии. По итогу команды установили промежуточный рекорд этого Евро по числу касаний в штрафной соперника (53), согласно данным портала The Analyst.
Если говорить о проблемах, тут два пункта: Кузяев не очень здорово продвигал мяч, часто выбирал более безопасные варианты — причина понятна; отсутствие явных моментов при таком перевесе с точки зрения пасовой работы означает проблемы с последним пасом.
Передачи Далера Кузяева в первом тайме
Финны неплохо выбегали в контратаки и давили на правый полуфланг
Передачи финской тройки полузащитников
У сборной Финляндии в атаке можно выделить две основных тенденции: попытки найти форвардов при помощи вертикальных передач и креатив от Камара. Глен играл на позиции левой восьмёрки — неудивительно, что самые острые передачи отдавались примерно из его зоны.
По-настоящему серьезным испытанием стал для финнов второй тайм, когда от команды, которая изначально ориентируется на надёжную игру сзади и контратаки впереди, требовалось большими силами атаковать и забирать себе владение.
В целом Финляндия не рассыпалась. По итогам второго тайма владение поднялось до 51%, по ударам — 8:7 в пользу финской команды, даже успели провести одну контратаку (и уложиться при этом в жёсткие рамки Opta, раз её вообще отметили).
С другой стороны, вряд ли корректно говорить о том, что Россия столкнулась с серьёзными проблемами при удержании счёта: команда Черчесова не садилась очень низко (24% действий на её трети), при этом сама пользовалась ситуацией и проводила быстрые ответные атаки — одна из них закончилась достаточно опасным ударом Кузяева примерно с линии штрафной после передачи от Дзюбы.
Выводы и итоги
После матча с топовым соперником сборная неплохо перестроилась на новый режим против совершенно иного во всех смыслах соперника. Если против Бельгии переход на 5-4-1 с ромбом в конце матча был явно провальным шагом — очень сложно прессинговать этого соперника в его структуре 3-4-3 и противостоять открываниям в полуфлангах, то с Финляндией всё было к месту: грамотный перегруз за счёт четвёрки в центре, хорошие кроссы с подключениями латералей в штрафную.
При этом все прекрасно понимают слабости указанной схемы при низком блоке — отсюда попытки запрессинговывать соперника (9,0 PPDA50), чтобы не переводить игру на свою треть.
Отборы и блоки ударов/передач в исполнении тройки центральных защитников
Отсюда Финляндия получала пространство при вертикальных атаках — не все из них завершились ударами, но некоторые остановились буквально в одном шаге из-за подкатов Дивеева или отборов Баринова. Этот момент может напрягать, но при другой линии (меньше зон сзади, более охотный уход в средний блок) под угрозой оказываются полуфланги — слева есть опасный Глен Камара.
Интересно, что даже против такого соперника Дзюба всё равно был очень сильно вовлечён в единоборства: принял участие в 20, выиграл 12 (10 — верховые). При этом передачи, которые принимал Артём, были достаточно опасными — капитан сборной ушёл за единицу, согласно метрике принятых передач, увеличивающих или уменьшающих вероятность гола:
Принятые xT
Это очень мощный показатель в принципе, он почти вдвое выше того, что в среднем демонстрируют лучшие футболисты. Статистика говорит о грамотных открываниях игрока и о неплохом хождении мяча в атаке.
Но даже по итогам такого в целом мощного перформанса, в рамках которого Черчесов где-то исправил ошибки, в том числе поменяв роли полузащитникам (Зобнин стал опорником, у него оборонительныенавыки развиты получше, чем у Оздоева), а где-то подстроился под соперника, не обошлось и без негативных моментов. Так, до сих пор не очень ясны мотивы по выбору Кузяева слева — удар со смещением после паса Дзюбы был неплохим, но от латераля в первую очередь требуются обыгрыши во фланг и кроссы — для этого есть левша Денис Черышев. Второй момент — травма Фернандеса, которая случилась как раз во время подключения Марио к навесу — ещё один профильный фулбек выбыл из-за повреждения.
Финляндия, несмотря на поражение, остаётся в гонке за место в плей-офф: например, Goalimpact оценивает вероятность их выхода в плей-офф в 68,4% — меньше, чем после первой игры, но всё равно достаточно солидно (шансы россиян, к слову, чуть ниже 50%). Теперь важно крупно не проиграть Бельгии — возможен сценарий, при котором у трех команд в группе будет по 3 очка, в случае некрупного поражения в последнем туре у финнов есть шансы на второе место.
Материал подготовлен для сайта Реджиста
За графики благодарим проект "Футбол в цифрах"
Если смотреть не только на цифры, то по первому матчу отчетливо было видно, что Черышев совершенно не в тонусе.
Вот это да...
В любом случае, это даже чуть выше, чем оценивают эксперты в комментариях спортсру.