8 мин.

Для меня Кристиан Эриксен – самый светлый человек в современном футболе. А еще он идеальный баскетбольный разыгрывающий

Лирика Павла Хрусталева.

 

Несколько дней назад я в прямом эфире видел тот самый момент, о котором вы все подумали, прочитав заголовок.

В такие минуты, так уж устроено, всегда переносишь все на себя. Вот уже несколько лет Эриксен входит то ли в топ-3, то ли в топ-1 моих любимых игроков. Но, как бы банально и глупо это ни звучало, именно в конце первого тайма матча Дания – Финляндия я окончательно понял, как же сильно ценю этого игрока. Невозможно описать ценность игрока после того момента, как он становится для тебя бесценным, а с Эриксеном это случилось довольно давно.

Не у всех жизнь складывается так, как у Дарии Конурбаевой – я был в Англии всего один раз в течение недели. Случилось это два с половиной года назад в декабре 2018-го. Понятно, что надо было сходить на футбол. «Манчестер Юнайтед» играл за день до приезда и должен был играть в день отъезда, поэтому речь могла идти только о посещении матча благословенного и любимого в то время «Тоттенхэма». Собственно, именно в той команде играл (до сих пор играет) и второй игрок из моего топ-3, но о нем как-нибудь в другой раз (надеюсь, по более приятному поводу).

Играл «Тоттенхэм» тогда на «Уэмбли» против «Бернли», и, как это всегда бывает в матчах с командой Шона Дайча, зрелище было довольно вязкое и тягучее. Так продолжалось до последней минуты матча, когда Эриксен вовремя оказался в штрафной, забив победный и единственный гол. Лондонские мужчины на время перестали орать «Webley is a shithole we wanna go home» и начали славить датчанина. Больше на матчах любимой английской Премьер-Лиги я не был и теперь уже не знаю, когда смогу побывать.

Как же радостно от того, что фраза «я видел гол Эриксена вживую» не приобрела никакого дополнительного черного смысла в субботний июньский вечер 2021-го. Надеюсь, сейчас с Кристианом все действительно в порядке. Трагедия – она всегда трагедия, с кем бы она (даже если, к счастью, почти) ни случилась.

И все-таки тут случай особый. Понимаете, Кристиан Эриксен – самый светлый игрок, который есть в современном футболе. Тихий человек простыми движениями дарит миру тихое футбольное счастье, а потом уходит в тень – что еще нужно? Разумеется, я не знаю его лично, но это и не нужно, потому что у меня есть его образ, в котором я абсолютно уверен. Пусть этот образ создан во многом мной самим – хотя он и подтверждается различными свидетельствами – для меня он единственно правильный.

В последнее время на роль главного воина света принято назначать Канте, но каким бы милым человеком ни был Канте, его игра не несет в себе никакого света, потому что светом не может быть разрушение. Эриксен же – совсем другое дело. Но к футболу перейдем немного позже, простите, я еще не закончил с лирикой, ради которой текст и затевался.

Когда я в минувшую субботу сидел, буквально обхватив голову руками, и тупо смотрел на то, как плачут игроки и болельщики, а Эриксен лежит как будто бездыханный, в голове (все еще обхваченной руками) сразу запрыгали воспоминания об одном из самых тяжелых литературных опытов детства. Роман Диккенса «Лавка древностей», смерть ангелоподобной малютки Нелл, случившаяся в тот момент, когда все вроде бы уже было хорошо. После прочтения критических статей и дополнительной литературы, да даже после подробных объяснений Хемингуэя на эту тему, я все равно не могу и не хочу принимать логику автора, согласно которой победа добра возможна только тогда, когда воплощенный свет покидает этот мир.

Не понимал я такого вывода тогда, не понимаю его и сейчас, и как же прекрасно, что не пришлось понимать этого в случае с Эриксеном. Чудесно, что медицина добилась определенного прогресса по сравнению с временами викторианской Англии.

Про футбол, как и обещал. В сегодняшнем футболе, как мне кажется, осталось очень мало творцов, потому что современные веяния требуют того, чтобы любой игрок занимался грязной работой. Это не очень хорошо и не очень плохо, игра эволюционирует, и это нужно принимать как данность.

Когда-то был возможен футболист чистого созидания без примесей, допустим, Юрий Желудков, и у моего отца никто не отнимет счастливые воспоминания об этом великом игроке. Сейчас таких на самом высоком уровне уже нет.

К счастью, Эриксен, несмотря на весь свой креативный гений, умеет много и полезно бегать без мяча, и его не надо прятать в защите. Это баскетбольный термин, но и вот эта появившаяся необходимость играть на высоком уровне как в атаке, так и в обороне, она тоже идет из баскетбола. Именно в этом и заключается главная прелесть Эриксена – в том, что он, вроде бы гений чистой красоты, сумел перенести красоту эту в новый схематичный мир, оставаясь не менее эффективным, чем его не столь гибкие предшественники.

Вообще, думаю, не секрет, что сейчас футбол все больше становится похожим на баскетбол, и я только приветствую такое соединение двух любимых игровых видов спорта. Вот эти разделения футбольного поля на зоны на тренировках, автоматизм движений, меньшая роль хаоса и царство тактики. Курбан Бекиич еще в 2009-м заметил, что Гвардиола играет в баскетбол (хотя там был скорее гандбол по модели построения игры, но не буду спорить с заслуженным человеком), а теперь это очевидно примерно всем.

И раз уж мы говорим про баскетбол, то Эриксен – идеальный разыгрывающий. Умный, немного как будто бы хиловатый и не очень быстрый, но видящий поле так, что может отдать голевой пас, еще не получив мяч. Посмотрите на то, как он оценивает позиции игроков на поле – его невозможно застать врасплох, он заранее знает, кто куда побежит и куда именно нужно закинуть мяч.

Как настоящий элитный разыгрывающий Эриксен опасен не только своими передачами, он еще и один из лучших в мире исполнителей дальних ударов, своего рода трехочковых бросков. У настоящего разыгрывающего не должно быть проблем со штрафными ударами (бросками), так и тут Эриксен на высоте – забил их чуть ли не больше всех за последние восемь лет. После атаки, как в баскетболе, он сразу же приступает к обороне, и, как уже сказано выше, обнаруживает приличные способности и в работе, противоположной созиданию.

Свет, исходящий от Эриксена, настолько ярок, что смог перебороть и преобразовать методичный сумрак Антонио Конте. Не сразу, конечно, на это потребовалось время и почти загубленная карьера нашего датского джедая, но это все-таки случилось, и Эриксен смог выиграть главный титул в своей футбольной карьере, став чемпионом Италии. В Дании и даже «Аяксе» ничего подобного он не завоевывал, а в «Тоттенхэме» трофеи по традиции только бумажные и самопровозглашенные.

Несмотря на то, что Эриксен вроде бы раскрылся в «Интере» во второй половине прошедшего сезона – примерно, как снитч в седьмой части «Гарри Поттера», который открывался под конец, – я все еще считаю, что он мог найти и вариант получше. Он шел по следам Луки Модрича наощупь и в какой-то момент, как и великий (сейчас, но не тогда) хорват понял, что из этой части северного Лондона надо валить, да поскорее. Довольно грустно, кстати, что у «Тоттенхэма» все так сложилось, потому что четверка Делле – Эриксен – Сон – Кейн была однозначно одной из лучших в Европе и могла добиться многого, но им не было предначертано пройти путь вместе до конца. 

Так вот, пора валить. Казалось бы – мелодрама и капризная трансферная сага, которая как-то не очень вяжется с образом тихого немедийного Эриксена. Да боже ж мой, у него же даже взгляд и лицо настолько утрированно милые и как будто нарисованные, что он мог бы в «Зверополисе» сниматься без грима совершенно свободно. Как он может ставить какие-то ультиматумы и чего-то требовать?

Как раз в том и дело, что он даже требовал тихо и не очень долго, понимая, каким игроком он может стать в правильном клубе.

Пример уже упомянутого и во многом похожего на него Модрича был перед глазами, надо было только сделать верный выбор. Совсем неверным он быть не мог, потому что Эриксен, убежден, адаптировался бы везде. Когда-то он не умел бить издали, а потом стал одним из лучших в мире в этом деле. Когда-то он, приходя в «Тоттенхэм», честно объявил, что не собирается излишне отрабатывать в защите, но потом Поччеттино ему все объяснил, и после этого родился тот «двусторонний» Эриксен, которого мы знаем.

И все-таки переход в «Интер» был ошибкой. Даже безотносительно того, что теперь непонятно, что будет с «Интером» в следующем сезоне. Теперь вообще много чего непонятно – не факт ведь, что Эриксен, который по злой иронии судьбы прежде считался чуть ли не «железным» игроком, вообще когда-либо выйдет на футбольное поле.

Я убежден, что нужно было идти в чемпионат Испании. Жаль, что у «Барселоны» относительно вменяемое руководство появилось вот только сейчас, потому что в столице Каталонии Эриксен бы не просто стал своим – он стал бы там великим и претендовал бы на любые награды, я в этом абсолютно уверен. Вероятно, мы этого так никогда и не узнаем.

Впрочем, свет от Эриксена, уверен, будет исходить вне зависимости от того, какой путь он выберет, а важнее этого ничего и быть не может.

P.S. Подписывайтесь (обязательно) на телеграм-канал автора «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего разного о футболе, баскетболе, вообще спорте и прочей массовой культуре (типа кино и сериалов). О плей-офф НБА и Евро-2020, понятно, в ближайший месяц будет особенно много.

👏 Красивый жест Дании и Бельгии: после 10 минут остановили игру ради аплодисментов для Эриксена

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Mutsu Kawamori/AFLO, www.imagephotoagency.it via www./www.imago-images.de; REUTERS/Wolfgang Rattay