Оказывается, тренер Финляндии был учителем математики в школе и параллельно играл в ЛЧ
Учителя там зарабатывает больше футболистов.
Финляндия пишет историю: впервые попала на крупный турнир и тут же выиграла в дебютном матче. Ценность достижения растет из-за пары моментов: по популярности футбол в Финляндии капитально уступает хоккею, а зарплаты футболистов в финском чемпионате ниже средней по стране (цифры будут в тексте).
Архитектором успеха финнов стал главный тренер Маркку Канерва. Тактический профайл на него и сборную мы уже публиковали. Пришло время поближе узнать Канерву как человека. За спиной у него интересная история.
Прозвище тренера – Риве. Его так прозвали во дворе в честь бразильца Ривелино
Канерва родился и вырос в Хельсинки. Его отец работал в сфере продаж и увлекался футболом, мама рисовала карты на электростанции. Пока в Мексике гремел ЧМ-1970 и всех разрывала сборная Бразилии с Пеле, 6-летний Маркку с друзьями гонял мяч на асфальтовой площадке во дворе (иногда самый меткий случайно выбивал мяч на автостоянку).
Пацаны следили за турниром, поэтому раздавали друг другу футбольные прозвища. «Я ждал своей очереди, чтобы сыграть на асфальтовом поле. Видимо, в игре я произвел такое сильное впечатление, что ребята стали звать меня Ривелино. А потом просто Риве», – вспоминал Канерва.
Ривелино знаменит густыми усами, техникой, мощнейшим ударом с левой и пушечными штрафными. На чемпионате мира в Мексике, который бразильцы выиграли, Ривелино забил три гола и попал в символическую сборную.
Прозвище «Риве» закрепилось за Канервой на всю жизнь.
Совмещал работу учителем и футбол – хотя играл в ЛЧ, провел 59 матчей за сборную и 5 раз брал чемпионат Финляндии
С асфальтовых площадок ребята перебрались на песчаные. Но Маркку было тесно, он пожаловался папе, что одних дворовых матчей мало. Отец пристроил 8-летнего мальчика в местную команду «Мальми» и вместе с друзьями тренировал там в свободное время.
Из «Мальми» Канерва пробился в академию главного финского клуба ХИК, где в 1983-м дебютировал за основу (в Кубке УЕФА-1983/94 он сыграл в обоих матчах против «Спартака» – 0:2 и 0:5, с покером Гаврилова и голом Черенкова). Там тренер опустил Маркку из нападения в полузащиту, а чуть позже и в защиту. За пределами поля жизнь тоже кипела. После школы он пошел в армию, а потом хотел поступать на физиотерапевта, но не сложилось. Вдруг раздался звонок.
Директор начальной школы и бывший тренер школьной футбольной команды Пекка Иликантола позвонил Маркку (они познакомились на местном турнире) и предложил на несколько дней заменить учителя первого класса. Пара дней превратилась в неделю, а затем в целый год. Оказалось, что учительница ушла в декрет.
Канерве понравилось, поэтому он решил стать дипломированным педагогом и поступил в Хельсинкский университет. Выбирая перечень вступительных экзаменов, Пекка рассказал, что если взять математику, можно было бы набрать на балл больше. Маркку, несмотря на сомнения, выбрал математику и усиленно к ней готовился. «Преподавание математики – очень глубокое занятие, потребовалось много дополнительной работы», – вспоминает Канерва. Его итоговая специализация – математика и физкультура.
Лектор Илкка Харикоски, рецензируя преподавательские навыки Маррку, сказал, что содержание и стиль ведения в порядке, а вот со сленгом надо что-то делать. Карнерва признается, что учебу в университете, начавшуюся в 1986-м (в том же году его впервые вызвали в сборную), и футбол было сложно совмещать из-за плотного графика.
В следующем году ХИК стал чемпионом Финляндии: состав наполовину состоял из студентов (Канерва в их числе), один футболист работал геодезистом, а другой устанавливал телефоны. И это неудивительно: в финском футболе никогда не было больших денег. Даже в наше время зарплаты там невысокие. В 2018 году, по данным Sporting Intelligence, средняя зарплата футболиста в чемпионате Финляндии составила 19,8 тысячи евро в год (1 650 евро в месяц) – при том что средняя зарплата в Финляндии в том году была 3 200 евро в месяц.
Сейчас средняя зарплата в Финляндии где-то 3 600 евро, средняя зарплата учителя – около 3 500 евро (начинается от 1 750 евро и доходит до 5 570 евро). Так что не исключено, что в школе Канерва в какой-то период зарабатывал больше, чем в футболе.
Но даже без привязки к деньгам Маркку считает, что занятия спортом и учебу совмещать полезно. Карьера может неожиданно прерваться, и в любом случае надо готовиться к жизни после футбола. Главный аргумент – психологический, по его словам, учеба помогает сосредоточиться.
Университет 27-летний Канерва заканчивал, когда играл в Швеции (в 1991 году он перешел в «Эльфсборг» и провел там два сезона). И даже в другой стране он совмещал футбол с работой учителя: сначала преподавал финский для шведских детей (20 часов в неделю), а потом физкультуру и математику в средней школе.
В Швеции Канерва научился разруливать конфликты (важное качество и для тренера). На первом же занятии школьник-скинхед наехал на него: «Ты, ###### финн, я не буду делать ничего из того, что ты говоришь». Потом вылезла еще пара проблемных подростков. Канерва уточнил у директора, можно ли составить для них индивидуальные учебные программы. Директор разрешил – лишь бы парни приходили в школу. Так в их учебный план включили тренажерный зал, настольный теннис и бег трусцой.
Вернувшись в Финляндию, Маркку продолжил работать в той же школе, где начинал. Параллельно он поиграл за несколько клубов: «ФиннПа», ХИК, «Хонку» и потом опять за ХИК. Девяностые получились крайне напряженными: Канерва одновременно играл в футбол, преподавал в школе, учился на тренера и воспитывал с женой двоих детей.
В 1998 году ХИК вышел в групповой этап Лиги чемпионов – к ПСВ, «Бенфике» и «Кайзерслаутерну». Финны заняли последнее место, но бились и даже победили «Бенфику» (дома). Накануне игры в школу к Канерве заявилось португальское телевидение – чтобы снять сюжет про учителя-футболиста.
«В Португалии громко писали, что «Бенфика» проиграла любительской команде, хотя на тот момент я был единственным игроком со второй работой. Футбол в ХИК уже был профессиональным», – говорил Маркку.
Насыщенную карьеру игрока Канерва завершил в том же 1998-м. Он пять раз становился чемпионом Финляндии, трижды брал Кубок страны и четырежды – Кубок лиги. За сборную Финляндии провел 59 матчей и забил 1 гол.
Создает атмосферу в сборной благодаря навыкам педагога. Игроки называют его «профессором»
Перестав быть игроком, Канерва остался в школе и продолжал учиться на тренера. Поворотным стал 2004 год, когда ему предложили возглавить молодежную сборную Финляндии. «Я хотел доработать год в шестом классе, где преподавал тогда. В конце весеннего семестра взял отпуск», – вспоминал Маркку.
Так Канерва завязал с работой в школе и сосредоточился на карьере футбольного тренера. В 2009 году он вывел молодежку на чемпионат Европы – это было высочайшее достижение в истории, а пять футболистов из той заявки спустя 12 лет приехали на Евро-2020. Потом Маркку пять лет работал ассистентом в главной сборной – пока, наконец, не возглавил ее в 2016-м.
Внушительная часть тренерской философии Канервы основана на позитивной атмосфере – когда каждый игрок чувствует себя важной частью команды. Отчасти благодаря этому единению сборная выглядит спокойно и уверенно.
«Школьный класс и футбольная команда состоят из людей, стремящихся к успеху. Так что я увлекся тренерской работой именно благодаря преподаванию. Работа учителя – хороший инструмент для тренера. Она учит групповому управлению, планированию, организации, общению с разными людьми.
Как люди могут раскрыть свой потенциал и показать лучшие результаты? Нужна позитивная атмосфера, она способствует», – объясняет Канерва.
Тренер выстраивает с игроками доверительные отношения и ценит в футболистах прямолинейность – например, капитан Тим Спарв говорил, что Канерва всегда ждет от команды оценки тактических идей и даже критики. «Если есть доверие, если игрок делится мыслями, тогда на него можно влиять. Если игрок не доверяет, он не расскажет – и тренер не поймет, в чем проблема», – говорит Маркку.
Канерва объезжает как можно больше матчей и постоянно разговаривает по телефону с тренерами клубов, в которых выступают его футболисты. Это нужно для того, чтобы синхронизировать планы, обсудить позицию игрока, потенциальные идеи.
Он также долго разговаривает с капитанами сборной, знакомя их с программами предстоящих сборов – и что-то даже меняет, если игроки пожелают. Например, дневные тренировки перенесли на утро, потому что футболисты привыкли заниматься по утрам. «Он позволяет нам быть профессионалами. Он учитель, а не воспитатель детского сада», – объяснял один из игроков сборной.
Канерва постоянно придумывает что-то новое, чтобы не заскучать, и дает игрокам свободу (как тем шведским скинхедам). Например, на следующий день после матча с Иорданией (2:1) в 2018-м тренер разделил футболистов на группы, попросил проанализировать игру и поделиться мыслями.
«Где мы можем быть лучшими в мире? В командном духе. Исландия дважды участвовала в крупных чемпионатах – и одной из ее сильных сторон был командный дух», – считает Маркку.
Между собой футболисты называют тренера профессором. Он часто выступает перед командой по 30-40 минут и считает, что это оптимальное время. «Я не понимаю, когда некоторые говорят, что парни не могут впитывать информацию более 15 минут. В игре нужно все время держать фокус. Если они не могут сосредоточиться даже на полчаса, значит, мы слабы», – говорил Канерва.
При всех успехах сборной Маркку по-прежнему остается где-то сбоку и почти нигде не мелькает. «Я понимаю, что людям интересны медиа, но я не хочу выпендриваться, – объясняет тренер. – Пусть дела говорят сами за себя. Я сосредоточен на том, чтобы получить максимум от своих игроков, а не на том, как часто мое лицо сверкает в журналах».
Пукки – монстр контратак, но Финляндия уязвима в середине и на подборах. Гид по сопернику России
Фото: Gettyimages.ru/Joern Pollex eastnews.ru/Kalle Parkkinen, Markku Ulander; is.fi/ARI-VEIKKO PELTONE; suomifutis.com
Молодцы финны сумели защитить свое национальное государство от советских окупантов . Сражались как могли и спасли страну от коммунистов . Вот и живут сегодня нормально а не как в бывших странах совка .
Посмеялись всем ПФЛ