10 мин.

Испания учится играть без Рамоса, Пике, Карвахаля и Де Хеа (и, возможно, Альбы). Справа в обороне – полузащитник, в центре – два левши

В одном из интервью 2018 года тренер сборной Испании Луис Энрике объявил, что собирается проанализировать основные ошибки за два года и постепенно внедрить в сборную новые тактические идеи. Энрике называл этот процесс эволюцией, подчеркивая необходимость лишь постепенных, но при этом глобальных изменений в испанском футболе.

Прошло три года, и теперь ситуация в сборной больше напоминает революцию. Впервые за последние годы команда едет на большой турнир без игроков «Реала» и старой гвардии: из чемпионского костяка 2012-го на этот Евро вызваны только Альба и Бускетс. Однако эти двое тоже могут не сыграть – Серджи недавно сдал положительный тест на коронавирус, а Жорди теряет место в основе.

Энрике не вызвал Серхио Рамоса не только из-за плохой формы – если верить слухам, он хотел побыстрее внедрить в состав Эмерика Лапорта. Из-за отказа от капитана к тренеру появилось много вопросов по обороне: кто будет основным и как в центре уживутся левоногие Лапорт и Торрес; почему тренер не взял Начо и за какие заслуги вызвал Эрика Гарсию, который мало играл в «Ман Сити», или защитника «Лидса» Диего Льоренте.

Энрике оправдывал выбор состава тяжелыми условиями ковидного сезона – но пессимизм вокруг обороны сборной не развеял. Испанцы начинают этот Евро с самой противоречивой защитой среди всех топ-сборных.

Основной вратарь теперь – нестабильный Унаи Симон из «Атлетика»

Проблемы нынешнего состава сборной Испании начинаются с вратаря.

На место основного кипера претендуют 24-летний Унаи Симон из «Атлетика» и потерявший место в основе «МЮ» Давид Де Хеа. К обоим в Испании относятся холодно: бывший вратарь «Валенсии» Сантьяго Канисарес в своем блоге злился, что Энрике проигнорировал кипера «Алавеса» Пачеко, и при этом подтвердил – в испанском футболе сейчас нет ни одного топ-голкипера.

Проблема с вратарями началась после ЧМ-18: провал Де Хеа на том турнире вынудил тренеров сборной искать варианты. Сначала Энрике доверился Кепе, но тот вскоре присел в запас «Челси» – и в итоге вообще пролетел мимо заявки на Евро. Его место в воротах с ноября 2020-го безальтернативно занимает Унаи Симон, который до этого заменил Кепу и в «Атлетике». 

Энрике отмечал: главный фактор успеха Унаи – стойкость характера. «Футбол – это череда ошибок. В нем важны детали и спокойная реакция на просчеты, – объяснял бывший кипер сборной Андони Субисаррета. – Я следил за Унаи – он изучает футбол. Симон – такой тип личности, который даже после ошибки поднимется и продолжит выкладываться на все сто».

В сезоне-2019/20 Унаи был в топ-форме – из-за кошачьей реакции и хладнокровия на линии бывший тренер «Атлетика» Гаиска Гаритано прозвал его вратарем-монстром. Из-за формы Симон и попал в сборную Испании – Луис Энрике также говорил, что лидерские качества Унаи позволяют ему уже в 23 года управлять обороной команды. 

«Унаи провел прекрасный сезон, и мы не заметили ухода Кепы, – признавался бывший вратарь «Атлетика» Горка Ирайсос. – В столь раннем возрасте он развил в себе все необходимые навыки для современного голкипера. Мы встретились с ним, еще когда он был запасным в академии. Он психологически силен и выдерживает любое давление».

Однако в этом сезоне Симон нестабилен. Хорошие матчи чередуются с провалами, что хорошо видно из статистики:

Вратарский PSxG показывает количество голов, от которых спас вратарь относительно среднего кипера. Показатель Унаи в позапрошлом сезоне – космос, в Ла Лиге-20/21 Облак показал идентичный результат – и стал лучшим вратарем в топ-5 лигах. Однако такой результат во многом был следствием в целом надежной обороны «Атлетика» того сезона и аномального везения. Сейчас везение закончилось, и цифры Симона упали.

«Я не считаю себя игроком основы – у нас много других отличных вратарей. Тренер позволил мне видеть и изучать тренировки лучших голкиперов мира. Я приму любое решение тренера и всегда готов помочь своей сборной», – спокойно реагировал Симон на свои неудачи в этом сезоне.

Но Энрике говорит, что именно Унаи начнет Евро-2020. Луис верит – Симон еще наберет топ-кондиции того сезона. «В этом парне мне нравится его человечность и трудолюбие, – отмечал тренер. – Не скучаю по однообразию во вратарской линии времен Касильяса – всем нужно давать шанс».

Фланги обороны: вместо травмированного Карвахаля и Альбы в основе теперь полузащитник Маркос Льоренте и Хосе Гайя из «Валенсии»

На флангах все чуть спокойнее: до Евро основным левым защитником был Жорди Альба, но сейчас Энрике все больше наигрывает капитана «Валенсии» Хосе Гайя – он был в старте в товарищеском матче с португальцами и был признан AS одним из лучших игроков той встречи.

26-летний Хосе Гайя – классический быстрый фланговый защитник, который любит подключаться к атакам. При этом он делает меньше рывков, чем Альба, и больше сконцентрирован на обороне.  Гайя напоминает молодую версию Жорди – отлично играет в пас и выбирает момент для продвижения. Из-за этого Хосе сделал семь ассистов в этом сезоне – лучший показатель среди всех защитников Ла Лиги. 

Итогом прогресса стал интерес «Барселоны». «Гайя – защитник будущего, – говорил журналист Крис Аткинс. – Он воплощает в себе смесь сильных сторон Жорди Альбы и Хуана Берната».

На другом фланге обороны теперь номинальный полузащитник Маркос Льоренте. У него в системе Энрике особая роль – он часто меняется позициями с правым вингером и за счет своевременного подключения создает свободное пространство. Вариативность Льоренте позволяет ему играть строго на фланге или создавать численное преимущество в центре при розыгрыше мяча.

Пример из матча с Португалией. Ферран Торрес остается сзади, а Льоренте бежит на его позицию:

Фланговые защитники не успевают за Маркосом, и на него выдвигается Пепе. Так Льоренте создал больше пространства и для нападающих:

Новая позиция Льоренте – вынужденная мера: из-за травм и плохой формы на Евро не смогли поехать Серджи Роберто и Дани Карвахаль. Единственным номинальным правым защитником в составе испанцев стал Сезар Аспиликуэта из «Челси», но он не подходит к нынешней модели – Аспи лучше чувствует себя в тройке защитников и не так хорошо подключается к атакам.

Такая роль Льоренте может стать главной фишкой Испании на Евро. «Я готов поставить его на любую позицию, – отмечал Энрике. – Маркос – разносторонний игрок. Мы говорим о том, где он сам хочет сыграть, и действуем исходя из его выбора. Он играет на фланге, а может и в центре – Маркос легко адаптируется к новым условиям и везде полезен».

Энрике экспериментирует с центром защиты – пробует левоногих Лапорта и Торреса в паре, но основным может стать и Эрик Гарсия

После того, как Жерар Пике завершил карьеру в сборной (еще в 2018-м), а у Рамоса начались проблемы со здоровьем, центр обороны Испании стал выглядеть уязвимой зоной. Перед началом Евро в команде появился Эмерик Лапорт и сразу стал в ней основным – по слухам, именно Энрике был инициатором ускорения выдачи гражданства для 27-летнего игрока с баскскими корнями.

Тренер видит в Лапорте нового лидера обороны – его подкупает опыт и класс игрока. Эмерик даже после неудачного сезона в «Сити» все еще остается топ-защитником. Раньше он не был нужен из-за похожего по качествам Торреса из «Вильярреала», но из-за потери Рамоса сборная нуждалась в новом страхующем защитнике.

С Лапортом в центре обороны осталось лишь одно вакантное место, на которое претендуют новый защитник «Барселоны» Эрик Гарсия (бывший партнер Лапорта по «Ман Сити») и лидер «Вильярреала» Пау Торрес. 

В игре с португальцами Энрике попробовал Торреса –  и в обороне Испании образовалась связка из двух левоногих центрдефов. В европейском футболе так почти никто не играет – розыгрыш становится слишком предсказуемым, так как левша более ограничен в продвижении. 

Решение поставить Торреса и правда получилось противоречивым – Лапорту было неудобно постоянно отдавать короткие передачи Льоренте левой ногой, чтобы создавать любимые испанцами треугольники при розыгрыше мяча.

Но Энрике не спешит с выводами: «Они могут стать связкой на турнире. Эмерик и Пау – два выносливых левоногих игрока, которые хороши при розыгрыше и сильны без мяча. Все говорят лишь о том, что они оба левши, но никто не обратит внимание, если на поле будут два правоногих защитника». 

«Он еще не привык к новым условиям – Рамос постоянно наставлял его. Парень пока еще адаптируется», – защищал Торреса журналист Антонио Ромеро.

Альтернативой может стать правоногий Эрик Гарсия. Есть еще 27-летний Диего Льоренте из «Лидса» (не путайте с Маркосом Льоренте) – но перед началом турнира он сдал положительный тест на коронавирус.

Гарсия в этом сезоне провел за «Сити» всего пять матчей – в том числе из-за желания летом перейти в «Барселону» в качестве свободного агента. Но Энрике все равно взял его на Евро.

Гарсия – подвижный защитник, который способен играть в разной манере: агрессивно продвигать мяч или контролировать его с помощью перепасовок, а также при необходимости страховать партнера. «Эрик – топ-футболист, – признавался Гвардиола. – Гарсия никогда не ошибается. Он умен (уже учится на тренера) и никогда не демонстрирует какой-то невероятной игры. Эрик просто всегда играет хорошо».

«Гарсия хорош, но у меня еще много отличных игроков, – гордился Энрике. – Я пока и сам не знаю, кто будет играть в основе».

***

В Испании эксперименты Луиса Энрике воспринимают болезненно – и все еще переживают отказ от Серхио Рамоса.

«Мы стоим посреди шторма. Весь мир смотрит на нас как на дураков из-за выбора Энрике. Он не хочет принять, что мы пока не готовы играть без Рамоса», – злился журналист AS Антонио Ромеро в одном из подкастов.

Отказ от Рамоса поделил Испанию надвое, и сейчас вокруг сборной действительно неспокойно – в матче с португальцами «Ванда» освистала тренера. «Мне все равно на свист в мой адрес, – отвечал Луис после матча. – Я не обращаю на это внимания, но меня беспокоят плохие настроения вокруг нашей сборной».

Если Испания провалится, тренеру наверняка достанется первым. 

Фото: REUTERS/Sergio Perez; Gettyimages.ru/Juan Manuel Serrano Arce / Stringer, Denis Doyle / Stringer, David Ramos; globallookpress.com/Joel Marklund/Keystone Press Agency, Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency