16 мин.

Что будет с Германией на Евро? Лев обещал починить бундестим после провала на ЧМ-2018, но, кажется, у него не получилось

Новых звезд мало, защита стала уязвимой, игроки жалуются на оборонительную тактику.

Сборная Германии – одна из тех команд, которая только выиграла от того, что ковид сдвинул Евро на год. Прошлым летом могло случиться непоправимое, и немцы отправились бы на турнир без лучшего игрока. 

Но прошло время, Лев одумался и все-таки вернул Томаса Мюллера. А вместе с ним другого ветерана – Матса Хуммельса – и еще пару забытых персонажей, о которых не вспоминал несколько лет.

Мюллер и Хуммельс все-таки сыграют на Евро-2020. Лев два года их игнорировал, но в итоге сдался

Это последний турнир для Йоги. Больше нет смысла быть чересчур принципиальным, поэтому на этот раз он вызвал не своих любимчиков, а футболистов, которые на данный момент больше всех заслужили сыграть на Евро. Смогут ли они реабилитироваться после позора на ЧМ-2018? Разбираемся с перспективами Германии на Евро. 

К немецкой заявке не придраться. Лев впервые за долгое время пригласил всех лучших (хотя недовольные его выбором все равно есть)

После ЧМ завершили карьеру в сборной Йонас Хектор и Марио Гомес. Месут Озил тоже ушел из команды, но из-за того, что ему надоело терпеть расизм со стороны руководителя Немецкого футбольного союза Райнхардта Гринделя.

Лев перестал вызывать игроков, которые провалили турнир и потом резко сдали: Себастьян Руди, Сами Хедира (закончил с футболом этим летом) и Марвин Платтенхардт (на его место пришли Робин Гозенс и Марсель Хальстенберг). Марко Ройс сам попросил тренера не вызывать его, чтобы восстановиться после трудного сезона.

В остальном костяк остался прежним. Здесь есть универсальные игроки вроде Эмре Джана или Маттиаса Гинтера, которые впишутся в разные схемы и закроют 2-3 позиции каждый. Есть шикарная полузащита (Киммих, Кроос, Гюндоган, Горетцка), которую невозможно испортить как ни тасуй сочетания, и ветераны в пиковой форме (Нойер, Мюллер). В нападении у Германии скоростные игроки с дриблингом (Сане, Гнабри). Позиция левого защитника с появлением Робина Гозенса уже не кажется проблемной, и атакующие навыки латераля «Аталанты» точно пригодятся команде (он идеально подходит для так полюбившейся Леву схемы с тремя центральными защитниками). 

Примечательно, что это самая возрастная заявка (27,6), которую набирал Йоги за те 15 лет, что управляет командой. Из немецких талантов, родившихся в 21 веке, в ней нашлось место только для 18-летнего Джамала Мусиалы. Но на него Йоги очень рассчитывает уже сейчас – не зря же отбивали парня у англичан всем Немецким футбольным союзом. Джамал здорово показал себя в «Баварии» в этом сезоне, и его уверенная игра в Лиге чемпионов оказалась решающим фактором при выборе между ним и звездой-ровесником из «Байера» Флорианом Виртцем.   

Бастиан Швайнштайгер, кажется, единственный, кто остался недоволен выбором тренера. Чемпиона мира смутило отсутствие Джерома Боатенга. «Не понимаю, почему Джером остался вне заявки, – сказал Басти в интервью Sport Bild. – На мой взгляд, он лучший центральный защитник Бундеслиги прошедшего сезона, не говоря уже про то, что во всех титулах, выигранных «Баварией» за последние два года, Джером принял непосредственное участие и был важной частью команды».  

Самый сложный выбор – в атаке: встроенный в систему, но мало забивающий Вернер, топ-бомбардир «Монако» Фолланд, который не вызывался в сборную почти 5 лет, или схема без классического форварда

Сезон в «Челси» принес Вернеру самый главный трофей в карьере, но вряд ли добавил уверенности. После чемпионата мира Лев сделал на него ставку как на подвижного страйкера в тройке нападения, где тот умело менялся местами с партнерами Гнабри и Сане, запутывая соперника. И Тимо действительно смотрелся неплохо. По забитым голам за последние три года из текущей заявки Германии его обошел только Гнабри (11 мячей против 7). Тренер иногда экспериментировал с сочетаниями, но было ясно, что Вернер – будущее команды, у которого нет на этой позиции конкурентов.

В 2021 году ситуация немного изменилась. Тимо за последние полгода не сыграл ни одного официального матча за сборную в старте. С Исландией и Румынией в отборе ЧМ весной он вышел только на 15 минут (ничем не запомнился), а в матче против Северной Македонии промахнулся из выгодной позиции и умножил на пять количество шуток про свою неуклюжесть. Германия проиграла тот матч – и это всего второе поражение немцев в отборе ЧМ с 1985 года.

Уверенность в себе – одно из главных качеств нападающего, и у немцев в заявке есть форвард, у которого нет проблем с реализацией.

Кевин Фолланд провел самый успешный сезон в карьере – 18 голов за «Монако» во всех турнирах. Сам 28-летний игрок уже не верил, что его когда-нибудь снова позовут в сборную. Последний раз это было почти 5 лет назад – сыграл несколько минут в товарищеском матче против Италии. «Когда тебя так долго нет в команде, это явный знак, что твое время прошло и нужно сосредоточится на чем-то другом», – грустно подытожил Фолланд в интервью Kicker в конце прошлого года, но был неправ. Еще дольше звонка от Лева ждал левый защитник «Фрайбурга» Кристиан Гюнтер. Весь его опыт в сборной до нынешнего лета ограничивался 8-минутным появлением против поляков в 2014 году.

В споре с Вернером за место в старте за Кевина (помимо того, что он забил в три раза больше голов) – желание и умение вести единоборства благодаря плотному телосложению и низкому центру тяжести (сказывается увлечение хоккеем). Матс Хуммельс, например, отмечал, что на подготовительных сборах против Фолланда очень тяжело защищаться. «Его невозможно сдвинуть с места, когда он играет спиной к чужим воротам. Так здорово закрывать мяч корпусом не получается больше ни одного игрока здесь», – признавался Матс. Кроме того, нападающий здорово прокачал себя в комбинационной игре и стал увереннее контролировать мяч. 

Главный тренер «Монако» Нико Ковач, при котором Фолланд раскрылся во Франции, тоже отметил его прогресс: «Кевин заслужил этот вызов. Для меня он – единственный классический центрфорвард, который есть сейчас к Германии. Мне он напоминает Мирослава Клозе».

В «Монако» он чаще всего играл в нападении в паре с Бен-Йеддером и двумя вингерами, которые стягивали защитников, освобождая пространство для маневра. Сборная Германии такую схему на себя очень давно не примеряла, и вряд ли специально для Фолланда Лев сделает исключение. Поэтому мы можем лишь предположить, как выглядела бы формация, которая идеально вписала бы в состав самого результативного немецкого нападающего пяти топ-лиг прошедшего сезона. 

Фолланд никогда не был игроком основы бундестим, и при всех успехах в клубе сейчас может рассчитывать только на роль запасного. Сборная, скорее, сыграет вообще без номинальных форвардов с Мюллером в центре (как это было в товарищеской игре против Дании в начале июня), чем с Фолландом с первых минут. 

После отборочных матчей этой весной Лев признался, что убрал Вернера в запас, потому что в матчах с соперником, который прижимается к своим воротам, Тимо не так эффективен, но он по-прежнему доверяет ему. Вероятно, на Евро в играх против равных по уровню Франции и Португалии, у Вернера будет больше свободы, он будет более полезен и снова обрадует тренера. Особенно если будет попадать по пустым воротам с 7 метров.

Возвращение Мюллера – удачная попытка разбудить коммуникацию между игроками на поле. Томас управляет всей командой, раздавая подсказки по ходу игры

«Планирую и дальше строить команду без Мюллера, Хуммельса и Боатенга», – еще в ноябре прошлого года Лев непоколебимо стоял на своем. Однако этой весной он резко передумал, обвинив пандемию в том, что она помешала ему закончить перестройку команды. «Я как тренер должен мыслить двухгодичным циклом. После ЧМ-2018 я планировал обновить команду, но ковид украл у нас прошлый год, поэтому пришлось прервать процесс омоложения и довериться опытным игрокам на Евро», – объяснял Йоахим в интервью ARD.

Мюллера и Хуммельса в свое время оскорбило отлучение от сборной, но они с удовольствием снова влились в команду. Уже в первом матче после возвращения Томас показал, для чего он нужен. Команда сразу настроилась на чистоту «Радио Мюллер». Зычными подсказками в товарищеской игре против Дании он не давал расслабляться Лерою Сане, который лениво прессинговал соперника, помогал новичку Флориану Нойхаусу правильно распоряжаться мячом в центре поля и направлял правого защитника Лукаса Клостерманна («Давай в середину, Клости!»).

Робин Гозенс признается, что у Матса и Томаса особая аура: «Мне спокойно играть вместе с ними. На них можно положиться, и это чувство чрезвычайно важно для всей команды». Еще до того, как стал профессионалом, Гозенс фанател от Мюллера и праздновал в его майке победу на ЧМ-2014 в Берлине.

Мюллер не только подсказывал партнерам, когда нужно вступать в отбор, но и сам участвовал в прессинге (он лучший в «Баварии» во выигранным единоборствам в сезоне-20/21). 

В последнее время немцы редко использовали передачи с фланга в штрафную, потому что просто некому было замыкать навесы, хотя команда часто оказывалась в ситуации, когда забросы точно помогли бы против насыщенной обороны соперника. Мюллер уже спешит на помощь – в прошедшем сезоне забил 5 мячей головой.

Особенно Томас хорош вот при таких передачах из глубины.

Удивительно, но у Томаса по-прежнему нет забитых голов в финальной стадии Евро, при том, что на чемпионатах мира он отличался в сумме 10 раз. Как показал подготовительный сбор, он сейчас в великолепной форме и готов исправить этот баг.

Хуммельс вернулся, чтобы навести порядок в обороне, заручившись поддержкой Ману Нойера. «Наше взаимопонимание за время моего отсутствия никуда не пропало, – сказал Матс на одной из пресс-конференции во время тренировочного лагеря (чего нельзя сказать о его химии с другими защитниками). – Он знает, чего ждать от меня, я знаю, как сделать его жизнь на поле спокойнее».  

По именам Германия не сильно поменялась после ЧМ (это при условии, что за сборную дебютировали 17 игроков), но изменился функционал многих лидеров

Немецкая система подготовки молодежи никогда так не облегчала работу Леву, как в конце нулевых. Из поколения Озила, Нойера, Боатенга и Хуммельса (которое оказалось самым качественным и самым живучим из всех последующих) он выжал максимум и сделал их чемпионами мира. Последние пару-тройку лет тренеру приходилось трудно, но он сам виноват в том, что не вовремя затеял масштабную перестройку. 

Хотя даже при дефиците талантливых фрешменов в Германии (да, были очевидные гении вроде Хавертца, но их было мало) при Леве, начиная с сентября 2018-го, за сборную сыграли 17 новых футболистов.

Дальше – длинная таблица с перечислением всех дебютантов:

Вкратце выделим главное:

• Лев за три года подобрал только двух классических форвардов (Ут и Вальдшмидт – оба выступили посредственно и на данный момент отцеплены). И нельзя сказать, что тренер кого-то игнорировал или не замечал – с этой позицией у немцев действительно все сложно. 

• Пятерым игрокам на момент дебюта было 25+ лет, что плохо бьется с концепцией омоложения состава, которую изначально предложил главный тренер.

• И все же нельзя сказать, что Йоги впустую потратил время, занимаясь обновлением команды – семерых новичков он в итоге забрал с собой на Евро (трое, возможно, выйдут в старте на матч против Франции).

Главный критик Лева Швайнштайгер все равно считает, что путь, который Йоги выбрал после ЧМ-2018, оказался провальным, но при этом добавляет: «Не он один виноват в том, что команда не прогрессировала последнее время. Многие игроки, которым давали шанс, не показали себя и так и остались в тени». 

Несмотря на длинный список новых футболистов, перед стартом Евро главные люди в немецком ростере – все равно те, кто неудачно выступили на ЧМ-2018. Нойер, Мюллер, Хуммельс, Киммих, Горетцка, Кроос, Вернер – все они выходили тогда в старте. Правда, у некоторых из них роли и задачи за три года серьезно поменялись. 

Мюллеру теперь не нужно уживаться в атаке с Озилом или Ройсом – он может свободно перемещаться и искать моменты.

Киммих перешел в полузащиту и теперь отлично управляет командой из опорной зоны. Правда, в последней товарищеской игре против Латвии Лев впервые за три года вернул его на правый фланг защиты, потому что хотел большего вовлечения в атакующие действия от игрока на этой позиции (Клостерманн все-таки больше сконцентрирован на обороне). Йозуа отдал голевую, немцы победили 7:1. Понятно, что Лев хочет разместить на поле всех лучших (в центре полузащиты у немцев действительно перебор топов), но все же как полузащитник Киммих принесет команде гораздо больше пользы.

К Вернеру не стекаются все атаки, он – один из трех постоянно меняющихся друг с другом форвардов. А Йоги больше не зациклен на одной схеме (4-2-3-1) и может переключаться, к примеру, на игру в три центральных защитника, чего тоже не было на чемпионате мира в России. 

 Или использовать такой вариант:

Но тут есть нюанс, потому что...

Даже с учетом возвращения Хуммельса защита остается слабым местом Германии. Игрокам не хватает сыгранности, а представители «Баварии» недовольны построением в три центральных защитника

Лев считает, что 3-4-3, 3-5-2 и другие варианты с тройкой сзади – это лучший вариант, когда счет в матче не открыт или команда охраняет минимальное преимущество (вероятно, против Франции и Португалии тренер будет использовать именно ее, ведь он в последнее время не любит рисковать). 

Игроки не в восторге от осторожной тактики. Согласно инсайдам Bild, баварский блок (самый многочисленный и влиятельный – Нойер, Мюллер, Киммих, Зюле, Горетцка, Гнабри, Сане, Мусиала) хотел бы видеть классический вариант 4-2-3-1, более привычный большинству из них. 

Защитники плохо страхуют друг друга, и это объяснимо. Гинтеру, Коху и Зюле нужно время на то, чтобы адаптироваться, потому что у себя в «Гладбахе», «Лидсе» и «Баварии» соответственно они играют парным центром обороны. 

Свежий пример несогласованности – пропущенный гол от Дании. При том, что немцы контролировали матч и играли первым номером, датчане использовали чуть не единственную возможность. Зюле и Хуммельс так и не решили, кто из них будет держать Поульсена, и в итоге нападающий «Лейпцига» убежал и забил.

Лев понимает эту проблему, и на тренировках защитники работают над тем, чтобы располагаться компактно, а также не проигрывать единоборства 1-в-1. Матса брали на роль шефа обороны, он пытается координировать партнеров, но на это нужно время, а турнир вот-вот начнется.

Из-за насыщения игроками защитной линии в центре полузащиты остается место только для двух человек, поэтому иногда немцы не успевают быстро накрыть соперника в центре поля, и потеря мяча здесь оборачивается проблемами. Против лихой контратакующей команды Германия снова может быть уязвимой.

Лев признает, что в последние пару лет его команда позволяла сопернику слишком много в том числе на стандартах. «Мы решаем эту проблему, – заявил Лев на пресс-конференции после матча с Данией. – А также совершенствуем ситуационный прессинг и давление на чужой половине. На тренировках трудно смоделировать стрессовые ситуации, но мы стараемся создать на занятиях условия, максимально похожие на официальные соревнования».

Готовясь к турниру, немцы не забывают расслаблятся. Катаются на электровелосипедах Porsche (стоимостью 9 тысяч евро) и рубятся на гоночном симуляторе в лобби отеля

Бундестим начала подготовку к Евро в австрийском Зеефельде. Несмотря на то, что отель, где остановилась команда, напоминал неприступную крепость, журналисты Express узнали пару интересных особенностей из жизни игроков на сборах.

К примеру, на тренировки футболисты приезжали на электровелосипедах Ducati и Porsche, стоимостью от 7 до 9 тысяч евро. Защитник Гозенс долго не мог поверить, что велосипеды Porsche в принципе существуют.

А на первом этаже отеля, где остановилась команда, спонсор сборной Volkswagen установил гоночный симулятор, к которому каждый день выстраивалась очередь из игроков и персонала. Лучший круг показал один из физиотерапевтов. Мюллеру и другим сборникам так понравился этот симулятор, что они попросили Volkswagen установить два таких в лагере в Херцогенаурахе, куда команда перебирается на следующей неделе, чтобы можно было устраивать гоночные дуэли. 

Известно, что на ЧМ-2018 игрокам отключали на ночь интернет, чтобы они до утра не играли в Playstation. Когда немцы только заехали в отель в Зеефельде, журналисты тут же спросили, как дела обстоят на этот раз. «У меня в номере все работает, – сказал Гозенс в интервью 11 Freunde. – Не могу назвать себя геймером, но периодически мне нужно время, чтобы почитать новости на ноутбуке».

Чтобы как-то напомнить игрокам об их основной миссии, Немецкий футбольный союз (DFB) пообещал им за победу на Евро 400 тысяч евро каждому (итого более 10 млн евро только на игроков). Это самые большие премиальные в истории сборной.

***

На днях Sport1 провел у себя на сайте голосование «Как далеко пройдет сборная Германии на Евро?». Большинство пользователей (33% из 60 тысяч участников) не верят в то, что немцы выйдут из группы. «Все привыкли, что на каждом турнире Германия – в числе претендентов на титул, но не нужно забывать, что другие страны развивали молодежь последние несколько лет и у тех же французов сейчас отличная команда. Мы должны быть довольны, если Германия просто выйдет из группы», – сказал бывший игрок бундестим Марио Баслер в эфире Doppelpass (популярное футбольное ток-шоу в Германии).

А вот бывший тренер сборной Юрген Клинсманн с ним не согласен и считает, что немцы автоматически входят в число фаворитов: «Мы исторически относимся к элите мирового футбола. Победы в нашем ДНК. У нас нет никаких других вариантов, кроме как стать чемпионами Европы».

Германия попала в группу смерти и первые два матча проведет против Франции и Португалии. С топ-сборными у команды Лева плохая статистика (всего одна победа в семи последних матчах). Возвращение Мюллера и Хуммельса, конечно, позитивно отразится на атмосфере в команде, но наивно предполагать, что последние три года немцам не хватало только этих двоих, чтобы решить все проблемы. 

У России – 4 легионера (впервые с 1996-го), игроков «Боруссии» в Англии больше, чем «Ливерпуля», а Германия – без натурализованных футболистов

Фото: globallookpress.com/Trainer D Revierfoto via www.imago-images./www.imago-images.de, Seskimphoto via www.imago-images/www.imago- images.de, Panoramic/Keystone Press Agency, Oryk HAIST/SVEN SIMON, Federico Gambarini/dpa; REUTERS/Federico Gambarini, Angelika Warmuth; Gettyimages.ru/Leon Kuegeler-Pool