Как запустить тренерскую карьеру в немецком футболе? Наш блогер год работал в берлинской «Тасмании» – здесь начинал Рюдигер
В первой части – как устроиться в клуб и решать проблемы с дисциплиной в команде.
От редакции: вы в блоге Кирилла Серых – аналитика Немецкой футбольной лиги, который делится здесь своими впечатлениями и открытиями. Подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте плюсы, чтобы фактурных и интересных постов было еще больше.
***
С мая 2020-го по август 2021-го я проработал в берлинской «Тасмании» тренером и видеоаналитиком. Это мой первый опыт работы в клубе, поэтому в серии постов хочется рассказать о том, как я трудоустроился, переосмыслил профессию юношеского тренера, немного поработал видеоаналитиком и за несколько игр до ухода перешел из молодежки в основную команду.
Забегая вперед скажу, что из клуба пришлось уйти из-за основной работы дата-сайентистом в DFL (Немецкая футбольная лига), полноценно совмещать с которой участие в жизни первой команды стало невозможным. И все же опыт работы в таком большом клубе, пусть и в коронавирусный год, был очень ценным для понимания того, как вообще работает немецкий футбол.
Как можно попасть в немецкий футбольный клуб
Небольшое отступление: переехав в Берлин зимой 2020-го и окончив тренерские курсы категории C за пару месяцев до этого, я решил как можно быстрее найти работу, чтобы начать тренировать.
Всего в Берлине больше 400 клубов: два самых известных из них играют в Бундеслиге – «Герта» и «Унион Берлин». До конца минувшего сезона в двух следующих лигах не было ни одного клуба из столицы, но с этого сезона в третьем Бундесе играет победитель Региональлиги Ост «Виктория 1889». Вообще, профессиональным футболом в Германии считаются первые три Бундеслиги, затем идет четвертый уровень – Региональлиги (5 по всей стране) и пятый уровень – Оберлиги (13 лиг).
Формально Региональлиги относят к полупрофессиональному футболу, а вот с Оберлигами немного сложнее – сами немцы говорят, что на западе Германии более высокий уровень, поэтому команды тех Оберлиг можно тоже считать полупрофессиональными, а вот на востоке страны команды ближе к любительскому уровню. Все, что ниже пятой лиги – любители. Поэтому исходя из этой логики, я пытался попасть в команды не ниже Оберлиги.
Сначала я шерстил составы и сайты нужных мне лиг на fussball.de – отличный сайт-аггрегатор, посвященный всему любительскому и полупрофессиональному футболу в Германии. Там можно найти составы и расписание матчей не только основных команд, но и всех молодежных и команд ветеранов. Тренеры в Германии обязаны вносить составы играющих команд перед игрой на сайт DFB (Немецкий футбольный союз), который синхронизирован с fussball.de, поэтому на нем всегда можно найти самую актуальную информацию, обновляемую в лайве либо тренерами, либо судьей.
Всего в Берлине нашлось 13 клубов, играющих в интересных мне лигах. Сначала я написал каждому из клубов письмо на почту, где рассказал о себе и приложил CV. В итоге не ответил никто, и уже сейчас я знаю, что зачастую подобные почты в клубах вообще практически никто не смотрит. Параллельно с этим я ходил на матчи основных команд и пытался поговорить с тренерами, но все отправляли меня либо на сайт, либо давали контакты руководителей академии, которые тоже не отвечали на звонки и сообщения.
Но немцы сделали еще один отличный сайт – биржа тренеров transferiva.de. На нем любой желающий (даже без опыта работы) может выложить резюме, рассказать о себе и в любом случае найдется клуб какого-либо уровня, который откликнется и напишет.
Описание моего профиля на transferiva.de
За пару месяцев я получил много откликов, пару раз даже ездил на собеседования в клубы, находящиеся не так далеко от меня, но это были 7-8-е лиги, причем даже не всегда в Берлине. Я ждал и в конце апреля получил самое важное сообщение – от «Тасмании». Клуб искал новых тренеров для академии, так как у них сменилось руководство и появилось стабильное финансирование. Требовались молодые тренеры, готовые вносить перемены в клуб.
Пример сообщения от клубов
«Тасмания» находится в районе Нойкельн – одном из самых известных районов города, где в основном проживают как люди с восточными корнями, так и огромное количество молодежи и хипстеров. Обе эти группы привлекали низкие цены на жилье из-за неблагоустроенности внутри, но сейчас это один из самых популярных районов. «Тасмания» – его самый большой клуб, а один из ее воспитанников (причем родившийся именно в Нойкельне) Антонио Рюдигер.
До 2019 года клуб играл в любительских 6-7 лигах, но с переходом в Оберлигу в него вернулись братья Нье – Абу и Момар, уже игравшие и тренировавшие в «Тасмании» раньше. Тогда же и сменилось руководство – главой клуба стал Альмир Нумич, местный бизнесмен из гостиничной индустрии.
Попасть в структуру клуба несложно – где-то в течение часа я говорил с обоими руководителями юношеского направления. Рассказал о себе: где учился на тренера, что было на экзамене и почему мне интересно тренировать именно юношей. Я понимал, что меня никто не возьмет сразу в первую команду, да и это было не так интересно – хотелось опробовать профессию не на совсем детях, а на ком-то постарше, чтобы давать больше тактики и приучать к более техническим вещам. Также я хотел снимать игры и проводить разбор моментов с командой, а делать это с ребятами младше 15 лет казалось сложным.
Сперва меня думали отправить в команду U14, но в итоге дали U17, предупредив, что это самая сложная команда. И тут начали рушиться ожидания.
Первые тренировки и переосмысление профессии юношеского тренера
Моим коллегой и наставником стал Сальви Роголли – на тот момент только что завершивший карьеру футболист, игравший в основном в восточной Германии в 4-5 лигах. Параллельно с футболом он работал курьером в одной из логистических компаний и начал тренировать команду U17 в январе 2020-го. U17 играла в Ландеслиге (4-ая лига из 7), на момент остановки сезона занимала 8-е место из 14, а с новым тренером успела сыграть пять игр и ни разу не проиграть – 4 победы и одна ничья.
Я же пришел на первую тренировку после карантина, чтобы познакомиться с командой и понаблюдать за всем процессом. И первое же, что бросилось в глаза – огромнейшие проблемы с дисциплиной. Многие игроки очень легко отвлекались, разговаривали друг с другом, нестарательно выполняли упражнения. Даже делая скидку на долгую паузу было все равно заметно, что вещи не держатся под контролем. Почему это было так сложно – мне кажется, что причин несколько.
Первая и самая очевидная – это пубертатный период. Ребята 14-16 лет в принципе легко отвлекаются, достаточно энергичны и нестабильны эмоционально
Вторая – долгое отсутствие тренировок
И третья, возможно, самая субъективная причина – специфика менталитета. Большинство из ребят имеют восточные корни, и если по отдельности каждый из них может быть спокойным и сконцентрированным, то самые неспокойные формировались в группу из 3-4 человек, которые и разрушали всю атмосферу. К этому нужно было найти подход.
Первые несколько недель до товарищеских игр мы в основном приводили ребят в форму и отсматривали новых игроков из других клубов и команд U14. Параллельно с этим нам пришлось выгнать одного парня из-за его поведения, но это сильно улучшило климат в команде.
В начале июня мы собрали всех и стали стабильно тренироваться три раза в неделю. Помимо Сальви к нам пришел еще один тренер – Деннис Заяц. Деннис, как и я, не имел игрового и тренерского опыта. Но ему доверили заниматься полностью второй командой нашего возраста и иногда помогать нам в первой команде. Сальви готовил тренировки для полевых игроков, Деннис готовил физические упражнения и разминки, а я забирал вратарей и проводил с ними отдельную тренировку. В тот момент участвовал в хакатоне и разрабатывал новую вратарскую метрику, поэтому хотел сфокусироваться только на этих игроках и со стороны тренировок.
Так мы проработали примерно месяц. Дисциплина понемногу нормализовалась и игроки привыкали к нашим требованиям, но помимо подготовок к тренировкам приходилось решать массу организационных моментов и внутри, и вне команды. Общение с родителями, ввод систем дежурств и штрафов, заказ и раздача комплектов формы, заполнение различных бумаг для Берлинской федерации футбола, часто меняющееся расписание, переезды из одной раздевалки в другую и прочие мелочи часто мешали нормально собраться и обсудить то, что мы хотим видеть от команды. Для троих из нас работа тренером была неосновной, поэтому иногда просто физически было тяжело остаться после тренировки, чтобы поговорить.
Тренировки обычно проходили так:
18:00 – 18:15 – сбор тренерами, обсуждение плана предстоящей тренировки
18:15 – 18:30 – общение с ребятами, раздача дежурств
18:30 – 18:50 – разминка (проводил Деннис)
18:50 – 19:15 – основное упражнение 1
19:15 – 19:40 – основное упражнение 2
19:40 – 20:00 / 20:15 – игровое упражнение / отработка стандартов
Не всегда получалось именно так, но именно этого временного плана мы старались придерживаться. Если очень везло и не нужно было искать мячи в близлежащем лесу (а это было огромнейшей проблемой), то мы собирались в 20:30 в раздевалках: немного обсуждали со всеми тренировку, затем следующие полчаса говорили с игроками индивидуально, а в 21:00-21:30 заканчивали и могли что-то обсудить между тренерами. Но чаще всего приходилось тратить время на организационные и дисциплинарные вопросы после тренировок: искать мячи, говорить с родителями, освобождались мы к 22:00. После этого Сальви нужно было ехать к семье (у него трое детей и на тот момент ожидался четвертый ребенок) и хотя бы немного поспать, так как он начинал работать с 5 утра и часто было уже не до обсуждений. Но даже несмотря на это, мы находили время на выходных.
На этом я закончу первый пост. Если вам интересна тема, то напишите в комментарии, о чем бы еще хотелось узнать. Рассказать есть много о чем, но хотелось бы все уложить в три небольших поста.
Команда из России придумала метрику оценки вратарей. И презентовала ее топовым аналитикам в Лондоне
Фото: instagram.com/svtasmaniaberlin_official; globallookpress.com/Giuseppe Maffia via imago-images.de
Насчёт полупрофессиональных клубов: на западе и юге в шестой лиге - Verbandsliga - вполне платят деньги, по крайней мере амбициозные клубы, которые хотят подняться. В этом, кстати, серьезная проблема немецкой системы после того, как академии стали частью лицензирования в Бундеслиге. Молодые футболисты играют в пятой-шестой лиге, получают деньги и работают параллельно, чтобы свести концы с концами. При этом это уже серьезный футбольный уровень - времени на учебу у многих уже не остаётся. Вроде как до хороших денег остался только шаг и тренироваться надо для этого по полной, без оглядки на учебу. Но действительно подняться выше и сделать карьеру даже в третей лиге - если ты не из академии - получается только у единиц. И многие просто не заканчивают вовремя. Так большое количество игроков остаются без учебы, без карьеры и без накоплений. И ещё хорошо, если здоровье не сломали.
Таких экстремальных историй я не слышал, да и думаю, если бы они были - о них бы знали все)
Насчет отчисления - в молодежках не нужно обосновывать, плюс у этого игрока уже были дисциплинарные взыскания в прошлом сезоне, отраженные берлинской футбольной федерацией, там была потасовка после матча. Поэтому его мы поставили перед фактом, но его взял другой клуб в итоге.
Вопрос: а как происходит отчисление игрока из команды? Нужно ли обосновывать это решение перед какими-нибудь инстанциями? Может ли игрок его обжаловать? Или просто его ставят перед фактом и всё?